Новорожденность как особый этап в развитии ребенка
5.1. Кризис новорожденности
Первый
год
жизни
ребенка
можно
разделить
на
два
периода:
новорожденности
и
младенчества. Периодомноворожденностиназывается
промежуток
времени,
когда
ребенок
отделен
от
матери
физически,
но
связан
с
ней
физиологически,
и
длится
от
рождения
до
появления
«комплекса
оживления»
(в
4–6 недель). Периодмладенчества длится
от
4–6 недель
до
одного
года.
Кризис
новорожденности –
это
непосредственно
процесс
рождения.
Психологи
считают
его
тяжелым
и
переломным
моментом
в
жизни
ребенка.
Причины
этого
кризиса
следующие:
1) физиологические. Ребенок,
рождаясь,
физически
отделяется
от
матери,
что
уже
является
травмой,
а
в
дополнение
к
этому
попадает
в
совершенно
другие
условия
(холод,
воздушная
среда,
яркая
освещенность,
необходимость
смены
питания);
2) психологические. Отделяясь
от
матери,
ребенок
перестает
ощущать
ее
тепло,
что
ведет
к
появлению
чувства
незащищенности
и
тревоги.
Психика
новорожденного
ребенка
располагает
набором
врожденных
безусловных
рефлексов,
которые
помогают
ему
в
первые
часы
жизни.
К
ним
относятся
сосательный,
дыхательный,
защитный,
ориентировочный,
хватательный
(«цеплятельный»)
рефлексы.
Последний
рефлекс
достался
нам
от
предков-животных,
но,
будучи
не
особенно
нужным,
он
вскоре
исчезает.
Кризис
новорожденности
является
промежуточным
периодом
между
внутриутробным
и
внеутробным
образом
жизни.
Данный
период
характеризуется
тем,
что
в
этом
возрасте
ребенок
в
основном
спит.
Поэтому,
если
бы
рядом
не
было
взрослых,
он
через
некоторое
время
мог
бы
погибнуть.
Взрослые
окружают
его
заботой
и
удовлетворяют
все
его
потребности:
в
еде,
питье,
тепле,
общении,
спокойном
сне,
уходе,
гигиене
и
др.
Ребенок
считается
не
приспособленным
к
жизни
не
только
потому,
что
не
может
удовлетворить
свои
потребности,
но
и
потому,
что
у
него
пока
нет
ни
одного
сформированного
поведенческого
акта.
Наблюдая
за
ним,
можно
заметить,
что
даже
сосанию
ребенка
приходится
учить.
Отсутствует
у
него
и
терморегуляция,
зато
развит
инстинкт
самосохранения:
приняв
внутриутробную
позу,
он
уменьшает
площадь
теплообмена.
Период
новорожденности
считается
временем
адаптации
к
новым
условиям
жизни:
постепенно
увеличивается
время
бодрствования;
развивается
зрительное
и
слуховое
сосредоточение,
т. е.
возможность
сосредоточиться
на
зрительном
и
слуховом
сигналах
(подробно
об
этом
см.
6.2); развиваются
первые
сочетательные
и
условные
рефлексы,
например
на
положение
при
кормлении.
Идет
развитие
сенсорных
процессов
– зрения,
слуха,
осязания,
причем
оно
происходит
значительно
быстрее,
чем
развитие
моторики.
5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
В
этот
период
ребенок
умеет
различать
соленый,
горький,
сладкий
вкус
и
реагировать
на
звуковые
раздражители.
Однако
самым
важным
моментом
в
его
психическом
развитии
является
возникновение
слухового
и
зрительного
сосредоточения. Слуховоесосредоточение
возникает
в
2–3 недели.
Ребенок
замирает
и
замолкает
при
резком
звуке,
например
хлопнувшей
двери.
На
третьей-четвертой
неделе
он
уже
реагирует
на
голос
человека.
Проявляется
это
следующим
образом:
он
не
только
замирает,
а
еще
и
поворачивает
голову
в
сторону
его
источника.
На
третьей-пятой
неделе
появляется зрительное сосредоточение.
Это
происходит
так:
ребенок
замирает
и
ненадолго
задерживает
взгляд
на
ярком
предмете,
который
попал
в
его
поле
зрения.
Таким
образом,
благодаря
развитию
слухового
и
зрительного
сосредоточения
у
ребенка
к
5–6 неделям
начинает
закладываться
основа
для
перехода
от
ощущений
к
восприятию.
Он
уже
может
воспринимать
предмет
не
по
частям,
а
в
целом,
проследить
взглядом
за
движущимся
предметом
или
повернуть
голову
за
перемещающимся
источником
звука.
На
раздражитель
он
реагирует
следующим
образом:
замирает
и
сосредоточивается
только
на
источнике
звука
или
объекте,
все
остальные
реакции
в
данный
момент
прекращаются.
Со
временем,
после
приобретения
способности
узнавать
голос
ухаживающей
за
ребенком
матери,
видеть
ее
лицо,
происходит
установление
эмоционального
контакта
с
нею.
Появляется
так
называемый
«комплекс
оживления»
(см.
5.3).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ольга Наренкова
Новорожденность. Младенчество. Кризис 1 года
Для мамочек малышей. Полезная информация о том, как должен развиваться ваш малыш.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ. МЛАДЕНЧЕСТВО. КРИЗИС 1 ГОДА.
Новорожденность и период младенчества – один из важных, но не всегда серьезно оцениваемых периодов в жизни ребенка.
Рождаясь – первое, что делает ребёнок – это физический отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия – холод, яркая освещенность, воздушная среда, которая требует другого типа дыхания и необходимость смены типа питания.
Чтобы приспособиться к этим новым, чужим для него условиям, ребенку будут помогать безусловные рефлексы.
Условные будут формироваться позднее. А, если точнее, то к концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы.
Один из безусловных рефлексов – ребёнок начинает реагировать на позы кормления. Как только он оказывается в нужном положении на коленях у матери, у него возникает сосательные движения.
Следующим важным событием в психической жизни ребенка является возникновение СЛУХОВОГО и ЗРИТЕЛЬНОГО сосредоточения.
Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, а позже на 3-4 неделе появляется слуховое сосредоточение. Одно отличие – в 2-3 недели ребёнок может реагировать на звук хлопнувшей двери или на другие бытовые звуки, а в 3-4 недели ребенок уже может реагировать на голос человека. Причем в это время он не только слышит звук, но и поворачивает голову в сторону его источника.
На 3-5 неделе появляется зрительное сосредоточение.Проявляется оно следующим образом: ребенок замирает и задерживает взгляд, но ненадолго. В основном внимание привлекают яркие предметы.
В основном в этот период ребенок большую часть времени проводит во сне или дремоте, а в период бодрствования он, благодаря слуховому и зрительному сосредоточению, ребенок может на чем-то сконцентрироваться.
Все состояние ребенка в данный момент, то есть социальную ситуацию развития младенца, характеризуется, в основном беспомощностью.
Иногда этот период в психологии называют периодом «донашивания» или 4 триместром беременности.
Главная задача родителей в этом периоде – обеспечить плавный переход к новым условиям жизни.
Следующий значимый момент – это комплекс оживления.
Происходит это примерно в возрасте один месяц. Это время, когда ребёнок приобретает способность реагировать на голос, ухаживающий за ним матери, видит её лицо и устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Ребёнок, увидев маму или другого близкого человека, значимого для него, который за ним ухаживает, останавливает взгляд на его лице. Он вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, начинает улыбаться.
В это время и появляется самая первая социальная потребность – потребность в общении. Исходя из этой потребности – необходимо поддерживать потребность в общении, то есть не выполнять за ребёнка всё, не бежать впереди его потребности, а именно идти за ребенком.
На этом заканчивается этап новорождённости и начинается этап младенчества.
МЛАДЕНЧЕСТВО
В младенчестве ребёнок быстро и интенсивно растёт. Рост ребенка увеличивается в полтора раза, а вес почти в два.
Именно в этот период активно начинает развиваться познавательная способность.
На этом этапе зрительное сосредоточение становится уже более длительным, и к 3 месяцам достигает 7-8 секунд.
В младенческом возрасте ребёнок воспринимает форму предметов, может выделять контур этих предметов и другие элементы. Так в этом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих объектах, их привлекают контрасты, то есть яркие предметы и движения наблюдаемых предметах.Здесь присутствует реакция на новизну: потому что хорошо знакомые предметы в этом периоде не привлекают надолго внимание ребенка и, кроме того, совершенно новые предметы могут вызвать испуг.
Уже в 3-4 месяца ребёнок может воспринимать объекты и различать их по форме, сложности и цвету. То есть если вы начнете кормить его только из бутылочки одного цвета, он её будет безошибочно выбирать среди других предметов. Это различение цвета на уровне рефлекса, то есть на уровне условно рефлекторных связей. А вот активный интерес к цвету появится немного позднее, с 6 месяцев.
Две основные потребности, которые определяют успешность развития ребенка в данном периоде – потребность в общении и познавательное развитие.
Этому способствуют разнообразные впечатления, то есть родители должны менять обстановку, которую видит ребенок.
Следующее новообразование в 5-6 месяцев, когда ребенок уже может схватить предмет. Это значит, что у него формируется зрительно- двигательная координация, то есть ребенок соотносит то, что видит и движение своих рук.
Хватание – это первые целенаправленные действия ребенка. Во втором полугодии движение рук интенсивно развивается, ребёнок не только хватает, но и размахивает захваченными предметами, стучит, бросает, подбирает, кусает, перекладывает из руки в руки. В итоге складываются цепи одинаковых, повторяющихся действий. Их можно назвать круговыми реакциями.
После 7 месяцев встречаются соотносящие действия: то есть ребёнок может вкладывать маленькие предметы в большие, открывать и закрывать крышки коробочек.
После 10 месяцев появляются первые действия, которые могут помогать использовать предметы.
В первую очередь ребёнок здесь подражает действиям взрослых, то есть катает машинку, бъёт по барабану, подносит ко рту чашку с соком. Эти действия пока ещё не становятся предметными, они просто связаны с отдельными объектами, с которыми действовал взрослый. Ребёнок пока ещё не переносит это в окружающую среду на все игрушки, поэтому он первоначально будет качать именно ту куклу, которую качала мама и не может такие действия выполнять с другими, похожими игрушками, например, с мишкой, но концу года ребёнок уже может освоить правила действий с похожими новыми предметами.
К концу первого года ребёнок включается в более сложные действия игры. Первым свидетельством того, что появляется память, является узнавание. Есть ребёнок получил новую куклу и какое-то время её рассматривал, то на следующий день он её может уже узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывают взрослый. А 4 месячный ребёнок отличает знакомое лицо от незнакомого.
Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие восьмимесячные дети могут в состоянии вспомните за одну секунду где она лежит, а к одному году уже все дети находят игрушку через 1-13 секунд после того как её спрятали. Таким образом, после 8 месяцев появляется функция -восстановления в памяти того, что он видел.
Ещё один важный этап – это эмоциональное развитие. В первые 3-4 месяца у ребёнка могут появляться такие эмоциональные состояния:
– удивления в ответ на неожиданность, например, на торможение движения, на снижение сердечного ритма.
– тревожность при физическом дискомфорте.
– расслабление при удовлетворении потребности.
После того, как ребёнок научился узнавать и радоваться маме, он доброжелательно может реагировать на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым людям, в 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых людей может резко усиливается, особенно наедине с новым взрослым.
Примерно в это же время между 7-11 месяцами появляется страх расставания, грусть или острый испуг при исчезновении мамы, когда её долго нет или она просто на какое-то время вышла.
К концу первого года ребёнок стремится не только к простым эмоциональным контактам, но и к совместным действиям, то есть он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий предмет, дотянуться до шкафа, достать вазочку, кастрюлю, и облегчает общение жестами.
Самым важным условием благополучного развития в этом периоде является фактор привязанности – присутствие своего взрослого для ребёнка означает защиту и покой и только благодаря этому ребёнок способен нормально развиваться.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие.
В первом полугодии формируется речевой слух, сам ребёнок издаёт звуки, которые называют «гуление», во втором полугодии возникает «лепет», в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, которые чаще всего связаны с действиями ребёнка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребёнок понимает 10-20 слов, которые произносят взрослые и сам произносит одно или несколько своих первых слов.
Переходный период между младенческом и ранним детством, называют кризисом 1 года.
Он связан со всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка возникают когда взрослые не понимает его желание, слова, жесты, мимику, или понимают, но не выполняют то, что ему хочется. Поскольку ребёнок в это время уже ходит или активно ползает, то увеличивается круг достигаемых для него предметов.
Не все желания ребёнка могут быть выполнены потому, что они могут принести вред. Именно в этот период обязательно закрепить слова «нельзя». То есть познакомится с ним нужно раньше, но сейчас необходимо ввести в словарь.
Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительные силы. Некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками-ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связанно с определенным стилем воспитания в семье: или это излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность требования взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно при бабушке, о при папе ни в коем случае.
Установления новых отношений с ребенком, предоставление некоторой самостоятельности, то есть больше свободы и действий в допустимых пределах, терпение и выдержка взрослых, смягчает кризис этого года.
Главным приобретением переходного периода является детская речь, которая называется автономной.
Она отличается от взрослой речи по звуковой форме, фонетическому строению и по смыслу семантической стороны. Детские слова по своему звучанию иногда напоминает взрослые, иногда резко отличаются от них, встречаются и не похожие на соответствующие слова взрослых, например, «ика – шкаф, «калалигирича – карандаш», встречаются слова – обрывки слов взрослых, «как – каша», «по – упала», слова – искажения слов взрослых, сохраняющих,тем не менее фонетический и ритмический рисунок: «тити – часы», «неня – не надо», звукоподражательные слова – «собака – ав-ав», «Муму – корова».
Так происходит, поскольку у ребенка ещё не сложились наши взрослые понятия, ребёнок не может обобщать предметы. У него своя логика и его слова становятся многозначными.
Итак, годовалый ребёнок вступил в новый период раннего детства: – он может ходить или хотя бы пытается ходить,
– выполнять различные действия с предметами.
– его действие восприятия можно организовать с помощью речи.
– он понимает обращенные к нему слова взрослых.
– он начинает говорить хотя его речь ситуативна, многозначна и
непонятна большинству окружающих.
Главная потребность данного периода – это потребность в общении.
Центральное новообразование данного периода – это речь.
Источник
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на 2 периода:
1) период новорожденности (от 4-х до 6-ти недель), кончается с появлением комплекса оживления;
2) период младенчества (от 6-ти недель до 1 года).
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период кризисом новорожденности.
Причины кризиса новорожденности следующие:
— физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в другие условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, смена типа питания);
— психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов (дыхательный, сосательный, защитные и ориентировочные), которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Чем характеризуется психическое развитие ребенка в период новорожденности?
Младенец уже при рождении обладает инстинктами, позволяющими ему приспосабливаться к миру и быстро развиваться. Например, у новорожденного с рождения имеется много сложных движений как рефлекторных (возникающих сразу с первых часов жизни), так и развивающихся в процессе созревания организма.
При рождении у младенца имеются ощущения, элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие.
Ребенок, которому от рождения всего 1-2 дня, обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус.
Младенец предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определять степень сладости. Также сразу после рождения начинает функционировать обоняние.
Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания.
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая реакция возникает на голос человека.
Зрительное сосредоточения появляется на 3-5 неделе, внешне появляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Примерно со 2-го месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на 3-4-м месяцах – формы предметов.
Зрительное и слуховое сосредоточение закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука.
Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.
Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. А количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека. Но эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые.
С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут нервные волокна.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.
Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами. Из практически беспомощного существа ребенок превращается в маленького человека, относительно свободно и самостоятельного передвигающегося в пространстве.
В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног.
Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные движения рук становятся неотъемлемой частью мышления.
Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.
В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни ребенка обращается к малышу, что-то рассказывает, комментирует свои действия.
Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожденных).
Кроме этого, взрослый становится для ребенка наиболее привлекательным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях.
На 3-4-й неделе у ребенка можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, слегка вытягивает губы вперед, происходит глазной контакт.
Вслед за этим, на 4-5-й неделе ребенок пытается улыбнуться. Так появляется настоящая социальная улыбка или улыбка общения.
Таким образом, важнейшим психологическим новообразованием в период новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери или взрослого.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.
Эта бурная эмоциональная реакция называется «комплексом оживления», она является показателем перехода к новому этапу развития – младенчеству.
Ирина Базан
Источник
Поделиться “Психическое развитие детей в период новорожденности”
Интересные статьи на сайте
Источник