Нормы возрастного развития ребенка 3 лет
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(критерии результативности)
К 3 годам
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, желтый. | Узнавание, называние, соотнесение |
Формы | Круг, квадрат, треугольник | Узнавание, называние, соотнесение |
Величины | Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий. | Узнавание, называние, соотнесение |
Пространства | Далеко – близко, высоко – низко. | Узнавание, называние, соотнесение |
Эмоционального состояния | Радость, грусть, гнев. | Узнавание, называние, соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем – 4 – 5 предметов.
Слуховая образная: объем – 3 – 4 звука.
Слуховая вербальная: объем – 4 слова.
Тактильная: объем – 3 – 4 предмета.
Внимание
Объем – 4 предмета.
Устойчивость – 5-8минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета – при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик – взрослый не показывает). |
С элементами творческого | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живёт в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей |
Развитые интеллектуальной сферы
Анализ (с помощью взрослого)
- Описание предмета по известным признакам.
- Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 2 частей без опоры на образец и из 3 частей – со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов (с помощью взрослого)
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
- по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
- животные, игрушки, фрукты, овощи.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) – ребенок должен уметь самостоятельно показать или называть 2 – 3 предмета (например, животные: кошка, собака,мишка, волк).
Сериация
- по цвету – 2 оттенка;
- по величине – 3 предметов;
- по расположению в пространстве – 2 положения;
- серия последовательных картинок к известной сказке – 3 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение с помощью взрослого обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать с помощью взрослого 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на леску.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
Источник
К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.
Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)
С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.
Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:
- Спускаться и подниматься по лестнице;
- Прыгать на одной и двух ногах;
- Ловить и пинать мяч;
- Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
- Перешагивать препятствия;
- Рвать бумагу;
- Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
- Строить башни из кубиков;
- Играть в игры с простыми правилами;
- Называть свой пол;
- Ориентироваться в пространстве.
В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).
Развитие мелкой моторики у детей 3 лет
- Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
- Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.
Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.
- Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
- Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:
Развитие мышления в 3 года
Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.
Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.
Могут ли трехлетки быть внимательными?
Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.
Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.
Развитие памяти и воображения у детей 3 лет
У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).
Умственное развитие детей в 3 года
К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:
- Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
- Находить такой же предмет;
- Составлять пазлы из 4 частей;
- Называть основные цвета и оттенки;
- Знать стихи и песенки;
- Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
- Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Рассказывать, что он делал в течение дня.
Развитие речи у детей трёх лет
Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.
- Обогащение словарного запаса;
- Фразовая речь;
- Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
- Появление вежливых слов.
Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.
Навыки общения
Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.
Выводы
К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.
Заключение
Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник
Малыш уже совсем взрослый, ему исполнилось 3 года.
Как будет развиваться его психика в этот период?
Как справиться с кризисом 3 лет?
Какие игрушки стоит подобрать своему чаду?
На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.
Содержание:
- Развитие психики детей в 3-4 года
- Интеллектуальная сфера
- Речевая сфера
- Эмоционально-волевая сфера
- Игровая деятельность
- Коммуникативная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики детей в 3-4 года
Возраст 3-4 года – очень важный для развития психики ребенка.
Именно сейчас закладывается основа его личности и формируются нравственные понятия.
Также этот возрастной период знаменуется кризисом 3 лет. Главный его результат – самосознание ребенка, отделение себя от родителей.
Происходит значительный скачок и в развитии организма в целом.
Трехлетний ребенок уже настолько хорошо развит, что может контролировать свое тело и делать несколько действий одновременно. А те навыки, которые он освоит за этот период, останутся с ним на всю жизнь.
Сейчас у него хорошо развивается крупная и мелкая моторика. Он продолжает активно изучать окружающий мир, интересуется явлениями, названиями, предназначением предметов и т.д.
В 3 года детям очень нравится активно двигаться. Развивается их координация, выносливость, гибкость, ловкость.
В целом, трехлетний ребенок находится в приподнятом настроении и стремится познавать мир.
Интеллектуальная сфера
Интеллект ребенка активно совершенствуется.
В 3-4 года ребенок знает наизусть отрывки из любимых произведений.
У него активно формируются представления о предметах и их деталях. Ребенок учится изображать их с помощью рисунка или лепки. В поделке или рисунке пока что могут отсутствовать некоторые детали – это нормально. Ребенок начинает пользоваться разными цветами при раскрашивании.
В 3-4 года в норме ребята уже понимают, к какому полу относятся они и окружающие люди.
Внимание
В этом возрасте внимание все еще непроизвольное.
Детям сложно удерживать свое внимание на одном предмете. Зачастую они переключаются на что-то новое – то, что их заинтересовало сию секунду.
В среднем, ребенок способен удерживать внимание не больше 10-15 минут.
Но, если он увлечется игрой, то может не отвлекаться и полчаса, и даже час.
Память
Память сейчас также непроизвольная, как и многие другие психические познавательные процессы.
Ребенок, в основном, хорошо и надолго запоминает то, что его заинтересовало, удивило или даже испугало.
Трехлетние дети хорошо узнает предметы, но целенаправленно запомнить их пока не могут.
Мышление
В 3-4 года у ребенка все еще может преобладать наглядно-действенное мышление. Некоторым детям бывает нужен конкретный предмет, чтобы производить с ним действия. Это вовсе не говорит о задержке развития. Такой вариант – особенность нервной системы, которая не требует коррекции.
При этом в 3-4 года весьма активно формируется наглядно-образное мышление. Ребенок все чаще пробует не привязывать свои действия к конкретному предмету. Он учится переносить их в воображаемую ситуацию – например, играть понарошку.
Также трехлетние дети умеют анализировать, сравнивать, находить отличия и делать простейшие выводы.
Они уже понимают обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, птицы и т.д.)
Восприятие
В 3-4 года ребята умеют различать:
- 7 и более цветов;
- 5 и более форм;
- предметы по величине, весу, расположению в пространстве;
- эмоции людей;
- временные понятия (поздно, потом, сейчас, завтра).
Воображение
Трехлетние дети уже могут воссоздавать в своем воображении образы из сказок и рассказов взрослого.
Часто они смешивают сказочное и реальное. При этом придуманные образы настолько насыщенные, что дети всерьез верят в их реальность.
В своих играх в 3-4 года ребята стараются играть предметами-заменителями. Например, они могут “варить” суп в ведерке из камешков и песка.
Развитию воображения хорошо способствует чтение сказок и посещение новых интересных мест и мероприятий.
Речевая сфера
В 3-4 года речь продолжает активно развиваться.
Ребенок интересуется значением незнакомых слов и пополняет свой словарный запас.
Он уже хорошо говорит целыми фразами, выражая свои желания, чувства и мысли. Ребенок правильно употребляет существительные с предлогами,согласовывает их с прилагательными в числе, роде и падеже.
Трехлетка знает и называет свое имя и возраст; использует такие слова, как: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.
Детям в этом возрасте нравится повторять за взрослым наизусть стихи и куплеты песен, небольшие отрывки из сказок.
Они понимают короткие рассказы без опоры на картинки. А по картинкам могут рассказать, что на них изображено.
Ребята 3-4 лет узнают отрывки из знакомых произведений.
Они могут инсценировать сказку с помощью кукол или фигурок.
Эмоционально-волевая сфера
Ребенок становится целеустремленным и настойчивым
В целом, ребенок находится в приподнятом настроении. Он активен и любознателен.
Но в этот возрастной период часто возникают и перепады настроения.
Эмоции зависят от физического состояния ребенка, степени его комфорта. Также перепады возникают во время возрастного кризиса.
Трехлетний ребенок становится целеустремленным и настойчивым, а также, временами, упрямым и деспотичным.
Игровая деятельность
Игра – основной вид деятельности в этом возрасте.
Дети играют в простые сюжетно-ролевые игры с предметами – заменителями.
На первых порах может быть нужно, чтобы взрослый показал, научил, как можно “заменить” игровой предмет.
Также детям в 3-4 года нравится играть с более старшими детьми. Они начинают учиться играть по правилам.
У детей в этом возрасте обычно есть любимые игрушки и игры.
Игры и игрушки для детей 3-4 лет
Ребенку 3-4 лет необходимы игрушки, которые помогут ему в развитии речи, а также физических, умственных и творческих способностей.
В целом, стоит подобрать такие игрушки:
- для активного отдыха: самокаты, кегли, скакалки, мячи, коврики для танцев и т.д.;
- для развития слуха: музыкальные инструменты, интерактивные книги, говорящие игрушки;
- для спокойных игр: пазлы, лото, мозаика, шнуровки;
- для творчества: краски, мольберты, карандаши, пластилин, цветная бумага, детские ножницы и т.д.;
- для сюжетно-ролевых игр: игрушечная мебель, набор доктора или полицейского, машина, в которую можно сесть и т.д.;
- для мальчиков: набор инструментов, солдатики, роботы, радиоуправляемые игрушки;
- для девочек: куклы, детская кухня или парикмахерская, коляски, посуда;
- для развития интеллекта: настольно-печатные игры типа: “Собери фигуры”, “Где чей домик?”, “Сравни”, “Где половинка?” и т.д.
Коммуникативная сфера
Трехлетнему ребенку нравится общаться с окружающими. Чаще всего это происходит на уровне поручений от взрослого (спроси, предложи и т.д.).
Дети с удовольствием играют со сверстниками. Это нужно им, скорее, для того, чтобы показать себя и свои игрушки, и чтобы в игре был напарник. Например, затем, чтобы убежать от него или подползти к нему и т.п.
При этом ребята часто ссорятся из-за игрушек.
Трудности возраста
Трудности возраста
3 года – возраст, когда возникает серьезный скачок в развитии психики ребенка.
Он начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями.
При этом ребенок становится строптивым, упрямым и непослушным. Он хочет все делать сам, но часто не может справится без помощи взрослых.
Эти признаки говорят, что наступает кризис 3 лет.
Психологи считают, что возраст возникновения кризиса – условный. Он может начаться как в 2,5, так и в 3,5 года. Часто этот период совпадает с началом привыкания к детскому саду.
У кризиса 3 лет такие симптомы:
- негативизм. Ребенок стремится делать все наперекор родителям, иногда даже вопреки своим желаниям. Например, он может отказаться идти гулять на любимую площадку.
- упрямство. Ребенок во что бы то ни стало стремится настоять на своем. К примеру, надеть шапку жарким летним днем.
- строптивость. Трехлетка недоволен всем тем, что взрослые предлагают ему сделать. Поэтому на все родительские требования он говорит твердое: “Нет!”.
- своеволие. К примеру, ребенок отчаянно борется за право самому завязать шнурки, которые пока не умеет завязывать.
- бунтарство. Некоторые дети могут проявлять агрессию, прогонять окружающих, бросать игрушки.
- обесценивание. Ребята отказывается играть с любимыми игрушками или обзывают любимых людей.
- деспотичность. Дети требуют постоянного внимания к себе и выполнения только их желаний.
В этот непростой период ребенок становится ранимым и раздражительным. Ему весьма необходимы поддержка и внимание взрослого, а также тактильный контакт с ним.
Важно помнить, что кризис 3 лет – это нормальный этап взросления. Ребенку необходимо его пройти, чтобы обрести уверенность в себе и самостоятельность.
Благоприятное развитие: советы для родителей
В 3-4 года ребенку важно, чтобы с ним общались на равных, как с маленьким взрослым.
Его самооценка формируется под влиянием и оценкой родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал: даже если он совершил плохой поступок, для мамы и папы он все равно остается хорошим и любимым.
Нужно поощрять самостоятельность ребенка, не пресекать его инициативу.
Не надо критиковать пока еще неумелые действия ребенка. Ему важно чувствовать, что взрослый верит в него.
Во время кризиса родителям нужно сохранять спокойствие и не идти на поводу у ребенка. Нельзя отказываться от своих неукоснительных требований. Но, в то же время, можно уступить чаду в не самых принципиальных вопросах, чтобы он почувствовал, что с ним считаются.
Нужно, чтобы ребенок понимал различие между понятиями “можно”, “нужно” и “нельзя”.
В 3-4 года человеку нужно часто бывать на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Не надо ограничивать его двигательную активность.
Нужно как можно чаще обогащать словарный запас ребенка, знакомить с новыми предметами, явлениями, обучать новым навыкам.
Надо стараться почаще беседовать с трехлеткой, объяснять чувства и эмоции его и окружающих, а также рассказывать о последствиях его поведения.
Ребенку важно общаться со сверстниками, заниматься в кружках, самостоятельно выполнять посильную домашнюю работу и обслуживать себя.
Возраст 3-4 года – непростой и очень важный период для развития психики ребенка. У него активно развиваются речь, мышление, воображение. Ребенок становится более общительным. В то же время он учится отделять себя от родителей и стремится, чтобы с ним считались, как со взрослым. Родителям важно оказывать поддержку своему чаду и предоставлять условия для благоприятного развития его психики.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник