Нормы развития ребенка в онтогенезе

Возрастные особенности – специфические свойства личности, индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Если возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека, то общая психология изучает основные общие закономерности проявлений, а также систематику психических расстройств.
На важность онтогенетического подхода при изучении психических расстройств в детском и подростковом возрасте впервые указал еще в 1864 году отечественный клиницист М.С. Зеленский. Невропатолог В.А. Мурашов в 1896 году предложил выделить два онтогенетических уровня поражения нервной системы: внутриутробный и охватывающий первые годы жизни ребенка.
На онтогенетический подход в изучении психических расстройств детского возраста опираются в своих исследованиях М.О. Гуревич, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, А.И. Личко и другие авторы. Основным понятием возрастной психопатологии является термин «психический дизонтогенез», т.е. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.
Психический дизонтогенез может быть вызван как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими) патогенными факторами, так и неблагоприятными более или менее длительными микросоциальными – психологическими средовыми воздействиями, а также разнообразными сочетаниями тех и других. Роль социально-психологической среды в происхождении психологического дизонтогенеза не только вытекает из признания ведущей роли социального начала в формировании человека как личности, но и подтверждается современными данными морфологии и физиологии головного мозга.
В отечественной возрастной психологии одной из наиболее известных концепций, дающих целостное представление о процессе становления ребенка как личности, является концепция Д.Б. Эльконина, построенная на основе идей, высказанных в свое время Л.С. Выготским, и развитая А.Н. Леонтьевым. В одной из своих работ, посвященных этой теме, А.Н. Леонтьев писал, что «в психическом развитии ребенка можно выделить определенные стадии, и общая картина развития отдельных процессов психической жизни внутри каждой стадии представляется следующим образом: «Развитие ведущей деятельности, характеризующее данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяет собой выделение в его сознании новых целей и формирование отвечающих им новых действий». Данный подход изучает оба процесса, сопровождающие друг друга в каждый момент жизни ребенка и переходящие друг в друга. Предметом исследования становится совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками и тот процесс преобразования познавательной деятельности и поведения, который подготавливается и совершается внутри этой социальной по содержанию деятельности.
Однако клиника психических заболеваний у детей и подростков опирается на теории периодизации индивидуального развития, которые рассматривают его как поэтапный переход от одного состояния к другому, качественно более высокому. Это теории периодизации, выдвинутые отечественными морфологами и физиологами (А. М. Северцов, А. А. Волохов, И. А. Аршавский, Л. А. Орбели, Т. А. Образцова). Исследования И. А. Аршавского показывают, как в онтогенезе сменяются качественно различные этапы функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их.
Идея этапности индивидуального развития развивается в зарубежной сравнительно-возрастной психологии (К. Buhler, A. Gesell). Так, Пиаже выделяет: 1) сенсомоторный период (от 0 до 15 месяцев); 2) период недеятельного интеллекта (2-8 лет); 3) период конкретных операций (от 9 до 12 лет), период логических операций (с 13 лет) (табл. 2).
Более интегральный характер имеет периодизация развития детской психики, разработанная А. Валлоном, который выделяет стадию моторной импульсивности (1-й год жизни), эмоциональную стадию (первая половина 2-го года), стадию подражания и противопоставления (3-й и 4-й годы жизни), начальный школьный период (5-6 лет), период замены синкретизма мышления объективностью (7-14 лет).
Периодизация этапов психического развития, предложенная Т. К. Ушаковым, включает моторный (1-й год), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3-12 лет) и идеамоторный (от 12 до 14 лет) этапы формирования психики (см. табл. 2).
Исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, В. В. Ковалев высказал предположение, что патогенетическую основу преимущественных для разных периодов детского и подросткового возраста проявлений психических расстройств составляет сменность качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Им схематично выделены 4 основных возрастных уровня, преимущественно нервно-психического реагирования у детей и подростков:
1. Соматовегетативный (0-3 года).
2. Психомоторный (4-7 лет).
3. Аффективный (5-10 лет).
4. Эмоционально-идеомоторный (11-17 лет).
Онтогенетически наиболее ранним является соматовегетативный уровень, которому свойственны различные варианты неврастенического синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, нарушениям питания, расстройствам сна, нарушением навыков опрятности (см. табл. 2).
Следующий возрастной уровень патологического реагирования – психомоторный. К нему относятся синдром гиперактивности, системные неврастенические и неврозоподобные двигательные расстройства; также заикание, мутизм, которые чаще характерны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следующим уровнем, хронологически близким к предыдущему, но несколько сдвинутым к более старшему, является аффективный. Для него характерны: синдром страхов, повышенной аффективной возбудимости. В.В. Ковалев подчеркивает, что симптоматика, свойственная каждому уровню нервно-психического реагирования, не исключает проявлений предшествующих уровней, однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет. Преобладание же расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням, чаще всего свидетельствует об общей или парциальной ретардации (под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития).
Таблица 1. Сравнительная периодизация развития психики в онтогенезе
Возраст | Периодизация Д.Б. Эльконина | Периодизация М. И. Лисиной | Периодизация Колберга | Периодизация Л.И. Божович | |
Ведущая деятельность | Новообразования возраста | Формы общения | Этапы формирования морали | Уровни самосознания | |
От 0 до 1 года | Эмоциональное общение со взрослым | Комплекс оживления, элементарные формы восприятия и мышления, обеспечивающие ему ориентировку в мире и составляющие предпосылку для перехода к усвоению общественного опыта в раннем детстве. Овладение ходьбой, предметной деятельностью, речью | До 6 мес. – ситуативно-личностное общение | Доконвенциональная мораль. Ориентация на наказание. Ориентация на поощрение | Источник активности – физиологические потребности, потребности функционального развития мозга, опредмечивание потребностей. Ситуативная обусловленность поведения |
1-3 года | Деловое практическое сотрудничество, предметная деятельность | Бытовые навыки ребенка, овладение предметными действиями. Орудийные действия, элементы сюжетной игры, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование и т.п.). Речь как средство деловых контактов. Совершенствуется понимание речи, формируется собственно активная речь. Овладение слушанием. Умение сосредоточиться, воспринимать речь, запоминать, переживать первые правила поведения, требования, запреты. Первоначальное отношение ребенка к окружающему миру. Стремление к самостоятельному, активному участию в жизни окружающих | До 2 лет – ситуативно-деловое общение | С 2 лет собственная активность ребенка. Переход от существа, ставшего субъектом, к существу, осознающему себя как субъект. Возникновение системного образования, связываемого с появлением слова «Я» | |
3-(6)7 | Сюжетно-ролевая игра | Происходит ориентация ребенка в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Развиваются продуктивные виды деятельности, учится управлять своим поведением, запоминать целенаправленно. Обслуживать себя, считаться с требованиями взрослого, стремиться сохранить положительное отношение к себе со стороны окружающих. Важнейшее новообразование формирование соподчинения мотивов. Развивается самосознание, способное оценить себя и других. Наглядно-действенное мышление приобретает осознанность, способность планировать и описывать в речи совершенное действие. Ведущим становится наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление. Развитие формы творческого и воссоздающего воображения. Высокий уровень развития речи | Внеситуативно – познавательная форма общения (до 5 лет). Внеситуативно – личностная форма общения (до 6-7 лет) | Конвенциональная мораль. Ориентация на образец хорошего мальчика или девочки. Ориентация на авторитет | С 3-4 лет – самооценка, осознание предъявляемых личностных требований, стремление быть хорошим. Формирование внутренней позиции – устойчивой системы отношений ребенка к себе, к другим, миру |
6 (7)-14(15) | Учебная деятельность | Познавательная деятельность приобретает произвольный характер. Общение становится целенаправленным. Развивается способность к саморегуляции поведения. Формируются нравственные чувства и волевые свойства личности | Постконвенциональный. Ориентация на общественный договор. Добровольное принятие на себя обязательств | – | |
14(16)-16(18) | Общение со сверстниками | Становление личности | Ориентация на общечеловеческие, этические и нравственные (моральные) нормы | Закладываются основы нравственности, отношение к труду, людям, обществу, черты характера, формы поведения. Самосознание самоутверждение |
Таблица 2 Возрастные уровни нервно-психического развития и его нарушения у детей и подростков
Периодизация Ж. Пиаже | Периодизация А. Валлона | ||
Возраст | Этапы развития | Возраст | Этапы развития |
0-1 год 5 мес. | Сенсомоторный интеллект | 1 год | Моторная импульсивность |
1 год 6 мес. | Эмоциональная стадия | ||
2-8 лет | Недеятельный интеллект | 2 года | Сенсомоторная стадия |
3-4 года | Стадия подражания и противопоставления | ||
5-6 лет | Начальный школьный период | ||
9-12 лет | Стадия конкретных операций. Логические операции | 7-14 лет | Период замены синкретизма мышления объективностью |
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный – до одного года;
2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;
3-й – дошкольный – до 7 лет;
4-й – школьный.
Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них)
В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела’; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины’; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Источник