Нормы развития ребенка по гвоздеву
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период | Подпериод, возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение речи | Слоговая структура слов | Усвоение звуковой стороны речи | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные части речи | Звуки | Стечения согласных | |||
Предложения из аморфных слов-корней | Однословные, 1 год 8 мес. | Отдельные слова (около 27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) | Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) | Нет | Нет | Нет | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») | А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь | Нет |
Из двух корней, 1 год 8 мес | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается | Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк | |
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года | Рост предложения до 3-4 слов | Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны. | Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы | Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки. | Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р. | Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице) | Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не | В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | Твердые согласные н, т, д | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес. | Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами | Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы | Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и) | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род | 23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. | Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков | Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно | |
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. – 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение | Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение стечения согласных | |
3-4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений | Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Появляются собственные словоформы | >Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок | Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных | Усваиваются сравнительные степени наречий | Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы | Звуковая сторона речи усвоена полностью | |||
4 года – 6 лет | Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который | Практически усваиваются все частные грамматические формы | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах | Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм | Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах | Употребляется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении |
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период | Подпериод, возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение речи | Слоговая структура слов | Усвоение звуковой стороны речи | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные части речи | Звуки | Стечения согласных | |||
Предложения из аморфных слов-корней | Однословные, 1 год 8 мес. | Отдельные слова (около 27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) | Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) | Нет | Нет | Нет | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») | А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь | Нет |
Из двух корней, 1 год 8 мес | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается | Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк | |
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года | Рост предложения до 3-4 слов | Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны. | Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы | Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки. | Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р. | Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице) | Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не | В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | Твердые согласные н, т, д | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес. | Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами | Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы | Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и) | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род | 23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. | Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков | Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно | |
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. – 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение | Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение стечения согласных | |
3-4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений | Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Появляются собственные словоформы | >Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок | Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных | Усваиваются сравнительные степени наречий | Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы | Звуковая сторона речи усвоена полностью | |||
4 года – 6 лет | Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который | Практически усваиваются все частные грамматические формы | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах | Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм | Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах | Употребляется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении |
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)
Период | Под- период (этап) | Воз- раст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существи- тельные | Глаголы | Прилага- тельные | Местоимения, наречия | Служебные части речи | Звуки | Стечения согласных | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Предложения из аморфных слов-корней | Однословное предложение | 1г. 3 м. 1г. 8 м. | отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (22 слова) | Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) | Нет | Нет | Нет | Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га». | а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. | Нет | Нет |
Предложения из двух слов-корней. | 1г. 8 м. | Объединяет в одном предложении два аморфных слова | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных часто путается один из слогов. | Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, цьк, | Нет | |
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов | 1г.10м. 2 года | Рост предложения до 3-4 слов | Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. | Разграничено начинают употреблять следующие падежи: винит. с окончанием-у; Именит. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетич. всегда и); Иногда предложный с окончанием-е Суффиксы уменьшительности | Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. | Появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода | Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) | Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не | В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу),может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах | К 2 годам твердые: н, т, д | Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком | Нет |
Усвоение флексой системы языка | 2 года 2 г. 6 м. | Дальнейший рост простого предложения Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. | Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам,вилкам». Суффиксы -ок, -чик и др. | Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.числе -ы (фонетически -и). | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. | 23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит.падеже. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. | Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. | В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. | Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков. | Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. | Нет | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
Усвоение служебных частиц речи | 2 г. 6м. 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода. | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличенности, принадлежности. | Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело». | С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. | Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. | Ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение групп согласных | Нет | |
Усвоение морфологической системы русского языка | 3 года 4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения | Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы. | Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении. | Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок. | Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. | Усваиваются сравнительные степени наречий. | Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы при усвоенном наклонении. | Звуковая сторона речи усвоена | После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов. | |||
4 года 6 лет | Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. | Усваиваются все частные грамматические формы. | Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. | Нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм. | Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. | Употребляется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. | С 4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами. |
Источник