Нормы развития ребенка литература

Возрастные особенности развития ребёнка до 1 года

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.

6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует “своих” и “чужих”. Игровой контакт со взрослым.

– лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.);

– различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.);

– голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:


3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 м.);

– на вытянутые руки (5 мес.);

– приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.);

– садится (6 мес.);

– хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.);

– держит в каждой руке по предмету (6 мес.) 

6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.);

– садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.)

– встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.);

– стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.);

– уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.);

– ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.);

– перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.);

– манипулирует 2-3 предметами (8 мес.);

– берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.);

– вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.);

– выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.);

– вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.). 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. 

6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.);

– локализует звук в пространстве (с 4 мес.);

– адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется

(5 мес.);

– поворачивается на звук (с 6 мес.);

– фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.);

– смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.);

– тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.);

– захватывает предмет (5-5,5 мес.);

– локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.);

– занимается с игрушкой (5-6 мес.).

6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.);

– узнает голоса близких (с 7 мес.);

– отвечает на имя (с 8-9 мес.);

– хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.);

– прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов

(с 11 мес.);

– обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.)

Возрастные особенности развития ребёнка от 1 до 2 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. 

Читайте также:  Развитие ребенка в первый год жизни монтессори

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Чертит штрихи и “каракули”. Держит чашку, поднимает ее и пьет. 

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге. 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела. 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет “не трогай”. Ассоциирует простые слова по категориям: “пища”, “одежда”. 

Возрастные особенности развития ребёнка от 2 до 3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой – маленький, мокрый – сухой и др.). Задает вопросы “Что это?”. Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает “нет” на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше – меньше, полный -пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”.

Возрастные нормы развития детей

от 3 до 4 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Понимает названия цветов: “Дай красный мяч”. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию (“Дай мне красный кубик и голубой шар”). 

Возрастные нормы развития детей

от 4 до 5 лет

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. 

ПАМЯТЬ:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. 

ВНИМАНИЕ:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. 

РЕЧЬ:

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. 

МАТЕМАТИКА:

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. 

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Возрастные нормы развития детей

от 5 до 6 лет

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

Читайте также:  Аденоиды и развитие ребенка

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе

бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации

каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Возрастные нормы развития детей

от 6 до 7 лет

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры. 

ПАМЯТЬ:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 4 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта. 
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика. 

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: 

•    личностная готовность
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

•    интеллектуальная готовность
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. 

•    социально-психологическая готовность
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. 

Источник

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Авдеева, Н. Н. Вы и ваш младенец. О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 c.
2. Андрущенко, Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – М.: Академия, 2003. – 645 c.
3. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2009. – 416 c.
4. Белошистая, А. В. Большая обучалка. Развитие ребенка 5-6 лет. Мои первые уроки / А.В. Белошистая. – М.: АСТ Москва, У-Фактория, Харвест, 2008. – 128 c.
5. Большая энциклопедия. Здоровье и развитие ребенка. – М.: Олма Медиа Групп, 2009. – 800 c.
6. Борисенко, М. Г. Диагностика развития ребенка 4-5 лет. Практическое руководство по тестированию / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – М.: Паритет, 2007. – 727 c.
7. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст / Л.Н. Галигузова и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 176 c.
8. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2007. – 158 c.
9. Казьмин, А. М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет / А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 303 c.
10. Козырева, Л. М. Дневник развития ребенка от 1 года до 4 лет. Нормы развития, тесты, наблюдения родителей / Л.М. Козырева. – М.: Академия развития, 2008. – 128 c.
11. Корабельникова, Е. А. Детский сон. Зеркало развития ребенка / Е.А. Корабельникова. – М.: Владос-Пресс, 2009. – 424 c.
12. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение; Издание 2-е, испр., 2010. – 256 c.
13. Попова, Дарья Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. От 3 до 6 лет (+ CD-ROM) / Дарья Попова. – М.: Питер, 2010. – 240 c.
14. Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка / А.А. Потапчук. – М.: Речь, 2007. – 160 c.
15. Соколова, Е. И. Дневник развития ребенка от 3 до 4 лет / Е.И. Соколова. – М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2004. – 435 c.
16. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2006. – 190 c.
17. Соколова, Юлия Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет / Юлия Соколова. – М.: Эксмо, 2006. – 494 c.
18. Соколова, Юлия Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет / Юлия Соколова. – М.: Эксмо, 2006. – 761 c.
19. Флэйк-Хобсон, Кэрол Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Кэрол Флэйк-Хобсон , Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 512 c.
20. Шалаева, Г.П. Воспитание и развитие ребёнка от 0 до 3 лет / Г.П. Шалаева. – М.: “Издательство АСТ”, 1991. – 320 c.
21. Шульман, Татьяна Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок / Татьяна Шульман. – М.: “Издательство АСТ”, 2009. – 160 c.
22. Щеглова, Ю. В. 99 практических советов по развитию ребенка / Ю.В. Щеглова. – М.: Феникс, 2007. – 192 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю.Вы и ваш младенец. О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года

Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М.Кризис развития ребенка семи лет

Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.Возрастная физиология (физиология развития ребенка)

Белошистая А. В.Большая обучалка. Развитие ребенка 5-6 лет. Мои первые уроки

[автор не указан]Большая энциклопедия. Здоровье и развитие ребенка

Борисенко М. Г., Лукина Н. А.Диагностика развития ребенка 4-5 лет. Практическое руководство по тестированию

Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Смирнова Е. О.Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст

Журбина О. А., Краснощекова Н. В.Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе

Казьмин А.М.Дневник развития ребенка от рождения до трех лет

Козырева Л. М.Дневник развития ребенка от 1 года до 4 лет. Нормы развития, тесты, наблюдения родителей

Корабельникова Е.А.Детский сон. Зеркало развития ребенка

Люблинская, А.А.Воспитателю о развитии ребенка

Попова Дарья Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. От 3 до 6 лет (+ CD-ROM)

Алла ПотапчукДиагностика развития ребенка

Соколова Е. И.Дневник развития ребенка от 3 до 4 лет

Соколова Ю.Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет

Соколова ЮлияИгры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет

Соколова Юлия Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет

Флэйк-Хобсон Кэрол , Брайн Е. Робинсон, Скин ПэтсиМир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими

Шалаева Г. П.Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет

Шульман ТатьянаИгры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок

Щеглова Ю. В.99 практических советов по развитию ребенка

Источник