Нормы познавательного развития ребенка в 4 года
Мелкая моторика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:
– отлично застегивать пуговки, молнии и развязывать шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
– уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
– уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
– уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
– уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
– уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
– различать правую и левую руку.
Восприятие
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:
– эмоциональные состояния – узнает, называет, соотносит радость, гнев, удивление, испуг
– свойства предметов – узнает, называет, соотносит тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный)
– пространство – определяет местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте высоко-низко, слева-справа, впереди-сзади.
– время – соотносит события со временем его происшествия – утро, вечер, день, ночь, вчера, завтра, сегодня.
Память Зрительная образная: объем — 5 предметов. Слуховая образная: объем -4—5 звуков. Слуховая вербальная: объем — 5 слов. Тактильная: объем — 4—5 предметов. Внимание Объем — 5 предметов. Устойчивость — 15—20 минут. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично. Воображение Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке. Подготовила педагог-психолог Муниципальнго дошкольного образовательного учреждения Детский сад №12 «Звездочка» Медведева Е.В. |
Основные нормы познавательного развития ребенка 4-5 лет |
Консультация для родителей |
Уважаемые родители! Ниже представлены основные критерии развития ребенка в возрасте 4-5 лет. Вы можете самостоятельно диагностировать своего ребенка и определить уровень его развития, а также выявить, какие знания и умения у него недостаточно развиты, и восполнить эти пробелы путем регулярного выполнения заданий.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:
– определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
– знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
– знать все цифры от 0 до 10. Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
– расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
– сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
– ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:
– находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
– складывать по образцу постройки из конструктора.
– складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
– уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
– складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
– называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
– уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
– подбирать противоположные слова: стакан полный – стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный – ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д..
– видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему (картинки-нелепицы).
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:
– строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
– понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).
–
– правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки).
– находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
– понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
– знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
– поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
– пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
– называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет.
– отвечать на вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:
– различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
– знает названия насекомых, умеет рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
– знает всех домашних животных и их детенышей.
– угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Источник
Физическое, эмоциональное, интеллектуальное, бытовое развитие ребенка в период взросления должно контролироваться родителями и специалистами. Если не знать, что в определенном возрасте происходит, то можно упустить время для коррекции его отношений с окружающим миром, людьми, к самому себе. Умения и навыки детей в 4 года совершенствуются, происходят значительные перемены в образе их жизни.
Физические данные
Норма роста и веса детей в возрасте 4 лет регламентируется показателями ВОЗ. Статистические таблицы дают возможность родителям определить оптимальные условия физического развития ребенка.
Пол | Вес — норма | Вес — нижняя граница | Вес – верхняя граница | Рост — норма | Рост – верхняя граница | Рост – нижняя граница | Возраст |
мальчик | 16,3 | 14,4 | 18,6 | 103,3 | 107,5 | 99,1 | 4 года |
девочка | 16,1 | 13,5 | 18,5 | 102,7 | 107,3 | 89,8 | 4 года |
Потребности
Развитие ребенка в 4 года зависит от правильного распределения его жизненных потребностей. При формировании здорового режима дня важно учитывать темперамент, особенности и индивидуальные характеристики дошкольника.
Психологи и педиатры утверждают, что раннее укладывание и устоявшийся распорядок дня благоприятно влияют на общее развитие ребенка, возрастает вероятность, что он будет эмоционально стабилен, послушный и социально адаптированный.
Сон
Норма для детей от 3 до 5 лет составляет 12-14 ч. в день, однако можно отходить от правил. Важно установить согласованный биоритм сна и приема пищи, что позволит снизить вероятность развития психоэмоциональных и физических нарушений.
Питание
Высокая двигательная активность ребенка в 4 года сопровождается большой тратой энергетических ресурсов, которые нужно правильно восполнять естественными источниками поступления в организм витаминов, минералов и микроэлементов. Интервалы между приемами пищи должны составлять около 3-4 ч. Легкий ужин – за 2 часа до сна.
Важно соблюдать примерные часы кормления, чтобы избежать вредных перекусов:
- 9.00 — завтрак;
- 13.00 — обед;
- 16.00 — полдник;
- 19.00 — ужин.
При составлении меню следует учитывать такие характеристики:
- суточная потребность белка – 68 г (животные белки – 65%);
- разовый обьем порции – до 500 г;
- кисломолочные продукты – не менее 500 мл;
- общая калорийность рациона – 1800 Ккал;
- обильное питье (чистая вода, а не сладкие компоты).
Рациональное питание требует разнообразия углеводов, источника энергии для правильного формирования молодого организма.
Познавательное развитие
Развитие ребенка в 4 года характеризуется активным восприятием предметов и явлений окружающего мира. Дети в этот период чрезмерно пытливые и любознательные. За сутки могут задать более сотни вопросов, и даже не получив ответа, сформулировать новое «почему».
Познавательная активность проявляется желанием подражать близким, вовлекать их в свою игру — «вижу и действую». Если же родители будут отмахиваться от ребенка, не отвечать, а игнорировать его, то возрастает риск формирования негативного отношения к общению со взрослыми.
Результат — он замкнется в себе, перестанет социализироваться в обществе, снижается уровень коммуникабельности. Это влечет за собой умственные отклонения. Ребенок отказывается общаться со сверстниками, замыкается и все держит в себе, что сказывается на особенностях его развития. Родители обязаны помочь дошкольнику освоить большой мир с его непростым содержанием.
Математические представления
Если говорить о математике, то дети в таком возрасте уже знают цифры от нуля до десяти. Способны относить ту или иную цифру к количеству предметов (на ветке две сороки и три воробья).
Ребенок может в правильном порядке расставлять цифры от одного до пяти и обратно. Способен распознавать геометрические фигуры и различать их по цветам — круг, треугольник, овал, квадрат и прямоугольник. Ребенок способен выделять фигуры в окружающих предметах и называть их. Также знакомится с графическим образом числа и учится правильно писать цифры.
Память и мышление
Развитие ребенка в 4 года характеризуется тем, что он легко ориентируется в пространстве, знает, где левая/правая сторона, движение вверх и вниз. Может определить, где вещей больше, а где меньше, выделить одиночный и множественный ряд.
Если же говорить о логике, то дети в этом возрасте способны находить отличия между предметами, картинками, фигурами. Достаточно положить перед ребенком картинку и конструктор, а после понаблюдать, как он пытается выстроить то, что изображено на картинке. Также способен складывать одну картину из нескольких частей. А пирамидка в 4 года собирается без труда, от большой фигуры до наименьшей.
Дошкольник может находить лишние предметы в логическом ряду, выделяя парные элементы. Также осознанно выделяет противоположные характеристики живого или неживого предмета/объекта: полный — пустой, холодный — горячий, широкий — узкий, медленный — быстрый и прочее.
Моторика
Ребенок осваивает письмо. Рисовать становится все проще. Уже легко заштриховывает фигурки, без выхода за границы рисунка. Также проводить линию, не отрывая карандаш от листа бумаги. Мышление дошкольника формируется именно за счет совершенствования двигательных способностей, важно обратить внимание на быстроту реакции, умение правильно держать в руках ручку или карандаш.
Внимание
Дети в дошкольном возрасте учатся быстро переключаться с одного предмета на другой, способны систематизировать материал в целях быстрого его запоминания. Например, рисовать в уме картинки, визуализировать происходящее.
Возраст 4-5 лет характеризуется как накопитель информации, благодаря личному участию ребенка в жизненных ситуациях, событиях, наблюдении за предметами и явлениями, выражая активное действие в познании окружающего мира.
Знания об окружающем мире
Дети в 4 года способны представить следующую информацию:
- имена родителей, бабушки и дедушки, сестер, братьев;
- возраст;
- город, домашний адрес;
- время года с ассоциативным представлением (зима — падает снег и т.д.);
- различать бытовые предметы и давать им краткую характеристику;
- называть фрукты и овощи;
- различать животных (дикие, домашние), называть их детенышей.
Развивается воссоздающее воображение. Дети в возрасте 4-5 лет способны рассказать, как появляется бабочка, с какой скоростью ползает улитка, как передвигается кузнечик.
Социально-эмоциональное развитие
Правильное социально-эмоциональное развитие поможет ребенку избежать стресса при нахождении в незнакомой группе людей, для комфортного пребывания в обществе.
Ребенок в 4 года:
- воспринимает и реагирует на просьбы взрослых, выполняя их;
- выражает недовольство словами, без применения физической силы;
- выбирает друзей по собственным критериям;
- способен сочувствовать и проявлять эмоции, относительно определенной ситуации.
Иногда дети путают реальность со сказками и сновидениями, формируя свой личностный мир, вырабатывая индивидуальную тактику поведения, неподвластную общепринятым нормам.
Психоэмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте отличается высокой активностью. В 4 года эмоциональная палитра расширяется, стабилизируется уровень сферы восприятия, формируется умение определять то или иное чувство, адекватно его выражая.
Речевое развитие
Дети в возрасте 4 лет совершают прогресс в речевом развитии. Их словарный запас насчитывает около тысячи слов. Легко строят предложения из 6-8 слов. При этом ребенок должен говорить так, чтобы не только родители, но и незнакомые люди понимали смысл сказанного. В противном случае возникает необходимость обращения к логопеду.
Дошкольник может называть и показывать части тела человека и животного. Способен определить единственное и множественное число или же сам назвать множественное число того или иного предмета. Также дать предметные характеристики по его признакам: форма, цвет, вкус, запах. Например, мячик — круглый, яркий, красный. Конфета — квадратная, сладкая, шоколадная, коричневая.
Речевые показатели детей 4-5 лет разнообразны. Дошкольники способны разбираться в предлогах и правильно их применять. Они уже не только задают вопросы, но и сами с интересом на них отвечают.
Развитие речи происходит активно при общении со сверстниками, дети учатся слушать и не перебивать участника беседы. Ребенок в 4 года способен рассказать, как прошел его день, что было нового и запоминающего, пересказать сюжет сказки или мультфильма.
Бытовые навыки
Шнурки, пуговицы, замки, молнии — все это подвластно для детских пальцев после 4 лет. Кушает ребенок самостоятельно, легко управляя ложкой, вилкой, удерживая кружку. Пальчики становятся более ловкими. Малыш может на нитку нанизывать крупные и мелкие бусины, пуговицы. Обязательно соблюдать безопасность при игре с мелкими предметами.
Ребенок в 4 года способен самостоятельно:
- одеваться и раздеваться;
- кушать;
- чистить зубы;
- умываться;
- пользоваться носовым платком;
- держать осанку, сидя за столом;
- убирать в комнате, раскладывать и упорядочивать вещи/предметы.
Осознанный интерес в этом возрасте проявляется к выращиванию растений. Это прививает чувство заботы и ответственности в будущем. Можно привлекать дошкольника к процессу приготовления пищи – лепить вареники, пельмени, делать пиццу, пирожки.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания проявляются в возможности завязывать шнурки, узелки на веревке, пользоваться столовыми приборами, следить за опрятностью одежды, поправляя ее или выворачивая в нужную сторону.
Отклонения в развитии
Чрезмерная опека ребенка родителями (когда они все делают за него) может чревато отобразиться на развитии. Признаки отклонения могут выражаться в легкой форме и носить временный характер. Корректируются воспитателями в детском саду и родителями, при грамотно составленном плане в общении с дошкольником.
Тревожные симптомы ЗПР:
- отсутствие зрительного контакта, когда ребенок отказывается при разговоре смотреть в глаза;
- стереотипные движения, которые проявляются длительное время;
- постоянная и беспричинная агрессия;
- проявление садизма – хладнокровное издевательство над животными;
- нежелание контактировать с людьми;
- страсть к однообразию и упорядочиванию вещей;
- задержка речи или полное ее отсутствие;
- низкая успеваемость в приобретении навыков;
- постоянное нервное возбуждение или наоборот, апатия к происходящему;
- отсутствие терпения;
- забывчивость, регулярная потеря личных вещей.
Занятия
Основными направлениями в развитии ребенка являются логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь, непосредственный контакт с родителями для контроля поведения ребенка.
Физическое развитие
Физическая активность ребенка зависит от приобретенных навыков. Однако спешить усаживать малыша на велосипед или учить кататься на роликах не стоит, ведь нужно еще учитывать реакцию мозга на тот или иной вид спорта. Залог успешного его освоения – желание со стороны ребенка.
Занятия для улучшения двигательных навыков:
- бег;
- прыжки;
- хождение по наклонной доске, бордюру, колесах;
- подьем по вертикальной лестнице;
- кидание и ловля мяча;
- выполнение разных видов шагов – семенящие, с прискоком, широкие, с высоко поднятыми коленями;
- хождение задом наперед, вправо и влево;
- зарядка.
Можно записать ребенка в спортивный кружок, на уроки плавания, карате, на занятия гимнастикой с элементами йоги для улучшения дыхательной системы.
Психическое развитие
Родителям важно постоянно говорить о своих чувствах ребенку. Почему мама или папа огорчены, какая ситуация привела к такому состоянию. Если возник разговор на повышенных тонах, то это следствие усталости или воздействия иного раздражающего фактора, но не показатель нелюбви к ребенку.
Важно провести черту между дозволенным и непозволительным. И никто из членов семьи не должен нарушать эти правила. Если мама запрещает прыгать на кровати, а папа разрешает, то это прямое их нарушение. Таким образом, ребенок поймет, что одним из родителей можно манипулировать.
Важно объяснить, что на обоях и дверях рисовать запрещено. Но при этом предложить альтернативу. Дать дошкольнику альбом, мелки, карандаши и объяснить, где рисовать можно.
Нужно не запрещать все вокруг, а предлагать альтернативу. Например, нельзя прыгать на кровати, а вот на аттракционе в парке можно. Постоянные ограничения могут привести к отсутствию инициативы, вызвать озлобленность и неконтролируемую агрессию.
Важно всегда интересоваться мнением дошкольника, давать право выбора. Что ему нравится, хочет на завтрак кашу или пюре. Какие обои подходят в комнату (если планируется ремонт). Что он хочет смотреть. Куда пойти. Пусть ребенок принимает активное участие в жизни семьи.
Эмоциональное развитие
Осуществить грамотное воздействие на ребенка можно при помощи следующих задач:
- формировать умение распознавать и сравнивать эмоции – весело, грустно, скучно, спокойно, страшно, интересно, объясняя на примерах сказок, жизненных ситуаций особенности проявления каждого чувства;
- слушать музыку и обсуждать ее;
- читать и пересказывать сказки;
- использовать элементы театрального представления – давать ребенку выполнять разные роли (положительные и отрицательные).
Важно развивать у дошкольника чувство эмпатии, способность к сочувствию, сопереживанию.
Развитие речи
В 4 года можно осваивать технику чтения, а для этого нужно усовершенствовать уровень устной речи. Буквы для лучшего запоминания нужно рисовать на доске, лепить из пластилина, глины, прикреплять в виде магнитов на холодильник.
Рекомендованные методики:
- Жуковой – освоение метода перехода от простого к сложному.
- Зайцевой – с задействованием кубиков, когда учеба превращается в занимательный игровой процесс.
Кубики со слогами и буквами помогают развитию речи ребёнка в 4 года
- Чистоговорки с быстрым проговариванием слов, с трудными звуками (Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов).
- Изучение на память считалок – развивается память и чувство ритма (Чтоб лететь нам на планету, смастерили мы ракету. Раз, два, три — Полетишь сегодня ты!).
- Изучение карточек – на какую букву начинается слово; лото в виде алфавита; собирание слова по картинкам и буквам.
Для улучшения словарного запаса нужно читать книги, рассказы, чаще разговаривать с ребенком, задавать вопросы и просить его дать развернутый ответ. Важно интересоваться, как прошел у ребенка день, что делал, что увидел, с кем разговаривал. Это будет естественным образом стимулировать его к запоминанию информации.
Обучение математике
Развитие математических способностей происходит во время формирования понятий – много, мало, больше, меньше.
Познавательные игры:
- магазин, когда нужно уметь расплатиться за полученный товар;
- сложение геометрических фигур с нескольких частей – овалов, квадратов, треугольников, полукругов;
- игра с карточками, изучая счет от 1 до 10 и в обратном порядке;
- игра – какая цифра лишняя или соединить цифры в определенном порядке и раскрасить рисунок.
Каждое обучение должно проходить весело и завлекательно, длиться не более 5-10 мин. Рекомендуется использовать методику поощрения и мотивации.
Творческое развитие
В 4 года начинается развитие художественно-эстетического познания окружающего мира. Для знакомства с разными видами искусства можно посещать выставки, ходить в музеи и театры. Для развития созидательной деятельности предложить дошкольнику клеить аппликации, делать оригами, плести бисер. Начинать работу необходимо с несложных задач, переходя к многоэлементным композициям.
Развитие мелкой моторики
Активизировать мелкую моторику можно следующим образом:
- расстегивать и застегивать пуговицы;
- завязывать узлы;
- рисовать мелками, песком, кисточкой, карандашами;
- лепка;
- нанизывание бус;
- игра с конструктором;
- раскрашивание по трафарету;
- сортировать предметы по величине, цвету, форме, объему.
Привлекать ребенка к выполнению бытовых задач, что станет отличным подспорьем его социально-бытового развития. Задача родителей – выполнять массаж пальцев и ладони ребенка, используя предметы с разными материалами и наполнителями, выраженной степенью твердости, жесткости, мягкости.
Бытовые задачи
Привлекать ребенка к выполнению бытовых задач в виде сюжетно-ролевых игр, таким образом, закрепляется процесс социализации в обществе.
Какие игры использовать:
- ресторан – накрыть на стол, помочь в приготовлении обеда, убрать посуду;
- большая уборка – расставить игрушки по своим местам, полить цветы, сложить вещи, протереть пыль;
- больница – ухаживать за родителями, домашними питомцами (закрепление чувства эмпатии);
- посещение магазина – обучать ребенка делать выбор, правильно распоряжаться финансами, рассказывать о пользе/вреде того или иного продукта, учить делать осознанные покупки.
Чтобы избежать отклонений в развитии ребенка в 4 года важно внимательно следить за его поведением, расширяя зону контакта с окружающим миром. Важно не препятствовать в получении новых знаний, поддерживать дошкольника и не зацикливаться на неудачах. В таком случае вырастет уверенная, грамотная, социально-активная и коммуникабельная личность.
Видео о том, что должен уметь ребёнок в 4 года
Развитие ребёнка в 4 года:
Источник