Нормативное развитие ребенка первого года жизни

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно – по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.

Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.

К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Читайте также:  Ребенок с особенностями развития это

Развитие ребенка: пятый месяц жизни

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки – это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Читайте также:  Прописи для развития ребенка с 4 лет

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни

Приближаясь к двенадцати месяцам – своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник

КУ ХМАО -Югры «Урайский специализированный Дом ребёнка»

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка

от рождения до года.

Составила:

воспитатель, Антоненко Мария Фёдоровна.

г. Урай 2014 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9,10

11,12

13,14

15,16

17,18

19,20

21,22

23

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.

Социально – коммуникативное развитие.

От 0 до 6 месяцев.

1.Отвечает улыбкой, увидев лицо матери.

2.Улыбается, гулит, двигается (компл. оживления)

в ответ на: эмоциональное общение с близким;

всматриваясь в яркие игрушки;

в ответ на пение или звучание музыки;

в моменты удовольствия и комфорта.

3.Привлекает внимание близкого человека:

улыбкой; движениями; гулением;

криком; хныканьем;

беспокойными движениями.

4.Проявляет неудовольствие при прекращении:

общения с мамой;

внезапном исчезновении игрушки;

болевых ощущениях.

5.Вздрагивает, услышав резкие звуки.

6.Замирает, рассматривая игрушку,

слыша ее звучание.

7.Гулит, бодрствуя самостоятельно.

8.Гулит в«ответ» на произносимые взрослым звуки.

9.Входит в режим дневного и ночного сна.

10.Пьет воду с ложки.

11.Возникает эмоциональное предпочтение:

появляется любимая игрушка.

12.Чутко реагирует на настроение взрослого:

улыбается на ласковый тон голоса взрослого

13.Хмурится при строгом тоне голоса.

14.По- разному реагирует на свое и чужое имя.

15.Пугается громких звуков.

16.Более ярко проявляется (комплекс оживления):

улыбается, гулит, двигается, замирает, радуется:

при появлении близкого человека, слыша его голос;

Читайте также:  Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности

рассматривая игрушку;

слыша звучание музыкального инструмента,

знакомую плясовую мелодию, песенку.

17.Нуждается в активном взаимодействии

со взрослым и его помощи при овладении

действиями с предметами, манипулировании ими.

18.Насторожен при виде незнакомого человека

или в незнакомой обстановке.

19.Смеется, подражая смеху других людей.

20.Подражает мимике лица, голосовым интонациям.

21.Ест полужидкую еду, снимая ее с ложки губами.

22.Пьет из чашки, которую держит взрослый.

23.Напряжен при трудно дающихся ему действиях.

1

7 м

8 м

9 м

10 м

11 м

12 м

2

3

4

5

6

7

8

9,10

11,12

13,14

15,16

17,18

19,20

21,22

23,24

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года. Социально- коммуникативное развитие.

От 6 до 9 месяцев.

1.Адекватно реагирует на

возгласы одобрения или порицания.

2.Обижается, если взрослый допускает резкий тон.

3.Добивается внимания взрослого к себе

различными способами: выбрасывает игрушки,

хнычет, подползает.

4.Скучает по близкому взрослому.

5.Мимические реакции лица отражают эмоциональное

состояние ребенка (радость, интерес/ обиду и т.д.)

6.Навыки: держит в руке сушку, хлеб, печенье,

подносит ко рту, обсасывает, откусывает.

7.Тянет руки к чашке, придерживает, хорошо

ест с ложки, снимая пищу губами.

8.Привыкает к процессу высаживания на горшок.

9.Социальная активность ребенка возрастает:

пребывает в эмоционально-положительном состоянии,

улыбается, радуется, действуя с игрушкой.

10.Недоволен: при слове «нельзя»,

при резком тоне взрослого;

при неумении выполнить желаемое действие.

11.Подражает мимике взрослого.

12.Проявляет интерес к бытовым действиям взрослых.

13.Отзывчив на игровые показы с куклой,

демонстрирующие социальные ситуации:

кормление, мытье, укладывание спать и др.

14.Улыбается, узнавая на фото близких.

15.Проявляет интерес к картинкам в книге.

16.Узнает знакомые предметы, игрушки.

17.Проявляет интерес к другим детям,

18.Доброжелателен, делится игрушкой.

19.Может вступить в конфликт из-за игрушки.

20.Навыки: пьет из чашки, придерживая ее.

21.Откусывает и жует хлеб, печенье.

22.Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании.

23.Приносит свои вещи при одевании.

24.Тянет руки к воде при умывании.

1 м

2 м

3 м

4 м

5 м

6 м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.

Познавательное развитие.

От 0 до 6 месяцев.

1.Кратковременно фиксирует взгляд

на ярком предмете

2.Прислушивается к голосу взрослого.

3.Вздрагивает при резком звуке.

4.Зрительное сосредоточение на предмете

25 секунд и более, лежа на спине,

10 секунд – на руках у взрослого.

5.Проявляет интерес к игрушке, находясь

в разных положениях: лежа на спине,

на животе, на боку, на руках у взрослого.

6.Вслушивается в звуки погремушки.

7.Поворачивает голову в сторону

источника звука.

8.Оживляется, выпрямляет руки в сторону

зависшей игрушки.

9.«Наталкивается» на игрушки, низко

подвешенные над его грудкой.

10.Вложенную в руку ленточку удерживает

в два месяца в течение 2-3 сек,

в три месяца-до 10 секунд и более.

11.Пытается захватить игрушку.

12.Захватывает, удерживает, манипулирует.

13.Берет игрушку из рук взрослого

14.Берет игрушки из разных положений

15.Способен одной игрушкой заниматься 1-3 мин.

16.Тянется к игрушкам, лежа на животе,

немного подтягиваясь вперед.

17.Пытается найти спрятанную игрушку

(сдергивает платок)

18.Пытается подражать движениям взрослого:

стучит погремушкой, трясет ее.

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года. Познавательное развитие. От 6 до 12 мес.

10м

11м

12м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16,17

18,19

20,21

22

1.Перекладывает игрушки из руки в руку,

игрушкой стучит, размахивает, бросает.

2.Действует с игрушкой в зависимости

от их свойств (круглые – катает,

кубики складывает и т.п.)

3.Открывая емкость, выкладывает предметы

и складывает их обратно.

4.Перекладывает предметы из руки в руку,

действует двумя руками

5.Катает шарики, мячи, ползает за ними.

6.Проталкивает шарики, кубики в

дидактическую коробку.

7.Снимает кольца со стержня

в горизонтальной плоскости.

8.Разъединяет два предмета.

9.Вынимает мелкие предметы из емкостей.

10.Снимает и нанизывает 3-4 кольца

с широким. отверстием,

подражая действиям взрослого,

затем самостоятельно.

11.Строит башенку из двух кубиков

12.Производит разные действия с игрушкой:

кормит, качает, укладывает спать.

Выполняет два-три действия.

13.Забивает втулочки в отверстия.

14.Вкладывает мелкие предметы (изюм, орешки)

в узкое горлышко бутылочки

15.Закрывает, открывает дверцы шкафов.

16.Выдвигает ящики.

17.Может длительно заниматься

с игрушкой (до 10мин).

18.Выполняет более сложные действия

по подражанию.

19.Способен действовать с плоскими

геометрическими фигурками.

20.Узнает игрушки на картинках.

21.По просьбе: «Дай такой же» находит и дает

предмет или игрушку.

22.Выполняет задания двигательного характера.

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.

Подготовительные этапы развития речи. От 0 до 12 мес.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8