Нормативное развитие ребенка первого года жизни
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно – по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки – это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам – своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник
КУ ХМАО -Югры «Урайский специализированный Дом ребёнка»
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка
от рождения до года.
Составила:
воспитатель, Антоненко Мария Фёдоровна.
г. Урай 2014 г.
1 | 1м | 2м | 3м | 4м | 5м | 6м | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||
9,10 | |||||||||||||||||||||||||
11,12 | |||||||||||||||||||||||||
13,14 | |||||||||||||||||||||||||
15,16 | |||||||||||||||||||||||||
17,18 | |||||||||||||||||||||||||
19,20 | |||||||||||||||||||||||||
21,22 | |||||||||||||||||||||||||
23 |
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
Социально – коммуникативное развитие.
От 0 до 6 месяцев.
1.Отвечает улыбкой, увидев лицо матери.
2.Улыбается, гулит, двигается (компл. оживления)
в ответ на: эмоциональное общение с близким;
всматриваясь в яркие игрушки;
в ответ на пение или звучание музыки;
в моменты удовольствия и комфорта.
3.Привлекает внимание близкого человека:
улыбкой; движениями; гулением;
криком; хныканьем;
беспокойными движениями.
4.Проявляет неудовольствие при прекращении:
общения с мамой;
внезапном исчезновении игрушки;
болевых ощущениях.
5.Вздрагивает, услышав резкие звуки.
6.Замирает, рассматривая игрушку,
слыша ее звучание.
7.Гулит, бодрствуя самостоятельно.
8.Гулит в«ответ» на произносимые взрослым звуки.
9.Входит в режим дневного и ночного сна.
10.Пьет воду с ложки.
11.Возникает эмоциональное предпочтение:
появляется любимая игрушка.
12.Чутко реагирует на настроение взрослого:
улыбается на ласковый тон голоса взрослого
13.Хмурится при строгом тоне голоса.
14.По- разному реагирует на свое и чужое имя.
15.Пугается громких звуков.
16.Более ярко проявляется (комплекс оживления):
улыбается, гулит, двигается, замирает, радуется:
при появлении близкого человека, слыша его голос;
рассматривая игрушку;
слыша звучание музыкального инструмента,
знакомую плясовую мелодию, песенку.
17.Нуждается в активном взаимодействии
со взрослым и его помощи при овладении
действиями с предметами, манипулировании ими.
18.Насторожен при виде незнакомого человека
или в незнакомой обстановке.
19.Смеется, подражая смеху других людей.
20.Подражает мимике лица, голосовым интонациям.
21.Ест полужидкую еду, снимая ее с ложки губами.
22.Пьет из чашки, которую держит взрослый.
23.Напряжен при трудно дающихся ему действиях.
1 | 7 м | 8 м | 9 м | 10 м | 11 м | 12 м | ||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9,10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
13,14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
15,16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
17,18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
19,20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
21,22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
23,24 |
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года. Социально- коммуникативное развитие.
От 6 до 9 месяцев.
1.Адекватно реагирует на
возгласы одобрения или порицания.
2.Обижается, если взрослый допускает резкий тон.
3.Добивается внимания взрослого к себе
различными способами: выбрасывает игрушки,
хнычет, подползает.
4.Скучает по близкому взрослому.
5.Мимические реакции лица отражают эмоциональное
состояние ребенка (радость, интерес/ обиду и т.д.)
6.Навыки: держит в руке сушку, хлеб, печенье,
подносит ко рту, обсасывает, откусывает.
7.Тянет руки к чашке, придерживает, хорошо
ест с ложки, снимая пищу губами.
8.Привыкает к процессу высаживания на горшок.
9.Социальная активность ребенка возрастает:
пребывает в эмоционально-положительном состоянии,
улыбается, радуется, действуя с игрушкой.
10.Недоволен: при слове «нельзя»,
при резком тоне взрослого;
при неумении выполнить желаемое действие.
11.Подражает мимике взрослого.
12.Проявляет интерес к бытовым действиям взрослых.
13.Отзывчив на игровые показы с куклой,
демонстрирующие социальные ситуации:
кормление, мытье, укладывание спать и др.
14.Улыбается, узнавая на фото близких.
15.Проявляет интерес к картинкам в книге.
16.Узнает знакомые предметы, игрушки.
17.Проявляет интерес к другим детям,
18.Доброжелателен, делится игрушкой.
19.Может вступить в конфликт из-за игрушки.
20.Навыки: пьет из чашки, придерживая ее.
21.Откусывает и жует хлеб, печенье.
22.Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании.
23.Приносит свои вещи при одевании.
24.Тянет руки к воде при умывании.
1 м | 2 м | 3 м | 4 м | 5 м | 6 м | ||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||
18 |
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
Познавательное развитие.
От 0 до 6 месяцев.
1.Кратковременно фиксирует взгляд
на ярком предмете
2.Прислушивается к голосу взрослого.
3.Вздрагивает при резком звуке.
4.Зрительное сосредоточение на предмете
25 секунд и более, лежа на спине,
10 секунд – на руках у взрослого.
5.Проявляет интерес к игрушке, находясь
в разных положениях: лежа на спине,
на животе, на боку, на руках у взрослого.
6.Вслушивается в звуки погремушки.
7.Поворачивает голову в сторону
источника звука.
8.Оживляется, выпрямляет руки в сторону
зависшей игрушки.
9.«Наталкивается» на игрушки, низко
подвешенные над его грудкой.
10.Вложенную в руку ленточку удерживает
в два месяца в течение 2-3 сек,
в три месяца-до 10 секунд и более.
11.Пытается захватить игрушку.
12.Захватывает, удерживает, манипулирует.
13.Берет игрушку из рук взрослого
14.Берет игрушки из разных положений
15.Способен одной игрушкой заниматься 1-3 мин.
16.Тянется к игрушкам, лежа на животе,
немного подтягиваясь вперед.
17.Пытается найти спрятанную игрушку
(сдергивает платок)
18.Пытается подражать движениям взрослого:
стучит погремушкой, трясет ее.
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года. Познавательное развитие. От 6 до 12 мес.
7м | 8м | 9м | 10м | 11м | 12м | ||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||
16,17 | |||||||||||||||||||||||
18,19 | |||||||||||||||||||||||
20,21 | |||||||||||||||||||||||
22 |
1.Перекладывает игрушки из руки в руку,
игрушкой стучит, размахивает, бросает.
2.Действует с игрушкой в зависимости
от их свойств (круглые – катает,
кубики складывает и т.п.)
3.Открывая емкость, выкладывает предметы
и складывает их обратно.
4.Перекладывает предметы из руки в руку,
действует двумя руками
5.Катает шарики, мячи, ползает за ними.
6.Проталкивает шарики, кубики в
дидактическую коробку.
7.Снимает кольца со стержня
в горизонтальной плоскости.
8.Разъединяет два предмета.
9.Вынимает мелкие предметы из емкостей.
10.Снимает и нанизывает 3-4 кольца
с широким. отверстием,
подражая действиям взрослого,
затем самостоятельно.
11.Строит башенку из двух кубиков
12.Производит разные действия с игрушкой:
кормит, качает, укладывает спать.
Выполняет два-три действия.
13.Забивает втулочки в отверстия.
14.Вкладывает мелкие предметы (изюм, орешки)
в узкое горлышко бутылочки
15.Закрывает, открывает дверцы шкафов.
16.Выдвигает ящики.
17.Может длительно заниматься
с игрушкой (до 10мин).
18.Выполняет более сложные действия
по подражанию.
19.Способен действовать с плоскими
геометрическими фигурками.
20.Узнает игрушки на картинках.
21.По просьбе: «Дай такой же» находит и дает
предмет или игрушку.
22.Выполняет задания двигательного характера.
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
Подготовительные этапы развития речи. От 0 до 12 мес.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 |