Нормативное развитие ребенка младшего

Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и внешнего мира. В период с трех до четырех лет в ребенке происходят разительные перемены в физическом и психическом развитии. Он становится более активным, целеустремленным, в движениях появляется больше координированности, разнообразия.

Перемены происходят в характере малыша. Он уже по другому относится к взрослым, изменению подвергаются и отношения со сверстниками. Именно в этот период в ребенке закладываются правила отношения людей между собой. Он внимательно следит за взаимодействием взрослых и в точности копирует их поведение.

На данном этапе развития дошкольника главное место занимает игра. Здесь малыш имеет возможность проявить осознанность во взаимоотношениях с людьми.

Младший дошкольник

Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, таки во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Для него становится понятным тот факт, что многие вещи он уже может делать сам, без сторонней помощи. А также есть вещи, которые он бы хотел попробовать самостоятельно сделать. Здесь может возникнуть кризис вызванный борьбой между «я могу» и «я хочу».

В разговоре с ребенком можно отметить появление сложных слов и словосочетаний. Его словарный запас становится более богаче и интереснее. Рекомендуется для такого возраста подбирать игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.

Изменения в психике

В трехлетнем возрасте у ребенка зарождается «Я». На данном этапе указанные психологические процессы помогают формировать гордость, но только на начальном уровне.

Социальное развитие

Развитие детей дошкольного возраста 3-4 года сопровождается увеличением самостоятельности. Малыш начинает проявлять больший интерес к тому, как ведут себя взрослые, внимательно наблюдают за поведением сверстников. При этом ребенок не просто наблюдает, но старается подражать взрослым, копируя их действия в ролевых играх. Первое время в каждой игре лидирующее место отводится взрослому, но по мере взросления ребенок постепенно берет инициативу на себя.

Для младшего дошкольника сверстники становятся компаньонами, с которыми можно играть на равных. Активно начинают использоваться фразы, жесты для дополнения содержанием диалога.

Общение

В трехлетнем возрасте наступает новый этап во взаимоотношениях со сверстниками. Малыш учится знакомиться, играть. При этом возникают самые разнообразные эмоции. Здесь может быть и радость, проявиться интерес, возникнуть смущение, не стоит забывать и про жадность. У детей возникают попытки организации совместной элементарной игры. Всего за год дошкольники достигают совершенства и способны организовывать сложный полноценный игровой процесс.

Ролевая игра

Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Поскольку в этот период происходит копирование отношения взрослых между собой, не удивительно, что и в игре основное место отводится отношениям. В результате игры малыш учится воспринимать социальное окружение. Мышление становится образным, начинает свое развитие воображение.

Память

В период младшего дошкольного возраста запоминание происходит непроизвольно. У ребенка откладываются в памяти определенные образы, в основном, связанные с узнаванием. Усидчивость и внимание пока находятся на начальном уровне, когда ребенок не может долго сидеть над одним занятием или концентрироваться на одном предмете. Малыш быстро сменяет одну деятельность другой, внимание не задерживается на одном предмете, быстро и легко находя для себя другой объект повышенного интереса. То же происходит и с настроением, которое может меняться, поскольку эмоциональное состояние неустойчивое. Это происходит следующим образом: ребенок спокойно играет, но уже через минуту – это будет малыш со слезами на глазах. Если эмоциональное здоровье крохи в норме, то это будет жизнерадостный ребенок, который будет излучать оптимизм.

Восприятие и ощущение

Важно обратить внимание на перемены, которые происходят в развитии малыша в плане познания окружающего мира. Здесь больше упор идет на предметное восприятие. Малыш старается анализировать, происходит осознание своих действий. Дети стараются, чтобы их деятельность была более продуктивной. Это касается работы с пластилином, конструктором и другие занятия. Также не стоит упускать из виду сенсорное развитие трехлетнего малыша. У них постепенно формируется пониманием формы, размера имеющегося предмета.

Перемены в действиях направленных на ориентировании и исследовании. На первое место выходит зрение, а не тактильные ощущения. В три года именно зрение управляет руками. Практические задачи решаются экспериментальным путем.

Вопросы «что это», «как оно работает» исчезают, возникает интерес уже другого плана: признаки предмета и почему он ими обладает.

Речь

К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Вопросы и побуждение провоцируют развитие диалога у детей младшего дошкольного возраста. Увеличивается количество слов для формирования предложений. Но пополнение словарного запаса становится возможным только из разговора с взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, отвечать на все задаваемые вопросы. Кроме запаса слов, совершенствуется познавательная деятельность.

Кроха старается выразить словами все то, что он видел или пережил за день. Происходит некий отчет о том, что было сделано за этот день, что подтверждает осознанность совершаемых действий.

Эмоциональное развитие

В период младшего дошкольного развития происходит активное совершенствование таких эмоций:

  • Симпатия;
  • Сочувствие;
  • Огорчение, вызванное неудачей;
  • Удовлетворение, наступающее после успешно выполненного действия.

Чувства трехлетнего малыша настолько разнообразные, сложные, текучие. Эмоциональное состояние неустойчивое, подвержено влиянию ситуационной обстановки. Ребенку не хватает слов, чтобы объяснить возникающие желания или намерения, сказать какие планы и состояние. Все это он пытается донести до других с помощью жестов, мимики, действий, направленных на других.

Физическое развитие

Развитие психического тела малыша, отражается на развитии физического тела. Именно в этот период важно приучить ребенка к физическим нагрузкам, однако следить, чтобы активность была в меру, поскольку в трехлетнем возрасте у детей присутствует повышенная утомляемость.

Совершенствуется пространственная ориентация, могут сохранять определенный темп движений, стоять в одной позе. Происходит развитие координации во время ходьбы, бега, лазанья. Отмечается, что в отношении мяча и палки у ребенка присутствует определенное направление действий.

Младшим дошкольникам сложно сидеть на одном месте – это особенность их развития, но это помогает им не так быстро утомляться.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк ????

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал

Наш сайт: Winku.ru
Мы в социальных сетях: VK, OK

Источник

Познавательное развитие

Показывает интересующий его предмет пальцем (указательный жест). Находит спрятанный на его глазах предмет по одним из стаканчиков. Понимает назначение предметов домашнего обихода.

Показывает на кукле три-пять частей тела.

Вытряхивает мелкий предмет из бутылки. Показывает по просьбе двух человек из близкого окружения. Узнает пять-шесть предметов окружающей обстановки или показывает их на картинках в книге (по просьбе). Вставляет квадрат, круг в соответствующие прорези.

Вставляет в прорези квадрат, круг, треугольник. Понимает, кому принадлежат предметы, говорит мне, моё. По просьбе находит и показывает две-три картинки.

Разговаривает с игрушками, когда играет с ними.

Строит поезд из кубиков. Среди картинок лото находит одну «такую же картинку», которую просит взрослый. Выполняет сложные просьбы типа: «Возьми куклу, покорми е и уложи спать». Понимает значение предлогов на, под.

Сортирует предметы по двум цветам (красный, синий), раскладывает их в разные коробочки. Знает назначение многих предметов (одежды, пищи).

Показывает части тела, к которым прикасается (при этом может закрывать глаза). По просьбе даёт один и много предметов.

Развитие речи

Подпевает детские песенки.

Выражает желание словами (дать, ам-ам). Называет знакомый предмет в ответ на вопрос.

Повторяет вслед за взрослым знакомое слово. Использует в речи слова-отрицания нет, ни-ни.

Говорит первые предложения из двух слов на «детском» языке, например: «Би-би ту-ту!», «Мама ам!».

Называет свое имя. Повторяет за взрослым простые предложения из трех-четырех слов. Говорит простыми и сложными предложениями, но может неправильно произносить звуки, например смягчает твердые согласные (там-тям, нету-нетю, чай-тяй и др.).

Повторяет за взрослым короткие стихи (из двух-трех строчек). Говорит трех-, четырехсловным предложениями и более. Строит сложноподчиненные предложения («Когда мы пойдем гулять, я возьму машинку!»).

Те умения и навыки, которые ребенок только начал осваивать или уже освоил, являются отправной точкой для занятий с ним.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. МАГАДАНА

Нормативные показатели развития ребенка в раннем детстве.

Черных Е. С.

Эти данные помогут вам способствовать развитию ребенка и помочь ему усвоить различные навыки и умения.

Социальное развитие

Возраст(месяц)

Умения ребенка

16-18

Помогает убирать игрушки. Выполняет простые просьбы (относит чашку на «кухню», потягивает названный предмет и т.п.). Обычно делится игрушками или другими вещами.

19-21

Приносит книгу, чтобы ему почитали.  Просит помочь, если не справляется.

21-24

Иногда говорит нет, когда взрослые активно навязывают свое общение. (Не все дети в этом возрасте могут сказать нет и подчиняются требованиям взрослых.)

25-30

Играет с другими детьми.

31-36

Сочувствует плачущему ребенку, старается помочь ему и утешить. Выражает жалобы словами.

Развитие навыков самообслуживания

16-18

Подносит ложку ко рту, немного проливая. Может снять носки. Самостоятельно снимает туфли. Пытается мыть лицо и руки.

19-21

Ест с ложки, немного проливая. Выполняет просьбы взрослых (идет в другую комнату и приносит названный предмет, например ложку или чашку, и т. п.).

22-24

Моет руки под краном. Учится вытирать руки полотенцем. Размешивает сахар в чашке. Снимает расстегнутую куртку.

25-30

Пьет через соломинку. Ест с ложки, все еще проливая. Самостоятельно вытирает руки. Жестами или словами показывает, что хочет на горшок. Остается сухим, если садится на горшок через каждые 2-3 часа.

31-36

Ест с вилки, но пачкается. Снимает штаны, когда идет в туалет. Моет руки Самостоятельно садится на горшок. Надевает куртку, брюки, но не застегивает. Расстегивает большие пуговицы, липучки, молнии.

Развитие крупной моторики.

16-19

Ходит боком. Бегает неловко.

Поднимается и опускается по лестнице высотой в 3 ступеньки приставным шагом, держась за перила или за руку взрослого. Нагибается и поднимает предмет с пола (без опоры). Делает три шага назад.

20-23

Бьет ногой по мячу, не придерживаясь рукой за опору. Делает три шага на носочках.

Прыгает на месте.

24-27

Может простоять 3 секунды на одной ноге (может опираться одной рукой на опору). Когда прыгает, отрывается обеими ногами и опускается на всю стопу.

Пинает мяч ногой. Самостоятельно поднимается и опускается по лестнице.

28-31

Может подпрыгнуть один раз на месте и не падает. Делает пять шагов на носочках. Самостоятельно садится на маленький стульчик и встает.

32-36

Стоит на одной ноге и удерживает равновесие. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Поднимается по лестнице попеременным, или взрослым, шагом (становясь одной ногой на ступеньку). Бегает хорошо. Бросает мяч вперед.

Развитие мелкой моторики

16-19

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны.

20-23

Удерживает три кубика двумя руками, ставит три кубика друг на друга. Рисует горизонтальные и вертикальные линии. Разворачивает завернутый предмет. Переворачивает по одной странице книги.

24-27

Надевает два-три шарика на шнурок. Строит башню из пяти кубиков и более. Ловит катящийся мяч. Опускает мелки предметы в банку с отверстиями. Рисует карандашом круги на бумаге.

28-31

Складывает бумагу пополам после показа. Рисует плоскую спираль.

Может резать бумагу ножницами, но делает это неловко. Переливает жидкость из одной емкости в другую.

32-36

Открывает завинчивающиеся крышки. Обводит (неровно) карандашом по контуру квадрат, круг. Рисует крест по образцу.

Раскатывает пластилин.

Источник

Саад Александра
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и внешнего мира. В период с трех до четырех лет в ребенке происходят разительные перемены в физическом и психическом развитии. Он становится более активным, целеустремленным, в движениях появляется больше координированности, разнообразия.

Перемены происходят в характере малыша. Он уже по другому относится к взрослым, изменению подвергаются и отношения со сверстниками. Именно в этот период в ребенке закладываются правила отношения людей между собой. Он внимательно следит за взаимодействием взрослых и в точности копирует их поведение.

На данном этапе развития дошкольника главное место занимает игра. Здесь малыш имеет возможность проявить осознанность во взаимоотношениях с людьми.

Младший дошкольник

Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, таки во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Для него становится понятным тот факт, что многие вещи он уже может делать сам, без сторонней помощи. А также есть вещи, которые он бы хотел попробовать самостоятельно сделать. Здесь может возникнуть кризис вызванный борьбой между «я могу» и «я хочу».

В разговоре с ребенком можно отметить появление сложных слов и словосочетаний. Его словарный запас становится более богаче и интереснее. Рекомендуется для такого возраста подбирать игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.

Изменения в психике

В трехлетнем возрасте у ребенка зарождается «Я». На данном этапе указанные психологические процессы помогают формировать гордость, но только на начальном уровне.

Социальное развитие

Развитие детей дошкольного возраста 3-4 года сопровождается увеличением самостоятельности. Малыш начинает проявлять больший интерес к тому, как ведут себя взрослые, внимательно наблюдают за поведением сверстников. При этом ребенок не просто наблюдает, но старается подражать взрослым, копируя их действия в ролевых играх. Первое время в каждой игре лидирующее место отводится взрослому, но по мере взросления ребенок постепенно берет инициативу на себя.

Для младшего дошкольника сверстники становятся компаньонами, с которыми можно играть на равных. Активно начинают использоваться фразы, жесты для дополнения содержанием диалога.

Общение

В трехлетнем возрасте наступает новый этап во взаимоотношениях со сверстниками. Малыш учится знакомиться, играть. При этом возникают самые разнообразные эмоции. Здесь может быть и радость, проявиться интерес, возникнуть смущение, не стоит забывать и про жадность. У детей возникают попытки организации совместной элементарной игры. Всего за год дошкольники достигают совершенства и способны организовывать сложный полноценный игровой процесс.

Ролевая игра

Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Поскольку в этот период происходит копирование отношения взрослых между собой, не удивительно, что и в игре основное место отводится отношениям. В результате игры малыш учится воспринимать социальное окружение. Мышление становится образным, начинает свое развитие воображение.

Память

В период младшего дошкольного возраста запоминание происходит непроизвольно. У ребенка откладываются в памяти определенные образы, в основном, связанные с узнаванием. Усидчивость и внимание пока находятся на начальном уровне, когда ребенок не может долго сидеть над одним занятием или концентрироваться на одном предмете. Малыш быстро сменяет одну деятельность другой, внимание не задерживается на одном предмете, быстро и легко находя для себя другой объект повышенного интереса. То же происходит и с настроением, которое может меняться, поскольку эмоциональное состояние неустойчивое.Это происходит следующим образом: ребенок спокойно играет, но уже через минуту – это будет малыш со слезами на глазах. Если эмоциональное здоровье крохи в норме, то это будет жизнерадостный ребенок, который будет излучать оптимизм.

Восприятие и ощущение

Важно обратить внимание на перемены, которые происходят в развитии малыша в плане познания окружающего мира. Здесь больше упор идет на предметное восприятие. Малыш старается анализировать, происходит осознание своих действий. Дети стараются, чтобы их деятельность была более продуктивной. Это касается работы с пластилином, конструктором и другие занятия. Также не стоит упускать из виду сенсорное развитие трехлетнего малыша. У них постепенно формируется пониманием формы, размера имеющегося предмета.

Перемены в действиях направленных на ориентировании и исследовании. На первое место выходит зрение, а не тактильные ощущения. В три года именно зрение управляет руками. Практические задачи решаются экспериментальным путем.

Вопросы «что это», «как оно работает» исчезают,возникает интерес уже другого плана: признаки предмета и почему он ими обладает.

Речь

К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Вопросы и побуждение провоцируют развитие диалога у детей младшего дошкольного возраста. Увеличивается количество слов для формирования предложений. Но пополнение словарного запаса становится возможным только из разговора с взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, отвечать на все задаваемые вопросы. Кроме запаса слов, совершенствуется познавательная деятельность.

Кроха старается выразить словами все то, что он видел или пережил за день. Происходит некий отчет о том, что было сделано за этот день, что подтверждает осознанность совершаемых действий.

Эмоциональное развитие

В период младшего дошкольного развитияпроисходит активное совершенствование таких эмоций:

– Симпатия;

– Сочувствие;

– Огорчение, вызванное неудачей;

– Удовлетворение, наступающее после успешно выполненного действия.

Чувства трехлетнего малыша настолько разнообразные, сложные, текучие. Эмоциональное состояние неустойчивое, подвержено влиянию ситуационной обстановки. Ребенку не хватает слов, чтобы объяснить возникающие желания или намерения, сказать какие планы и состояние. Все это он пытается донести до других с помощью жестов, мимики, действий, направленных на других.

Физическое развитие

Развитие психического тела малыша, отражается на развитии физического тела. Именно в этот период важно приучить ребенка к физическим нагрузкам, однако следить, чтобы активность была в меру, поскольку в трехлетнем возрасте у детей присутствует повышенная утомляемость.

Совершенствуется пространственная ориентация, могут сохранять определенный темп движений, стоять в одной позе. Происходит развитие координации во время ходьбы, бега, лазанья. Отмечается, что в отношении мяча и палки у ребенка присутствует определенное направление действий.

Младшим дошкольникам сложно сидеть на одном месте – это особенность их развития, но это помогает им не так быстро утомляться. Они с удовольствием ездят на велосипеде, играют с мячом, умеют стоять на одной ноге, подпрыгивать и ходить на носочках. Им нравится строить домики из кубиков, рисовать, собирать различные головоломки и паззлы.

Интеллектуальное развитие младших дошкольников происходит через обучение на практике. Для этого дети должны активно участвовать в разнообразных видах деятельности – сочетать игры на улице с занятиями дома, чередовать активные игры – с более спокойными, а групповые – с индивидуальными.

Источник