Нормативное развитие ребенка это

Консультация  для педагогов

«Общие представления о нормальном и отклоняющемся развитии детей дошкольного возраста»

Понятия о нормальном и отклоняющемся развитии

     Личностно – ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией системы образования на всех её уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми навыками и знаниями, позволяющими ему обеспечить оптимальные условия развития не только среднестатистического ребёнка, но ребёнка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

     Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей одного возраста. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения».

     Функциональная норма – это своего рода индивидуальная норма развития, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической помощи наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом отвечает тем требованиям, которые предъявляет социум в зависимости от возраста и уровня психосоциального развития.

     Л.Пожар пишет, «…Мы считаем ребёнка нормальным: когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста; когда ребёнок развивается в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; когда ребёнок развивается в соответствии с требованиями общества… Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности и анормальности детей».

Основные условия для нормального развития ребёнка

   Можно выделить основные условия необходимые для нормального развития ребёнка, сформулированные Г.М.Дульневым и А.Р.Лурия:

     – нормальная работа головного мозга и его коры;

     – нормальное физическое развитие ребёнка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

     – сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребёнка с внешним миром;

     – систематичность и последовательность обучения ребёнка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Отсутствие либо недостаточность перечисленных выше условий обусловливает наличие отклонений в развитии детей.

Дети с проблемами в развитии

     Дети с проблемами в развитии – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, физическими, эмоционально-волевыми и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» – «аномальные» – «с отклонениями в развитии» – « с особыми образовательными потребностями» – «с ограниченными возможностями здоровья».

     На педагогов дошкольных учреждений общего типа и специализированных возлагается особая ответственность по подготовке к школе детей с отклонениями в развитии. В дошкольном детстве формируется прочный фундамент для развития речи, моторики, всех психических процессов, разных видов деятельности, в том числе и учебной. Подавляющее большинство детей в массовом детском саду успешно овладевает всеми разделами программы дошкольного развития и воспитания, но дети, имеющие особенности в речевом, психическом развитии, нарушении слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, с этой программой не справляются. Принципиально важным являются своевременное выявление таких детей, всестороннее изучение их в целях дифференциальной диагностики и определение путей необходимого в каждом конкретном случае лечения и коррекционно-педагогической помощи.

     Дошкольная дефектология, для создания оптимально успешного развития ребёнка, опирается на учения Л.С.Выготского о структуре дефекта. Принципиально важным является правильное разграничение первичного и вторичного дефектов развития.

     Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализатора, отделов КГМ) вследствие воздействия патогенных факторов.

     Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития (ВПФ) и нарушения социального поведения с формирующимися патологическими чертами характера (замкнутость, тревожность, агрессия и т.д.).

     Для преодоления первичных дефектов необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются коррегирующим педагогическим воздействиям, где важное и определяющее значение играет компенсация дефекта. Л.С.Выготский – основоположник культурно-исторической теории, убедительно доказал, что «врастание нормального ребёнка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют единый ряд социально-биологического формирования личности ребёнка». Л.С.Выготский придавал большое значение включению аномального ребёнка в различную социально-значимую деятельность, необходимости создавать действенные формы детского опыта, во избежание «социального вывиха», преодолении патологических черт личности.

     Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма, возмещение нарушенных или утраченных функций за счет активизации сохранных функций и анализаторных систем.

     Дефект развития есть в большинстве своём факт биологический, ребёнок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, в занятии соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с окружающими. Влияние дефекта на самом деле двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток, т.е. «минус дефекта превращается в плюс компенсации».

     Однако для превращения потенциальных возможностей в действительные нужно знать те возможности ребёнка, которыми он уже располагает, (зона актуального развития) и те возможности, которые ещё не стали его достоянием и находятся в зачаточном состоянии (зона ближайшего развития).

     Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что в самом детском организме заложены возможности компенсации и сверхкомпенсации дефекта, связанные с пластичностью основных систем развивающегося организма, включая ЦНС, именно они выступают на первый план развития ребёнка и должны быть включены в воспитательный процесс как его движущая сила. Это значит не смягчать тех трудностей, которые возникают из-за дефекта, а напрягать все силы для его компенсации, выдвигать только те задачи и в том порядке, какие отвечают постепенности становления и развития личности ребёнка.

Литература:

1.   БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008

 2. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011

Подготовила : учитель-дефектолог Лысова Н.В.

Источник

Ïîíÿòèå î íîðìå â ðàçâèòèè, îòêëîíåíèå îò íîðìû. Àíîìàëèè â ðàçâèòèè ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, â ïîâåäåíèè ÷åëîâåêà. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â óñëîâèÿõ äèçîíòîãåíåçà. Ïðèìåðû ïîâðåæäåííîãî ðàçâèòèÿ. Îñîáåííîñòè äèñãàðìîíè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ11.08.2016
Ðàçìåð ôàéëà90,4 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îãëàâëåíèå

Ââåäåíèå

1. Ïîíÿòèå î íîðìå â ðàçâèòèè, îòêëîíåíèå îò íîðìû

2. Íîðìàòèâíîå è îòêëîíÿþùååñÿ ðàçâèòèå

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. Áîÿðèíöåâà À. Íà ïóòè ê «ñàìîñòè» èëè Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ñàìîðàçâèòèÿ ðåáåíêà / À. Áîÿðèíöåâà // Äèðåêòîð øêîëû. – 2006. – ¹ 9. – Ñ. 72-77.

2. Ââåäåíèå â ñïåöèàëüíîñòü. ÓÌÊ ïî ïðîôèëþ «Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ». / Ñîñò. Òâàðäîâñêàÿ À.À. – Êàçàíü: ÊÔÓ, 2012. – 85 ñ.

3. Ãàëàãóçîâà Ì.À. Ñîöèàëüíàÿ ïåäàãîãèêà: êóðñ ëåêöèé / Ì.À. Ãàëàãóçîâà è äð. – Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2011. – 416 ñ.

4. Åñèëåíîê Ò.À. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïîäõîäû ê äèàãíîñòèêå äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ / Ò.À. Åñèëåíîê // Àêòóàëüíûå âîïðîñû ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè: ìàòåðèàëû II ìåæäóíàð. íàó÷. êîíô. – ×åëÿáèíñê: Äâà êîìñîìîëüöà, 2013. – Ñ. 47-49.

5. Æìóðîâ Â.À. Áîëüøàÿ ýíöèêëîïåäèÿ ïî ïñèõèàòðèè / Â.À. Æìóðîâ. – Ì.: Äæàíãàð, 2012. – 854 ñ.

6. Çåéãàðíèê Á.Â. Ïñèõîëîãèÿ ëè÷íîñòè: íîðìà è ïàòîëîãèÿ / Á.Â. Çåéãàðíèê. – Ì.: Ðå÷ü, 2011. – 416 ñ.

7. Ëåáåäèíñêèé Â. Â. Íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. – Ì.: Àêàäåìèÿ, 2013. – 148 ñ.

8. Ìàìàé÷óê È.È. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì ñ ïðîáëåìàìè â ðàçâèòèè / È.È. Ìàìàé÷óê. – ÑÏá.: Ðå÷ü, 2006. – 224 ñ.

9. Ìèëþêîâà Å.Â. Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Å.Â. Ìèëþêîâà. – Êóðãàí: ÊÃÓ, 2009. – 54 ñ.

10. Ìóäðèê À.Â. Ñîöèàëüíàÿ ïåäàãîãèêà / À.Â. Ìóäðèê; Ïîä ðåä. Â.À. Ñëàñòåíèíà. – Ì.: Àêàäåìèÿ, 2012. – 200 ñ.

11. Îñíîâû ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè: Ó÷åá. ïîñîáèå / Ïîä ðåä. Ë.Â. Êóçíåöîâîé. – Ì.: Àêàäåìèÿ, 2005. – 480 ñ.

12. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà: ÓÌÊ / Ïîä ðåä. Ë.À. Ôåäîðîâè÷. – Êðåìåí÷óã: Õðèñòèàíñêàÿ Çàðÿ, 2008. – 217 ñ.

13. Ðåäåöêàÿ Î.Ã. Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Î.Ã. Ðåäåöêàÿ. – Ì.: Åâðàçèéñêèé îòêðûòûé èíñòèòóò, 2011. – 351 ñ.

14. Ñàíàáàñîâà Ð.Ê. Êîððåêöèîííàÿ ïåäàãîãèêà ñ îñíîâàìè ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè: ÓÌÊ /ñîñò.: Ð.Ê. Ñàíàáàñîâà – Áëàãîâåùåíñê: ÁÃÏÓ, 2010. – 103 ñ.

15. Ñåìàãî Ì.Ì. Òèïîëîãèÿ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ. Ìîäåëü àíàëèçà è åå èñïîëüçîâàíèå â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè / Ì.Ì. Ñåìàãî. Í.ß. Ñåìàãî. – Ì.: – Ãåíåçèñ, 2011 – 400 c.

16. Ñåìàãî Í.ß. Îðãàíèçàöèÿ è ñîäåðæàíèå äåÿòåëüíîñòè ïñèõîëîãà ñïåöèàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ / Í.ß. Ñåìàãî, Ì.Ì. Ñåìàãî. – Ì.: Àðêòè, 2005. – 50 ñ.

17. Ñìèðíîâà Å.Î. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ: ó÷åá. / Å.Î. Ñìèðíîâà. – Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2006. – 366 ñ.

18. Ñîðîêèí Â.Ì. Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. ïîñîáèå / Â.Ì. Ñîðîêèí; Ïîä ðåä. Ë.Ì. Øèïèöûíîé. — ÑÏá.: Ðå÷ü, 2013. – 216 ñ.

19. Ñïåöèàëüíàÿ ïåäàãîãèêà / Ë.È. Àêñåíîâà è äð.; ïîä ðåä. Í.Ì. Íàçàðîâîé. – Ì.: Àêàäåìèÿ, 2005. – 400 ñ.

20. Òåëèíà È.À. Ñîöèàëüíàÿ ïåäàãîãèêà / È.À. Òåëèíà. – Ì.: Ôëèíòà, 2014. – 87 ñ.

21. Øàïîâàë È.À. Ìåòîäû èçó÷åíèÿ è äèàãíîñòèêè îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / È.À. Øàïîâàë. – Ì.: ÒÖ Ñôåðà, 2005. – 320 ñ.

22. Øàïîâàëåíêî È.Â. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ (Ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ è âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ). Ó÷åáíèê / È.Â. Øàïîâàëåíêî. – Ì.: Ãàðäàðèêè, 2013. – 349 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, ðåëÿòèâèñòñêè-ñòàòèñòè÷åñêèå êðèòåðèè íîðìû. Èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû ñïåöèôèêè íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ îòå÷åñòâåííûìè ïñèõîëîãàìè. Çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â íîðìå è ïàòîëîãèè. Êëàññèôèêàöèÿ äèçîíòîãåíåçà.

    ðåôåðàò [37,6 K], äîáàâëåí 04.02.2013

  • Àíàëèç ïðîöåññà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ðàçëè÷íûõ íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ. Îáùèå è ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè. Äåïðèâàöèÿ è åå âèäû, ïðîáëåìû ðîäèòåëüñêîé æåñòîêîñòè. Íàðóøåíèå ïîâåäåíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ.

    øïàðãàëêà [103,7 K], äîáàâëåí 03.02.2010

  • ×åì îïðåäåëÿåòñÿ ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà? Ãåíåòè÷åñêèå è ñðåäîâûå ôàêòîðû â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà. Ðàçâèòèå êàê ìåòàôîðà ýïèãåíåòè÷åñêîãî ëàíäøàôòà. Ñòàäèàëüíîñòü è íåïðåðûâíîñòü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïðîáëåìû ïåðèîäèçàöèè ðàçâèòèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [61,0 K], äîáàâëåí 28.11.2002

  • Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ãàðìîíè÷åñêèé èíôàíòèëèçì. Çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, õàðàêòåðèñòèêè èõ ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû. Äåòè ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â øêîëüíîì âîçðàñòå.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [30,7 K], äîáàâëåí 14.10.2008

  • Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ ÷åëîâåêà â îíòîãåíåçå. Ãëàâíûå îñîáåííîñòè âîîáðàæåíèÿ ìëàäøèõ äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ðîëü ïàëü÷èêîâîé æèâîïèñè â ðàçâèòèè âîîáðàæåíèÿ ìëàäøèõ äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [423,5 K], äîáàâëåí 22.06.2014

  • Ïðåäñòàâëåíèå î åäèíñòâå ãåíåòè÷åñêèõ è ñðåäîâûõ ôàêòîðîâ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè. Ïðîáëåìà âëèÿíèÿ ñðåäû è íàñëåäñòâåííîñòè íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. “Íàñëåäñòâåííàÿ” è “ñðåäîâîâàÿ” äåòåðìèíàöèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Âîçðàñòíûå öèêëû â ðàçâèòèè ÷åëîâåêà.

    ðåôåðàò [25,6 K], äîáàâëåí 17.05.2009

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ó äåòåé. Óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå âíèìàíèÿ. Äèàãíîñòèêà øêîëüíîé çðåëîñòè ó ðåáåíêà. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè âîñïðèÿòèÿ è âîîáðàæåíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [201,7 K], äîáàâëåí 10.06.2015

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Иванова Ирина Анатольевна
Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»

Памятка для родителей на тему:

«Норма и отклонения в развитии ребенка»

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

• наследственность;

• факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации.По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

• пренатальные (внутриутробные);

• натальные (в период родов);

• постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

• эмоциональная депривация;

• педагогическая запущенность;

• социальная запущенность.

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

• Физические.

• Психические.

• Педагогические.

• Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов»;

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром»;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

Нарушение данных условий может привести к возникновению дизонтогений различной степени выраженности.

Так что такое норма для ребенка? Это,прежде всего:

1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

2.Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак,вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

• правильной работе головного мозга и его коры;

нормальном психическом развитии;

• сохранности органов чувств;

• последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ?

В дошкольном возрасте:

1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).

5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

4. Полное отрицательное отношение к учебе.

5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Источник