Норма в развитии ребенка это в педагогике

Норма в развитии ребенка это в педагогике thumbnail

Понятие нормы

Понятие нормы существует в любом обществе, вне зависимости от стадии его развития и процветания, экономического успеха и т.д. Понимание нормы необходимо для того, чтобы определять различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии.

Определение 1

Норма – это определенный образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности.

По своему содержанию понимание «нормы» включает в себя то, что установлено или сложилось на конкретном этапе развития данного общества. Также под нормой понимают должное поведение, отношения и деятельность.

Таким образом, в общем, норма – это условное обозначение конкретной объективной реальности, общепринятый среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность и при этом не существует в ней.

По-своему норма, это то, чего нет в природе, но к чему стремится каждый. Кроме того, несмотря на то, что норма является общепринятым условным обозначением, довольно часто у каждого свое понимание и восприятие нормы.

В настоящее время в современной педагогике существует проблема определения нормы и ее вариантов. Принято выделять следующие вопросы, касающиеся определения и установления нормы:

  • норма реакции (сенсорной, моторной)
  • норма когнитивной функции (память, мышление, восприятие)
  • норма регуляции
  • норма личности
  • эмоциональная норма
  • нормы половых различий
  • нормы возрастных различий

Таким образом, понятие нормы является относительно постоянным, а его содержание во многом зависит от культуры, меняющейся с течением времени и развитием общества.

В различных науках, занимающихся изучением развития человека (психология, педагогика, медицина и т.д.), свои показатели, характеристики и параметры нормы. Несмотря на это, отклонение от нормы, в рамках любой из наук принято называть аномалией.

Аномалия – (от греч.) отклонение.

Понимание нормы и отклонения необходимо для того, чтобы выделить ту точку отсчета, относительно которой представляется возможность уточнить причины, вызывающие различного рода отклонения, выяснить, как именно они влияют на процесс воспитания, обучения и социализации ребенка. Данная информация в педагогике является ценной, так как на ее основании педагог выстраивает практическую работу с детьми в рамках педагогического процесса.

Отклонения и их причины

Замечание 1

Отклонение от нормы (девиация) – нарушение принятых и сложившихся в социуме норм и правил поведения, деятельности и т.д.

Отклонения принято подразделять на:

  • Положительные: предприимчивость, талант и т.п.
  • Отрицательные: умственная отсталость, недоразвитость и т.п.

Основные причины отклонений:

  1. Физические нарушения развития (недоразвитость органов и систем, болезни, врожденные аномалии и т.д.)
  2. Психические нарушения развития (задержка в развитии, различные виды и типы умственной отсталости, речевые нарушения, либо напротив одаренность, талант в какой-либо сфере деятельности и т.д.).
  3. Педагогические причины – неполучение или недополучение необходимого уровня образования, вызванное невозможностью его получения в силу жизненных обстоятельств (беженцы), либо нежеланием учиться (бродяжничество).
  4. Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения, деятельности, морали (алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.).

В настоящее время, отклонения принято делить на четыре основные группы: психические, физические, социальные и педагогические. Группа отклонения зависит от того, какими причинами оно вызвано.

Физические отклонения – связаны с уровнем здоровья человека, отклонение от нормы определяется посредством медицинского обследования (измерение роста, веса, объема и т.д.). Физические отклонения могут быть вызваны наследственными факторами, либо внешними обстоятельствами.

Физические отклонения делятся на:

  • Недуг – затруднения в деятельности
  • Ограниченная возможность – определенные ограничения в деятельности
  • Инвалидность – недееспособность

Дети, имеющие недуг или ограниченные возможности, получают образовательные услуги в индивидуальном порядке (домашнее обучение), либо в рамках инклюзивного обучения.

Отклонения в физическом развитии могут быть связаны с нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Психические отклонения – связаны с умственным развитием ребенка, возможными недостатками психики.

К данному виду отклонений относятся: задержка психического развития (ЗПР), различные виды умственной отсталости (олигофрения, идиотия и т.п.), нарушения эмоционально-волевой сферы.

Замечание 2

В особую группу отклонений принято относить детей с различными видами одаренности.

Педагогические отклонения – связаны с достижениями образовательных стандартов, которые определяют уровень образованности человека.

Согласно образовательным стандартам, каждый ребенок должен получить необходимый уровень образования, пройдя ряд ступеней образования, часть из которых является обязательной. Получение образования начинается с дошкольного, далее школьное, послешкольное (по желанию и на выбор ребенка). К послешкольному относятся – ВУЗы, СУЗы и т.д. Согласно действующему на территории России законодательству (ФЗ РФ «Об образовании»), обязательным для получения является общее среднее образование (9 классов общеобразовательной школы). Однако, в настоящее время есть дети, которые не получили данное образование по ряду причин (беженцы, дети из неблагополучных семей и т.п.).

Читайте также:  Третий месяц развития ребенка что можно кушать маме

Социальные отклонения – связаны с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом, обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога.

Источник

Норма в развитии ребенка это в педагогике

Норма в развитии ребенка это в педагогике

Мы поможем в написании ваших работ!

Норма в развитии ребенка это в педагогике

Мы поможем в написании ваших работ!

Норма в развитии ребенка это в педагогике

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аномалия – (в переводе с греческого) отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рас-сматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека: приобретает особую актуальность в контексте коррекционно развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются следующие понятия:

Предметная норма– знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма– показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного воз-растного этапа;индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова). Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы – междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педаго-гическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работал Л.С. Выготский. Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых (отживших) структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст.

Критический возраст – поворотные пункты психического развития ребенка. Л.С. Выготский полагал, что кризисы – это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации
Л.С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.

В работах отечественных психологов – А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, – принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный ученый-психолог Д.Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность.

Читайте также:  Значение стиля общения с ребенком для развития его

Исследуя механизмы психического развития, Д.Б. Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек – предмет и система человек – человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок – общественный предмет и система ребенок –общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности.

Формирование личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем ребенок – общественный предмет и ребенок – общественный взрослый.

Детское развитие, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, периодично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освоения в каждый период своеобразно.

В психическом развитии детей Д.Б. Эльконин выделяет два резких перехода – переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как кризис трех лет, и переход oт младшего школьного возраста к подростковому, который принято называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетельствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуально-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др.

Кризис трех лет научно описал Л.С. Выготский, который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, – негативизм ребенка, т.е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является строптивость, которая, в отличие от упрямства, носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Выготский называет второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ребенок начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания – употребление детьми неприличных слов, обзывание ругательными словами своих мам, пап, бабушек. Выделяется и симптом, который в семье с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семьях с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптомами Л.С. Выготский видит и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление психологического новообразования Я-сам, проявление самостоятельности.

Кризис трех лет, по убеждению исследователей, – это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми, свидетельство того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений проходят (Д.Б. Эльконин).

Дошкольный возраст – важный период становления личности. Именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов.

Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л.С. Выготский называет «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок начинает понимать себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к себе. Позитивная сторона кризиса семи лет состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка, возникающие именно в этот период.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте по эльконину

Источник

Несколько раз довелось выслушивать возмущение родителей «Вот понапридумывали логопеды (психологи, врачи) всякие нормы, а дети должны им соответствовать! Все люди разные! Одинаковых людей не бывает!»
Давайте разберемся, что же такое нормы развития ребенка и «кто их придумал».

Логопедия, психология, медицина как науки не придумывают нормы. Мы не изобретатели. Мы лишь наблюдаем и констатируем имеющиеся явления – положительные или отрицательные. Столетиями люди наблюдали и делали выводы, что, например, для нормальной жизни человек должен нормально слышать и видеть, в ином случае – древний человек не мог выжить в принципе, в более цивилизованное время выжить мог, но только за счет помощи других людей. Или, что младенец который не держит головку в 3 месяца, скорее всего, будет иметь какие-то проблемы со здоровьем, развитием, мышлением в дальнейшем, а те младенцы которые начинали держать головку в 1 месяц, и их было большинство, — становились полноценными людьми. Таким образом еще в древнем мире появилось понятие нормы здоровья и психического развития: состояние организма, при котором не нарушается его функционирование, при котором человек может адекватно существовать в окружающей среде.

Так что не логопеды и психологи «сочиняют» нормы развития ребенка, а сама природа, специалисты их лишь фиксируют.
Для чего нужно знать эти нормы? Здесь все просто – чтобы вовремя заметить любые отклонения в развитии ребенка и успеть повлиять, скорректировать, исправить его развитие, помочь ребенку сформировать недостающие навыки, которые позволят ему в дальнейшем жить лучше.

Еще один вопрос который часто задают: а почему раньше не было никаких норм?» Они были всегда. Раньше бабушки могли заметить и подсказать, что что-то не так с малышом. (вопрос в том, можно ли было это тогда исправить?). в советское время функцию наблюдения и исправления ненадлежащего развития детей взяло на себя государство в лице специалистов (которые как раз прекрасно знали все эти нормы детского развития). Логопеды, врачи, психологи каждый год проводили в детских садах и поликлиниках профилактические осмотры и при необходимости направляли детей к врачу или в специальное учреждение. К сожалению, существовавшая тогда система ныне не работает, и потому вся ответственность за ребенка лежит лишь на плечах родителей. Поэтому теперь стало так актуально говорить о возрастных нормах, чтобы любой родитель, никогда в жизни не сталкивавшийся с медициной и педагогикой, мог найти и прочитать, что в каком возрасте может и должен делать ребенок, проверить своего ребенка, и при малейшем подозрении на отклонении в качестве или сроках – обратиться к специалисту за помощью.

Может быть стоит подождать до школы? Тогда все сразу перед школой и проверят и с=исправят. Увы. Не случайно пишут «возрастные нормативы развития» — ведь в каждом периоде жизни должны формироваться и развиваться свои навыки. Нейрофизиологи, детские психологи во многих странах и сейчас продолжают изучать человеческий мозг. Но и так уже многое известно – в какой период времени формируется та или иная функция мозга, когда у нее чувствительный (сенситивный) период, когда она заканчивает свое формирование и дальнейшее ее развитие идет медленно и с трудом. Поэтому не получается взять и «догнать» норму за один раз – если было упущено время сенситивного периода, придется потратить годы если не десятилетия, чтобы наладить то что ребенок мог освоить в более раннем возрасте за неделю.

Также нормы развития речи, психологические нормы детей можно использовать как план действий — чему учить и как развивать ребенка. Не все мамы все умеют и все знают. Многие ищут упражнения, игры для развития детей. А можно посмотреть на нормы развития детей как раз с этой стороны и начинать учить своего ребенка заранее тому, что он должен уметь за несколько месяцев до нормы. Таким образом, можно развить совершенно здорового, психологически готового к школе ребенка и в большинстве случаев совершенно бесплатно.

Источник