Норма развития ребенка 3 года

Норма развития ребенка 3 года thumbnail

Физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет малыш?

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть.

В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты.

Таблицы роста и веса ребенка в 3 года

Всех родителей волнует вопрос каким должен быть вес ребенка в 3 года при нормальном развитии. Ниже представлены таблицы норм веса и роста ребенка к 3 годам, по ним легко сориентироваться и разобраться, есть ли у вашего ребенка недостаток или избыток веса.

Данные отечественных педиатров о физическом развитии ребенка 3 лет

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг13,017,4
Вес девочек, кг12,517,0
Рост мальчиков, см91,0102,0
Рост девочек, см91,0101,2
Окружность головы мальчиков, см48,752,3
Окружность головы девочек, см47,651,1
Окружность груди мальчиков, см50,055,0
Окружность груди девочек, см49,156,0

Данные Всемирной организации здравоохранения о параметрах физического развития детей в 3 года

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг11,318,3
Вес девочек, кг10,818,1
Рост мальчиков, см88,7103,5
Рост девочек, см87,4102,7
Окружность головы мальчиков, см46,652,3
Окружность головы девочек, см45,751,3

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Трехлетний малыш умеет отличать предметы по признакам:

  • В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Трехлетка наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Трехлетка легко справляется с небольшими заданиями и занятиями:

  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке), может составить картинку из двух частей или подобрать мозаику к несложному рисунку.

Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Во что умеет играть ребенок в 3 года: игровые действия и начало ролевой игры

Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (проявляет творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.

  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет: какие чувства испытывает ребенок при общении со взрослым?

В этом возрасте ребенок всегда хочет быть хорошим, ждет похвалы и одобрения. Малыш испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить самостоятельно какое-то дело, а так же проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).

Читайте также:  Какие витамины пить ребенку 3 года

Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

В повседневных делах малыш:

  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Любознателен, любопытен.
  • Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
  • Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).
  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
  • Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
  • Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
  • Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
  • Огорчается при неумении что-то сделать.
  • Радуется своим умелым действиям, когда получается.
  • Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
  • Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
  • Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
  • Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
  • Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
  • Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

    Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

  • Выражает симпатию к некоторым детям.
  • Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Обратите внимание, именно в этом возрасте уже могут возникать страхи и боязнь темноты.

Как должна быть развита речь ребенка в 3 года

  • Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
  • Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

    Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

  • Норма словарного запаса при правильном развитии речи в 3 года – 1500 слов.
  • Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

    Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

    Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).

  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы”.
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.
  • Играя, свои действия сопровождает словами.

    Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.
  • Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет: ребенок учится самостоятельно справляться с бытовыми нуждами

В возрасте трех лет ребенок может самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) одеваться и раздеваться, а так же складывать свою одежду перед сном. Малыш становится более самостоятельным и у него уже получается застегнуть несколько пуговиц или завязать (связать между собою) шнурки. И беспорядок в своей одежде уже тоже замечает!

В этом возрасте ребенок уже обычно усваивает правила поведения за столом – не мешает другим, не выходит из-за стола до конца обеда и говорит “спасибо”. Ест при этом аккуратно, держа ложку за конец ручки и пользуется салфеткой.

Чему еще научился ребенок к 3 годам?

  • Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру.
  • Регулирует свои физиологические потребности.
  • Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.

Источник

Первые три года жизни малыша являются самыми сложными для его родителей. Однако в то же время это самое удивительное и чудесное время – время перемен, роста и развития. Каждая мама желает своему ребенку самого лучшего, поэтому она пристально следит за достижениями своего малыша.

Педиатры и психологи выделяют основные нормы развития ребенка в 3 года, которые помогут родителям лучше понимать своих детей. Ниже будет более подробно рассказано о том, что должны знать и уметь дети в 3 года.

Данные параметры являются лишь примерными. Не стоит переживать, если есть незначительное отклонение от некоторых показателей. Все дети развиваются индивидуально, для каждого малыша характерны свои личные особенности. Однако если ребенок сильно отстает в своем развитии, рекомендуется показать его специалисту.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Нормы развития ребенка в трехлетнем возрасте заключаются в следующих навыках:

  • ребенок может самостоятельно подниматься или спускаться по ступенькам с чередованием ног;
  • активно бегает и подпрыгивает;
  • ловит и бросает мяч;
  • самостоятельно забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на одной ноге;
  • уверенно ездит на трехколесном велосипеде;
  • может перешагивать или перепрыгивать через препятствия, лежащие на полу;
  • подражает действиям своих ровесников (бегает, прыгает, ползает).

Трехлетний малыш очень активен физически, поэтому его уже можно записать в спортивную секцию, бассейн или на танцы. Таким образом, он сможет избавиться от избытка энергии и одновременно с этим улучшить свое физическое развитие.

Не стоит также забывать про зарядку, которую можно делать в домашних условиях. Ребенку будет весело выполнять различные несложные упражнения вместе с мамой.

Можно, например, делать такие упражнения:

Марш на месте.

«Потягуши» – ребенок поднимает руки над головой и тянется вверх.

Прыжки на двух ногах на месте.

«Помаши крылышками» – ребенок ровно стоит на месте, далее разводит руки в стороны, поднимает их вверх, а затем опускает вниз.

Упражнения будут гораздо интереснее, если совместить их с музыкой и пением песен.

Психологическое развитие ребенка в три года

Нормы развития трехлетнего ребенка в области мышления, интеллекта и социально-эмоциональной сферы также претерпевают изменения. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, пытается проявлять индивидуальность и подражает действиям взрослых. В этот период в малыше формируются нравственные установки, качества характера и дисциплина.

Мышление

В возрасте трех лет ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Малыш начинает осознавать возможные последствия своим действиям, а также ищет объяснения тем или иным событиям.

Кроме того, согласно нормам развития ребенка в три года выделяются следующие познавательные навыки:

  • трехлетка знает и отличает до 10 цветов. Может назвать их или показать на картинке;
  • выполняет действия по просьбе взрослого. Понимает обращенную к нему речь;
  • может собирать несложные пазлы, легко собирает пирамидку;
  • отличает геометрические фигуры, сортирует их по формам и размерам;
  • различает понятия «мягкое-твердое», «холодное-горячее» и т. д.
  • знает времена года;
  • может посчитать до пяти и показать цифры на пальцах;
  • может определить «лишний» предмет на картинке;
  • рисует несложные рисунки: круг, квадрат, цветок, солнце.
  • может срисовывать с образца.
  • также ребенок начинает рисовать самостоятельно, при этом он объясняет, что он нарисовал;
  • может вылепить из пластилина несложные фигурки.

Мышление ребенка в 3 года

В процессе совместной игры у ребенка также можно заметить ряд новых особенностей:

  1. игры приобретают ролевой характер – ребенок берет на себя роль мамы, доктора;
  2. ребенок начинает играть по правилам, подражает другим детям, проявляет фантазию;
  3. вводит в игры новых персонажей;
  4. может построить из игрушек башню, домик.

Социально-эмоциональные навыки

Три года – это время, когда малыш хочет быть самостоятельным, он начинает воспринимать себя как отдельную личность. Именно в этот период у детей развивается кризис трех лет.

Читайте также: Как справиться с приступами агрессии у детей.

Родители должны с пониманием относиться к капризам ребенка, ведь таким образом он пытается отстоять свое право на независимость. Не стоит подавлять инициативу ребенка и обесценивать его стремление к самостоятельности.

Важно!

Важно! Не нужно добиваться послушания ребенка путем крика, наказаний и запретов. Эти методы приведут лишь к потере доверия малыша. С маленьким человечком лучше попытаться договориться и найти компромисс.

Кроме кризиса трех лет в социально-эмоциональной сфере происходят такие изменения:

  • ребенок начинает испытывать стыд, обиду, ревность;
  • начинает гордиться своими успехами;
  • дает оценку действиям других детей;
  • ждет одобрение и похвалу со стороны взрослых. Радуется, когда его хвалят;
  • сопереживает героям мультиков и сказок;
  • легко заводит знакомства с другими детьми, играет с ними по правилам.

Развитие речи

Речевые навыки трехлетнего ребенка также претерпевают существенные изменения. В речи используются сложные предложения, склонение слов по падежам.

Сколько слов может знать ребенок 3 лет?

Словарный запас трехлетнего ребенка состоит из 1500 слов.

В этот период ребенок уже легко выучивает несложные стихи, песни, может сам составить рассказ по картинке.

Кроме этого, малыш обладает следующими умениями:

  • может назвать свое имя и фамилию, место жительства;
  • может назвать имена своих родителей;
  • составляет предложения из 5 слов с использованием существительных, прилагательных, глаголов;
  • комментирует свои действия;
  • узнает и называет по картинке известные ему предметы;
  • использует в речи слова в единственном и множественном числах
  • задает вопросы обо всех интересующих его предметах и событиях;
  • активно ведет диалог с детьми и взрослыми.

Совет родителям!

Для развития словарного запаса очень важно много читать. Чтение книг, заучивание стихов и потешек не только улучшит речевое развитие малыша, но также станет отличным средством профилактики дислексии.

Бытовые навыки

Стремление ребенка к самостоятельности отражается на всей его деятельности: он хочет сам одеваться, сам кушать, сам умываться.

При должных стараниях родителей трехлетние дети могут сами выполнять ряд ежедневных действий:

  • самостоятельно есть с помощью ложки и пить из кружки, пользоваться во время еды салфеткой;
  • регулировать свои физиологические потребности: ходить в туалет;
  • чистить зубы, мыть руки, пользоваться полотенцем;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • убирать за собой свои игрушки и одежду. Также дети в трехлетнем возрасте с удовольствием помогают
  • родителям с уборкой в доме;
  • выполнять несложные поручения («принеси», «положи», «выбрось»).

Если ребенок не взаимодействует с другими детьми и не владеет перечисленными навыками, его следует показать детскому неврологу. Если же речь трехлетнего ребенка остается односложной, словарный запас не увеличивается, рекомендовано посещение логопеда.

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Все вышеперечисленные нормы развития ребенка в 3 года результат упорного труда родителей. Без усилий и терпения самых близких людей малышу будет сложно адаптироваться в этом мире. Мамы и папы должны приложить максимум стараний для полноценного умственного и физического развития своих детей.

Источник

Читайте также:  Антиангин можно ли ребенку в 3 года