Ноги ребенка в 2 года 5 месяцев

Ноги ребенка в 2 года 5 месяцев thumbnail

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).

К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

Уже через месяц вашей крохе исполнится 2,5 года. С какими навыками, знаниями и физиологическими показателями ребенок приближается к этой дате? Узнаем, что должен уметь малыш в 2 года и 5 месяцев и чему его еще нужно научить.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологические параметры ребенка в 2 года и 5 месяцев

Рост, вес и другие показатели развития малыша в 2 года 5 месяцев мало отличаются от физиологических параметров ребенка в 25 или 30 месяцев.

Наш малыш приблизительно должен соответствовать показателям, указанным в этой таблице
Табл. 5

Ничего страшного, если параметры вашего чада не совсем соответствуют цифрам в таблице. Каждый малыш по-своему индивидуален, а с возрастом он сравняется со своими сверстниками.

На что способен ребенок в 2 года и 5 месяцев

В этом возрасте малыш становится очень активными. Он не просто ходит, а передвигается с необыкновенной скоростью, не забывая при этом перешагивать через попадающиеся препятствия. Кроха без проблем поднимается и спускается по ступенькам переменными или чередующимися шажками. Любознательность и активность малыша возрастает с каждым днем.

Как разговаривает малыш в 2 года и 5 месяцев

Подсчитать, сколько слов освоил ребенок, становится все труднее, так как его словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш способен выражать свои мысли распространенными предложениями, в которых присутствует более 3-х слов.

В два и 5 ребенок должен знать названия основных цветов, предметов одежды и частей тела, уметь описать знакомую картинку и ответить на наводящие вопросы.

В этом возрасте кроха может заучивать небольшие стишки, продолжать предложение из сказки, которую ему рассказывают, или напевать знакомую песенку. В 2 года и 5 месяцев малыш должен уметь вести диалог с взрослыми или сверстниками, не только отвечая на их вопросы, но и задавая встречные.

Пока еще в речи ребенка возникают сложности с образованием некоторых слов по аналогии с известным ему словарным запасом. К примеру, по принципу «я играю» он может сказать «я вставаю» или «жуваю». В этом возрасте считается нормой то, что малыш испытывает затруднения в момент произношения длинных слов. Обычно кроха их упрощает, превращая «Автобус» в «атобус».

В таких случаях речь малыша нужно терпеливо поправлять, чтобы неверное произношение слов не вошло в привычку.

Эмоциональное и психическое развитие ребенка

К 2,5 годам у малыша начинается фаза активного отстаивания своего «Я». Психологически он постепенно отделяется от родителей, начиная осознавать себя отдельной личностью. Наблюдая за окружающим миром, ребенок формирует собственные взгляды на все, что происходит вокруг. В 2 года 5 месяцев начинается формирование характера малыша.

  • Эмоциональное развитие. Когда вашему чаду чуть более 2-х лет, у него активно начинают проявляться различные эмоции. Он испытывает нежность и проявляет заботу о близких людях, радуется или злится, тоскует, завидует или боится, очень гордится своими достижениями. Пока он еще не может понять до конца поведение других людей и оценить их поступки. Ближе к 2,5 годам малыш восторгается всем, что происходит вокруг — увиденным на прогулке цветков или порывом ветра, который быстро мчит по воздуху осенний листок. Проявляет активный интерес к животным и растениям. В маленькой головке уже существуют эмоциональные ассоциации с тем, что происходило с ним раньше — во время праздника бывает весело, играть одному скучно, а идти к доктору страшно.
  • Привязанность к близким людям. Дети по-прежнему очень привязаны к родным, но уже четко осознают индивидуальность каждого из них и к каждому относятся по-разному. Кроха понимает, что папа строгий, мама добрая, а бабушка самая заботливая. Малыш теперь относится к ним по-разному, кого-то слушается, а кого-то нет. Настороженность, с которой он встречает незнакомого человека проходит, как только ребенок почувствует к себе доброжелательное отношение. В этом возрасте дети становятся более любознательными и легко идут на контакт.
  • Проявление самостоятельности. В 2-3 года любимой фразой маленького человечка становится «Я сам!» К сожалению, не все у малыша может получаться сразу, поэтому неудачи вызывают у ребенка бурю эмоций. Взрослым нужно проявлять терпение, не отбивая у крохи стремления к самостоятельности, а тактично помогать справиться с этим. У ребенка должно сложиться впечатление, что он справился с задачей сам.
Читайте также:  Наркоз ребенку 2 года стоматология

Физическое развитие ребенка в 2 года 5 месяцев

Опорно-двигательный аппарат карапуза продолжает совершенствоваться.

К этому времени малыш уже достаточно развит физически и многое умеет.

  • Он успешно преодолевает препятствия на пути.
  • Прыгает на 1-2 ножках.
  • Умеет ходить на цыпочках.
  • Приседает и подпрыгивает.
  • Удерживает равновесие, стоя на носочках.
  • Умело обращается с мячом — бросает его в горизонтальной плоскости и через препятствия, ловит, отбивает ногой или рукой.
  • Берет вещи двумя пальцами, успешно вкладывает один предмет в другой.
  • Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
  • Самостоятельно открывает и закрывает дверь.

Мышечно-связочный аппарат все больше укрепляется, движение становится все более точными, разнообразными и уверенными.

Режим дня малыша

В пользе соблюдения распорядка дня маленьким человечком сомневаться не приходится. Ребенок становится дисциплинированным и приучается делать то, чего ему в данный момент и не хочется.

Что входит в режим дня малыша?

  • Прием пищи.
  • Развивающие занятия с ребенком.
  • Подвижные и пассивные игры.
  • Прогулки.
  • Дневной сон.
  • Утренние и вечерние водные процедуры.

Время, отведенное на каждый из пунктов, родители к этому возрасту могут определять самостоятельно. Кто-то из детей любит побольше поспать, другие весь день проводят в непрерывном движении, а некоторые дети предпочитают спокойно поиграть в песочнице.

Составьте своему чаду распорядок дня исходя из его эмоционального и физического развития.

Питание малыша в 2 года 5 месяцев

Чтобы кроха нормально развивалась, нужно правильно сбалансировать питание. Кормить ребенка этого возраста нужно 4 раза в день, включая в его рацион продукты, богатые белками, жирами, витаминами, минералами и микроэлементами, необходимыми для нормального развития.

  1. Мясные продукты — нежирная свинина, курица, говядина, печень, а также рыбные продукты должны составлять 7-8 % суточного рациона малыша.
  2. Молочные и кисломолочные продукты — кефир, молоко, сметана, сыр, йогурт и творог составляют около 40 % в ежедневном питании крохи.
  3. Мучные и крупяные изделия — выпечка и каши составляют около 15 % за сутки.
  4. Овощи и фрукты — непременный атрибут детского меню. Являющиеся кладезем витаминов для детского организма, они должны составлять не менее 35 % от общего объема пищи за сутки.
  5. Сахар, масло и жиры растительного и животного происхождения являются для малыша источником энергии. Их суточный рацион должен быть не более 3 %.
  6. Потребность в жидкости ребенка в 2 года 5 месяцев составляет до полутора литров в сутки. Это может быть чай, сок, компот или кисель.

Все продукты включаются в рацион маленького человечка в различных сочетаниях, чтобы его меню было разнообразным, и малыш кушал с удовольствием.

Занятия для физического и умственного развития в 2 года и 5 месяцев

Чтобы ребенок гармонично развивался, нужно продолжать начатые в более раннем возрасте занятия. Все они, как и прежде, должны проходить в увлекательной игровой форме. Маленький почемучка все активнее познает окружающий мир, задача родителей — помогать ему в этом.

Учим кроху осознанному выбору. Приближаясь к 2,5 летнему возрасту, ребенок должен иметь возможность сам выбирать, в какие игрушки поиграть, какую одежду надеть или какую книжку ему должны почитать.

Задавайте крохе вопросы, чтобы поставить его перед разным выбором

  • Скажем, что он будет сейчас делать — рисовать или складывать пазлы.
  • Какой напиток ему принести — сок или кисель.
  • Какие носочки он наденет — синие или зеленые.

Учите делать выбор не только из 2-х предметов, но и из нескольких. Попросите объяснить, почему он выбрал именно это, а не другое.

Учите малыша быть самостоятельным

В возрасте 2-х лет и 5 месяцев нужно приучать кроху убирать за собой разбросанные игрушки. Придя с прогулки, покажите, куда он должен поставить обувь и повесить курточку. Если малыш отвлечется и забудет, объясните ему, что наводить порядок в своих вещах он должен самостоятельно, так как уже подрос и умеет все делать сам.

Помогите человечку выбрать интересную для него игру, немного поучаствуйте в ней, а потом пусть кроха играет самостоятельно. В этом возрасте он спокойно должен играть один не менее получаса.

Обращайте внимание крохи на то, что в семье каждый занят своим делом. Предложите малышу самому выбрать то, чем он будет заниматься сам, без помощи взрослых.

Выполняем сложные поручения с игрушками и в играх

Пора приучать кроху выполнять последовательно 2 или более действий. К примеру, уложить куклу спать и спеть ей песенку, скушать ложечку каши и запить ее чаем. Если ребенок забывает о второй части просьбы, напомните ему об этом. К этому возрасту он должен научиться справляться со сложными заданиями, ничего не забывая при этом.

Чтобы развитие ребенка соответствовало его возрасту, крохе нужно уделять каждую свободную минуту. Не отмахиваться от его бесконечных «Почему», а доступно и интересно объяснять ребенку все, что его интересует.

Нужно разговаривать с маленьким человечком как можно больше и учить его осваивать новые навыки и знания в непринужденной и доступной для него игровой форме, подталкивая к самостоятельным действиям.

Поделитесь с друзьями:

Источник

Ноги колесом у ребенка возрастом до 1 года не являются признаком патологического состояния опорно-двигательного аппарата. На данном этапе развития мышцы нижних конечностей новорожденного находятся в состоянии гипертонуса.

Читайте также:  Фенистил сколько капель ребенку 2 года

В связи с этим создается визуальное впечатление, что ноги младенца имеют признаки выраженного искривления. По мере взросления ребенка происходит естественное расслабление мышечной системы, укрепляется костная и соединительная ткань коленных, голеностопных и тазобедренных суставов.

Форма ног новорожденного постепенно приобретает нормальный вид, как и у большинства других здоровых детей. Патологическими считаются те клинические случаи, когда на 2 году жизни у ребенка сохраняется, либо же еще больше прогрессирует О-образное искривление нижних конечностей, появляется угроза развития сопутствующих заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Как определить, что у ребенка 1-2 лет ноги «колесом»?

У ребенка возрастом до 1 года наличие искривления ног колесом не является отклонением от нормы. В первые 12 мес. физического развития О-образная форма нижних конечностей встречается у большинства новорожденных детей.

По мере формирования структуры суставов, повышения функциональности мышечной системы опорно-двигательного аппарата, происходит естественное выравнивание формы ног. Ребенок, который достиг возраста 1,5 года, должен иметь нижние конечности нормальной формы без признаков ярковыраженной деформации.

В связи с этим диагностика детей с признаками О-образного искривления ног начинается с их визуального осмотра. Врач-педиатр обследует нижние конечности ребенка.

В случае обнаружения признаков патологического развития коленных суставов, деформации костной ткани, сохранения гипертонуса мышечной системы, доктор выписывает направление на более детальное обследование у детского врача-ортопеда.

Специалист данного профиля выполняет контрольную диагностику нижних конечностей ребенка, назначает рентгенографию, которая подтверждает или опровергает факт деформации нижних конечностей. После этого формируется эффективная схема лечения, направленная на восстановление нормальной формы ног.

Причины О-образного искривления ног у ребенка

Ноги колесом у ребенка 1,5 года являются результатом негативного воздействия одного или сразу нескольких патологических факторов. В таблице ниже перечислены основные причины, влияние которых вызывает О-образное искривление нижних конечностей у детей младшей возрастной группы.

Причины искривления ногХарактеристика патологического процесса
Рахит

Хронический дефицит витамина D приводит к нарушению естественного процесса усвоения кальция, который поступает в детский организм вместе с пищей. Недостаток данного минерала сразу же отражается на структуре костной ткани. В первую очередь страдают кости нижних конечностей, а также позвоночник. Костная ткань ног становится мягкой, теряет свою плотность. Во время активного движения ребенка происходит постепенная деформация костей, которые не имеют достаточно прочной структуры. Своевременно начатая терапия витаминно-минеральными комплексами позволяет остановить дальнейшее прогрессирование болезни, а также вернуть ребенку нормальную форму ног. В группе риска находятся дети, рожденные в осенний и зимний период года, когда на улице преобладает пасмурная погода.

Генетическая предраспо-ложенностьНеправильное развитие костей нижних конечностей с преобладанием их О-образной формы возможно по причине наследственной предрасположенности. Например, ели один из родителей новорожденного в детстве имел аналогичные проблемы со здоровьем. В данном случае коррекционная терапия должна быть начата, как можно раньше. В противном случае искривление ног будет прогрессировать, а его последствия приведут к большому количеству осложнений.
Повышенные физические нагрузкиВ первые годы своего развития ребенок должен получать умеренную физическую нагрузку, направленную на формирование крепкого опорно-двигательного аппарата. Слишком ранние попытки ходьбы, гиперактивность на фоне еще не окрепшего мышечного тонуса, соединительной ткани суставов, приводит к деформации костей нижних конечностей. В данном случае родители новорожденного должны следить за тем, чтобы их ребенок получал дозированные нагрузки.
Избыточная масса телаУ детей, которые имеют лишний вес, намного чаще диагностируют О-образное искривление нижних конечностей. Появление патологии опорно-двигательного аппарата связано с тем, что ребенок набирает вес слишком быстро, а его кости и суставы ног не успевают достаточно окрепнуть. В подобной ситуации единственным выходом является нормализация массы новорожденного, которая должна соответствовать его возрасту.
ДисплазияДисплазия тазобедренных суставов — это тяжелая патология опорно-двигательного аппарата, которая приводит к неправильному формированию нижних конечностей. Данное заболевание может быть врожденным, либо же является последствием родовой травмы. Устранение этого причинного фактора возможно с помощью методов физиотерапии.
Аномалии внутриут-робного развитияНарушения гормонального баланса, воспалительные и инфекционные заболевания, которые присутствовали у женщины в период беременности, могут вызывать патологии внутриутробного развития ребенка. В данном случае страдает костная и соединительная ткань нижних конечностей. У новорожденного младенца отмечается выраженная деформация ног, которая прогрессирует по мере его взросления. Не исключается наличие сопутствующих патологий опорно-двигательного аппарата.

Ноги колесом у ребенка 1,5 года являются признаком болезненного состояния костей и суставов нижних конечностей. Определение причин, вызывающих данную аномалию развития, является обязательным условием построения успешной схемы лечения.

Возможные осложнения в будущем

Отсутствие своевременно начатой терапии, направленной на восстановление нормальной формы ног ребенка, в будущем может привести к следующим осложнениям и негативным последствиям:

  • создание повышенной нагрузки на позвоночник с его дальнейшим искривлением;
  • смещение внутренних органов, расположенных внутри брюшной полости;
  • различного рода патологии коленных и тазобедренных суставов, которые могут сопровождаться дегенеративными и воспалительными процессами;
  • судороги мышц нижних конечностей;
  • косолапость;
  • частые травмы суставов и растяжение связок голеностопа;
  • создание предпосылок к скорому развитию артроза, бурсита, а также артрита суставов нижних конечностей.

О-образная деформация ног, которая не подвергалась комплексному ортопедическому и физиотерапевтическому лечению, приводит к тому, что во время ходьбы дети испытывают болевые ощущения. Прогрессирующая деградация костной ткани ограничивает физическую активность ребенка, нарушает его умственное развитие и социализацию в обществе.

Как можно исправить ситуацию?

Ноги колесом у ребенка 1,5 года или более старшего возраста являются патологией, исправить которую можно только с помощью комплексного лечения. Схема терапии разрабатывается детским врачом-ортопедом в индивидуальном порядке для каждого пациента. Методы лечебного воздействия зависят от клинической симптоматики и причинных факторов, которые вызвали О-образное искривление ног.

Массаж ног

Выполнение массажа ног является важным элементом общего курса терапии. Целевое предназначение данного метода лечения это укрепление мышечной системы нижних конечностей, улучшение местного кровообращения в области тазобедренного, голеностопного и коленного суставов.

Ноги колесом у ребенка

Алгоритм проведения лечебного массажа против О-образного искривления ног выглядит следующим образом:

  1. Ребенок укладывается в горизонтальное положение на живот. При этом поверхность, на который лежит новорожденный, должна быть твердой и максимально ровной.
  2. Медленными, плавными и кругообразными массирующими движениями прорабатывается поясничный отдел позвоночника.
  3. Затем зона массажа постепенно смещается на крестец и ягодичные мышцы.
  4. После этого необходимо кругообразными движениями хорошо промассировать заднюю поверхность нижних конечностей, захватывая ступни, тазобедренные суставы и колени.
  5. Завершающим этапом лечебного массажа является прорабатывание передней части ног.

Курс массажа суставов и мышечных тканей нижних конечностей ребенка продолжается до полного восстановления их физиологически нормальной формы. Наиболее быстрое достижение положительного эффекта наблюдается при одновременном использовании физиотерапевтических процедур.

Частота сеансов лечебного массажа определяется врачом-ортопедом, но в большинстве случаев достаточно выполнения 2-3 процедур в неделю. Во время лечения массажист должен помнить, что кости нижних конечностей, суставы и сухожилия ребенка являются еще не достаточно окрепшими. В связи с этим все движения должны быть размеренными, неспешными, исключающими травмирование ребенка.

Читайте также:  Рецепт морса из клюквы для ребенка 2 года

ЛФК

Ноги колесом у ребенка 1,5 года или старшего возраста свидетельствует об аномалии физического развития. Для устранения признаков О-образного искривления ног в общий курс терапии включают следующие упражнения лечебной физкультуры, которые выполняются при участии врача-физиотерапевта или родителей младенца:

  • сведение и разведение голеностопных суставов ребенка с направлением подошвенной части ноги внутрь (рекомендуется делать 1 подход по 10-15 повторений);
  • поочередное вращение голеностопных суставов правой и левой ноги (сначала по, а затем против часовой стрелки);
  • медленно сгибать и также неспешно разгибать пальцы стопы ребенка;
  • чередовать ходьбу на носочках и пятках (в данном случае родители должны следить, чтобы ребенок, который только начинает ходить, не повредил голеностопный сустав);
  • положить ребенка на живот, а затем сгибать его ноги в коленях так, чтобы их пятки доставали поверхности ягодиц;
  • помогать ребенку ходить по гимнастической скамейке, песку и гальке, которая одновременно массирует стопы нижних конечностей, а также укрепляет мышечную систему.

Выполнение упражнений лечебной физкультуры должно сочетаться с контролем массы тела младенца, дозированными физическими нагрузками, плановыми осмотрами у врача-педиатра и детского ортопеда. Соблюдение данных рекомендаций позволит остановить деформацию конечностей и запустить процесс их выравнивания.

Физиотерапевтическое лечение

Проведение физиотерапевтических процедур является обязательным условием успешного лечения О-образного искривления ног.

Применение данного метода позволяет добиться следующего результата:

  • улучшить местное кровообращение в тканях нижних конечностей;
  • стабилизировать тонус мышечной системы;
  • укрепить связки и сухожилия, которые задействованы во время выполнения активных движений;
  • ускорить обменные процессы в костной ткани, направленные на уплотнение и укрепление ее структуры.

Вид физиотерапевтических процедур, способствующих устранению кривизны ног, определяется лечащим врачом-ортопедом, педиатром или физиотерапевтом. Наиболее эффективными и востребованными являются электрофорез, парафинотерапия и водные процедуры.

Электрофорез

Электрофорез — это один из методов физиотерапевтического лечения О-образного искривления ног. Данная процедура проводится в специальном кабинете, который функционирует на базе городской, районной поликлиники. Проведение электрофореза предусматривает прогревание тканей нижних конечностей сухим теплом, которое генерируется разрядом электрического тока.

  • Ребенок ложится на кушетку, а медицинский работник осуществляет фиксацию аппаратного оборудования непосредственно на мягкие ткани в области коленных и голеностопных суставов.
  • В зависимости от степени кривизны ног прогревание с применением электрофореза осуществляется в отношении внешней и задней стороны бедра.
  • Средняя продолжительность физиотерапевтической процедуры составляет 10-15 мин.

Частота проведения сеансов варьируется от 2 до 3 раз в неделю.

Парафинотерапия

Парафинотерапия является еще одним эффективным физиотерапевтическим методом лечения кривизны ног. Применение этой лечебной процедуры предусматривает наложение согревающих аппликаций на основе расплавленного парафина. Данное химическое вещество наносится на мягкие ткани нижних конечностей и поверхность коленных суставов.

Основное предназначение парафиновых аппликаций заключается в улучшении местного кровообращения, ускорении процессов минерализации костей. Средняя продолжительность курса парафинотерапии составляет от 2 до 3 недель. В течение всего периода лечения понадобится прохождение нескольких физиотерапевтических курсов с использованием процедур данного вида.

Водные процедуры

Применение водных процедур показано детям, которые нуждаются в улучшении тонуса мышц нижних конечностей, укреплении костной и соединительной ткани суставов. В данном случае используется метод орошения тела контрастным душем. Данная процедура проводится в домашних условиях или в специализированном физиотерапевтическом кабинете.

Принцип лечения с использованием этой методики заключается в том, что на поверхность кожного покрова ног, тазобедренные, коленные и голеностопные суставы подается сначала теплая, а затем холодная вода. Контрастный душ применяется 2-3 раза в неделю.

Данный вид физиотерапевтического лечения способствует не только восстановлению нормальной формы ног, но и также укрепляет иммунную систему ребенка. Водные процедуры всегда включаются в общий курс терапии.

Ортопедические изделия для коррекции

Применение ортопедических изделий является одним из наиболее эффективных способов восстановления правильной формы ног у ребенка, который имеет признаки О-образного искривления конечностей. Данный вид терапии предусматривает использование специальных вкладышей и стелек, а также лечебной обуви.

Ортопедические вкладыши

Назначение ортопедических вкладышей, стелек и супинаторов осуществляется детским врачом-ортопедом. Основным предназначением медицинской продукции данного вида является коррекция стопы ребенка и восстановление нормальной формы нижних конечностей. Ортопедические стельки вкладываются внутрь обычной обуви, предназначенной для ежедневного ношения.

Отличительной особенностью данных вкладышей является то, что они имеют специальные возвышенности и корректирующие выступы, с помощью которых осуществляется направление ноги в правильное положение.

В конечном итоге это должно привести к устранению признаков О-образного искривления. Продолжительность ношения изделий данного типа составляет от 2-3 мес. до 1 года в зависимости от тяжести деформационных изменений костей.

Модельная обувь

Модельная обувь — это специальные ортопедические изделия, которые изготавливаются на основании индивидуального заказа. Форма корректирующих ботинок зависит от того, насколько сильно искривлены ноги ребенка.

По мере физического развития пациента происходит обновление модельной обуви, изготавливаются новые комплекты, которые имеют дополнительные ортопедические элементы.

Корректирующие ботинки являются одним из наиболее эффективных способов безболезненного восстановления правильной формы ног у детей младшей возрастной группы. Ортопедическую обувь ребенок должен носить на протяжении всего дня. Длительность терапевтического курса может составлять до 1 года. Все зависит от того, насколько вовремя началось лечение.

При каких патологиях запрещено самостоятельно лечить искривление ног?

Родители, которые обнаружили у своего ребенка О-образное искривление ног, не должны заниматься самостоятельным лечением данной патологии. При этом не имеет значения степень тяжести деформационных процессов.

Данная аномалия развития опорно-двигательного аппарата ребенка должна быть рассмотрена и изучена профильным специалистом. Только врач-педиатр или детский ортопед может сформировать правильный и эффективный курс терапии.

При этом необходимо учитывать, что успешное лечение О-образного искривления возможно только с использованием комплексного подхода.

Форма нижних конечностей ребенка должна корректироваться с помощью упражнений лечебной физкультуры, физиотерапии, массажа и правильно подобранных ортопедических изделий. Самостоятельное лечение О-образного искривления без помощи докторов может привести к прогрессированию патологии, а также развитию сопутствующих осложнений.

Как долго нужно заниматься с ребенком, чтобы полностью выровнять форму ног?

Продолжительность занятий с ребенком, направленных на устранение признаков О-образного искривления ног, зависит от степени тяжести данной патологии. Не осложненные клинические случаи могут потребовать незначительной коррекции формы нижних конечностей, которая займет от 2 до 4 мес.

Прогрессирующее искривление ног, когда у ребенка наблюдаются выраженные признаки деформации костей и суставов, предусматривает комплексную терапию данной части опорно-двигательного аппарата на протяжении 1 года. При этом больной регулярно проходит плановые осмотры у врача-ортопеда, который контролирует каждый этап восстановления анатомически правильной формы нижних конечностей.

Ноги колесом у ребенка возрастом до 6 мес. не являются признаком патологического состояния опорно-двигательного аппарата. По мере взросления у детей происходит постепенное изменение формы нижних конечностей в сторону их полного выравнивания.

Если у ребенка 1 года или более старшего возраста сохраняется О-образное искривление ног, то в данном случае необходимо незамедлительно обращаться к врачу-педиатру или детскому ортопеду.

Основными причинами появления данной деформации нижних конечностей является заболевание рахит, избыточная масса тела ребенка, генетическая предрасположенность к неправильному развитию ног. Лечение данной патологии должно носить комплексный характер.

Видео о причинах искривления ног у детей

Варусная деформация стоп у детей:

Источник