Ночные истерики у ребенка 1 год комаровский

Ночные истерики у ребенка 1 год комаровский thumbnail

Перейти к содержимому

Ночные истерики у детей. Что делать?

Все родители знают, что от качества детского сна зависит не только здоровье малыша, но и его развитие, как в психическом, так и в физиологическом плане. Поэтому, когда ребёнок просыпается ночью с истерикой – это не только стресс для детского организма, но и повод для родительского беспокойства. А если ночные истерики – частая история, то это уже сильный стресс для самих родителей и угроза для их здоровья.

Типичные признаки:
  • Истерика начинается примерно через 1-3 часа после засыпания.
  • Длится от 5 до 30 минут и проходит также внезапно, как и начинается.
  • Может возвращаться несколько раз за ночь, выматывая беспомощных родителей.
  • Внезапно ребенок просыпается с широко открытыми от ужаса глазами, но не реагирует или реагирует неадекватно на появление родителей.
  • В момент приступа ребенок сильно потеет, дышит тяжело и хрипло.
  • Ребенок почти не сознает присутствие родителей. В этот момент он совсем не осознает ни себя, ни родителей.
  • Ребенок не реагирует на попытки его успокоить или отвлечь.
  • Ребенок отталкивает родителей и часто хаотично бьет все и всех рядом с собой, не сознавая этого.

Врачи утверждают, что в большинстве случаев, когда ребенок ночью просыпается и кричит в истерике, это не болезнь, а особенность детского возраста. Ее причина – незрелость нервной системы детей.

Есть несколько версий возникновения ночных истерик:

Парасомния. До полноценного формирования фаз сна у ребенка, они могут накладываться одна на другую или приходить в «неправильное время». В результате чего ребенок может просыпаться посреди ночи, горько рыдать и кричать, или же продолжать спать, но при этом ходить или просто двигаться, разговаривать или плакать. Проявление активности во время глубокого сна называется парасомнией («пара» – нарушение, «сомниус» – сон). Это не опасное нарушение работы организма, а свидетельство незрелости нервной системы и головного мозга. С возрастом наложение фаз сна происходит все реже, пока не исчезает окончательно.

Pavor Nocturnus или Ночной Ужас. Pavor Nocturnus проявляется между двумя и пятью годами жизни ребенка. Важно помнить, что Pavor Nocturnus является нормальным явлением и не указывает на отклонения в психофизиологическом развитии ребенка. Около 3 лет у детей появляется много страхов, которые могут проявлять себя именно во сне.

Эмоциональная перегрузка ребенка: ребенок не справляется с теми эмоциями, с которыми столкнулся днем и отреагирует их ночью. Это могут быть сильные впечатления (и положительные и отрицательные), события (новые люди, поездка, изменения в семье), фоновый стресс (сложные отношения между родителями, членами семьи). И даже если ссоры в семье происходят не при ребенке, он чувствует это напряжение.

Также важно не забывать, что маленький ребенок очень сильно эмоционально связан с матерью. Поэтому ее эмоциональное напряжение (в том числе неосознаваемое!) также напрямую передается ребенку.

Неврологические проблемы. И в этом случае потребуется помощь врачей.

Ночные истерики, как правило, начинаются в начале сонного цикла (в глубокой фазе), когда ребенок не может видеть никаких снов. Зато малыш переживает сильнейшее ощущение страха: мозг пытается проснуться, но тело продолжает спать. В результате ребенок кричит и плачет, и никакие ласковые уговоры и объятия не помогают. После пробуждения ребенок не помнит своей ночной истерики, а вот страшный сон может запомнить.

Чего не нужно делать во время ночной истерики ребенка:
  • оставлять одного (он может повредить себя!);
  • пытаться разбудить, умывать;
  • кричать, шлепать;
  • развлекать, пытаться разговаривать;
  • брать к себе в кровать. Дети легко закрепляют такое поведение ради внимания, которое им достается в этот момент.
Что во время истерики необходимо предпринять родителям:
  1. Успокоиться самим, иначе ничем не поможете ребенку! Напомнить себе, что это просто истерика. И малыш кричит не для того, чтобы помучить родителей.
  2. Как можно быстрее подойти к ребенку.
  3. В зависимости от ситуации, либо попытаться взять малыша на руки и крепко прижать к себе, позаботившись, чтобы он вас не ударил. Возможно, для этого потребуется одеяло или плед, в которое можно завернуть малыша, пока он не успокоится. Либо, оставив его в кроватке, позаботиться о том, чтобы он не причинил себе вред, пока вновь не уснет.
  4. Когда ребенок успокоится, можно проводить его в туалет или посадить на горшок. После этого уложить в постель.
Профилактика ночных истерик

Несмотря на то, что в большинстве случаев ночные истерики – вариант нормы, все же важно исключить неврологические проблемы. Поэтому, если ночные истерики продолжаются у ребенка длительное время, то для начала нужно показать его врачу.

И, если со здоровьем все хорошо, то следующим моментам стоит уделить серьезное внимание:

  • режим дня малыша – для ребенка очень важно постоянство: в одно и то же время кушать, гулять, спать. Это очень помогает им справиться со стрессами дня. Также важно учитывать гигиену сна (ребенку может быть жарко/холодно/неудобно, недостаточно темно или тихо и т.д.) и правильные ритуалы на сон;
  • ввести строгие ограничения на просмотр телевизора и электронных гаджетов – за два часа до сна они не должны использоваться вообще. К тому же, родителям важно знать какие именно мультфильмы смотрит ребенок, обсуждать их с ним. Ведь что-то может напугать или перевозбудить ребенка;
  • вместо телевизора вечером стоит почитать с малышом интересные книги, послушать музыку или аудио-сказки, поиграть в спокойные игры;
  • исключить большое количество развлечений и ярких впечатлений в течение дня, т.к. они увеличивают возникновение истерик;
  • обеспечить ребенка условиями для проявления достаточной физической активности. Прогулки и активные игры днем помогут снять эмоциональное напряжение и дневные стрессы;
  • в течение дня уделять ребенку достаточно качественного внимания, чтобы он не добирал его ночными истериками или болезнями: можно поговорить, поиграть с ним, сделать что-то вместе, то, что нравится вам обоим;
  • не игнорировать, не высмеивать и не обесценивать страхи ребенка. Со страхами стоит работать днем, чтобы они не давали знать о себе ночью;
  • очень важно заботиться о своем психологическом спокойствии и благополучии, т.к. оно напрямую влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Читайте также:  Выкройка платья ребенку 1 год

И, если с первыми пунктами легко справится любой любящий родитель, то с двумя последними, скорее всего, понадобиться помощь специалистов.

Елена Глекова

Елена Глекова

Практический психолог. В Московской службе психологической помощи работаю с 2011 года. Мне близки взгляды позитивной психологии, интересна жизнь во всех своих проявлениях, интересны люди. Поэтому в работе, как и в жизни, мне важно помочь клиентам найти свою опору, свой смысл и свою радость.

Как и большинство практикующих психологов, в работе я часто сталкиваюсь с детскими травмами. Поэтому для того, чтобы предотвратить такие травмы, мне нравится работать с родителями, будущими и настоящими. Чтобы сделать наших детей счастливее и здоровее, важно понимать, на что нужно обращать внимание в воспитании и общении с ними. Я провожу тренинги по подготовке к родительству, веду Клуб будущих мам, телесно-ориентированный тренинг.

В работе я использую различные подходы и методы, использую телесно-ориентированные методики, работу с образами, метафорические ассоциативные карты.

Источник

Авторы: Островерхова Анна

Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.

Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия – это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.

Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз – это вредно, разлука с мамой в операционной – вредно, отходить от наркоза – слезно, пребывать в стационаре – стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.

Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза – риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.

Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо…

Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка»…

Читайте также:  Инфузионная терапия ребенку 1 год

Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.

Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.

Показания к поведенческой терапии нарушений сна:

  • Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
  • Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
  • Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
  • Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
  • Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).

При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается – ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.

Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).

Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?

Мы предлагаем ребенку новую модель поведения – самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.

Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».

Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.

Отсюда следуют два вывода:

  1. Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию – это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения – обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
  2. Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.

Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.

Радикальные, или быстрые методы

Метод исключения плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.

Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3-5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.

Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).

Читайте также:  Сильно красное горло у ребенка 1 год

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон – счастливый ребенок».

Метод контролируемого плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.

Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.

Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3-5 дней, а через 7-10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.

У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».

Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве

Метод стула

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.

Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.

Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».

Метод «Обнял-положил»

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.

Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.

В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно – вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3-4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.

Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».

***

Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая – хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.

Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.

Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

Источник

опубликовано 17/08/2018 20:25

обновлено 08/01/2019

– Педагогика и психология, Сон, Нервные, психические и психологические болезни

Источник