Низкий уровень развития памяти у ребенка

Низкий уровень развития памяти у ребенка thumbnail

Автор: Анастасия Рыбакова

Низкий уровень развития памяти у ребенка

Плохая память у детей – не редкость. Что же делать родителям, которые заметили проблемы с памятью у ребенка.

Сначала стоит сказать о том, что это – не приговор, как думают многие родители, опираясь на очень странные аргументы. Нет. Если заниматься со своим ребенком, не опускать руки и верить в него, все обязательно получится!

Ну а теперь с самого начала.

Формирование памяти у детей

Низкий уровень развития памяти у ребенка

«Все мы родом из детства» – хорошая фраза, которую любят многие психологи.

И эта фраза не только про нашу психику, какие-то комплексы и прочее. А про физиологию в том числе. Но об этом чуть позже.

Очень многие ученые, специалисты спорят о том, когда у человека появляется память. Некоторые утверждают, что еще до рождения и ребенок помнит все то, что было во время внутриутробного периода жизни – правда, эта память бессознательная, – другие говорят, что запоминать что-либо ребенок начинает годам к трем.

Но по мнению, принятым большинством научного сообщества, память начинает формироваться приблизительно к возрасту 9 месяцев.

До этого времени ребенку не особо интересно, условно говоря, куда делась игрушка, которую родители только что держали в руках. Малыш просто о ней забывает. А вот с этого возраста начинает проявляться сознательная память, постепенно развивается способность к запоминанию – это связано с тем, что объем мозга ребенка достигает минимального значения для «активации» интеллекта.

Особенности детской памяти

Низкий уровень развития памяти у ребенка

«Ну память как память, подумаешь! Я-то все равно больше и лучше запоминаю, я же взрослый человек» – скажете вы и будете неправы.

Одна из главных особенностей детской памяти состоит как раз в том, что дети запоминают лучше взрослых!

А все потому, что они не разрывают событие и эмоции, связанные с ним, поэтому впечатления у них ярче, а значит дети помнят все произошедшее с ними достаточно долго. Порой детские воспоминания сопровождают нас всю жизнь.

Из этого следует, что родителям стоит почаще задумываться о том, какими эмоциями вы наполняете то или иное занятие для вашего ребенка. Особенно, если это касается обучения. Потому что, если когда-то в детстве вы накричали на малыша, сильно поругали его в процессе изучения, условно говоря, английского, то потом не удивляйтесь, что из школы он по этому предмету приносит дай бог тройки.

Он ассоциирует (хоть, возможно, и на подсознательном уровне) изучение английского языка с чем-то неприятным, эти чувства ему не нравятся, он пытается от них как-то избавиться. Частый выход – не учить английский.

Так что, родители, постарайтесь держать себя в руках.

Вторая очень важная особенность – дети до определенного возраста не способны мыслить осознанно.

Они просто воспринимают всю окружающую их действительность. И воспринимают очень хорошо, потому что для них практически каждый новый день, точнее, все события, которые в течение него происходят, в новинку. Они открыты всему новому.

У ребенка плохая память – признаки и причины

Низкий уровень развития памяти у ребенка

«Так если вы говорите о том, что дети все прекрасно запоминают, то почему мой ребенок какой-то не такой?»

Вот 7 основных причин плохой памяти ребенка.

  • Психологическая травма

    И, наверное, это одна из самых нехороших причин, потому что справиться с ней бывает очень сложно.

    В раннем детстве в жизни у ребенка могло случиться что-то очень серьезное, и это стало причиной плохой памяти в принципе или привести избирательному запоминанию.

    В этом случае не стоит пытаться изменить ситуацию самостоятельно – если подозреваете наличие детской травмы, то здесь без консультации грамотного психолога никуда.

  • Стрессы

    Плохие отношения родителей между собой и/или с ребенком, нестабильная атмосфера в семье в целом, неблагоприятный климат в детском саду, школе – проблемы которые могут воздействовать на память.

    Важно вовремя выявить проблемы с памятью и начать их устранять. Самостоятельно или с помощью психолога -решать каждому, в зависимости от конкретной ситуации. Если вы видите плохую атмосферу в детском коллективе и понимаете, что повлиять на это не в ваших силах, возможно стоит задуматься в смене школы/детского сада.

  • Усталость

    Ребенку нужен отдых.

    И не всегда смена деятельности им является.

    Помните, это – ребенок. Игры, прогулки, мультики никто не отменял.

    Так же следите за распорядком дня, помогайте его соблюдать. Соотношение сна и бодрствования должно быть в норме. В режим дня обязательно должен включаться отдых и время для свободных игр. Как минимум, час.

  • Нагрузки не по возрасту или просто чрезмерные

    Различные дополнительные развивающие занятия, кружки и т.д. – это прекрасно, но помните про предыдущий пункт.

    Важно, чтобы у ребенка не пропал интерес ко всему из-за большой загруженности.

  • Неправильное питание

    «Как связать питание и проблемы с памятью?», спросят некоторые из вас. Дело в том, что вместе с продуктами питания в организм попадает ряд необходимых веществ, микроэлементов для нормального развития.

    От недостатка витаминов (особое внимание стоит уделить йоду) и полезных компонентов может серьезно пострадать головной мозг и возникнуть проблемы, и памятью в том числе.

  • Отсутствие интереса

    Представляете, вашему ребенку может быть неинтересно то, что вам кажется очень важным и нужным.

    И запоминать происходящее на подобных занятиях он не посчитает нужным, это своего рода фильтр (вспомните, как много информации вы запоминали на скучных для вас уроках).

    Дайте возможность выбрать то, чем ему захочется заниматься. А если «скучный» предмет необходим, состоит подумать, как заинтересовать им ребенка.

  • Патологии/физические травмы

    К сожалению, и о такой причине забывать не стоит. Поэтому прежде всего, если вас беспокоит то, что ребенок плохо что-либо запоминает, особенно если проблемы с памятью появились резко, обратитесь к неврологу на предмет выявления и исключения тех или иных вопросов со здоровьем.

Читайте также:  Актуальность исследований развития ребенка

Как понять, что у ребенка плохая память – 3 признака

Они не универсальны, но на это обращают внимание чаще всего:

  • Снижение успеваемости и проблемы с подготовкой домашней работы (если ребенок учится в школе)
  • Не может описать событие, произошедшее с ним относительно недавно (для детей старше 4х-5ти лет), рассказать о чем-то очень значимом
  • Забывает важные моменты из повседневной жизни, не помнит безусловных и явных вещей

Как развивать память у ребенка?

Низкий уровень развития памяти у ребенка

Ну а теперь самое главное. Что со всем этим делать?

Сходили родители к врачу, поняли, что физиологических патологий у чада нет. Первый шаг успешно выполнен, но как действовать дальше, не очень понятно.

5 шагов к развитию памяти:

  1. Не путайте плохую память с временной рассеянностью.

    К последнему в то или иное время склонен каждый человек, особенно при нагрузках и усваивании больших объемов информации.

    В этом случае все решит отдых.

  2. Тренируйте память ребенка.

    Кстати, важно понять, каким типом памяти обладает ваше чадо – визуальным, аудиальным или кинестетическим.

    Безусловно, развивать нужно каждый из них, но знать, на какой именно делать упор, желательно. Определить тип запоминания можно на диагностике.

    Упражнения для тренировки памяти – способы решения проблем:

    Игра «запомни!» – вы раскладываете на столе несколько предметов, схожих по внешним характеристикам, ребенок смотрит на них и пытается запомнить, затем – закрывает глаза. Один или несколько предметов исчезают, ребенок вспоминает, что это было.

    Пересказ книг и мультиков

    Посмотрел что-то интересное – расскажи, о чём! Это способ показать, что интересы чада важны для вас с отличной способ тренировки!

    Разучивание стихов, песен, танцев.

    Причём, здесь идёт развитие разных типов запоминания- зрительного, мышечного, слухового. Стоит заниматься тренировкой каждого из этих видов.

    В итоге – устройте вечер талантов! Эта идея понравится вашему малышу, а если родители примут в ней активное участие, то это будет еще одним хорошим воспоминанием детства!

  3. Прогулки на свежем воздухе – не прихоть, а необходимость. Мозг должен получать достаточное количество кислорода для полноценной работы. И простыми проветриваниями в комнате этого не добиться.

    Активные прогулки – это спорт и хорошее настроение.

    Здоровый образ жизни улучшает память и решает многие проблемы – доказано!

  4. Не забывайте про правильное питание и сон.

    Это тоже относится к здоровому образу жизни. Уменьшайте потребление сахара, жирных, копченых и жареных продуктов.

    Помните про необходимое количество витаминов и питательных веществ.

    Необходимый для ребенка сон – минимум 8 часов в сутки.

  5. Общайтесь как можно больше.

    Пусть он рассказывает вам, что интересного с ним сегодня произошло, говорит о своих чувствах и эмоциях – всё это поможет улучшить память и научиться строить хорошие рассказы.

Развитие памяти – помощь в центре К.О.Т.

В нашем центре разработаны специальные курсы для того, чтобы улучшить память и решить проблемы. Программа включает в себя качественную диагностику, работу с различными типами запоминания. В итоге – родители получают рекомендации и заключение по итогам курса.

Читайте также:  Развитие ребенка до года кормление

Развиваем внимание и память

Надеемся, эта статья была полезна, и вы поняли, что с плохой памятью у ребенка можно справиться. Здесь очень много зависит от вас, дорогие родители.

По мере прогресса, даже незначительного, не забывайте хвалить ребенка.

Дайте ему мотивацию развиваться, любите своих детей, ведь вы – одни из самых значимых людей в их жизни!

А с любовью в этом мире можно преодолеть все!

подписаться

на новости

заказать тренинг

для группы

связаться

с нами

Источник

Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем развития памяти, т.е. ребенок с трудом запоминает новый материал, текст художественных произведений, стихи, быстро забывает усвоенный материал.

1. В работе с такими детьми необходимо многократное повторение материала в течение дня, недели, в разные режимные моменты.

2. Для более прочного и полного запоминания следует подключать как можно больше анализаторов (зрительных-на показ предмета, картинки; слуховых-его озвучивание в разном темпе, с разной интонацией выразительностью; осязательных-ощупывание предмета, выполнение с ним определенных действий; обонятельных и вкусовых-по мере возможности). Иными словами, память зависит не столько от признаков предмета, сколько от полноты их восприятия.

3. Шире использовать в работе с детьми наблюдения, так как организуемая при их обследовании деятельность направляет внимание малыша на разные стороны объектов, что обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

4. Необходимо учитывать, что более полное и прочное запоминание зависит от того, насколько правильно и целенаправленно взрослый включает его в дальнейшую самостоятельную деятельность детей (как предметную, так и познавательную), т.е чтобы ребенок не забыл материал, следует создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания иллюстраций, альбомов, картинок и т.п. и необходимо побуждать ребенка использовать свой опыт.

5. Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников-обучение приемам логического запоминания, так как дети этого возраста впервые принимают указания, как надо запомнить. Овладение приемами запоминания зависит прежде всего от степени освоения ребенком мыслительных операций, таких как: а) обобщение, т.е объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам; б) сравнение-установление сходства и различия между предметами; В) анализ-мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; г) синтез-объединение частей, свойств в единое целое.

6. Систематичное использование в работе с детьми дидактических игр. Развитие произвольной памяти в игре происходит быстрее, т.к. она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет процесс запоминания близкой и понятной ребенку цели; позволяет осознавать способы выполнения деятельности.

Для развития памяти необходимо использовать приемы произвольного и непроизвольного запоминания.

I. Приемы непроизвольного запоминания:

1. Использовать в работе с детьми предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекающие к себе внимание ребенка.

2. Многократное повторение. Ребенок запоминает дорогу из детского сада домой, расположение игрушек.

3. Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, которые называет.

4. Прочно запоминается материал, который вызывает у ребенка эмоции.

II. Приемы произвольного запоминания:

1. Рисование к слову рисунка, который помог бы ребенку вспомнить это слово. Важно, чтобы рисунки к данным словам нарисовал сам ребенок.

2. Эвристическая беседа по прочитанному тексту. После беседы ребенок намного лучше может сделать пересказ.

3. Для того, чтобы легче запомнить цифру из ряда цифр, научите ребенка отыскивать какую- нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то-с номером квартиры и т.д.

4. Этот же прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слогов. Нужно постоянно учить использовать ребенка свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает наиболее надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

5. Нужно научить ребенка использовать смысловую систему. Например, с данными словами составить небольшой рассказ.

6. Для развития зрительной памяти научить ребенка делить картинки на группы или устанавливать между предметами смысловые связи.

С целью прочного запоминания стихов можно использовать следующие приемы:

1. Чтение по строкам.

2. Чтение в разном темпе.

3. Чтение в (быстро-медленно, разной силой голоса, громко-тихо-шепотом).

4. Чтением с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т.д).

5. Чтение по ролям.

6. Нужно использовать игры на развитие памяти на прогулке, в свободное время, на занятиях.

Такие игры как: “Я положил в мешок…”, “Десять слов”, “Каскад слов” (слуховая память), “Запомни картинки”, “Что изменилось”, “Запомни и нарисуй”, “Составляем по памяти узор”, “Запомни фигуру” (зрительная), “Море волнуется”, “Страна зеркал” (двигательная).

Читайте также:  Картинки для занятия с ребенком по развитию речи

В стремлении развить память ребенка следует иметь ввиду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не пригодятся на практике.

Источник

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать ребенка у нейропсихолога.

Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового». Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности.

Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания – гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон – прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток – нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы – это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
  • последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
  • нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;

Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм – улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Источник