Низкий уровень интеллектуального развития ребенка

По мере увеличения численности населения планеты люди все чаще подвержены риску различных патологий. С какими-то из них человек рождается, иные – приобретает в течение жизни. Помимо физических недугов, существуют еще и психические расстройства различной степени тяжести.
К примеру, легкая умственная отсталость у детей – отклонение психики, вернее, ее недоразвитие, с которым можно жить без изоляции от общества. Этот диагноз не является приговором. У таких детей есть возможность чувствовать себя полноценными членами социума.
Психические нарушения всегда вызывали страх и непонимание. Попробуем разобраться в анамнезе данного заболевания и его нюансах. Действительно ли все так ужасно, как может показаться на первый взгляд?
Общие характерные признаки
Легкая умственная отсталость у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах, как дебильность. Но это название утратило свою актуальность из-за социальной неприемлемости. Дети, которым поставлен такой диагноз, несмотря на предрассудки, навязанные общественностью, имеют все шансы в дальнейшем вести самостоятельный образ жизни.
Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении олигофрении:
- восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
 - овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
 - довольно хорошая механическая память;
 - конкретно-наглядные методы постижения информации;
 - приобретение определенных трудовых навыков;
 - постепенный прогресс умственного развития.
 
Умственная отсталость воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки.
Недоразвитие психики и интеллекта может формироваться вследствие таких причин:
- Наследственность или генетическая предрасположенность.
 - Внутриутробное нарушение развития плода под воздействием инфекций или травм. Влияние токсичных лекарственных препаратов, принимаемых во время беременности.
 - Травма, полученная при родах, патологии центральной нервной системы при недоношенной беременности.
 - Приобретенные инфекции, действие которых направлено на разрушение клеток мозга. Это могут быть последствия менингита, сифилиса, энцефалита.
 
Отсталость может наблюдаться и в физическом развитии ребенка в виде нарушений двигательных функций, деформации черепа или изменений размеров рук и ног. Хотя эти факторы больше соответствуют умеренной и глубокой умственной отсталости у детей, в некоторых случаях могут присутствовать и в состоянии легкой дебильности.
Иными словами, олигофрения – такое состояние детского организма, при котором ему тяжело поддерживать темп освоения новых навыков и умений, соответствующих возрасту. Ребенок нуждается в коррекционной программе, пройдя которую, он сможет чувствовать себя полноценным членом общества.
Особенности поведения
Поскольку все дети отличаются между собой темпераментом, манерой общения и поведения, то визуально определить умственную отсталость ребенка сложно, а тем более, сделать это в раннем возрасте. Но всё же, при более детальном изучении детских взаимоотношений, можно заметить признаки психического недоразвития. К ним относятся:
- отсутствие интереса к животным, новым, красочным предметам или игрушкам;
 - слабость контакта со сверстниками;
 - непонимание требований игры;
 - неимение побуждений к интеллектуальному развитию, свойственному детям в раннем возрасте;
 - повышенное стремление к физической активности, нецеленаправленным играм;
 - выражение эмоций лишь с помощью примитивных реакций, неустойчивость психического состояния;
 - проблемы с овладением навыками самообслуживания.
 
У детей с легкой формой умственной отсталости со временем развивается ослабление внимания, возникают сложности с концентрацией мыслей в определенном направлении. Психическая работоспособность замедляется, ребенку трудно ориентироваться в обществе. Малыш быстро устает и не знает, что ему делать дальше.
Связь маленького человека с реальностью происходит через слуховые, зрительные, визуальные и другие процессы. Поскольку их обработка недоступна мозгу в полной степени, восприятие окружающего мира искажается.
Виды диагностики
Некоторые специалисты считают, что определение умственной отсталости ребенка, как диагноза, до семилетнего возраста невозможно. Лишь по прошествии этого периода, можно говорить о каких-либо отклонениях в развитии, поскольку детская психика может формироваться абсолютно непредсказуемо.
Периоды активного развития сменяются длительными паузами, и эти циклы могут регулярно повторяться. Следует обращаться за помощью к специалистам, когда заметны нарушения в таких сферах, как:
- память;
 - интеллект;
 - мышление;
 - эмоциональная сфера;
 - познавательные функции;
 - волевые проявления;
 - координация и пластика движений;
 - способность фиксации внимания.
 
Степень отсталости умственного развития диагностируется по трем критериям:
- Клиническая картина, обозначенная поражением мозговых центров.
 - Устойчивое психологическое нарушение стремления к познавательной активности.
 - Низкий уровень обучаемости.
 
Очень важным фактором при выполнении диагностических процедур для определения олигофрении является офтальмологическое исследование и проведение рентгеновской компьютерной томографии головного мозга. Обследование глаз позволяет распознать на ранних стадиях развития такие сопутствующие заболевания, как:
- дегенерация пигмента сетчатки;
 - глаукома;
 - катаракта;
 - микронарушения нервных зрительных окончаний;
 - внутричерепная гипертензия.
 
Томограф помогает определить скрытые отклонения в строении черепной коробки, наличие внутричерепного давления, патологии головного мозга.
Определение уровня развития
Дети, у которых диагностирована дебильность, способны довольно быстро адаптироваться к окружающим. Возможно посещение ими детского сада или начальных классов школы на общих условиях, без специальной программы. Конечно, добиться каких-то особых успехов им не под силу, но овладеть необходимым минимумом знаний – вполне реально.
Однако психиатры все-таки рекомендуют проводить обучение детей с легкой степенью отсталости в специализированных учебных заведениях. Сейчас они называются школами восьмого вида, и их программа полностью соответствует данному интеллектуальному уровню.
Ребенок с небольшим отставанием психического развития совершает поступки, в которых отсутствует какая-либо целенаправленность или мотивация. В его поведении преобладает:
- стремление к подражанию, копированию действий;
 - отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость;
 - зависимость от ситуации или обстоятельств.
 
Многие родители боятся отдавать ребенка с подобными отклонениями в спецшколу, объясняя это тем, что в спокойной семейной обстановке малышу будет лучше. Высказывая подобные суждения, они успокаивают самих себя, при этом лишая ребенка шанса на полноценное существование в обществе.
Работа с умственно отсталыми детьми должна проводиться специалистами совместно с родителями и быть направлена на активизацию основных линий интеллектуального развития. Для этого родителям необходимо досконально изучить поведение малыша в различных ситуациях, его привычки и особенности. На основе этих наблюдений устанавливается уровень развития.
Общее состояние ребенка
Невыраженная умственная отсталость может практически не влиять на физическое развитие. Дети с интеллектуальными патологиями способны добиться успехов во многих спортивных дисциплинах. Направив усилия в нужное русло и не акцентируя внимания на недостатках, они смогут занять свое место в обществе.
Эмоциональный фон при олигофрении очень неустойчив, ребенку трудно управлять своими чувствами, вернее, переходами из одного состояния в другое. Он, соответственно своему возрасту, испытывает разные ощущения:
- радость;
 - восторг;
 - грусть;
 - раздражение;
 - гнев и т.д.
 
У таких детей отсутствует чувство сострадания, душевного понимания эмоций окружающих. Они не могут думать о событиях или их последствиях в будущем. Жизнь ребенка с легкой умственной отсталостью происходит здесь и сейчас. Он не переживает о том, что будет завтра.
У такого ребенка имеются слабые проявления волевых усилий. Иными словами, он как будто согласился на какое-либо действие, но не может себя заставить это сделать, при этом сам не может объяснить причину своего поведения.
Формирование речевого аппарата
Именно по нарушениям речи можно определить степень умственной отсталости у детей. Легкая форма предполагает довольно большой словарный запас, хотя используется он с нарушением смысловой нагрузки. Разговор состоит из коротких, односложных фраз, которые ребенок наиболее часто слышит в своем окружении. Возможно употребление отдельных слов и выражений лишь по привычке, невпопад.
Запоминание новых слов и определений должно обязательно сопровождаться визуальным либо тактильным подтверждением. Но всё равно, это происходит медленно и не в полной мере.
Развитие речи напрямую зависит от степени умственной отсталости ребенка. Для легкой формы характерно неправильное произношение некоторых букв алфавита. Не исключается присутствие таких дефектов речи, как:
- дизартрия;
 - заикание;
 - косноязычие.
 
При подобных проблемах занятия с логопедом имеют положительную динамику, но процесс восстановления очень трудный и продолжительный.
Уровень интеллекта
Коэффициент интеллектуального развития, как правило, колеблется на отметке от 69 до 50 баллов. Это довольно много, тогда как умеренная умственная отсталость у детей позволяет им иметь IQ на уровне от 49 до 35.
С чувством юмора – большая проблема. Такие дети все воспринимают конкретно и буквально. Метафоры и афоризмы, используемые собеседником в разговоре, для них просто слова без смысла.
Главный признак ребенка с олигофренией – отсутствие абстрактного логического мышления. Как это выражается?
- неумением выделять главное и отсекать ненужное;
 - невозможностью проведения классификации и обобщения;
 - примитивностью размышлений.
 
Довольно простые вопросы загоняют ребенка в тупик, логика в рассуждениях практически отсутствует. При многократном повторении действий он может уловить закономерность и по аналогии продолжить мысль. Однако малейшее отступление от шаблона вызывают затруднения.
Расстройство внимания и памяти
У всех здоровых детей присутствует смысловая и механическая память. В состоянии умственной отсталости у ребенка смысловой памяти просто нет, тогда как механическая отлично развита. Без смысловой памяти невозможно выполнить такие действия:
- запоминание сути;
 - обобщение полученной информации;
 - пересказывание текста своими словами.
 
В то же время, сформированная механическая память позволяет запоминать большие объемы информации, но так как это делается неосознанно, пользоваться ею ребенок не может.
Чтобы хоть как-то развить смысловое восприятие информации, нужно запастись терпением и по несколько раз объяснять малышу то, что у него никак не получается понять. Заметного прогресса в запоминании можно добиться, наглядно показав причинно-следственные связи предметов и действий. Простые и понятные вещи ребенку с легкой умственной отсталостью запомнить намного легче, чем те, смысл и предназначение которых ему неизвестны.
Специфика воспитания
К ребенку с таким заболеванием очень важно найти правильный подход. Обычно это сделать несложно, поскольку такие дети бесхитростные, добрые. Главной задачей родителей является правильная расстановка приоритетов в воспитании особенного малыша. Количество приобретенных знаний здесь уходит на второй план, а предпочтение должно отдаваться совсем другим ценностям:
- созданию в семье комфортной, благоприятной, спокойной обстановки;
 - стремлению к любви и пониманию;
 - посвящению большого количества времени общению с ребенком;
 - формированию социально адаптированной личности, готовой к самостоятельной жизни вне дома.
 
В подходящих условиях такие дети успешно овладевают азами чтения, письма и счета, обучаются элементарным трудовым навыкам. Они с удовольствием выполняют несложные поручения, помогают в хозяйственных делах, занимаются рукоделием.
При легкой степени отсталости хорошие результаты дают доброжелательные разговоры с ребенком, развивающие игры, чтение книг. Постоянное общение и систематические интеллектуальные занятия защищают мозг от деградации и стимулируют развитие интеллектуальной деятельности. Малыш испытывает удовольствие от такой деятельности и со временем сам проявляет инициативу.
Огромную роль в воспитании ребенка имеет правильное поведение матери. Обнаружив у собственного чада какие-либо отклонения, любой нормальный родитель придет в ужас и начинает паниковать. Это, как известно, не дает никаких результатов, поэтому лучшим решением будет обращение к специалисту. Корректирование морально-психологического состояния мамы является залогом счастливого будущего ребенка.
Если родители заинтересованы в максимальном развитии своего умственно отсталого малыша, то должны приложить все усилия для нахождения нужных методов и приемов взаимодействия на его психику. Помощь специалистов в любом случае понадобиться: как для обучения, так и для налаживания контакта с окружающими.
Профилактика развития олигофрении
Многих родителей интересует, на каком этапе развития ребенка происходит тот самый сбой, провоцирующий умственную отсталость. Можно ли было это предотвратить? Однозначного ответа, к сожалению, не существует. Но для предупреждения прогрессирования психических нарушений следует ограничить влияние негативных факторов на следующих этапах:
- до зачатия, то есть за три месяца до запланированной беременности;
 - весь срок вынашивания ребенка;
 - первый год после рождения малыша.
 
Здесь огромное значение имеет образ жизни обоих родителей, наличие у них вредных привычек, употребление алкоголя или наркотических веществ, потому как токсические вещества, попадающие в кровь, становятся причиной генетических сбоев в половых клетках. Такие нарушения неминуемо приводят к патологиям развития ребенка.
Существует еще одна форма легкой умственной отсталости детей, которая прогрессирует на фоне всеобщей компьютеризации и тотального распространения гаджетов. Она стоит на одном уровне с приобретенной педагогической запущенностью. В этом случае вина за психическое недоразвитие ребенка всецело лежит на родителях.
Мама, дав малышу телефон, и показав куда нажимать, считает, что свою обучающую миссию выполнила. Ребенок, увлеченный постоянной сменой картинок, дополненной звуками, не испытывает потребности в общении со сверстниками. У него просто нет в этом необходимости. Со временем в мозге формируются изменения, отвечающие за социальную адаптацию, поведение и восприятие информации. Исправить их бывает очень проблематично, а иногда, вообще невозможно.
В целом, правильный образ жизни, здоровое питание, полноценный сон при беременности сводят к минимуму риск рождения ребенка с умственной отсталостью. Но если такое все-таки случилось, то бережный уход, забота и внимание к малышу сделают это отклонение практически незаметным для окружающих.
Автор статьи
Царенко Мария Арменовна
Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.
Врачебный стаж: 9 лет
Источник
Нарушение интеллекта у ребенка (задержка умственного развития)Одним из наиболее часто встречающихся видов задержки развития является задержка умственного развития/неспособность к обучению, т.е. нарушение функциональной адаптации, возникающее из-за стойкого снижения уровня IQ<70. (Другие частые формы — это задержка речевого и языкового развития и возрастное нарушение координации; обе формы встречаются примерно у 5% детей в общей популяции). Интеллектуальное развитие и умственное развитие часто используются как синонимы. Интеллект — «самая общая и глубокая характеристика познания, участвующая в мыслительном навыке любого» и «является квинтэссенцией функций высшего порядка в иерархии мыслительных навыков» (Butcher, 1970). Интеллект также является «объектом исследования тестов на интеллект — показателем состояния умственного развития» (Madge и Tizard, 1980). Показатель IQ относительно стабилен: при проведении нескольких последовательных тестов в период от 2 до 18 лет колебания менее 30 баллов встречаются более чем в 90% случаев (Honzik et al., 1948), а в 80% колебания менее 15 баллов при повторном тестировании (Vernon, 1976). При проведении теста после 6 лет стабильность показателей со временем возрастает. До двух лет тесты оценки развития ребенка имеют прогностическую ценность только у детей с тяжелой задержкой умственного развития. Выраженная стабильность показателей теста IQ на протяжении времени была показана в долговременном катамнестическом исследовании Dunedin (Moffitt et al,. 1993). Почти 800 детей проходили тест IQ в возрасте 7, 9,11 и 13 лет. Только у 13% колебания показателей теста превысили ожидаемые вследствие ошибок измерения. Однако даже в этой достаточно маленькой группе колебания показателей IQ были невелики и возвращались к прежнему уровню при последующем тестировании. Когнитивное развитие протекает очень быстро в течение первых нескольких лет жизни и остается интенсивным на протяжении детства до наступления взрослого возраста. Затем развитие этих функций замедляется и (возможно, в начале взрослой жизни) большинство людей достигает уровня стабильности, выше которого их интеллектуальные способности не развиваются. У взрослых определяемый тестами уровень IQ в общей популяции подчиняется закону нормального распределения, и составляет, в среднем, 100 единиц. У детей уровень IQ можно описывать подобным же образом, но можно вычислить и показатель развития: интеллектуальный возраст делится на биологический возраст, полученное значение умножается на 100. Таким образом, ребенок около восьми лет с уровнем IQ в 50 единиц, имеет уровень развития, соответствующий приблизительно 50% от нормального для его биологического возраста, т.е. уровень развития четырехлетнего ребенка. Spearman (1927) выявил, что те, кто справляется с одной когнитивной задачей, обычно выполняют и другую. Он предположил участие «общего» фактора («g-фактора») или «ментальной энергии». Как будет продемонстрировано далее, дети с эмоциональными и поведенческими отклонениями очень часто имеют крайне неравномерный когнитивный профиль, что нельзя объяснить уровнем специфического «g-фактора». В формировании индивидуального уровня IQ играют роль как генетические факторы, так и факторы окружающей среды, но степень их взаимного влияния еще не установлена. В настоящее время признается факт генетического предопределения уровня IQ. Совокупное влияние среды на развитие интеллекта индивидуума, вероятно, менее значимо, кроме случаев экстремальных ситуаций, как, например, предельная психологическая депривация и длительное голодание (Madge и Tizard, 1980). В предшествующем обсуждении мы старались подчеркнуть, что задержка умственного развития не является ни заболеванием, ни расстройством или специфическим видом недееспособности, ни даже синдромом. Это общее определение для множества различных генетических, социальных и специфических медицинских состояний, связанных одним общим признаком — устойчивым уровнем IQ менее 80. а) Классификация задержки умственного развития ребенка. Задержка умственного развития подразделяется в зависимости от уровня IQ; в настоящее время обычно выделяют два уровня: тяжелую задержку умственного развития, с уровнем IQ<50 единиц, и легкую задержку умственного развития, с уровнем 1Q 50-70 единиц. При «пограничном умственном развитии» уровень IQ составляет 71-84 единицы, многие дети из этой категории могут считаться «нормальными». В последние годы особое внимание уделялось социальному подходу в противоположность медицинскому. Некоторые авторы даже предположили, что все интеллектуальные нарушения в большей степени зависят от реакции общества на индивидуума, чем от биологического компонента. Тем не менее, во многих ситуациях, когда у ребенка возникают трудности, полное обследование может выявить наличие биологического компонента, вызывающего эти трудности, хотя его проявления в большой степени зависят от терпимости и понимания со стороны окружающего сообщества. Следовательно, оценивая, в какой степени биологический компонент влияет на ребенка, необходимо учитывать его/ее окружение. Примером служит гиперактивный ребенок, для этого состояния не выявлено прочной связи с генетическим компонентом (Taylor, 2007). Выраженность этого эффекта в большой степени зависит от образовательной среды, в которую попадает ребенок. В демографических исследованиях, проводившихся в разных европейских странах (Whitmore et al., 1999), было показано, что дети с малыми расстройствами развития нервной системы, такими как неуклюжесть, гиперактивность, или легкой степенью задержки умственного развития, в школе чаще испытывают трудности с чтением и поведением. Эта связь в нормальной популяции прослеживается в 5-10% случаев, но следует подчеркнуть, что при одинаковых результатах проблемы подобного рода могут как присутствовать, так и отсутствовать. При наблюдении детей из пограничной группы и группы легкой задержки умственного развития с целью профилактики возникновения проблем — как образовательных, так и с поведением — которые могут появиться у ребенка в школе, необходимо учитывать такой фактор, как уязвимость. 
 б) Распространенность задержки умственного развития ребенка. Данные о распространенности, приведенные в этом разделе, касаются только исследований уровня IQ, и не охватывают все случаи нарушений развития нервной системы. Легкая задержка умственного развития встречается чаще, чем тяжелая, но заявления о том, что она встречается в шесть раз чаще — например, в DSM-IV (Американская психиатрическая ассоциация, 1994) — имеют мало подтверждений в современной литературе. По данным шведских исследований, явная задержка умственного развития встречается менее чем у 1% детей школьного возраста. Hadberg et al. (1981) выявили, что 0,7% детей в возрасте 10-13 лет в обследованном городском районе (Швеция) имеют уровень IQ<70 и нуждаются в дополнительной образовательной поддержке. Чуть меньше половины этих детей имеют тяжелую задержку умственного развития (IQ<50), у остальных была выявлена легкая степень умственного развития (IQ 50-70). Допускалось, что часть пограничных случаев осталась недиагностированной, и средний уровень IQ шведских детей по данным теста выше 100. При наблюдении в течение подросткового периода почти у 1% популяции была выявлена задержка умственного развития. Легкая задержка умственного развития встречалась примерно в два раза чаще, чем тяжелая. Gillberg et al. (1983) выявили, что 1% всей популяции 7-8-летних детей по результатам теста имели IQ<73 и нуждались в специальном образовании. Они также выявили, что еще 1% детей этой возрастной группы имели уровень IQ около 73 единиц, без явного и устойчивого снижения; такие дети тоже требовали специального образования. Эти показатели частоты встречаемости значительно ниже показателей, полученных в более ранних исследованиях, проведенных в Швеции и других западных странах. Одним из возможных тому объяснений может служить тот факт, что использовавшийся тест IQ был стандартизирован много лет назад, и по каким-то причинам в настоящее время исследователи получают «ложный высокий» результат. Одним из способствующих факторов могла быть и ранняя стимуляция, проводимая в яслях, детских садах и подобных учреждениях, которая может приводить к «транзиторно высокому» уровню IQ в раннем детстве. Это предположение подтверждается данными Hagberg et al. (1981), выявившими, что «новые» случаи задержки умственного развития выявляются даже во взрослом возрасте после уменьшения влияния ранней стимуляции. Интересные данные получены при исследовании, проведенном в сельской местности в Швеции (Landgren et al. 1996), согласно которым легкая задержка умственного развития может быть выявлена у 1,5% всех 7-летних детей; эти данные полностью соответствуют как результатам более ранних исследований, так и результатам исследования, проведенного Fernell (1996) среди городского населения Швеции, который выявил частоту встречаемости в 12,8/1000. Полученные при этих исследованиях данные отчасти объяснимы более низким социально-экономическим статусом исследованных сообществ и тем фактом, что в настоящее время тестирование стало более приемлемым. В исследовании Fernell около 90% детей с легкой задержкой умственного развития имели симптомы задержки в дошкольные годы, в основном, двигательные нарушения, языковые/речевые расстройства и относительную неспособность выполнить определенные задачи. Эти симптомы также встречаются у детей с СДВГ, расстройствами спектра аутизма, дефицитом внимания, двигательного контроля и перцепции, что должно учитываться при отборе скрининговых тестов на задержку развития. Частота диагностированной тяжелой задержки умственного развития достигает 0,3-0,4% уже к возрасту трех лет, так как она обычно диагностируется в первые годы жизни. Этот уровень остается относительно стабильным на протяжении нескольких лет, и в итоге несколько снижается из-за повышенной смертности. Частота диагностированной легкой задержки умственного развития в первые годы жизни остается очень низкой, так как небольшие задержки развития выявить сложнее. Большинство случаев легкой задержки умственного развития диагностируется в возрасте 3-7 лет, но частота возрастает в течение школьного возраста, по крайней мере, если скрининговые тесты не проводились в молодом возрасте. Частота встречаемости задержки умственного развития также зависит от культурных факторов, таких, как ранняя стимуляция, социальная депривация или толерантность (как в позитивном, так и в негативном смысле), а также доступности и обеспечения специальных образовательных служб. Мальчики страдают задержкой умственного развития чаще, чем девочки. Соотношение мальчики/девоч-ки варьирует в пределах 1,3:1-1,9:1. Некоторые состояния задержки умственного развития значительно чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек (например, синдром ломкой Х-хромосомы и аутизм), хотя в других случаях (например, синдром Ретта) — наоборот. 
 в) Этиологические факторы тяжелой задержки умственного развития. В исследовании этиологических факторов тяжелой задержки умственного развития в Швеции Hagberg и Kyllerman (1983) выявили достоверные или высоковероятные причины более чем в 80% случаев (рис. 23.2). (Этот процент, без сомнения, вырос в последние годы, так как идентифицируется все больше и больше генетических причин задержки умственного развития. Расширяются и диагностические возможности в случае легкой задержки умственного развития.) Две трети причин имели пренатальное происхождение, и около одной шестой части—пери- и постнатальное. Пренатальные факторы более чем в половине случаев были хромосомными (трисомия 21 хромосомы — наиболее частая причина). Еще в 20% случаев присутствовали множественные аномалии без хромосомной патологии. Пренатальные инфекции выявлены в 13% случаев, тогда как исключительно генетические расстройства без выявленных хромосомных нарушений составляли менее 10%. Перинатальные факторы — это в большинстве случаев фетальная депривация и асфиксия, реже — перинатальная инфекция ЦНС. Постнатальные факторы вариабельны, и их классификация затруднена. Из 18% случаев тяжелой задержки умственного развития неизвестной этиологии около четверти имели семейную заболеваемость. В пригороде Стокгольма, где высок процент представителей неевропейских национальностей, изучались распространенность и фоновые факторы тяжелой задержки умственного развития (Fernell, 1998). Средняя распространенность тяжелой задержки умственного развития составила 4,5 на 1000 человек, 3,7 на 1000 и 5,9 на 1000 среди европейского и неевропейского населения соответственно. Большинство (66%) случаев имеет установленное пренатальное происхождение. Синдром Дауна являлся причиной в 20% случаев. В 10% пораженных семей было минимум два сиблинга с тяжелой задержкой умственного развития. Полученная в этом исследовании частота была выше, чем в предыдущих исследованиях, проведенных в Швеции. Многие случаи считаются связанными с генетическими факторами. Было выявлено, что родственные браки являются важным этиологическим фактором. г) Этиологические факторы легкой задержки умственного развития ребенка. При диагностике легкой степени задержки умственного развития гораздо труднее выставить правильный этиологический диагноз. В исследовании Hagberg и Kyllerman (1983) точная или высоковероятная причина была определена менее чем в 45% случаев. Более половины известных или вероятных причин имеет пренатальное происхождение. Однако диаграмма распространения значительно отличается от диаграммы распространения тяжелой задержки умственного развития. Фетальный алкогольный синдром был единственным наиболее частым фактором, вызвавшим треть случаев пренатальной этиологии. Идентифицированные хромосомные нарушения встречались гораздо реже, чем в группе тяжелой задержки умственного развития, но сравнительно часто присутствовали синдромы с множественными врожденными аномалиями. Перинатальные факторы встречались относительно часто, и почти все были связаны с фетальной депривацией и асфиксией. Только 1 из 91 случая легкой задержки умственного развития, как оказалось, был вызван перинатальной инфекцией ЦНС. Постнатальные причины редко вызывали легкую задержку умственного развития. Из 55% случаев легкой задержки умственного развития неустановленной этиологии более чем половину составляли случаи семейной заболеваемости. д) Расстройства ведущих функций у ребенка. Исполнительные функции позволяют правильно классифицировать явления и события и отсрочить удовлетворение потребностей. Ведущие функции и их нарушения имеются не только при определенных генетических синдромах, но также и у нормальных детей. Считается, что ведущие функции являются функцией лобной коры или лобных долей; они могут проявляться при очень простых действиях, например, при активации последовательной и синхронизированной системы спинномозговых рефлексов для последовательного и правильного движения ног при ходьбе. Поведенческие функции можно контролировать, но при повреждениях нервной системы или головного мозга они могут утрачиваться. Неясно, каковы ранние признаки исполнительных функций у младенцев и маленьких детей, но школьники, обычно, имеют развитые навыки в этой области. Хорошо известно, что при многих синдромах спектра аутизма развивается недостаточность ведущих функций (Happe, 1994). Они также нарушаются при синдромах, включающих дефицит внимания (таких как СДВГ) и нарушения контроля движений (включая СНК). – Также рекомендуем “Расстройства ведущих функций и социальной адаптации у ребенка” Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 18.1.2019  | 
Источник
 
