Незрелость коры головного мозга ребенка 3 года

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение “нейрофизиологическая незрелость мозга” новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункцииСостояниеПризнаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременнойГипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?)
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: профилактика асфиксии новорожденных в домашних условиях);
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель)Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: какие бывают степени гипотрофии у детей?);
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная)Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталостьВрожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма – 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Ранняя диагностика и грамотное лечение мозговой дисфункции гарантируют благоприятный исход. Почти у 50% детей мозговая дисфункция по достижении подросткового возраста полностью исчезает (подробнее в статье: как проводится обучение детей детей с зпр?).

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово “нет”, делать массаж.

Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур – важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Возможные причины задержки речевого и психического развития.

– Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) – очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия,  в том числе ЗПРР.    

–      Родовая травма – чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).

–      Перинатальная патология ЦНС – в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов;

–      Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте – они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

     Независимо от причины которая привела к повреждению головного мозга исход одинаков – разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно, а у детей с задержками психо  или речевого развития в большей степени “пострадали” зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, поэтому речевое или психическое развитие задерживается.

Что необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом.

1.   Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию: врача-невролога; детского психиатра (отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития или наоборот, поэтому все дети, у которых речевое развитие задержано, должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития, это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения); психолога и логопеда; лор-врача или сурдолога (для исключения нарушений слуха, т.к. факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба).

5.  При необходимости начать лечение и параллельно коррекционную работу.

    Для преодоления  ЗРР и ЗПРР оптимальным является комплекс процедур:

1.Ребёнку с задержкой речи нужна помощь нескольких специалистов.

    Неврологи – лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.

   Дефектологи, психологи – занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику, корректируют поведенческие реакции.

   Логопеды – помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ (большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет).

 2. Основными подходами в медикаментозной терапии при ЗРР и ЗПР являются применение:

– психостимулирующих препаратов,

– средств, улучшающих кровоснабжение головного мозга,

– корректоров поведения (седативных),

– витаминных препаратов.

    Это препараты и биодобавки, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин, элькар, ноотропил, PC Лецитин, Стомак суппорт и т.д.), для улучшения мозгового кровообращения (препарат Гинкго Билоба Плюс, Нейро Плас), для улучшения биоэнергетического обмена (Карни Плас, Кофермент Q 10), для устранения внутричерепной гипертензии (Вита Таурин), для коррекции нарушений поведения (Релакс Комплекс, Вита Таурин); так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум, пантогам, энцефабол и т.п.) – это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка может рекомендовать  только врач-невролог, самолечением заниматься категорически запрещается!

  3. Электрорефлексотерапия или метод транскраниальной микрополяризации был разработан в центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской Академии Наук (Санкт-Петербург) как способ лечения задержек речевого развития. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая – в 10 раз меньше чем при самой простой физиотерапевтической процедуре – электрофорезе, это позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности, а так же уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе ряда речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые области мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память, являясь дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию – основную причину задержки речевого развития.

Самые распространенные ошибки родителей.

     К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды – это фактически учителя. Они лишь учат ребенка – как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком, но  5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). При отсутствии медикаментозной и педагогической коррекции, задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) может с возрастом перерастать в умственную отсталость — стабильное снижение интеллекта. А просто ожидание 5-летнего возраста без лечения, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

     Очень часто родители не понимают всю важность проблемы своего ребёнка и отказываются идти в специализированные ДОУ, когда это рекомендует логопед или психолог, даже не задумываясь, что просто логопед не решит их проблему, что нужны совсем другие условия и среда, специалисты, программа. 

     В настоящее время существуют специальные детские сады, куда можно обратиться родителям, детей со сложными нарушениями речи, за помощью: ДОУ компенсирующего вида,  ДОУ комбинированного вида. В таких дошкольных образовательных учреждениях помимо основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности также реализуются программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников. Так же хочется отметить, что количество детей в специальных речевых группах почти наполовину меньше, чем в группах общеобразовательного ДОУ, а педагогический состав, в основном имеет специальное образование, для более эффективной коррекционной работы именно с детьми с проблемами в любом развитии.

Практические рекомендации родителям детей с ЗРР.

    Работа с такими детьми начинается с их родителей, п.ч. они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: он все понимает, только ленится; он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил;  с мальчиками всегда так. Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть.

Что же делать? Советы родителям:

O      Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения: невропатолог, логопед (дефектолог), ЛОР.

O      Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

O         Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

O        Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

O        Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

O     Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик – ту-ту). Вместе удивляйтесь увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

O     Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

O      Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

O      Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

O      Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).

O      Стимулируйте речевое  развитие  малышей, путем  тренировки  движений  пальцев  рук. Доказано, что  уровень  развития речи  детей  находится в прямой  зависимости от  степени  сформированности  тонких движений  пальцев  рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого  пальчика, разминание  и поглаживание; активные  упражнения  пальцев  рук «Пальчиковая гимнастика», игры типа «Сорока-белобока». В  старшем возрасте, начиная с двенадцати месяцев, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку;  конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т.п. 

  • Охрана жизни и здоровья детей
    • Питание
    • Советы Айболита
    • Безопасность
  • Оздоровительная кампания в летний период 2014 г.
  • Требования Статьи 29 закона РФ “Об образовании в Российской Федерации”
  • Платные образовательные услуги
  • Методическая копилка
    • Учитель – логопед
    • Педагог – психолог
    • Музыкальный руководитель
    • Инструктор по физической культуре

     

    Источник