Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни thumbnail

Детские неврологические проблемы являются проблемой современного общества. Отрицательные факторы – неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы во время беременности, нерациональное питание, сказываются на состоянии нервной системы младенцев. Неврология у новорожденных, по данным исследований ВОЗ, наблюдается примерно у четырех из пяти младенцев.

Неврология у новорожденных

Неврология у новорожденных

Особенности детской нервной системы

Нервная система ребенка начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Доктор Комаровский указывает на такие ее основные особенности:

  1. К концу внутриутробного периода нервная система уже полностью сформирована.
  2. Ребенок рождается с незрелой нервной системой.
  3. Развитие ткани головного мозга происходит после рождения.
  4. Мозг новорожденного имеет почти все извилины.
  5. Наиболее зрелым к моменту рождения является спинной мозг.

Обратите внимание! При рождении масса мозга составляет ¼ веса мозга взрослого человека. К концу второго года она достигает 80% от массы взрослого мозга.

Основные рефлексы новорожденных

У новорожденных проверяют такие основные группы рефлексов:

  1. Корневой. Если прикоснуться к уголкам губ, то малыш поворачивает головку и открывает рот.
  2. Сосательный. При прикосновении к губам наблюдаются ритмичные движения.
  3. Хватательный. При поглаживании детской ладони пальцы сжимаются в кулачок.

Хватательный рефлекс

Хватательный рефлекс

  1. Ладонно-ротовой. При надавливании на ладонь малыш открывает рот, наклоняя головку.
  2. Рефлекс Моро. При ударе по поверхности, где лежит грудной ребенок, он разводит руки в стороны, потом делает обхватывающее движение.
  3. Защитный. Если положить ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону.

Симптомы неврологии у грудничков

Неврологическая симптоматика у новорожденных может проявляться в:

  • повышенной нервной возбудимости;
  • дрожании конечностей;
  • частых срыгиваниях;
  • двигательных нарушениях;
  • расстройствах сна;
  • повышениях тонуса мышц;
  • нарушении регуляции внутричерепного давления.

Наблюдаются и признаки заболеваний вегетативной нервной системы:

  • судороги;
  • наличие мраморного оттенка кожи;

Мраморность кожи у новорожденного

Мраморность кожи у новорожденного

  • влажные и холодные конечности;
  • повышенная чувствительность к смене погодных условий.

Появление симптомов неврологии у новорожденных является поводом для немедленного обращения к врачу.

Причины развития патологи

Основными причинами развития неврологических заболеваний у малышей являются:

  • родовая травма;
  • кислородное голодание;
  • осложненные роды;
  • токсикоз женщин во время беременности;
  • неблагоприятная наследственность.

Основные виды заболеваний

Вот какие неврологические заболевания бывают у новорожденных чаще всего:

  1. Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Оно развивается на фоне гипоксии плода во время беременности.

Опасно! Тяжелое кислородное голодание плода повышает риск нарушений интеллекта, детского церебрального паралича или судорожного синдрома.

  1. Родовые травмы. К ним относятся все неврологические расстройства у новорожденных, появившиеся после прохождения ребенка по родовым путям.
  2. Гидроцефалия. Это избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Заболевание приводит к деформациям черепа.

Гидроцефалия

Гидроцефалия

Когда можно заметить нарушения

Если подозревается неврология у грудничков симптомы ее могут проявляться уже с первых недель жизни. Уже в это время можно заметить:

  • отсутствие сосательного рефлекса;
  • отсутствие защитного рефлекса;
  • угнетение реакции автоматической ходьбы;
  • отсутствие зажимания предмета или пальца;
  • асимметричность рефлекторного ответа в ногах;
  • патологическое выпирание родничка.

До года можно заметить такие признаки неврологии у грудничков:

  • мраморность кожи, наличие полос на ней (этот симптом является физиологичным в первые годы жизни);
  • ускоренный рост головы;
  • косоглазие.

К чему приводит промедление

Неврологические проявления у новорожденных не всегда бывают ярко выраженными. Иногда заметить развитие серьезного заболевания может только врач. Опасность игнорирования симптомов неврологических заболеваний в том, что они приводят к прогрессированию патологий.

Ряд проявлений неврологического заболевания требует немедленного врачебного вмешательства.

Невролог для грудничка

Осмотр ребенка детским неврологом необходим для оценки общего состояния малыша и сбора анамнеза. Врачу во время приема важна такая информация:

  • какая по счету беременность, и не было ли у матери вредных привычек;
  • наличие заболеваний во время беременности;
  • была ли угроза ее прерывания;
  • не было ли токсикоза.

При общем осмотре ребенка до года оцениваются:

  • форма и размер черепа;
  • размер большого родничка;

Родничок у ребенка

Родничок у ребенка

  • аномалии развития ушных раковин, глаз.

Важно! Детский невролог должен осматривать ребенка в возрасте 1, 3, 6 мес. Если малыш развивается без отклонений, то следующий осмотр на предмет симптомов заболеваний по неврологии у детей до года должен произойти в 12 месяцев. В случае отклонений в развитии невролог для грудничка должен вызываться каждый месяц.

Также особое внимание уделяется безусловным рефлексам. После 3, максимум 4 месяцев они должны постепенно угасать. Наличие неврологических симптомов у младенцев, связанных с патологическими безусловными рефлексами, является поводом для госпитализации в детское отделение.

При достижении одного месяца

Невролог следит, появились ли у ребенка характерные признаки, свидетельствующие о нормальном развитии. В одномесячном возрасте карапуз должен удерживать на короткое время головку, лежа на животике, фиксировать взгляд на ярком предмете или лице матери. В этом же возрасте младенец начинает гулить.

При достижении трех месяцев

Невролог фиксирует, как в трехмесячном возрасте ребенок может длительно удерживать голову. Он начинает самостоятельно переворачиваться на спину, хватать игрушки в руки и рассматривать их.

В полугодовалом возрасте

В это время ребенок способен откликаться на имя, различать своих и чужих, активно лепетать, становиться на четвереньки. Также он пытается садиться. Невролог должен следить за всеми изменениями.

Дети постарше

К 9-месячному возрасту врач должен зафиксировать такие изменения:

  • малыш может стоять, держась за опору;
  • приседать;
  • выполнять самые простые просьбы.
Читайте также:  Логопедическое заключение на ребенка с задержкой речевого развития

Диагностика заболевания у грудных малышей

Для диагностики новорожденного невропатолог применяет такие исследования:

  1. Допплерографию. Она позволяет визуализировать работу сосудов головы, шеи.
  2. УЗИ сосудов.

УЗИ сосудов ребенку

УЗИ сосудов ребенку

  1. ЭхоЭГ. С ее помощью регистрируют электрическую активность головного мозга.
  2. Компьютерная или магнито-резонансная томография позволяет получить полную картину работы мозга.

Детские болезни нервной системы следует диагностировать и лечить как можно раньше. Только так развитие ребенка будет полноценным. Промедление с началом лечения неврологии у младенцев вызывает серьезные осложнения.

Видео

Источник

К+31 Лобачевского

  • Поликлиника
  • Операционный блок
  • Стационар
  • Стоматология
  • Педиатрия

м. Проспект Вернадского

ул. Лобачевского, дом 42, стр. 4

Пн-Пт: с 08.00 до 22.00

Сб: с 09.00 до 21.00

Вс: с 09.00 до 21.00

К+31 СИТИ

м. Международная

ул. Тестовская, д.10, 1-й подъезд

Пн-Пт: с 08.00 до 21.00

Сб: с 10.00 до 15.00

Вс: выходной

К+31 Петровские Ворота

  • Поликлиника
  • ЭКО
  • Операционный блок
  • Стоматология
  • Дневной стационар

м. Чеховская

1-й Колобовский переулок, д. 4

Пн-Пт: с 8:00 до 21:00

Сб: с 8:00 до 20:00

Вс: с 8:00 до 20:00

Закрыть

м. Проспект Вернадского,
119415, г. Москва,
ул. Лобачевского, д. 42, стр. 4

Неврологические проблемы у детей первого года жизни – довольно частое явление. Виной тому – плохая экология, стрессы и психологическое напряжение матери во время беременности, нерациональное питание. По данным статистики неврологические нарушения у детей до года наблюдаются в 80 % случаев.

Причины развития неврологических патологий могут быть следующие:

  • наследственность;
  • нехватка кислорода в период внутриутробного развития;
  • тяжелый токсикоз женщины во время беременности;
  • сложные роды.

Динамика раннего развития ребенка может стать чувствительным индикатором состояния его здоровья и требует постоянного наблюдения. Родителям необходимо знать этапы развития ребенка до года:

  • 0-3 месяца: ребенок учится поднимать и держать голову, поднимается на предплечья, фокусирует взгляд и следит за движущимися предметами, улыбается, переворачивается на бок и на живот, издает звуки, делает попытки ловить предметы, откликается на голод и физический дискомфорт плачем, реагирует на голос матери;
  • 3-6 месяцев: ребенок встает на четвереньки и делает попытки ползти, учится сидеть, уверенно хватает игрушки, произносит отдельные слоги;
  • 6-9 месяцев: малыш уверенно сидит, встает, держась за опору, берет мелкие предметы, понимает некоторые слова, пьет из чашки без помощи взрослых, четко различает близких и чужих, произносит первые слова;
  • 9-12 месяцев: ребенок начинает ходить, имеет в активном запасе около 10 слов, а в пассивном – 40, выделяет любимые игрушки, выполняет несложные задания.

Эти этапы развития малыша должны быть ориентиром для родителей, но порой бывает крайне сложно самостоятельно отличить норму от патологии. Поэтому наиболее разумный вариант действий – наблюдение и консультация у детского невролога каждые три месяца.

Тревожными симптомами для немедленного обращения к врачу могут стать:

  • гипервозбудимость;
  • тремор конечностей и подбородка;
  • обильное и частое срыгивание;
  • напряженность мышц;
  • периодические судороги;
  • мраморность кожных покровов;
  • часто влажные и холодные руки и ноги;
  • метеозависимость;
  • нарушения сна.

Такие нарушения могут свидетельствовать о наличии неврологических патологий ребенка и без своевременно оказанной помощи привести к серьезным проблемам в развитии центральной нервной системы. Они впоследствии могут проявиться в виде:

  • нарушения развития речи и памяти;
  • задержка психоэмоционального развития;
  • гиперактивность;
  • сложности с концентрацией внимания;
  • энурез (недержание мочи).

Для выявления неврологических проблем у ребенка детский невролог изучает, как протекала беременность и роды, назначает необходимые исследования, на основании которых ставится точный диагноз и назначается лечение. Чем раньше обнаружена проблема, тем легче с ней справиться.

Родителям следует знать, что в первые годы жизни продолжается формирование структур головного мозга, речи, памяти и интеллекта. Поэтому так важна своевременная диагностика. Только квалифицированный специалист может вовремя обнаружить даже легкие нарушения и назначить эффективное лечение. Не пренебрегайте профилактическими осмотрами каждые три месяца. Внимательное отношение к здоровью ребенка – залог его счастливого будущего.

nepat5.jpg

Заказать пропуск:

+7 (915) 493-95-92

Доступность парковочных мест зависит от времени визита и дорожной ситуации.

* – Травмпункт работает в круглосуточном режиме только для взрослых.
Для детей ведется прием детского травматолога в соответствие с расписанием.
Расписание уточняйте у операторов в кол-центре

Обращаем ваше внимание, что вся информация, включая цены, предоставлена для ознакомления и не является публичной офертой (ст.435 ГК РФ, cт. 437 ГК РФ)

Для получения более детальных консультаций по услугам и их стоимости обращайтесь в колл-центр по телефонам, указанным выше.

Цены действительны для потребителей – физических лиц.

Источник

Ребенок первого года жизни. Развитие ребенка первого года

Безусловные рефлексы не выражены. Ослабевает сосательный рефлекс.

Двигательные функции. Характерно для этого периода совершенствование ползания на четвереньках, стояния и ходьбы.

При ползании туловище удерживается горизонтально над четырьмя конечностями, голова поднята высоко вверх. Передвигаются одновременно перекрестные рука и нога — реципрокные движения. При ползании на животе ребенок стремится вперед, чтобы достать какой-либо предмет.

В результате развития нормального постурального механизма ребенок все больше отрывает туловище от поверхности, преодолевая земное притяжение, чтобы к концу 1-го года жизни принять вертикальную позу. Стоянию и ходьбе предшествует вставание на ноги. Вставание из положения на спине совершается в том же порядке, в каком осваиваются в процессе развития отдельные движения: ребенок поворачивается на живот, опираясь на руку, садится, и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает. Иногда дети встают, минуя фазу сидения. Вставание без помощи взрослых ребенок осваивает благодаря активному действию рук. Под контролем зрения он направляет руку к барьеру (или другому предмету), схватывается и подтягивает корпус.

ребенок первого года жизни

При стоянии и ходьбе руки играют такую же важную роль, как и ноги. Вставая и передвигаясь, ребенок сначала держится за мебель или перила, при этом он приседает, берет игрушку и снова встает. Затем постепенно начинает ходить один, вначале широко расставляя ноги. Верхняя часть туловища, тазобедренные и коленные суставы полусогнуты, что предохраняет ребенка от падения. В 12—13 мес при ходьбе руки приподняты — это помогает ему сохранять равновесие;

От первых попыток ходить самостоятельно без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1—2 мес. Затем ребенок ходит самостоятельно, останавливается, поворачивается, сохраняя при этом равновесие. Продолжается совершенствование функции руки. Ребенок может произвольно схватить и отпустить предмет, показать на него пальцем. Захват предмета осуществляется полным противопоставлением большого пальца. Преобладает движение одной руки, чаще правой.

Речь. Эхолалично повторяет слоги, копирует интонацию — воспроизводит мелодичную схему знакомых фраз, приветствий.

Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои биологические нужды, эмоции, удовольствие и неудовольствие. Обращается к своему изображению в зеркале, обращает внимание на лицо говорящего. Отвечает действием на словесные просьбы. Кивает головой в знак утверждения и отрицания. Говорит «мама, да-да, ба-ба». Пытается ими называть знакомые предметы. К концу этого периода развивается речевое общение при помощи однословного предложения. Говорит около 5—6 лепетных слов. Понимает обращенную к нему речь.

Психика. Различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь, развиваются речевое общение, игровая манипулятивная и предметная деятельность (играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекает внимание взрослых, смеется и закрывает лицо, играет со своим изображением в зеркале). Развиваются подражательные игры: «ладушки», «сорока». Любит играть со звучащими игрушками. Пьет из чашки, ест ложкой. Интенсивно продолжается развитие подражания. Помогает при одевании.

Отличительными чертами этого периода являются интенсивное развитие понимания обращенной к нему речи, дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций, развитие манипулятивной и предметной деятельности. У ребенка формируются первые представления, составляющие категорию наглядно-действенного, а затем и образного мышления. Эти первые представления ассоциируются не только между собой, но и с многочисленными двигательными реакциями ребенка (кинестетическими и проприоцептивными раздражениями).

Интенсивно продолжается развитие подражания, которое на этом возрастном этапе представляет собой особую форму деятельности ребенка, обеспечивающую появление и упрочение связей между новыми движениями и представлениями. Разнообразные движения обогащают запас представлений ребенка и создают возможность их связи (ассоциации). Важную роль в этом процессе играет развитие речи.

– Также рекомендуем “Ребенок второго года жизни. Развитие ребенка трех лет”

Оглавление темы “Развитие ребенка. Исследования у детей в неврологии”:

1. Ребенок от трех до шести месяцев. Психическое развитие ребенка шести месяцев

2. Развитие ребенка девяти месяцев. Девятимесячный ребенок

3. Ребенок первого года жизни. Развитие ребенка первого года

4. Ребенок второго года жизни. Развитие ребенка трех лет

5. Спинномозговая жидкость. Оценка спинномозговой жидкости

6. Гидроцефалия. Измерение внутричерепного давления

7. Лабораторное исследование ликвора. Оценка ликвора в лаборатории

8. Глазное дно. Исследование глазного дна ребенка

9. Трансиллюминация черепа. Показания и методика трансиллюминации

10. Краниография у детей. Показания и техника краниографии

Источник

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, – невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, – ор ребенка.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, – правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка 5лет 6лет