Неврологический запор ребенку 3 года
1048 просмотров
4 октября 2018
Добрый день! Дочке 3 года,ходит в сад. Дома с горшком у нас нет никаких проблем,исправно ходит,но в саду стесняется ходить по-большому,до последнего терпит,в итоге какает в штаны.Никакие уговоры сесть на горшок где-нибудь вне дома не помогают. Недавно долго проходила в саду обкаканная,в результате чего на попе было сильное раздражение,было больно ходить в туалет. Сейчас все зажило,но ребенок отказывается ходить по-большому,кричит что ей будет больно,зажимается,сдерживает потуги до последнего-не ходит теперь ни на горшок,ни в штаны,только глицериновые свечи помогают,когда ребенок не ходит уже по 2-3 дня. Как ей помочь? Это пройдет или нужно лечение теперь? Спасибо,я в панике.
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Гематолог, Терапевт
Попринимайте неделю форлакс в порошке, кал станет мягким, легче выходить и будет проще усадить на горшок
Педиатр
Здравствуйте Сдайте кал на дисбактериоз г
Детский невролог, Невролог
Здравствуйте! Это довольно частая проблема, связанная с адаптацией в детском коллективе. Ребенок стесняется своей физиологической потребности. Неврологических препаратов в данном случае точно применять не стоит. Только поведенческая терапия. Лучше постараться помочь ребенку забыть о своей проблеме. Свечки, согласитесь, – тоде очень мало приятного. Это дискомфорт для ребенка и новый акцент на его интимной проблеме. Мягко скорректируйте диету- чтобы дочь больше употребляла клетчатку, кисломолочные продукты, супы. Всё равно она будет опорожнять кишечник. В детский сад пока лучше не водить, сделать небольшой отпуск. А потом начинать адаптацию заново-мягко, и толтко по желанию ребенка.
Анна, 4 октября 2018
Клиент
Ольга, спасибо большое,будем пытаться) Просто очень тяжело смотреть на то как она мучается,стоит вся трясется,но при этом никакие уговоры не помогают заставить ее сесть на горшок и сходить
Акушер, Гинеколог, Детский гинеколог
Здравствуйте. Вместо свечей лучше Дюфалак, чтобы размягчить кал. Вы пробовали с ней поговорить об этом? В идеале лучше прибегнуть к помощи психолога. Перед садиком не пробовали ходить в туалет, дома?
Анна, 4 октября 2018
Клиент
Анна, раньше ходили всё было нормально,потом режим поменялся,забираю ее каждый раз вечером обкаканную
Терапевт, Нефролог
Это касается большей половины детей вашего возраста. Со временем конечно этого не будет. сейчас давайте форлакс 1 раз в день, какать будет “пироженками”, и страхи постепенно исчезнут.
Анна, 4 октября 2018
Клиент
Лариса, спасибо большое,попробуем) Да какать тяжело ей
Психолог
Здравствуйте. Посетите детского психолога. Если верить фрейду, ребёнок в этом возрасте учится самоконтролю и сдерживанию. С одной стороны это хорошо но, с другой стороны нужно чтобы ребёнок понял, что не нужно делать это в таком количестве. Для этого с психологом нужно разобраться что происходит в детском саду или в семье, что заставляет ребёнка таким образом сдерживаться.
Терапевт
Здравствуйте! Побудьте с ней в саду, по возможности и показывйте клип корейскогго певца PSYс песней Гангнам -с тайл-лично знаю мамашу, которая так научила сына ходить на горшок( там есть такой эпизод в этой развеселой песенке)))))И сразу поощряете-очень-очень хвалите и давайте любимое лакомство.
Детский невролог, Невролог
Конечно, можно представить. Дюфалак тоже можно- сладкий сиропчик, только лучше при его приеме не говорить- “эио чтобы ты какала лучше”- не акцентировать на этом внимание. Спать, есть, ходить в туалет-это естественные потребности. И не стоит излишне в эти процессы вмешиваться, эффект часто сожет стать обратным.
Врач УЗД, Терапевт
Попробуйте дюфалак подавать
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 0 человек,
средняя оценка 0
Депрессия?
30 декабря 2018
Милана, Москва
Вопрос закрыт
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою бесплатную онлайн консультацию врача.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник
Тема «какашек» является одной из самых обсуждаемых молодыми мамами. Состав, цвет, запах, частота испражнений сигнализируют о здоровье крохи, когда он сам еще ничего сказать не может. Вовремя наполненный подгузник или «ароматный» горшок радуют любую маму, подтверждая, что детский организм работает исправно. Отсутствие стула – признак сбоя в организме и повод для родительского беспокойства.
Если Ваш ребенок какает редко (раз в 2-3 дня), плотно, но без боли – попытайтесь исправить ситуацию диетой и физическими нагрузками, проследите за количеством потребляемой жидкости. Но если малыш стал бояться горшка, то это повод обратиться за консультацией к педиатру.
Психологический запор у ребенка – ситуация, когда малыш боится какать. В отличие от физиологического запора, причины которого, как правило, в заболеваниях пищеварительной системы, причина психологического запора у ребенка – наличие внутренних переживаний и страхов. Обычно эта проблема возникает у малышей с двух-трех лет, когда они уже могут осознанно сдерживать позывы к дефекации. Если случилось, что ребенку было больно, страшно, стыдно, некомфортно сидеть на горшке или унитазе, то малыш может начать самостоятельно сдерживать позывы к дефекации, боясь повторения негативного опыта.
Причинами нежелания ребенка опорожнять кишечник могут стать:
- насильственное приучение к горшку;
- наказание за испачканные штанишки;
- неприятные воспоминания, связанные с посещением туалета (например, в общественном месте – в детском саду, в торговом центре, в поезде или самолете и т.п.);
- болевые ощущения в процессе дефекации.
Чем дольше ребенок будет сдерживать позывы, тем больше будет скапливаться каловых масс в кишечнике и тем больнее будет проходить процесс дефекации. Если не решить проблему вовремя, психологический запор у ребенка может вызвать осложнения, такие как: тошнота, головная боль, боль в животе (все это говорит об интоксикации организма), воспалительный процесс в кишечнике, трещина прямой кишки, геморрой, психологический стресс, неврологические проблемы.
Помогите крохе справиться со страхом, устранив его причину. Чтобы не было больно ходить в туалет из-за плотных каловых масс, наладьте питание ребенка. Давайте малышу больше пить (чистую воду, компоты из сухофруктов), включите в рацион больше слабящих продуктов (чернослив, свеклу, киви), кисломолочных продуктов, ограничьте ребенка в мучном и сладком, делайте массаж животика круговыми движениями вокруг пупка по часовой стрелке, делайте с ребенком гимнастику, больше играйте в подвижные игры. Если диета и физическая активность не приносят результатов, то по назначению врача пройдите курс лечения слабительными препаратами.
Не ругайте малыша за неудачи при приучении к горшку. Сделайте процесс нестрашным, комфортным или даже веселым и интересным. Купите новый «нестрашный» горшок или перейдите от горшка к накладке на унитаз, уйдите от неприятных воспоминаний, связанных с походом в туалет. Придумайте сказку «про какашку», ритуал выноса горшка или смыва воды в унитазе.
Хорошим средством к расслаблению в процессе будет пластилин или тесто, которые нужно мять в ладошках, сидя на горшке, это способствует расслаблению сфинктера. Расскажите, что не нужно терпеть, и когда хочется в туалет, нужно «выпустить какашку в горшочек». Объясните, что это дело не стыдное, а нужное и полезное, и обязательно хвалите за результат. Веселья в процесс смогут добавить популярные сейчас игрушки в форме какашек или даже мультики про них. Если общение с крохой не решает проблему, то обратитесь за помощью к специалисту. Здесь поможет детский психолог, который, побеседовав с родителем, расскажет, на что сделать акцент в разговоре именно с Вашим малышом.
Специалисты нашего центра при работе с самыми маленькими клиентами используют такие методики, как песочная терапия и сказкотерапия. Такой подход прекрасно зарекомендовал себя для работы с переживаниями, которыми детям сложно поделиться в силу возраста и особенностей темы. Методики снимают тревожность, эмоциональную нагрузку, помогают нейтрализовать травматические воспоминания и сформировать новый позитивный сценарий действий. А консультация для родителей поможет закрепить результаты в домашней обстановке.
Пример из практики. В Центр обратилась семья с мальчиком 3.5 лет. Ребенок не ходил «по-большому» на горшок после перенесенной в 1 год болезни, сопровождающейся продолжительной диареей. Мальчик избегал какать до последнего, стул случался примерно 1 раз в неделю в подгузник (ребенок специально просил дать подгузник, в остальное время обходился без него, в том числе ночью; писал самостоятельно на горшок). Все уговоры ходить на горшок кончались истерикой. Мальчик занимался с детским психологом (курс песочной терапии в количестве 10 сеансов с частотой 1 раз в неделю). После 6 сеанса ребенок дома сам сел на горшок и покакал, после чего позвал маму помочь с гигиеническими процедурами. В дальнейшем результат закрепился, мальчик самостоятельно ходит по-большому через день. Спокойно обсуждает тему в бытовом контексте (что нужно сделать, если захочешь в садике; что нужно сделать после горшка и так далее).
Если у вашего ребенка психологический запор и вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, запишитесь на консультацию детского психолога по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы с вами обязательно свяжемся!
Источник
21.06.2019
Запоры широко распространены как среди взрослых, так и детей (5-30% в зависимости от критериев диагностики). Симптомы становятся хроническими более чем у 30% пациентов, доставляют не только дискомфорт и болевые ощущения самому ребенку, но и нарушают качество жизни его семьи.
ЗАПОР – состояние, проявляющееся увеличением интервалов между дефекациями (по сравнению с индивидуальной нормой) или систематически замедленным, затрудненным и/или недостаточным опорожнением кишечника. К запорам относят и стул “кашицей”, но после того, как дефекация отсутствовала до 3 сут.
Запоры могут быть связаны с функциональными или органическими причинами (аномалии, воспаление). У детей в 90-95% запор – функциональный. Пик заболеваемости функциональными запорами приходится на 2-4года, когда начинают приучать ребенка к горшку/туалету.
Основные причины функциональных запоров
- Боль
- Лихорадка
- Обезвоживание
- Неправильный режим питания кормящей матери
- Недостаточный питьевой режим ребенка при искусственном вскармливании
- Недостаточный питьевой режим ребенка на естественном вскармливании при введении прикорма
- Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание
- Быстрый перевод малыша с одной смеси на другую (менее, чем за 7дней)
- Нерациональное питание ребенка (длительное время ребенок получает питание с большим количеством белков, жиров и недостаточным содержанием пищевых волокон, злоупортебление напитками, содержащими большое количество вяжущих веществ – чай, кофе, какао)
- Чрезмерное использование средств детской гигиены или развитие аллергической реакции кожи перианальной области
- Последствия перинатальных повреждений нервной системы
- Рахит, дефицит витамина Д
- Анемия
- Нарушение функции щитовидной железы (недостаточность – гипотиреоз)
- Пищевая аллергия, прежде всего аллергия к белку коровьего молока
- Принудительное приучение к горшку, период адаптации к новым условиям (ясли, детский сад)
- Гиподинамия – малоподвижный образ жизни
- Психическая травма или стресс
- Систематическое подавление позывов на опорожнение кишечника, связанное, например, с началом посещения детского сада, школы и т. п.
- Прием некоторых препаратов
- Запоры у членов семьи
Частота дефекций у детей разного возраста
Возраст | Число дефекаций в неделю | Число дефекаций в сутки |
0 – 3мес грудное вскармливание искусственное вскармливание | 5 – 40 5 – 20 | 2,9 2,0 |
6 – 12мес | 5 – 28 | 1,8 |
1 – 3года | 4 – 21 | 1,4 |
4года и старше | 3 – 14 | 1,0 |
Помимо частоты стула следует обращать внимание на его характер. Для более объективной оценки удобна “Бристольская шкала форм кала”, так как именно форма кала, а не частота стула, в большей мере соответствует времени кишечного транзита.
Бристольская шкала форм кала
В соответствии с этой шкалой 3 и 4 форма кала расценивается как норма, а 1 и 2 свидетельствуют о замедленном транзите (запор). Довольно часто на практике бывают ситуации, когда у ребенка частота дефекации укладывается в пределы нормальных значений, но стул плотный, фрагментированный, в скудном количестве. Эти признаки указывают на неполное опорожнение кишечника и рассматриваются как проявления запоров.
По консистенции у новорожденных и младенцев стул должен быть кашицеобразным. С 6 месяцев до 1,5 – 2 лет кал может быть как оформленным, так и кашицеобразным. С двух лет стул должен быть оформленным.
Признаки и симптомы запора
- боли в животе, часто распирающие, ноющие, иногда коликообразные
- вздутие живота
- изменение формы и консистенции стула
- чрезмерный метеоризм
- неприятный запах газов и стула
- могут быть боли при дефекации
- натуживание при дефекации
- может быть кровь в стуле – на поверхности каловых масс или в виде следов на салфетке (свидетельствует об анальной трещине)
Если не устранить запор и не наладить опорожнение кишечника, то имеется риск копростаза (образование каловых камней) и каловой интоксикации:
- потеря аппетита
- недостаток энергии
- общее недомогание
- депрессия, раздражительность
- тошнота, рвота
- кожные симптомы – сухость, сыпь, шелушение
- недержание кала, мажущий стул
- задержка и недержание мочи вследствие давления переполненным отделом кишечника на мочевой пузырь
- кровотечения из трещин, геморроидальных узлов
Лечение запора предусматривает достижение следующих целей:
1. Нормализация консистенции стула (мягкий безболезненный стул)
2. Регулярность опорожнения кишечника (профилактика повторного скопления каловых масс)
Лечение запоров – процесс последовательный, комплексный, индивидуальный и состоит из нескольких этапов:
- обучение ребенка и родителей
- проведение коррекции питания и питьевого режима
- устранение с помощью медикаментозных средств имеющегося копростаза
- поддерживающая терапия
Необходимо исключить факторы, провоцирующие и способствующие запорам (нормализация двигательного и пищевого режима, прекращение приема лекарственных препаратов, которые могут вызывать запор, выявление пищевого аллергена, исключение или подтверждение нервно-мышечного заболевания, целиакии и т. п.).
Нормализация стиля жизни включает в себя:
- выработку условного рефлекса
- подвижный образ жизни
- гимнастика
- обучение навыкам легкого массажа живота
- для маленьких детей – выкладывание на живот, подгибание ног к животу.
Обучение является первым этапом лечения функциональных запоров. Необходимо помнить, что эпизоды каломазания и энкопреза (недержание кала) не являются произвольными и не следует в этом винить ребенка, который и так может быть напуган и дезориентирован. В некоторых случаях, когда внутрисемейная обстановка сложная, может понадобиться помощь семейного психолога.
Важно понимать, что лечение функциональных запоров может быть длительным, основано на доверии врачу, партнерстве и требует терпения. Современные слабительные, разрешенные у детей, не сделают кишечник “ленивым”, не вызовут “привыкания”, они попадают в кровоток в минимальных количествах или вообще не всасываются и безопасны при длительном приеме.
Коррекция поведения ребенка с запором основывается на выработке режима посещения туалета, с целью добиться регулярной дефекации. Дефекация должна быть каждый раз в одно и то же время. В основе позыва к дефекации лежит гастроцекальный рефлекс, который проявляется утром через 1час после еды. Ребенку с запором необходимо проводить в туалете 3-10 минут (в зависимости от возраста). Высаживать ребенка на горшок или предлагать посетить туалет надо после каждого приема пищи.
Обязательное условие эффективной дефекации – обеспечить хороший упор для ног (низкая скамейка, на которую ребенок может поставить ноги), что способствует повышению внутрибрюшного давления.
Если дефекация не удалась, ребенка ни в коем случае нельзя наказывать и наоборот. Ежедневную частоту дефекаций можно отмечать в дневнике, который может быть проанализирован при плановом посещении врача.
Лечение запора необходимо начинать с изменения образа жизни, что включает в себя коррекцию питания, питьевого режима и физической активности.
Расчет объема жидкости для здоровых детей
Дети в возрасте до 1 года должны выпивать не менее 100 мл воды в сутки.
Для здоровых детей с весом от 10 до 20 кг потребность в воде рассчитывается по формуле:
100 мл (объем воды для детей до 1 года) + 50 мл на каждый кг при массе тела свыше 10 кг.
Например, при массе 12 кг: 100 мл + 2 х 50 мл = 200 мл.
Ребенок с массой 20 кг должен выпивать воды: 100 мл + 50 х 10 = 600 мл
Для детей массой выше 20 кг предлагается следующая формула для расчета:
600 мл (объем воды для ребенка массой 20 кг) + 20 мл на каждый кг при массе свыше 20 кг.
Для детей старше 3-5 лет можно воспользоваться расчетом количества воды: 30мл / кг массы
Принципы диетотерапии запоров:
- удовлетворение физических потребностей в пищевых веществах и энергии
- исключение избыточного потребления белков и жиров, которое может тормозить моторику кишечника
- обогащение рациона пищевыми волокнами
- нормализация кишечной микрофлоры с помощью про- и пребиотиков
Если ребенок на грудном вскармливании, то проводится коррекция питания мамы (ограничение продуктов, способствующих газообразованию). При искусственном вскармливании показаны специальные смеси. При запорах, связанных с аллергией к белку коровьего молока, назначаются лечебные смеси если ребенок находится на искусственном вскармливании. Если же ребенок на грудном вскармливании, из рациона матери полностью исключается коровье молоко и продукты на его основе.
После введения “густого” прикорма – кипяченая вода необходима всем детям, независимо от вида вскармливания.
Для детей более старшего возраста рекомендуется употреблять пищу, богатую растительными волокнами. Не рекомендуется “пища-размазня”, пюреобразная, “перекусы”, “еда на ходу”. Пища должна быть рассыпчатая, мясо/птица/рыба – “куском”. Обязателен “объемный” завтрак для стимуляции “гастроцекального рефлекса”.
Основным источником грубоволокнистой растительной клетчатки, содержащей в большом количестве пищевые волокна, являются отруби злаковых, ржаной хлеб, а также ряд овощей и фруктов. Согласно принципам доказательной медицины, продемонстрировано статистически достоверное учащение стула и улучшение его консистенции при использовании клетчатки по сравнению с плацебо.
Отруби, как основной источник растительной клетчатки, рекомендуется добавлять во вторые и третьи блюда, предварительно заливая крутым кипятком и отстаивая в течение 20 мин. Отруби можно применять и в промежутках между едой, запивая большим количеством жидкости. Для детей школьного возраста общее количество жидкости при приеме отрубей должно быть не менее 1,5-2х литров в сутки, иначе они выполняют, преимущественно, роль сорбентов, поглощая жидкость из кишечника, тем самым усиливая запор. Доза подбирается индивидуально, рекомендуется начинать с 1 чайной ложки 2-3 раза в день, с постепенным увеличением до 40 г в сутки. При достижении эффекта – доза снижается и ограничивается до одного приема.
Американская академия педиатрии (2009) рекомендует потребление клетчатки 0,5 г/кг/день (максимум 35 г/день) для всех детей. Потребление клетчатки ниже минимального рекомендуемого значения доказало, что является фактором риска развития хронического запора у детей.
Однако длительный прием большого количества растительных волокон вследствии ферментации кишечной микрофлорой закономерно сопровождается вздутием и метеоризмом.
Детям с запорами показан прием прохладной жидкости натощак (питьевой и минеральной воды, сока, компотов, кваса), для усиления послабляющего эффекта возможно добавление меда, ксилита или сорбита. Очень полезно для работы кишечника увеличение потребления соков, содержащих сорбит/сорбитол, таких как сок из сливы, груши, абрикоса, персика и яблок,
При “вялой” работе кишечника (гипомоторный запор) применяется прохладная минеральная вода средней и высокой минерализации, такие как, Ессентуки 17, Баталинская, Арзни, Донат Магния и др; при спастическом запоре (гипермоторный запор, форма стула чаще тип 1) – теплая и малой минерализации (Ессентуки 4). Расчет минеральной воды – 3-5мл/кг в сутки.
Следует ограничить молоко в чистом виде и в блюдах, так как может возникнуть метеоризм с появлением или усилением болей в животе. Лучше цельное молоко заменить кисло-молочным продуктами – кефир, ацидофилин, простокваша, йогурты и др.
В диету детей с запорами включают блюда, богатые растительной клетчаткой – салаты из свежих овощей, зелени 2-3р в сутки, печеные яблоки, овощи в тушенном виде, разбавленные овощные и фруктовые соки с мякотью. Пища готовится преимущественно в неизмельченном виде, на пару или отваривают в воде.
Предпочтителен прием овощей и фруктов в сыром виде (при отсутствии противопоказаний). Особенно рекомендуются томаты, кабачки, тыква, морковь, свекла, лиственный салат, цветная капуста, яблоки. Сухофрукты (чернослив, курага, инжир) дают в размоченном виде и в составе приготовленных блюд. Капуста белокочанная, молодая стручковая фасоль, зеленый горошек разрешаются при хорошей переносимости. Зелень петрушки, укропа, сельдерея хорошо добавлять к различным блюдам и салатам.
Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы или Вы не понимаете как применить рекомендации в Вашем конкретном случае, приглашаем Вас с ребенком на осмотр детского гастроэнтеролога в ДДЦ. Для удобства родителей записаться на приём детского гастроэнтеролога в Детском диагностическом центре можно и в будний день и по субботам.
Будем рады помочь!
Возврат к списку
Источник