Нетрадиционные методы развития ребенка в детском саду

«Нетрадиционные формы работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Непосредственно образовательная деятельность основана на одной из специфических детских видов деятельностей, и осуществляется совместно со взрослыми.Это деятельность направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть:

Классической – по старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Итоговое или контрольное

Это традиционная классификация.

Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности.

Многие педагоги продолжают придерживаться структуры традиционного занятия при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется тем, что практический навык построения традиционного занятия, выработавшийся у педагогов в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что изложение, закрепление не главная цель педагога и что занятие можно построить на основе других целей по другой дидактической схеме.

Применение нетрадиционных форм занятий – это мoщный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит вoзбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ребенку по своей природе нравится играть. Другoй причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной обучающей деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Проведение таких занятий свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Осмысление педагогическогoпроцесса позволяет выявить две основные функции образования: функцию передачи сообщения, или выражения смысла (преподавание учебного материала пo программе); функцию oбщения, то есть обеспечение понимания, побуждение к действию, эмоциональное удовлетворение.

Первую функцию современные педагоги осуществляют сравнительно легко, имея фундамент специальных знаний, и методическую литературу и рекомендации. Функции обеспечения понимания, пробуждение к учебе, эмоциональное удовлетворение в рамках традиционных занятий реализуется слабо. Поэтому нетрадиционные занятия и компенсируют этот недостаток.

Значимoстьтаких занятий обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама пo себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом воспитанников в целом требований образовательной программы, не сoпряженная в должной степени с твoрческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другoй стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка детей и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческoму поиску, логическому анализу и синтезу. Таким oбразом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для воспитанников, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для детей, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недoстаточным развитием базoвых психических функций.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в средней группе

Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы

– Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.

– На таком занятии должно быть использовано многообразие видов деятельности. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.

– Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.

– Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.

Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция педагога в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется коренным образом. Теперь главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» воспитанникам, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.

Понять главное в нетрадиционном занятии помогают творческие принципы:

– Принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Требует построения занятия с учетом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей.

– Принцип связи теории с практикой. Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.

– Принцип сознательности и активности деятельности. Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами.

– Принцип избирательности. Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности , наличия у них интересов к занятиям.

– Принцип связи теории с практикой. Предполагает раскрытие практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.

– Принцип добровольности участия в деятельности. Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям.

Руководствуясь такими принципами, педагог задает общее направление педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения: отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в его проведении, максимальное вовлечение воспитанников в активную деятельность на занятии, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие функции общения на занятии как условие обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

.

Формы проведения нетрадиционных учебных занятий

5.Экскурсия. В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6.Коллективное творческое делоКоллективное рисование, коллективная аппликация

7. Занятие-трудПосадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчествоМастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделкиНа фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказкаВсе занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференцияДети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десантНеотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

Читайте также:  Слабое развитие плечевого пояса у ребенка

14. Занятие комментированного обученияВсей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. ИЛИвоспитатель размещает на доске картинки, дети комментируют изображение, составляют рассказ, вариантов можно придумать множество.

15. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселой математики», по «Красной Книге».

16. Занятие-экспериментЛюбимая детьми опытно-экспериментальная деятельность

18. Занятия-рисунки-сочиненияВоспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурсТипа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок. Спортивные конкурсы-сорквнования.

21. «Занятие -игра-школа»Школа космонавтов, спортсменов, школа лесных жителей (зверей), школа юного пешехода и т.п.

22 Занятие – концерт

Несмотря на многообразие таких занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке

В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий ДОУ значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, активном внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и методических рекомендаций.

Итак, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к обучению, это всегда праздники, когда активны все дети, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти занятия включают в себя всё разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.

Источник

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста широко использую нетрадиционные формы. Считаю, что детей просто необходимо научить логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребёнок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путём открытия нового. Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных процессов. Для того, чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия.

Можно выделить такие нетрадиционные формы: *Игры- соревнования ( выстраиваются на основе соревнования между детьми Кто быстрее назовёт? (найдёт, определит, заметит и т.д.) *КВН ( предполагает разделение детей на две подгруппы и проводится как математическая, экологическая и литературная викторина ). *Театрализованные игры ( разыгрываются минисценки, несущие детям познавательную информацию). *Сюжетно-ролевые игры (Педагог входит в сюжетно- ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения). *Игры-путешествия. Сказки. *Игры по взаимообучению (Ребёнок- консультант обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать). * Игры типа «Поле чудес» ( для читающих детей). *Игры викторины (проводятся с ответами на вопросы: Что? Где? Когда? )

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Например, в игре»Палочки Кюизенера» дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счёт, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивание палочек по сумме. В подготовительной группе – дети закрепляют состав числа из двух меньших, учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры. Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки. Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь? И т. д . И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан , помидор, апельсин . Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни- Пух – не красное? Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов. Животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.Это такие игры: «Танграм», «Пифагор»,»Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Дети учатся анализировать способы расположения и планировать ход составления. Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой. Из всего многообразия головоломок, дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.е дети составляют фигуры из определённого количества палочек , изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают. Детям старшего дошкольного возраста очень интересны: *методы экспериментирования и занимательные опыты, например: Эксперимент «Как вода исчезает» с использованием различных предметов (губка, газета, кусок ткани, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце) с фиксацией в Дневнике наблюдений и многие другие. *Метод проектирования Практические виды деятельности доступны ребёнку: сравнение, классификация, преобразование, воссоздание, измерение, комбинирование, моделирование и др. В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учётом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Ребята сами определяют старшего в группе и распределяют роли. При таком подходе и работают активно, и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль, и по необходимости, консультация детей перед выходом на защиту проекта Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки. Метод проектов может использоваться по любой теме. Каждый проект соотносится с определённой темой и разрабатывается в течение нескольких дней. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные задачи», задачи из жизни группы, познавательные задачи и т.д. Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством. Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод: Использование нетрадиционных форм в работе с детьми помогает привлечь к работе всех детей, можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль, способствует умению работать самостоятельно, в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы-партнёры).

Читайте также:  Моделирование в развитии ребенка

Центр развития ребёнка – Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 291 г. Омска.

Нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Подготовила: Степанова И.Л.

23 ноября 2017г. В группе « Теремок» ко Дню Матери проведён досуг:

«Кафе для любимой мамочки». Ребята смогли проявить свои творческие

таланты: читали стихи, пели песни, танцевали, приготовили подарочки

для мам. Мамочки со своими детьми танцевали так задорно и эмоциональ-

но, что так и хотелось пуститься с ними в пляс. Очень приятно, что мамы

и бабушки с огромной радостью принимали участие в различных конкурсах.

Праздник удался! Море положительных эмоций, улыбок и горящих глаз.

Это лучшая награда для воспитателя.

Воспитатель: Степанова Ирина Леонидовна.

Источник