Нетрадиционные методики развития ребенка

Нетрадиционные методики развития ребенка thumbnail

Надежда Виноградова
Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста

Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми, как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Автор: Виноградова Надежда Федоровна

Организация: ГБДОУ детский сад №111

Населенный пункт: г. Санкт- Петербург

Проблеме эффективности дошкольного образования и, в частности, вопросу организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в педагогической теории и практике, чему свидетельство множество работ и специальных исследований, посвященных данной тематике.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что постоянные изменения в дошкольном образовании, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, новых программ, постоянно требуют от воспитателя новых форм организации образовательного процесса, которые были бы целесообразны и эффективны в современных условиях и были бы интересны детям.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, среди которых имеются характеристики познавательного развития ребёнка на уровне завершения дошкольного образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. С учетом объективных изменений, происходящих в стране, надо признать, что проблема развития нетрадиционных форм образовательной деятельности дошкольников как одной из форм познавательной активности, выдвигается на передний план.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формыорганизации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использоватьпо своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо. Широко используется в современном дошкольном образовании метод проектов, экспериментирование (опыты, коллекционирование.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.

При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

В мини – лаборатории (центре науки)могут быть выделены зоны:

– для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);

– для приборов;

– для выращивания растений;

– для хранения материалов (природного, «бросового»);

– для проведения опытов;

– для неструктурированных материалов (стол «песок – вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

Приборы и оборудование,которые могут быть размещены в мини – лаборатории:

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал, мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Структура поисковой деятельности.

Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательных задач;

Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явлений и способах решений познавательной задачи;

Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;

Непосредственная проверка выбранных способов решения познавательной задачи;

Анализ полученных фактов и формирование выводов;

Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников.

Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

Тайна, сюрприз.

Мотив помощи.

Познавательный мотив (почему так).

Ситуация выбора.

Типы иcследования:

Опыт.

Экспериментирование.

Коллекционирование.

Путешествие по карте, путешествие по «Реке времени».

Проекты.

Наблюдения

Дидактические игры.

Экскурсии.

Экологические игры.

Работа по схемам, планам, моделям.

Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов.

Опыт –основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.

Экспериментирование – метод исследования, осуществляемый для подтверждения гипотезы.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Отличие опыта от эксперимента:

Последовательность: эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.

Множественность: эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное.

Читайте также:  Влияние сенсорики на развитие речи ребенка

Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное.

Наблюдение – метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально.

Путешествие по карте.

Задача – освоение пространственных схем и отношений.

– обсуждение и выбор пункта назначения,

– обозначение возможного маршрута, предположение, что можно встретить на пути;

– изучение растительного и животного мира, ландшафта, жизнедеятельности человека;

– составление схемы движения, анализ, что встретили.

«Река времени».

Задача – освоение временных отношений (от прошлого к настоящему).

– выбор временного отрезка;

– признаки временного отрезка;

– растительный, животный мир, жизнедеятельность человека в то время;

– заполнение карты, «ленты времени», «Дневника путешествия во времени».

Коллекционирование – «систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес».

Коллекционирование.

Задача – освоение родовых отношений, поиск сходств и различий между объектами в ходе рассуждений, поиск возможных оснований для группировки.

Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если мама и папа поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование.

Коллекционирование – один из способов развития познавательной активности детей.

Наблюдение – основа чувственного познания мира.

Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.

Классификация наблюдений и экспериментов.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке;

— в лесу, в поле и т. д.

3.По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4.По причине их проведения:

— случайные;

— запланированные;

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6.По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные, или циклические.

8.По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9.По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11.По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.

Экологические игры – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Классификация экологических игр:

ролевые;

словесные;

соревновательные;

дидактические;

игры-путешествия.

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

специфических характеристик;

тематического распределения содержания;

формы организации и меры регламентации;

направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами,которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры:

сюжетно-ролевые;

театрализованные;

строительные.

Игры с правилами:

дидактические;

подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

игры на тему «Живая природа»;

игры на тему «Неживая природа».

По формеорганизации и мере регламентации выделяют:

самостоятельную игровую деятельность ребенка;

совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

сенсорно-моторные;

предметные;

игры с перевоплощением;

социальные;

соревновательные.

По тематике.

Экскурсии – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Содержание экскурсий, структура.

Структура экскурсии:

вводная беседа,

коллективное наблюдение,

индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей,

сбор материала,

игры детей с собранным материалом,

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Метод наглядного моделирования.

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Читайте также:  Развитие личностного я у ребенка

Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Анкетирование;

памятки, буклеты;

детско-родительские проекты;

прогулки с участие родителей;

изготовление макетов, газет, наглядных пособий; демонстрация детьми результатов опытов, проведенных с родителями дома (изготовление мыла и др.);

участие родителей в создании познавательно-развивающей среды в группе.

Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Источник

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы  - слайд

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Читайте также:  Методика раннего развития речи ребенка от 1 года

Методика Домана

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Вальдорфская методика

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник