Нет зрительного контакта с ребенком в 3 года
Когда в семье появляется ребенок с нарушениями в развитии, появляются вопросы: «Что делать?», «Как помочь?», «С чего начать?».
· Ребенок не смотрит в глаза.
· Не реагирует, когда его зовут по имени.
· Не понимает обращенную к нему речь.
· Не идет на контакт (со взрослыми, сверстниками).
· Не играет с игрушками
· Навыки самообслуживания и простые бытовые навыки не развиты.
· Неприемлемое поведение (агрессия, самоагрессия)
· Стериотипии
Как правило, у многих родителей опускаются руки. Большинство родителей просто не понимают, что делать. Да, и в детских садах простые педагоги не знают, как работать с такими детьми и большинство д. садов эту категорию детей не берут. А ведь чем раньше, будет начата коррекционная работа, тем выше будет обучающий эффект.
Так с чего же начать?
Когда у ребенка, есть все выше перечисленное сразу, то работа будет вестись параллельно над несколькими навыками. Но чтобы разобраться какие методы использовать, каждую проблему разберем по отдельности. В этой статье рассмотрим приемы, как помочь ребенку устанавливать зрительный контакт.
Способ 1. Развиваем зрительные и слуховые реакции. Используем шумовые предметы (погремушка, колокольчик и т.п.).
Этап 1. С помощью колокольчика вызываем реакцию ребенка на возникший звук. Ребенок фиксирует взгляд на колокольчике, поощряем.
Этап 2. Побуждаем ребенка искать источник звука. Ребенок поворачивает голову в сторону звучащего предмета и фиксирует его взглядом, поощряем.
Этап 3. Находить невидимый источник звука. Ребенок поворачивается в сторону звучащего предмета и фиксирует на нем взгляд.
Способ 2. Привлечение внимание на лицо другого человека. Используем яркие предметы: клоунский нос, смешные очки, используем предметы из наборов для праздника – рот на палочке, усы на палочке и т.д. Можно использовать разноцветные парики и шляпы. Еще дети хорошо реагируют на прозрачную медицинскую маску, которая закрывает лицо, они начинают рассматривать ее и вас заодно, стремятся ее потрогать. Поощряем ребенка каждый раз, когда он фиксирует взгляд на вас. Еще ребенок реагирует, если сделать из пальцев бинокль и смотреть на него. Некоторые дети фиксируют просто взгляд, а некоторые подходят и смотрят с другой стороны.
Способ 3. (из АВА-терапии) Стратегии для формирования зрительного контакта.
1. Подкрепление каждого зрительного контакта.
2. Дифференцированное подкрепление – реакции в сопровождении взгляда подкрепляются, реакции без взгляда нет.
3. Шейпинг – продолжительность зрительного контакта:
1) Сначала скользящий взгляд
2) В течение секунды (задержал взгляд)
3) Посмотрел 2 секунды
4) 3 секунды и т.д.
Подкрепляем на каждом этапе.
Классическая процедура обучения зрительному контакту со словесной инструкцией «Посмотри на меня!» имеет недостаток в том, что взгляд ребенка вызывается инструкцией и практически никогда не происходит спонтанно. А нам важен именно спонтанный взгляд.
А теперь как это выглядит на практике. Приведу три примера.
Дима (3 года).
Зрительного контакта не было, речи нет, на имя не отзывается, указательного жеста нет. Есть игровая деятельность, к разнообразным игрушкам проявляет интерес.
1. Подкрепляли (родители дома делали так же), любые спонтанные взгляды (использовали маршмеллоу, маленькие кусочки).
2. Использовали колокольчик.
3. И конечно же игра, разнообразные игрушки, самолеты, поезда, машинки, фигурки животных все то. что Диме нравится. Клоунский нос, прозрачная медицинская маска (по отдельности) привлекали взгляд ребенка во время игры. Использовались так же мыльные пузыри, ребенок их очень любит. Сначала просто пару раз выдувала пузыри, а затем ждала реакцию ребенка, как только он встречался со мной, взглядом естественно снова были пузыри.
В итоге Дима, на данный момент, стал на несколько секунд задерживать взгляд на других людях (но работа еще идет).
Вообще с такими детьми намного проще работать, у них большой спектр мотивационных стимулов есть за что «зацепиться». Многие любят, когда их подбрасывают, качают на качелях и т.п. Да игра в этом возрасте, если есть хотя бы минимальный игровой навык творит чудеса.
Все очень сложно, когда у ребенка практически нет ни каких навыков.
Митя (7 лет).
Двойная гемиплегия. Зрительного контакта не было. Речи нет. На имя не отзывался. Мама сделала практически невозможное (врачи говорили, ходить не будет). Митя ходит, и даже бегает, но чтобы его усадить на стул крик, плач. Из-за этого, с ним не возможно было заниматься в классе, его перевели на надомное обучение.
Использовала стратегии АВА-терапии. Наша работа началась с того чтобы он просто сидел на стуле, использовала счет до пяти и подкрепляла, сначала ребенок мог сидеть в течение 1 минутки, через две недели в течение 20 мин (при этом через каждых 5 мин. ребенок мог встать и пройтись по комнате) без крика или плача. Митя научился сидеть и класть руки на колени (до этого руки согнутые в локтях всегда наверху были). Ребенку давалась инструкция «Митя сидит, руки лежат», помощь физически и счет до пяти, затем подкрепление. В плане поощрения были огромные трудности, так как дети с таким диагнозом имеют мало мотивационных стимулов, но в итоге нашли – это мармеладки. Когда Митя скользил взглядом во время счета, счет прекращался, и он получал поощрение. В итоге если счет доходил до четырех, а Митя не бросил взгляд, я прекращала считать и ждала реакцию ребенка, как только он смотрел на меня, получал поощрение.
Сейчас ребенок спокойно сидит на стуле, смотрит в глаза окружающим, отзывается на свое имя, показывает на себя после инструкции «Где Митя?». Если руки «полетели наверх», то после вопроса «Где руки лежат?», возвращает на колени. Так же научился здороваться по-мужски и при этом смотреть в глаза.
Миша (6лет)
Зрительного контакта не было, речи нет. Ребенок в основном лежал через каждые 3-4 минуты бил со всей силы себя по лицу. Если его пытались поднять родители педагоги начинал без перерыва бить себя по лицу, если задерживали руки, до крови начинал кусать запястья. Туалету обучен не был, в памперсах. Сам не умывался. Естественно одевают и раздевают тоже родители. Ел руками, пил из бутылочки, откручивали и закручивали крышечку взрослые. Также любые предметы брал в руку и начинал кусать.
Из поощрений – мармелад очень мотивационный, когда его видел сильно бил себя по лицу. Печенье крекер «Рыбка».
Здесь работала в паре с коллегой. Постоянно с ней менялись местами, то бы ребенок привыкал к тому, что инструкцию может давать любой взрослый.
Ребенка усаживали за стол, руки клали на стол, второй педагог сидел сзади и удерживал руки, не давая ему бить себя по лицу и кусать руки. Давалась инструкция «Миша сидит» и счет до пяти (с сопровождением показа на пальцах). Затем следовало поощрение и словесная похвала «Миша сидит, молодец». Когда Миша смог сидеть самостоятельно, не пытаясь себя бить или кусать, и присутствие второго педагога сзади уже не нужно было, стали подкреплять его спонтанный зрительный взгляд, увеличивая время фиксации.
В итоге Миша смотри в глаза, сидит спокойно на стуле, диване. Чтобы добиться этого ушло 4 недели.
Надеюсь, статья полезна, если да, ставьте ????
И делитесь вашими способами, как помочь ребенку установить зрительный контакт, это может помочь и другим родителям.
Источник
Страницы: 1 [2] Все Вниз
Автор
Тема: Отсутствует зрительный контакт. Это аутизм? (Прочитано 14571 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Девочки,спасибо за ответы и советы.
Есть тут ещё мамочки аутистов. Всё таки хочется больше их мнение услышатьУ меня аутист, ваш по описанию не похож. Но лучше конечно со спецами проконсультироваться, если есть лишь отдельные черты свойственные аутизму, то говорят об аутоспектре(аутичный спектр). Сходите на диагностику, хотя бы для своего спокойствия, чтобы червячок сомнений не грыз вас постоянно.
У меня в городе даже нет детского психиатра, так что ходить не к кому. Невролог говорит всё нормально, но не внушает она мне доверия(молодая, только с института)
Записан
Записан
И закрывая глаза, засыпая, помни одно: Бог не ставит преград, которых пройти не дано…
@Irisha1558, у меня аутист, скоро 5 лет. По вашему описанию аутизма не вижу. Из похожего с моим ребенком в 1 год – кручение колесиков, плохой глазной контакт и очень сильная активность. Из непохожего – совсем не понимал обращенную речь, не выполнял инструкций, совсем не говорил, относился ко мне, как к обслуживающему персоналу – никаких чувств, ласки, первый раз сказал “мама” ближе к 4 годам. Помимо всего, были стереотипии (длительное кружение, махание руками перед лицом), не понимание опасности, отсутствие страха, не было деления на своих/чужих, частые истерики, полевое поведение, неумение ждать и классическое построение рядов из всего, что найдет, очень неуклюжий, хотя физически развит хорошо.
Можете пройти модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста (не знаю, можно ли здесь давать ссылки, если что, то удалю) https://xn—-7sbqgez1bcecc.xn--p1ai/test
и Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма https://sunchildren.narod.ru/autism3.html
Записан
Заранее прошу прощение, если неправильно выбрала раздел, т к только зарегистрировалась.
Девочки, прошу совета. Оцените ситуацию….роды тяжелые, но в срок. После родов 5 дней вПИТе, потом в детской. Сказали инфекция..В выписке диагноз- гипоксически- ишемическое поражение ЦНС 2 ст.
Сейчас малышу 1 год и 2 месяца. Физическое развитие в норме.
Меня беспокоит отсутствие глазного контакта…смотрит, но редко. Также мой малыш ну очень активный и если что не по его – в крик.
Из положительного – знает около 12 слов и использует их по назначению, машет пока, играет ладушки, сороку, танцует, показывает где носик, ротик и тд., знает многих животных, и вообще повторяет многие действия и выполняет. Речь понимает однозначно. Просьбы все выполняет. Обнимает маму, целует.
Указательный жест отлично использует.смотрит в сторону, в которую я показываю пальцем.
В игрушки играет, но больше интересуют кастрюли, любит делать вид что подметает (сам берёт совок и веник). Обожает крутить колеса, что также мне не очень нравится.
В общем запуталась я. Ввожу в интернете – не смотрит в глаза – и выдает одно- АУТИЗМ.
Прошу вас как-то высказать своё мнение….Как вы считаете? Как было у ваших деток в этом возрасте?
а Вы можете снять кусочек его игр или Вашего с ним общения и выложить? И лучше обратитесь к психологу. Аутизм очень “размытый” диагноз, и только то, что он знает где носик и показывает животных еще ни о чем не говорит. У меня старший аутист, младший обычный, и скажу с уверенность ребенок должен смотреть в глаза. Так он начинает общаться, даже сперва не понимая речи.
Записан
мне доктор из исследовательского инстутита по проблемам поведения в Балтиморе сказала, что при дефиците внимания- гипер активности не редко бывает плохой глазной контакт, это не значит обязательно должен быть аутизм или его спектр.
настроженность больше вызывает, если он сначала был устойчивый, а потом пропал.
Записан
мне доктор из исследовательского инстутита по проблемам поведения в Балтиморе сказала, что при дефиците внимания- гипер активности не редко бывает плохой глазной контакт, это не значит обязательно должен быть аутизм или его спектр.
настроженность больше вызывает, если он сначала был устойчивый, а потом пропал.
Очень точно сказано!!!????
Записан
Может у ребенка со зрением проьлемы?
На осмотре в год окулист ничего не заметила. Сказала всё в норме
ну да окулист нам очики 2 года выписывал оказалось зря зрение в норме было только хуже от очков
Записан
Читаю про аутизм и не понимаю….вроде не походит мой сын на аутиста…Но редкий глазной контакт..
Да не самое главное там глазной контакт. Вот по описанию – пока аутичного е вижу.
Мой когда бвл в вашем возрасте и позже – никпких “ладушек” и “пока-пока” не делал (учили). А вот взгляд был в глаза. Сын у меня как раз аутистЮ кже большой (16).
Кстати, обратите внимание – все у кого аутисты, у вас ничего подозрительного не видят занимайтесь с ним просто и наблюдайте.
Записан
За тучами всегда есть солнце!
Страницы: 1 [2] Все Вверх
Источник
Многие слышали, что отсутствие «контакта глазами» у ребенка – симптом аутизма. Люди с аутизмом с раннего возраста меньшей вероятностью смотрят напрямую в глаза других людей, что говорит о том, что они меньше вовлечены в общение и в целом меньше реагируют на других людей.
Тем не менее, этот симптом не так прост, как принято считать. Во-первых, причины отсутствия взгляда глаза могут быть разные. Более того, не всегда эти причины связаны с аутизмом.
Симптомы аутизма
При диагностике аутизма специалисты должны обращать внимание на нарушения разных типов невербального поведения, в том числе взгляд в глаза, мимику, жестикуляции, и на то, как ребенок использует (или не использует) их во время социального взаимодействия.
Отсутствие взгляда в глаза – это один из множества критериев при диагностике аутизма, но одного этого симптома недостаточно для постановки диагноза. Это лишь один из множества признаков и типов поведения, которые могут указывать на аутизм.
Поскольку аутизм нельзя диагностировать по анализу крови или результатам сканирования мозга, врачи должны полагаться на целый спектр характерных видов поведения и учитывать, в каком контексте они проявляются. Только обследование опытного специалиста может подтвердить или исключить аутизм, а иногда врач не может сделать окончательных выводов.
Как взгляд в глаза связан с аутизмом?
Существует множество причин, по которым любой ребенок может не смотреть в глаза другим людям. И далеко не все они имеют какое-то отношение к аутизму. Например, возможно, ребенок не смотрит в глаза потому что:
– Он боится человека, который пытается установить с ним контакт глазами, или ему этот человек не нравится.
– У ребенка есть нарушение слуха, из-за чего он может не понимать, когда нужно посмотреть на другого человека.
– Ребенок в целом застенчив или испытывает тревожность в социальных ситуациях.
– Возможно, в культуре, к которой принадлежит семья ребенка, считается невежливым смотреть людям в глаза напрямую (это относится ко многим азиатским культурам).
Однако дети с аутизмом, как правило, не смотрят в глаза совсем по другим причинам. Хотя исследования в этой области все еще не пришли к окончательным выводам, существующие данные предполагают, что:
– У детей с аутизмом может не быть достаточной социальной мотивации, которая побуждает других детей устанавливать контакт глазами.
– Им может быть трудно слушать чужую речь и смотреть в глаза одновременно.
– Возможно, для них нет разницы смотреть ли в глаза или, например, на рот или руки другого человека.
– Для некоторых взгляд в глаза кажется слишком интенсивным опытом, который вызывает у них сенсорную перегрузку.
Другие симптомы аутизма у детей
В диагностических руководствах аутизм определяется как нарушения социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных ситуациях, которые включают такие особенности как:
– Нехватка взаимного общения и эмоционального обмена (взаимный обмен реакциями, не обязательно с помощью речи).
– Нехватка невербальной коммуникации во время взаимодействия (мимики, языка тела).
– Неспособность устанавливать, поддерживать и понимать отношения с другими людьми (при этом часто ребенок кажется другим людям апатичным и не заинтересованным в общении).
Очевидно, что контакт глазами играет важную роль в каждом из этих пунктов. Если ребенок не смотрит в глаза, но активно взаимодействует с другими людьми, пользуется при этом мимикой и жестами, может устанавливать контакт и близкие отношения, то маловероятно, что у него есть аутизм.
Когда это проблема
Отсутствие контакта глазами само по себе не является симптомом аутизма. В первую очередь, это верно для младенцев, которые могут не смотреть в глаза, но поворачивают голову в сторону лица другого человека. Тем не менее, стоит изучить информацию об аутизме и обратиться за профессиональной диагностической помощью, если ребенок младше трех лет не смотрит в глаза, а также имеет другие особенности:
– Не откликается на свое имя несмотря на отсутствие проблем со слухом.
– Имеет задержку в развитии речи.
– Повторяет одинаковые движения или действия без какой-либо функциональной цели, не играет «понарошку» или не играет игрушками обычным образом.
Окончательный диагноз может поставить только специалист, желательно имеющий опыт именно в отношении расстройств аутистического спектра. В случае диагностики аутизма существуют методы раннего вмешательства, в первую очередь, поведенческой терапии, которые помогают детям улучшить навыки социальной коммуникации.
Хотя иногда в процессе терапии ставится цель развить «контакт глазами», например, в моменты, когда ребенок хочет привлечь чье-то внимание, обычно это не является основной целью и развитие этого навыка не повлияет на остальные проявления аутизма. Нельзя заставлять детей с аутизмом смотреть в глаза, когда они этого не хотят – это может вызвать у ребенка тревожность, сенсорную перегрузку и негативное отношение к общению с другими людьми.
Также смотрите: «Почему детям с аутизмом трудно смотреть в глаза?»
Источник
Здравствуйте!Тревожусь за некоторые особенности моего малыша,мальчик 2 года.Постараюсь подробно описать ситуацию.Ребенок первый,запланнированный,беременность прошла не полностью гладко,низкое предлежание плода,лежала в роддоме на наблюдении.При рождении,закричал сразу,была небольшая гипоксия,в возрасте 6 месяцев диагноз гидроцефальный сидром.Прошли лечение и курсы массажа.В настоящее время,ребенок подвижный,очень активный,бегает,прыгает,залазит на лестницы,кидает ловит мяч,с координацией движений все в порядке.Познавательные функции,любит книги,есть любимые,приносит что бы я читала.Знает много зверей,овощи,фрукты,насекомые,предметы быта,фигуры(несколько штук),цвета(несколько)все это показывает в книжках и карточках.Собирает небольшие пазлы,вставляет рамки вкладыши,делает каляки маляки карандашом,пытается раскрашивать водные расскраски,занимается мелкой моторикой,сортирует бусины и мелкие предметы по баночкам коробочкам,любит звуковые книги со стишками и звуковую азбуку знает как что переключить на разные функции.Эмоционально реагирует на меня,любит обниматься,лезет на руки,залазит на коленки что бы его покладили,чаще в хорошем настроении,любопытный,чужих стесняется,но не долгопотом идет,улыбается,недавно пришла подруга с девочкой его возраста,устроил сцену ревности.Теперь что плохого и что меня беспокоит,в глаза смотрит мало,мне кажется не достаточно,только когда я рассказываю,пою песенки или когда он что то сделал,например собрал пазлик и ждет моего одобрения и когда я его хвалю,улыбается победно,в других случаях смотрит по сторонам и взгляд уловить трудно.Иногда ходит на цыпочках.Не часто отзывается на имя,особенно если занят,знает слово нельзя,но оно ему очень не нравится,плохо выполняет просьбы,делает вид что не слышит,или выполняет только то что ему нравится,может бегать,беситься по комнате мотая головой,как бы сам по себе и не отзывается если ему говоришь хватит.И самое плохое он не говорит,тоесть всего несколько слов,мама,папа,баба,дай,все остальное на тарабарком.Любит имитирировать разговор по телефону,берет трубку и тоже первое слово похоже на алле и дальше на своем.Имитирует много,как бы подметает пол,может кормить меня,папу,бабушку,мишку с ложечки,берет швабру типа моет пол.Слова на тарабарском разнообразные,но не понятные.Вообще бывает как бы расторможенный,очень чувствительный,реагирует даже на интонации,может заплакать на грустную мелодию песни или если кто то громко позовет рядом.Спит не всегда хорошо,ночью просыпается,и утром рано встает.Когда радуется может махать руками и прыгать,когда хочет поиграть несет игрушку.Но в то же время может играть сам,как будто ему и так хорошо.На детей и животных смотрит,но сам инициативу не особо проявляет.Родственников знает,улыбается.,не сторонится и не боится.С горшком проблемы,посадили делает все дела в горшок,но сам не просится.Ложкой пытается есть но,мы сами виноваты только начали к этому приучать,получается плохо.Меня тревожат особенности похожие на аутичное расстройство,перечитала много литературы,прошли несколько тестов.По тестам аутизм невыраженный,по другому вроде и вовсе нет.Но тесты включают в себя и речь,а речи у нас нет.И мне кажется от или не всегда понимает что ему говорят или не хочет понимать.Как мне с этим разобраться и узнать похоже это на аутизм или неврология.
Источник