Нет речи у ребенка в 4 года диагноз

Нет речи у ребенка в 4 года диагноз thumbnail

Речевые отклонения – частая патология в детском возрасте. Встречаются в различных вариантах. В статье разберем задержку речевого развития у детей 4 лет. Вы узнаете причины возникновения дефекта и методы коррекции.

Когда следует обращаться к врачу

К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении. Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки. Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.

Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.

ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно. В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы. Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.

Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.

Характерные симптомы:

  • затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
  • скудный словарный запас – обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
  • неправильное произношение сложных слов;
  • пропуск слогов и звуков;
  • отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
  • замена слов, схожих по звучанию;
  • в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
  • замена звуков более простыми для произношения;
  • отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые – во время родов и после рождения.

Антенатальные причины:

  • осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
  • болезни будущей мамы – обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
  • состояния, которые привели к гипоксии плода – патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.

Во время родов:

  • преждевременные роды;
  • стремительные роды;
  • травмы во время родов;
  • неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.

После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:

  • травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
  • болезни – неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
  • неблагоприятная обстановка в семье – конфликты, родители не занимаются ребенком;
  • противоположная ситуация – гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
  • чрезмерные нагрузки – физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).

Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,

Способы лечения ЗРР в 4 года

Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача. Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода. Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.

Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.

Проводится:

  1. Медикаментозное лечение – ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
  2. Логопедическая коррекция – логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
  3. Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
  4. Общий массаж;
  5. Лечебная физкультура.

Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.

Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.

Читайте также:  Ребенок год и 4 спит 2 раза

При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.

Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится – важно вовремя начать терапию.

Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года

Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет – дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.

К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.

Следующий момент – наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова – это правило должны соблюдать все члены семьи.

Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.

Советы родителям

Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.

Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:

  • пальчиковая гимнастика – в форме игры, с потешками или под музыку;
  • творчество – лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
  • массаж – общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
  • развивающие игры по возрасту – можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
  • логоритмика – нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.

Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.

Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.

Помните, чем раньше начнете лечение – тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи – не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.

Источник

Своевременное развитие речи – важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.

Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке – Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов – однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Читайте также:  Занять ребенка в дороге 4 года

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.

Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.

В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР – общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.

Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?

Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:

  • невролога;
  • логопеда-дефектолога;
  • отоларинголога;
  • психолога.

Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения – чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!

Дата публикации: 02.06.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Неговорящий ребенок: чек-лист диагнозов

неговорящий ребенок

Существует множество диагнозов, которые могут быть поставлены неговорящему ребенку. В них легко запутаться. Предлагаем разобраться, что есть что.

  1. ЗРР – задержка речевого развития. По сути это «диагноз, которого не существует». Может быть поставлен ребенку неврологом или логопедом строго до 3 лет! Термин обозначает темповое несоответствие сроков созревания речевой функции относительно нормы, но никак не объясняет механизм нарушения. С 3 лет, если речь не появилась, диагноз «медленно превращается» в алалию. Мне часто пишут: «Нам 4,5 года, и у нас ЗРР». Такого быть не может, требуйте нормальный диагноз и соответствующую коррекцию. И «невролог нам прописал пантогам и ничего не говорил про занятия с логопедом» тоже бывает, к сожалению. В таком случае нужно искать второе, третье мнение, потому что любой ноотроп лишь улучшает питание мозга, но никак не формирует речевую функцию.
  2. Алалия – термин из клинико-педагогической классификации нарушений речи, обозначает отсутствие речи ввиду «поражения корковых речевых зон». Выделяют моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию. Есть мнение, что чистой сенсорной алалии не существует, и я, пожалуй, с ним согласна. Кто-то считает, что данный диагноз можно ставить только с 3 лет, но я не согласна, часто можно определить механизм нарушения раньше, начать своевременную коррекцию и не ждать у моря погоды. Что для меня «не так» с этим термином? Во-первых, по мнению ведущих ученых, решающее значение играет не поражение коры, а проводящих путей (ассоциативных – то есть между зонами коры в пределах одного полушария, комиссуральных – то есть между полушариями). Во-вторых, под общим термином «алалия» скрывается еще три варианта механизма нарушения:
    • Речевая слуховая агнозия. Кратко – ребенок не способен в услышанном потоке вычленить слова, то есть распознать, где начало слова, где его конец, понять различия между двумя словами, которые звучат похожим образом.
    • Артикуляционная диспраксия. Ребенок не может правильно произвольно артикулировать. Сама артикуляторная диспраксия тоже немного по-разному понимается разными авторами.
    • Несформированность когнитивных механизмов речи, незрелость уровня языка. Это несформированность третичных полей, когда воспринятый слуховым речевым анализатором образ слова наполняется смыслами (а в случае алалии – не наполняется). Причем даже при моторной алалии очень хорошо видно, как эта третичная кора себя проявляет (ребенок неверно согласует слова, допускает логико-грамматические ошибки). Это говорит о том, что даже при моторной алалии страдает связь премоторных областей с задней ассоциативной корой (не только запрограммировать высказывание, но и передать смыслы). Речь бывшего алалика похожа на речь иностранца. Это иллюстрирует именно языковой, высший уровень нарушения, а не праксический.

    Также в термине «алалия» меня смущает его конечность. Либо она есть (когда ребенок не говорит), либо ее нет (когда уже заговорил). Но ведь при появлении речи у алалика проблемы не кончаются! Некоторые специалисты сейчас употребляют термин «выход из алалии» именно по этой причине.

  3. Общее недоразвитие речи (ОНР). Это термин из педагогической классификации, и я его не люблю, как и ЗРР, потому что он никак не отсылает к механизму нарушения, а только констатирует факт несоответствия речи возрастной норме. ОНР имеет 4 уровня, где первый означает безречие, то есть алалию. Синонимом ОНР является «СНР» – системное недоразвитие речи, СНР употребляется логопедами в мед.учреждениях. Как только ребенок из алалии выходит, то его алалия трансформируется в «ОНР» с номером уровня. Некоторые логопеды считают, что не имеют права ставить диагноз «алалия», поэтому безречевому ребенку ставят просто «ОНР 1-2». Неврологи тоже часто используют термин «ОНР» для обозначения речевых проблем ребенка, когда степень дефицита уже нельзя назвать алалией. Такие вот «трудности перевода».

    Польза термина «ОНР» в том, что он показывает речевой континуум, процесс трансформации речевой функции в динамике у ребенка.

  4. Дисфазия развития. Это относительно новый международный термин. Кстати, его широко используют в Центре патологии речи и нейрореабилитации в Москве. По сути этот диагноз объединяет в себя континуум «алалия+ОНР» с указанием механизма нарушения (экспрессивная, рецептивная и т.д.). Причем Чарльз Ньокиктьен красиво показал переход от дисфазии к диспраксии, указав, что грубая форма экспрессивной дисфазии является по сути речевой диспраксией.
  5. Речевая диспраксия. Я специально вынесла ее в отдельный пункт, потому что диспраксия речевая и артикуляторная – две большие разницы. Артикуляторную диспраксию можно определить как корковую дизартрию, она связана с проблемой артикулирования и по сравнению с речевой это более «нижний» уровень нарушения. А речевая диспраксия предполагает несформированность программирования речевого высказывания. Для того, чтобы было, что программировать, должны быть адекватно сформированы мышление и лексикон, то есть задняя ассоциативная кора, а также связь между ней и премоторной речевой областью. Часто сложно выделить изолированно проблему лишь программирования (именно поэтому даже в моторной алалии/дисфазии часто можно увидеть сенсорные элементы).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Ребенок не говорит? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Читайте также:

  • Алалия и РАС: чем различаются?

Источник

Читайте также:  Доктор мом ребенку от кашля 4 года