Нет речи при аутизме ребенку 4 года
Содержание:
- Почему ребенку с аутизмом трудно общаться
- Развитие речи при аутизме
- Как научить говорить ребенка с аутизмом
Дефектолог Наталья Керре более 20 лет работает с семьями, в которых растут дети с аутизмом. Ее книга “Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии” может быть полезна всем родителям, которым кажется, что с ребенком что-то не так. О том, как может проявляться аутизм, мы уже рассказали. Сегодня — об особенностях речи и общения у детей с аутизмом. Что мешает им научиться говорить и адаптироваться в обществе?
Пока не выявлено каких-то конкретных признаков, позволяющих диагностировать аутизм в младенчестве. Однако родители довольно часто упоминают о двух вариантах поведения детей, у которых впоследствии был диагностирован аутизм.
Вариант первый — это чрезмерно тревожные дети, которых трудно успокоить, у которых “сбит” режим, поэтому они путают день с ночью, не успокаиваются, когда их берут на руки, на руках не принимают удобную позу, а застывают, словно дощечки, либо, наоборот, “растекаются” по рукам.
Второй вариант — это, напротив, дети очень “удобные”, которых всегда всё устраивает, которых можно с первых дней оставлять одних, и они, как вспоминают родители, “всегда могли занять себя сами” и быстрее успокаивались, когда их не брали на руки или гладили, а оставляли в покое. Такие дети могут предпочитать игрушкам рисунок на обоях, крошки, попавшие в кроватку, тени на стене и т. д.
Среди общих признаков малышей, у которых затем был диагностирован аутизм, отмечаются обычно: избегание глазного контакта, явное неудовольствие от контактов с людьми (быстрее успокаивается, когда его оставляют в покое), нестабильность слухового восприятия (то слышит обращённую к нему речь, то не слышит).
Почему ребенку с аутизмом трудно общаться
Ребёнок без особенностей развития тянется к близкому взрослому, который разговаривает с ним, после трёх месяцев — улыбается в ответ на улыбку, вокализирует, реагируя на обращённую к нему речь. Ребёнок, у которого нет аутизма, с раннего возраста демонстрирует адекватные эмоциональные реакции: быстрее успокаивается, когда мама берёт его на руки, радуется, когда к его кроватке подходят родители, не любит надолго оставаться в одиночестве в комнате.
С раннего возраста у детей с аутизмом проявляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих использования воображения и подчинения общим правилам). В более старшем возрасте такие дети, даже если у них развита речь, редко первыми идут на контакт с окружающими, что может создавать иллюзию “тотальной неконтактности” аутистов.
По современным данным, дети с аутизмом хотят общаться не меньше, чем их обычно развивающиеся сверстники, но им сложнее понять, что нужно делать, чтобы наладить общение, они быстро устают и истощаются от общества людей, особенно на многолюдных мероприятиях. У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими переживаниями и эмоциями с окружающими, хотя зачастую такие дети очень ранимы и восприимчивы, но им трудно распознать и выразить то, что они чувствуют, словами.
Дети с аутизмом также испытывают трудности в распознавании эмоций других людей по движениям тела, жестам, выражению лица и голосу, то есть затруднено формирование тех социальных навыков, которые при обычном развитии формируются “автоматически”.
Аутичные дети отличаются и в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой.
Вопреки распространённому ранее мнению о том, что дети с аутизмом не испытывают родственных чувств к своим близким, не могут отличить родителей от посторонних людей, результаты современных исследований и наблюдений свидетельствуют об обратном. Большинство детей с аутизмом более восприимчивы по отношению к близким, чем по отношению к незнакомым людям. В присутствии знакомых и родных поведение детей с аутизмом более социально, они скучают, когда близких нет рядом, быстрее успокаиваются рядом с родителями, прибегают к их помощи при изучении окружающего мира. То есть при аутизме наблюдается не тотальная неспособность к формированию привязанности, а дефицит навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и реагировать на неё привычным для большинства людей способом.
У аутичных детей присутствуют проблемы, связанные с сонаправленным социальным вниманием, то есть способностью направить внимание другого человека на объект общего интереса, которая в норме проявляется к 12-15-месячному возрасту. Ребёнок с аутизмом может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на него, но он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для него сделал: дал игрушку, конфету, помог включить телевизор.
При этом ребёнок не стремится установить с другим человеком контакт и найти с ним общий интерес, чтобы получить удовольствие от самого процесса общения. Он редко привлекает окружающих, чтобы поделиться с ними эмоциями от познания окружающего мира: показать взрослому красивую бабочку, заинтересовавшую машину, кошку.
Разглядывая человеческое лицо, дети нередко обращают внимание на отдельные его части: нос или рот, не воспринимая лицо в целом (у детей с аутизмом обычно наблюдаются проблемы с запоминанием и узнаванием лиц, дети могут не узнать человека, если он по-другому одет, надел шапку или сменил причёску).
Развитие речи при аутизме
При аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях — на протяжении всей жизни.
Один из первых признаков нарушения речи при аутизме — неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать). Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств.
Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития.
Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам. У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе “я”, называет себя во втором или третьем лице, например вместо “Я хочу конфету” скажет “Ты хочешь конфета”, “Серёжа хочет конфету”) и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: “Ты пойдёшь гулять?” — “Ты пойдёшь гулять” (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: “Ты хочешь есть?” — “Кетчуп „Хайнц“ — лучший кетчуп” и т.д.
Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными).
Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают. Однако появление эхолалии — это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства. По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию.
У детей с аутизмом серьёзно страдает “интуитивное чувство языка”, которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать — речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.
Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и “штампованность” речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.
Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл (“крутая гора — крутое яйцо — крутой парень” и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки. Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся. Фраза “Нельзя хулиганить” для неё относится только к ситуации “Нельзя драться” и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.)
Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка “мяч” и “мячик” могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными.
Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет (“спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д.
Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов.
Как научить говорить ребенка с аутизмом
Означает ли всё это, что ребёнок с аутизмом никогда не сможет полноценно коммуницировать с окружающим миром? Конечно нет. Кропотливая и длительная работа позволяет развить его речь до более-менее приемлемого уровня, научить соблюдать нормы речевого этикета, общаться с семьёй и внешним социумом.
Правда, часть детей с аутизмом так и не начинает говорить, однако даже у них можно улучшить понимание обращённой речи, научить их выполнять инструкции. Возможно, в этом случае вам поможет обучение методам альтернативной коммуникации — с использованием карточек, планшета и т.д. Однако я считаю, что сначала имеет смысл попробовать развить устную речь, а вот если подвижек в этом направлении не будет — только тогда обратиться к альтернативной коммуникации.
Порой аутичные дети показывают удивительные и вроде бы неожиданные результаты. В большинстве своём они очень рано осваивают буквы, многие легко учатся читать (обычно для них методика обучения глобальному чтению продуктивнее традиционной методики послогового чтения). Ни в коем случае не игнорируйте возможность использовать навык чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать на те вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами.
Источник
Очень многие опытные логопеды пишут о том, что главная проблема ребенка-аутиста не речь, а коммуникация. Как же хорошо, что наши специалисты начали кое-что понимать про аутистов!
Но кроме коммуникации у ребенка-аутиста есть проблемы восприятия.
У аутистов большие трудности с отделением главного и вторичного. Так работает их мозг. Эти дети могут видеть камешек на вашей брошке и не видеть вас. Слышать скрип стула, но ваши слова будут летать для них где-то на заднем плане, если они вообще в состоянии их различать и понимать. Смотреть в книгу и видеть фигу – это тоже про аутистов.
Поэтому в ABA проводят специальное тестирование. Оно проводится по книге “Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP”, которую вы можете купить сами или получить на ABA-курсах. Это база для создания индивидуальной программы развития вашего ребенка.
Блок 1.Коммуникативные проблемы (в скобках – название раздела в VB-MAPP ):
– полностью не понимает практический смысл коммуникации и не умеет в нее вступать (“Социальные навыки”, “Преграды”);
– не обращается с просьбой, добывает необходимое сам или устраивает истерику там, где можно просить (“Манд”);
– не в состоянии поддерживать диалог, отвечать на вопросы (“ФХК”, “Интравербал”);
-не развита способность к одиночной или совместной игре, проблемы с воображением (“Игра”);
– нежелательное поведение, аутостимуляции, ритуалы, которые мешают занятиям и общению (“Преграды”).
Блок 2. Проблемы восприятия и физические возможности:
– не понимает вашу речь (“Поведение слушателя”);
– нарушено визуальное внимание (“Визуальное восприятие”);
– нарушена способность повторять ваши движения (“Моторная имитация”);
– нарушена способность повторять за вами звуки (“Эхо”);
– нарушена способность произносить какие-либо звуки (“Вокализация”).
Программа каждого ребенка складывается из этих блоков-кирпичиков в зависимости от результатов тестирования. Есть еще там и другие навыки, но они уже не специфические именно для аутистов.
Опытный поведенческий аналитик должен:
– провести анкетирование и опрос родителей до встречи с ребенком;
– установить первичный контакт с ребенком;
– провести тестирование;
– написать программу.
И здесь появляются первые трудности, аутичный ребенок:
– вообще не понимает для чего люди общаются, отказывается от общения, может объясняться с вами очень странно, например хватать вас за руку;
– может реально не слышать или не видеть того, кто с ним общается.
Поэтому идеальное место для работы с таким ребенком:
“В голой-голой комнате есть голые-голые стены и голый-голый пол, а на голом-голом полу – голый стол. А на столе … сундук с сокровищами”.
“Сокровища” могу быть разными. Внимание ребенка часто привлекают игрушками-сладостями, приколюшками, а через них выводят его на “сначала-потом”. В идеале, тестируют за один день, но в реале процесс установления сотрудничества и определения уровня ученика может растянуться на месяц. Не стесняйтесь просить уточнения к программе.
Мой личный пример. Сын в 2 г. 8 месяцев проходил такое тестирование:
“… общительный и контактный мальчик. Высокие балы за “Игру” и “Социальное взаимодействие”, много разнообразных вокализаций. Есть очень слабый, базовый навык “Эхо”. Понимание речи нарушено, но отдельные слова и команды понимает или понимает после обучения. “Визуальное восприятие” – неравномерное, фокусируется на цветах и умеет сортировать предметы по цветам, но другие признаки предметов может проигнорировать…”. “Моторная имитация” – имитирует одно движение.
Итак, тестирование проведено, программа написана. Если у вашего ребенка низкие балы за “Вокализацию”, “Эхо”, “Понимание речи” и прогресс в этих областях первые недели ОЧЕНЬ вялый, можно заподозрить сенсорную или сенсо-моторную алалию, недоразвитие речевого аппарата.
Здесь уместно подключать что-то еще: массаж, логопедов, Томатис и пр.
ABA предлагает таким детям (старше 3-х лет) альтернативную коммуникацию ПЭКС. Для них это легче, чем говорить.
Дети с отставанием в других сферах – полностью забота ABA. По крайней мере, на первом этапе.
Продолжение темы:
Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?
5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС
6 причин, по которым я ненавижу ABA
Как найти логопеда ребенку до 3-х?
Сенсорная алалия и аутизм: как их различать?
Источник
Автор Клара Галиева На чтение 4 мин. Опубликовано 28.09.2020 14:24
Обновлено 28.09.2020 13:38
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это состояние развития, которое может влиять на речь, социальное взаимодействие, общение и поведение. Человек рождается с расстройством аутистического спектра, и ученые все еще изучают его причины.
Симптомы аутизма начинают проявляться в младенчестве и раннем детстве. Аутичные дети могут иметь широкий спектр симптомов, в зависимости от типа РАС и его тяжести.
Симптомы аутизма у детей 4 лет
РАС встречается примерно у 1 из 54 детей и в четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Многие дети с аутизмом проявляют симптомы к 12-18 месяцам, в то время как некоторые симптомы становятся более очевидными с возрастом.
Различия в вербальном общении
У детей с аутизмом может быть иной стиль вербального общения, чем у их сверстников. Например, ребенок с аутизмом в 4 года может:
- не откликаться на свое имя
- говорить монотонным голосом
- постоянно повторять слова или фразы
- иметь трудности с двусторонней связью
- быть склонным интерпретировать информацию буквально, не неспособен понять шутки или сарказм
Различия в невербальной коммуникации
Дети с аутизмом участвуют в невербальном общении иначе, чем сверстники.
- Им трудно установить зрительный контакт
- Не склонны указывать на примечательные вещи
- Не любят объятий и других видов физического контакта
Различия в игре
- У 4-летнего ребенка с аутизмом может отмечаться стиль игры, который отличается от сверстников
- Ребенок предпочитают проводить время в одиночестве
- Проявляет сильный интерес и привязанность к определенной игре, игрушке, предмету или теме
- Имеет сильную склонность к организации и ритуалам, таким как размещение игрушек в определенном порядке или их повторный подсчет
- Имеет проблемы с игрой воображения
- Имеет трудности с пониманием общепринятых правил поведения, что может привести к неадекватному поведению
- Трудно поддерживает дружеские отношения
Другие поведенческие различия
Повторяющиеся формы поведения, такие как:
- качание
- вращение
- царапание
- включения и выключения
- гиперактивность
- импульсивность
Могут наблюдаться эмоциональные всплески, особенно в ответ на:
- сенсорную перегрузку
- вторжение в личное пространство
- изменение в распорядке дня
Типы и тяжесть аутизма
Существуют различные типы и степени тяжести РАС, и это может повлиять на ребенка по-разному.
Расстройство аутистического спектра — это термин, который включает в себя:
Аутистическое расстройство, распространенные симптомы которого включают в себя:
- языковые задержки
- необычные интересы и поведение
- умственную отсталость
Синдром Аспергера отличается от аутистического расстройства тем, что не вызывает задержки в речевом и когнитивном развитии. Вместо этого состояние может проявляться неуклюжестью и трудностями в невербальном общении и социальном взаимодействии. В то время как синдром Аспергера теперь классифицируется как часть РАС, некоторые предпочитают идентифицировать себя как имеющих синдром Аспергера, а не как аутистов.
Диагностика аутизма
Если родители считают, что их ребенок имеет расстройство аутистического спектра, необходимо обратиться к врачу. Педиатр может направить к детскому неврологу, специализирующемуся на выявлении и лечении РАС у детей, который проведет всестороннюю оценку симптомов и поведения ребенка.
Уход за ребенком с аутистом
Уход за ребенком с аутизмом сопряжен с трудностями, и следующие стратегии могут улучшить качество жизни ребенка:
- Создание безопасной зоны: дети с аутизмом нуждаются в дополнительной поддержке, чтобы чувствовать себя в безопасности.
- Обеспечение последовательности: рутина важна и поможет поддержать обучение и развитие ребенка. Следует разработать строгий распорядок дня для различных видов деятельности.
- Помощь в предвидении изменений: заранее предупредите ребенка о любых изменениях в его распорядке дня. Использование фотографий или рисунков может помочь сообщить об этих предстоящих изменениях.
- Обеспечение позитивного подкрепления: поощряйте ребенка за позитивное поведение и прогресс, даже если прогресс кажется незначительным.
- Избегание сенсорной перегрузки: некоторые дети-аутисты перегружены громкими звуками, яркими цветами или мигающими огнями
- Быть гибким в общении: если ребенок имеет трудности в передаче своих чувств или намерений, следует работать с ребенком, чтобы развить жесты или мимику для общения.
- Выход на улицу: поначалу может быть трудно заставить аутичного ребенка посещать новые места, но работа над этим может помочь укрепить его уверенность в себе и улучшить качество жизни ребенка.
Рекомендации родителям
Уход за аутичным ребенком может быть трудоемким и сложным. Исследование 2014 года показывает, что родители детей с аутизмом зачастую имеют финансовые проблемы и эпизоды депрессии.
Способы, которыми родители могут поддерживать свое собственное психическое и физическое благополучие, заботясь о ребенке с аутизмом:
- Избегайте бессонных ночей: полноценный ночной сон может быть затруднен при непоследовательности режима сна у ребенка. Поспите, если это возможно.
- Не пренебрегайте личным здоровьем: важно, чтобы родители получали необходимую медицинскую помощь.
- Выработайте стратегии преодоления: по возможности отвлекитесь от роли опекуна и сосредоточьтесь на расслабляющей или лично стимулирующей деятельности.
Статья по теме: Симптомы аутизма у детей 3 лет.
Источник