Нет речевого развития ребенку 7 лет
К 6-7 годам ребенок настолько хорошо овладевает речью, что легко может общаться о знакомом ему предмете со своими ровесниками и взрослыми. У детей в этот возрастной период происходит совершенствование лексико-грамматического строя речи: они овладевают все более сложными грамматическими категориями.
Совершенствуется связная речь: составление сложных распространенных предложений не вызывает затруднений, ответы развернутые. Но если у ребенка есть нарушение, его речевое развитие отстает от нормы. Специальные упражнения для развития речи детей 6-7 лет помогут справиться с этой особенностью.
Нормы речевого развития
К этому возрасту ребенок:
- различает звуки, выделяет нужную фонему в слове;
- может произносить слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных;
- умеет определять, сколько слогов в слове;
- использует в речи сложные предложения;
- употребляет в своей речи предлоги;
- овладевает навыком согласования слов в предложении;
- овладевает всеми способами словообразования;
- понимает обращенную к нему речь;
- понимает скрытый смысл художественных произведений;
- использует все больше слов в связной речи;
- без помощи взрослого составляет рассказы-описания, пересказывает сказки и другие произведения;
- может приводить логические доводы в поддержку своей точки зрения или ответа на вопрос;
- использует конструкции с союзом «А»;
- понимает логико-грамматические конструкции.
К возрасту 7 лет дети с нормальным речевым развитием овладевают перечисленными навыками в полном объеме.
Признаки нарушения развития речи
Если у ребенка имеется какое-либо отклонение, его речь по основным показателям будет отставать от нормы. Определить это можно по следующим признакам:
- путает звуки на слух, затрудняется в его выделении в слове;
- имеет сложности в овладении звуко-буквенным анализом;
- общается с окружающими, используя простые предложения, опускает предлоги;
- нарушено согласование слов в предложении или имеется затруднение в согласовании определенных частей речи;
- затруднено понимание сложных речевых конструкций;
- с трудом понимает скрытый смысл в рассказах и абстрактные понятия;
- количество используемых в речи слов ограничено;
- составляет рассказ или пересказывает его при помощи взрослых;
- затруднено понимание и составление логических цепочек;
- низкая потребность в общении с окружающими.
Если к 6-7 годам наблюдаются перечисленные отклонения в речевом развитии, нужно проводить логопедические занятия и выполнять специальные упражнения для данной возрастной категории детей.
Задания для коррекции фонетической стороны речи
Она является основой для дальнейшей коррекционной работы и формирования навыков чтения и письма.
- Знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение». Детей спрашивают, какие звуки они знают, из чего состоит слово. Логопед объясняет, что каждое слово имеет определенное значение. В качестве наглядного материала используют схемы, карточки.
- «Найди звук» − цель этого задания научить выделять нужный звук в слове. Начинают с простого – изолированного произношения, затем в слогах, а потом – в словах.
- «Сколько в домике окошек» − это игра на определение количества слогов в слове. Прежде чем давать это задание, должно быть сформировано понятие «слог». Предлагается разделить слова на группы по количеству слогов.
- «Собери корзину» − логопед предлагает собрать в корзину слова, которые чем-то похожи. Они могут начинаться на один звук или иметь одинаковое количество слогов. Взрослый спрашивает, почему в одну корзинку собраны именно эти слова.
- «Что летает, плавает, ездит». Логопед раскладывает картинки с изображением самолета, теплохода, трамвая, троллейбуса. Ребенку задают вопросы о том, как назвать их одним словом; сколько слогов у них и другие вопросы, касающиеся звуко-буквенного анализа. Затем предлагают составить с одним из этих слов предложение.
Проведение коррекционной работы по формированию фонетической стороны является профилактикой появления дисграфии и дислексии – нарушений процессов чтения и письма.
Работа над лексико-грамматическим строем
В возрасте 6-7 лет у детей происходит сильное увеличение словарного запаса. Они используют все больше слов в своей активной речи, овладевают всеми грамматическими навыками. В этот период у детей закладывается основа для успешного овладения грамотой в школе. Работа ведется по следующим направлениям:
- уточнение значения слов;
- введение в речь прилагательных и глагольной лексики;
- умение подбирать синонимы;
- формирование умения точно называть предмет, его назначение и свойства;
- работа со словами-антонимами;
- воспитание умения внимательно слушать текст;
- обучение словообразованию;
- формирование навыка согласования.
Детям задают вопросы об окружающих их предметах, задают уточняющие вопросы. Работают не только с существительными, но и с глагольной лексикой. Задача логопеда − расширить словарный запас и научить употреблять слова в речи в правильном значении.
- «Скажи какое?». Детям читают стихотворение – его обязательно нужно проиллюстрировать. Ребятам задают вопросы так, чтобы ответом на них были слова-прилагательные.
- «Угадай предмет». Взрослый описывает детям предмет, а они должны угадать, о чем идет речь. Это может быть описание не только внешнего вида, но и его свойств. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
- «Назови противоположное». Перед детьми раскладывают картинки. Им предлагают назвать, что на них изображено, и подобрать противоположное значение. Затем задание усложняется: показывают иллюстрацию, на которой есть слова-антонимы (высокое дерево, низкий домик и т. д.). Дети должны составить предложения, используя антонимы.
- «Путаница». Ребенку читают небылицу, показывая подходящую иллюстрацию. После ее прочтения, взрослый спрашивает, что в этом стихотворении правда, а что автор выдумал или перепутал.
- «Подбери подходящее слово». Взрослый зачитывает короткий текст: «Папа решил сделать конуру. Сын принес ему доски. «Нет, они не подходят – конура сломается». Сын принес ему другие. «А вот из них получится замечательный домик для пса!». У ребенка спрашивают, какие сначала доски принес мальчик, а какие понравились папе.
У 6-7-летних детей больше всего трудностей возникает при согласовании прилагательных и существительных в среднем роде, образование глагола в повелительном наклонении. Поэтому при выполнении предложенных заданий на это следует обращать особое внимание.
Задания для развития связной речи
В этот возрастной период на логопедических занятиях много внимания уделяют и связной речи. На уроках обучают:
- составлять рассказ-описание с использованием картинки;
- отвечать развернутыми предложениями;
- использовать в речи предлоги и союзы;
- составлять рассказ на заданную тему.
Кроме того, задания на формирование связной речи развивают воображение, языковое чутье, что важно для дальнейшего обучения в школе.
- Взрослый предлагает малышу сочинить вместе сказку.
- Называют ребенку пословицу и предлагают объяснить, о чем она. Затем вместе сочиняют историю, чтобы она соответствовала смыслу пословицы.
- Логопед предлагает детям набор слов, из которых нужно составить предложения или историю.
В начале занятий для составления рассказов можно использовать картинки. Логопед помогает уточняющими вопросами. На развитие связной речи хорошо влияют театрализованные представления и кукольный театр. На таких занятиях можно еще потренировать дикцию, развить умение управлять модуляциями голоса и интонационной выразительностью.
Задания на развитие ВПФ (высших психических функций)
Работа проводится по развитию:
- мышления;
- внимания;
- памяти;
- восприятия.
Нормальное развитие перечисленных функций является основой для успешного усвоения ребенком школьной программы.
Дошкольникам в подготовительной группе предлагают задания:
- для тренировки переключения внимания (сделать какое-либо действие, услышав нужный звук);
- учат внимательно слушать инструкции;
- предлагают задания найти отличия в картинках и др.
Для тренировки восприятия выполняют следующие упражнения:
- дорисовывают контуры предметов;
- учат ориентироваться в пространстве при помощи предметов и игрушек;
- изучают порядок времени суток и др.
Чтобы развить мышление детям предлагают такие задания:
- сравнение предметов;
- «Найди лишнее слово»;
- «Назови слово, обозначающее…» (взрослый предлагает придумать слова на определенную тему»);
- «Что означает это слово» (выбранные слова должны быть знакомы ребенку);
- «Подбери подходящее слово» и др.
Для тренировки памяти на занятиях используют следующие дидактические игры:
- «Повтори слова» − взрослый называет ребенку слова (они должны быть ему знакомы), увеличивая их количество, а ребенок должен правильно их воспроизвести.
- Перед ребенком выкладывают из палочек фигуру. Ее нужно внимательно рассмотреть, а потом собрать такую же. Усложнить задание можно, использовав палочки разного цвета.
- Заучивание стихотворений и др.
В возрасте 6-7 лет детям нравится выполнять сложные задания. Чтобы им было интересно заниматься, необходимо создать ситуацию успеха.
Рекомендации родителям
Важно, чтобы развитием речи занимались не только педагоги, но и родители. В этом возрасте уже занимаются подготовкой к школе, поэтому, если ребенок плохо говорит, нужно обратиться за помощью к логопеду и также выполнять его рекомендации.
- Чаще разговаривайте с сыном или дочкой, спрашивайте, как прошел день или какое-либо мероприятие, на которое вы ходили вместе.
- Обязательно читайте произведения, подходящие возрасту, и обсуждайте прочитанное.
- Играйте с ребенком в настольные игры, подходящие детям 6-7 лет.
- Если нарушено звукопроизношение, обязательно делайте артикуляционную гимнастику.
- Детям нравится придумывать слова – эта игра не только благотворно влияет на развитие речи, но и на развитие ВПФ.
Возраст 6-7 лет – важный период в жизни ребенка. Он уже готовится к поступлению в школу, его речь становится похожа на речь взрослого. Задания и упражнения, предлагаемые логопедом, являются профилактической мерой для предупреждения появления дисграфии и дислексии. Грамотная речь – важная составляющая успешного обучения грамоте.
✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>
Источник
У учащихся младшего школьного возраста массовой школы, которые в дошкольном периоде детства не получали специализированной логопедической помощи, ученые отмечают, в первую очередь, несформированность звуковой стороны речи. Эти особенности проявляются в нарушении произношения различных звуков. Эти нарушения распространяются на некоторые артикуляционные группы: свистящие – шипящие, р – л , звонкие – глухие, мягкие – твердые. Характер нарушения звукопроизношения выражается, в основном, в заменах и смешении различных групп звуков, искажении слоговой структуры многосложных слов.
У отстающих в речевом развитии учащихся первых классов во время диагностического исследования, ежегодно проводимого в сентябре среди первоклассников массовых школ, выявляется незаконченность формирования фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется не только в произношении, но и дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения при необходимости определения числа звуков и букв в словах, назвать их в заданной последовательности, найти недостающие звуки и т.д.
Недочеты устной речи проявляются в бедности словарного запаса (словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики), а также в недостатках, связанных с ее грамматическим оформлением (нарушение согласования, инверсии, назаконченность предложений). Подобные отставания оказывают определенное влияние на формирование функций речи (видов речевой деятельности), соответственно, речь первоклассников может «носить преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Она все еще тесно связана с непосредственным опытом детей». Так, учащиеся первых классов затрудняются при монологическом ответе, так как у детей еще не сформировано умение связанно высказывать собственные мысли, поэтому для первоклассников будет характерна подмена монологического высказывания однословными ответами (нераспространенными простыми предложениями) на заданные вопросы, возможны повторения отдельных слов и предложений.
Учителя начальной школы отмечают, что «при освоении навыка письма у детей-первоклассников с признаками недоразвития речи, особенностями фонетико-фонематического восприятия на первое место выступают проявления дисграфии, нарушения звукобуквенного анализа». При этом они отмечают характерные нераспознавания образа букв по элементам (оптические ошибки), неспособность слышать звуки, правильно соотносить звук и букву, в результате чего наблюдаются замены, такие, как б – п, д – т, г – к и т.д. Также при подготовке первоклассников к письму для учителя важно наличие неправильного звукопроизношения (фонетического недоразвития), так как такие учащиеся, при неправильном звукопроизношении переносят это и на письмо: искажают слова, не видят предлогов, сливают отдельные слова. Это объясняется тем, что при нарушениях артикуляции из процесса письма исключается четкое и, самое главное, правильное проговаривание звука, а значит, звукобуквенный анализ будет затруднен, а во многих случаях будет просто неверным. И даже на последующих этапах обучения, когда проговаривание как таковое вроде бы исчезает, нарушения артикуляции могут сказываться и на письме.
Также в практике преподавания учителя начальных классов часто сталкиваются с так называемым зеркальным письмом. Случаи, когда первоклассники все буквы пишут зеркально, достаточно редки, часто встречается зеркальное написание букв З и Е, реже дети путают направления полуовалов и прямой линии с петлей внизу в буквах У, З, Д. Основная причина нарушений – неправильная дифференцировка пространственного расположения отдельных элементов буквы или всей буквы, связанная с понятием «правое – левое».
Следует отметить, что подобные нарушения встречаются не в каком-либо единственном варианте, как правило, отмечается комплекс нарушений.
У учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Эта закономерность была доказана еще в 70-80-е года XX века учеными-дефектологами: в ходе проведенных исследований была показана роль первичных проявлений дефекта и его вторичных и третичных последствий при той или иной речевой аномалии. Так, например, было установлено, что нарушении письма и чтения (дисграфия и дислексия) в большинстве случаев – следствия аномалий развития устной речи.
Как правило, в период обучения во 2-3 классах у детей с общим недоразвитием речи преодолеваются недостатки звукопроизношения, которые были ярко выражены в 1 классе, это происходит под влиянием учебно-воспитательного процесса и коррекционных занятий, проводимых логопедом и психологом. Но в процессе этих занятий устраняются далеко не все недочеты устной речи, остается смазанность, нечеткость звукопроизношения. Помимо этого отмечается нечеткое проговаривание окончаний слов, пропуски, нечеткое проговаривание звуков. В процессе чтения встречаются эти же недостатки, также отсутствует необходимая интонационная выразительность.
Логопеды-практики при обследовании фонематического восприятия обнаруживают, что большинство учащихся не умеет быстро выделять заданные звуки, определять число и последовательность в слове. Многие дети испытывают затруднения при необходимости воспроизведения структурно сложных слов и дифференцировать звуки, отличающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Несформированность звуковой стороны речи (особенно в сочетании с неразвитым фонематическим восприятием) обуславливает недоразвитие лексико-грамматического строя языка.
Имеющийся у школьников лексический запас обеспечиваем им нормально, достаточно активное общение в условиях дома (семьи) и классного коллектива. Но при смене условий коммуникации (изменении условий общения: смене места коммуникации, собеседников, цели общения), когда требуется полный (монологический) ответ с элементами рассуждения, иллюстрацией ответа примерами, выявляются нарушения устной речи. Так, явными становятся повторы одних и тех же слов, предложений, снижается выразительность и информативность речи. Также характерны употребления имен существительных и глаголов с ошибками: происходит замена по ситуации и по сходству звукового состава слова, учащиеся не видят изменения значений слов, происходящих при словообразовании, неточно употребляют слова, обозначающие родовые и видовые понятия.
При работе с морфемикой (выполнении заданий на словоизменение, словообразование, словообразование) обозначаются затруднения: способы подбора и образования однокоренных слов носят весьма обедненный характер: учащиеся редко пользуются суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами словообразования.
Особенности проявляются и в лексике: как уже было сказано выше, словарь детей с общим недоразвитием речи весьма беден по составу, преобладают слова бытового характера, слова, обозначающие абстрактные понятия вызывают затруднения в усвоении и употреблении. Поэтому для таких учеников оказывается достаточно сложным использование специальной учебной терминологии в процессе учебной деятельности в связи с неточным знанием слов-терминов, поэтому возникают препятствия на пути к полноценному усвоению понятий и их употребления в процессе монологического ответа (связного высказывания).
В качестве наиболее характерной особенности лексики учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи Ястребова отмечает бедность морфологических обобщений и низкую актуализацию усваиваемых в процессе обучения слов.
Таким образом, можно говорить о том, что дети не осознают в необходимой мере звуковой и морфологический состав слова. Уровень сформированности звуковых и морфологических обобщений значительно ниже того, который необходим для продуктивного усвоения программы по родному языку.
Если рассмотреть грамматический уровень речи, то здесь можно говорить о тех недочетах, которые обнаруживаются в «ситуациях обусловленной речи». В устных высказываниях на бытовые темы аграмматизмы почти не встречаются, в учебных ситуациях, требующих приведения собственных примеров к правилам или во время выполнения специальных заданий наблюдаются специфические ошибки: нарушение связи слов в предложении («В ящике много помидоры»), неправильное построение сложных синтаксических конструкций, в которых употребляются слова-термины («Написать Ж, потому что изменить слово…»). Наряду с аграмматичными в речи такие дети употребляют и абсолютно правильные с точки зрения грамматики и синтаксиса высказывания.
Итак, учащиеся начальной школы допускают нестабильные ошибки в процессе использования словарного запаса, грамматических категорий и синтаксических конструкций. Дети с трудом усваивают лексику с абстрактными значениями, терминологическую лексику, сложные синтаксические конструкции, бедный словарный запас – все это создает трудности на пути овладения принятой в массовой школе речевой (дидактической) коммуникацией, в рамках которой на каждый вопрос существует только один правильный ответ. В ситуациях обусловленной речи обнаруживается несовершенство лексики и грамматики речи. Данную особенность ученые объясняют тем, что «детям трудно перераспределить внимание между новыми для них видами речевой деятельности (выводы, обобщения, доказательства) и поисками адекватных для их реализации языковых средств. Кроме того, указанный феномен связан с несовершенством контекстной речи и обусловленными этими затруднениями при овладении учебными понятиями».
Источник