Нет ребенка звука в 5 лет
- Форум
- Архив
- Детская психология и развитие
Открыть тему в окнах
Девочки! Очень нужен совет! Сыну 5,1. Очень шустрый, развитый, начал читать, считает хорошо, язык подвешен прекрасно. Но со звуками до сих пор проблемы( В прошлом феврале начали заниматься с логопедом 1 раз в неделю, т.к. она не видела смысла заниматься чаще, говорила, что вообще еще можно ждать. За 3 месяца поставили звуки ж-ш, с-з и л. Потом был летний перерыв, я все надеялась на самостоятельный рывок. Увы… На сегодня нет звука “р”, не совсем чистые “ч-щ”. Смягчает некоторые звукосочетания (н-р, вместо цы говорит ци, вместо тся – ться). Логопед не видит серьезной проблемы, говорит, что все в пределах возрастной нормы. Со следующей недели начинаем занятия. И все же хочется услышать от опытных людей, насколько серьезны эти проблемы в данном возрасте? Может, имеет смысл обратиться к дефектологу или найти другого логопеда? И вообще, как вы определяете, что именно этот логопед подходит ребенку? Просто у меня нет опыта, старшая дочь прекрасно говорила все звуки сама, без логопедов. Спасибо!
Как раз в этом возрасте ваши проблемы и решаются. У кого-то звуки встают сами, у кого-то требуется помощь. У дочки в 5 лет было то же, что и у Вас (плюс Л), поставили и автоматизировали месяца за полтора. Шипящие после окончания активных занятий сами в норму встали. 5 лет-самый возраст для постановки недостающих звуков. Считаю, что логопед подходит ребенку, если есть прогресс, ребенок с радостью идет на занятия, делает ДЗ, старается.
Montomega V.I.P. написал(а): >> 5 лет-самый возраст для постановки недостающих звуков. Считаю, что логопед подходит ребенку, если есть прогресс, ребенок с радостью идет на занятия, делает ДЗ, старается.
Всё верно. Мы к логопеду только 1й раз пошли в 5 лет.
Р появится ближе к 7
не надо паники – если ее нет она раньше не появится и это так и должно быть
готовить язычок можно и нужно – чтоб она потом сразу чистая пошла
остальное – подчищается неспешно логопедом
насчет чисто говорила – может так а может нет
когда привыкнешь изначально к выговору – ну все выговаривает
зато когда слышишь незнакомого ребенка, все выговаривающего – часто ой
но так быстро привыкаешь и перестаешь замечать
логопеды замечают и небольшие некорректности и не подпадают под привычку
так что заниматься имеет смысл
а подходит тот, кого ребенок воспринимает
что толку даже и в хорошем если ребенок идет через слезы и зажимается
ну и по отзывам тех кому помогДа нормально у вас всё. Ставьте звуки, автоматизируйте их. ИМХО не смысла менять логопеда.
Не очень понятно, как можно говорить ЦИ вместо ЦЫ, если Ц изначально твердый звук. Вы имеете в виду, что заменяет на другой? И совсем неясно, что такое ТЬСЯ вместо ТСЯ. Не могли бы вы пример привести?
В целом соглашусь с высказавшимися в теме: не вижу смысла менять логопеда.У нас “тся” в “ться” превращается за счет межзубного произношения – кончик языка высовывается между зубов и получается такое фальшивое “сь”, “ть”. Не автоматизируется правильное произношение, хоть плачь. С 3,5 лет до 7,5 уже.
Дело в том, что если говорить о ТСЯ, то речь, совершенно очевидно, идет о глаголах. В них в этом сочетании слышится Ц. У вашего ребенка Ц межзубный и не автоматизируется? Ст.дизартрия?
“С”, “Т”, и в меньшей степени “З”. Дизартрия, да. В “тся” она именно что выговаривает ТС, а не Ц – ну, это привычка выговаривать побуквенно, видимо, от упражнений бесконечных, я не помню, чтобы она говорила “получица” вместо “получится”. Но, если торопится, то язык высовывается вперед и получается ТЬСЯ.
Я что-то нагло влезла со своим ребенком в чужой топ, извините Меня просто это волнует.
Ребенок до школы ходил к логопеду долго. Что-то порешали, она говорит – норма, в первом классе ее не брала на занятия.
За год до школы и перед школой поликлиничный логопед тоже говорит “норма, идеальный ребенок”.
Но я-то слышу шепелявость эту сюсюкающую! Привела еще к одному логопеду, отходили еще несколько месяцев (естественно, постоянно занимаясь дома по ЦУ специалиста). Она тоже говорит: все звуки поставили, я не знаю, что делать дальше, придумывайте, что вам не нравится еще. Ну, с такой формулировкой-то уже продолжать не стали.
Но опять сюсюкает. Два месяца летом ребенок сам себя третировал четким выговариванием с повтором звука “Мама, а Насссстя зззззаняла компьютер” и пр.пр.пр. Вроде бы меньше стала сюсюкать.
Сейчас к концу сентября снова здорово: начинает тарахтеть, торопиться и сразу же язык вылезает вперед. Я чего-то в растерянности, что мы делаем не так?К сожалению, то, что вы описываете, свойственно детям со ст.ф.дизартрии. Звуки, поставленные и давно автоматизированные, “съезжают” при неблагоприятных обстоятельствах. Сложность в том, что ребенку приходится постоянно держать их произношение под контролем. Как только организм переключается на решение других проблем (психологических ли, соматических ли), контроль естественным образом снижается.
В таких ситуациях посоветовала бы помогать ребенку с “отстаиванием” звуков. Можно придумать определенный код, который поможет ребенку вовремя включить “соображалку”: например, какое-то слово. Ну как вызвать условный рефлекс И в те времена, когда звуки “вываливаются”, снова включить уже известный вам материал для автоматизации. Та же слоговая разминка несколько раз в день, повторение стихов и скороговорок.Понятно, спасибо. Ну, будем, значит, дальше работать…
н-р, “у курицы”. Мы слышим звук “ы” в конце, а у сына это звучит, как “у курици”.
Или “погода меняется”. Мы слышим на конце “ца”. У него “погода меняеця”. Ну, где-то так) Сложно описать это словами.
Если честно, я просто боюсь пропустить какую-нибудь патологию речи, к-ая нуждается в более детальной коррекции, чем просто постановка звуков с логопедом.А родственников нет с такой особенностью? А то я у своих детей такое же словила, обалдела, прислушалась и поняла, что так бывший муж говорит и его мать. “У папи…” вместо “у папы…” Не логопедические проблемы, а просто такой говор. Тупо отучила, регулярно поправляя.
А от “оканья” младшую не стала отучать, это, наверное, генетическая память, у нас предки из Вологды.
Если вы слышите мягкий вариант Ц, то это уже другой звук – Т`(ть). Либо у ребенка отсутствует сам Ц, либо надо отдифференцировать с Т`. В любом случае, это работа логопеда параллельно с развитием фонематического слуха.
Если у вас сомнения в квалификации логопеда, для собственного успокоения посетите другого специалиста, рекомендованного знакомыми. Но из написанного вами у меня не было оснований думать, что ваш логопед непрофессионален.Да, вы правы, возможен и вариант генетической памяти. В качестве примера… Мама мальчика из армянской семьи, говорящая на чистейшем русском, хотела, чтобы речь ее сына была такой же безупречной. Но у мальчика специфический акцент и произношение, которые взялись неизвестно откуда. По словам мамы, отец семейства тоже говорит чисто, армянского вообще не знает, и в Армении семья никогда не была. Но двое сыновей 13 и 6 лет разговаривают “типично”
Вообще, это объяснимо, конечно. Если я каждый раз непроизвольно выделяю в речи ребенка “оканье”, которое мне ценно как говор, который был у моих любимых бабушек и дедушек и всех теток и дядьев с материнской стороны, то и ребенок на это реагирует и чаще “окает”. Ну а так как у меня вообще со слухом плохо, то прежде, чем я это осознала, ребенок успел привычку закрепить.
Ну и фиг с ним. Просто такая речь. Я же вон живу с непоставленными шипящими, и даже с людьми голосом работаю.
Нужно чтобы ребенку было интересно, чтобы не боялся “тётю”. А то часто за слишком шумное и безбашенное поведение НЕКОТОРЫЕ логопеды могут РЯВКНУТЬ-
“призвать к порядку”, вобщем напугать.
И чтобы ставя звуки ОБЯЗАТЕЛЬНО визуально демонстрировалась РАЗНИЦА между похожими ЗВУКАМИ (БУКВАМИ).
Мы занимались с логопедом во 2- классе (нужно было раньше, но не получилось…)
Она “ставила звуки” с пустым столом – ни карточек, ни картинок,ни плакатов, ни альбомов.
Звуки стали звучать немного чётче, но ребенок
на БУКВУ “Ж”- говорил звук [З],
а на букву “Ш”- звук [С], путаница была грандиозная.
На профосмотре у окулиста он ТАКОГО наговорил….
Когда я отказалась от очков, окулист посчитал, что у меня не всё впорядке с головой.
Проверяли потом зрение на специальном аппарате—
в пределах нормы, очки не нужны, слава богу…
Про нашу длинную и не всегда весёлую историю
https://www.liveinternet.ru/users/4913329/post243831704У моего тоже долго не было звука “Ц”, он его заменял “Ч”и в произношении и в написании.
А потом , когда “поставила”, научила его быстро произносить “т”+”С”= “Ц”, оказалось что слог “ЦЫ”
произносить может, а украинский слог-звук “ЦИ” нет…
А у нас основной язык украинский в школе.
А в нём большинство слов “КАК слышатся ТАК и пишутся”,
т.е. если не различает “ЦЫ” и “ЦИ”, ошибка гарантирована…
Пришлось примерно месяц учить его произносить “ЦИ” “ЦЯ”-“мягко”…. не сразу, но получилось.
Тоже удивлялась КАК ТАКОЕ может быть?!
“”ЦЫ” выговаривает, а “ЦИ” и “ЦЯ” – нет….Логопедичекую тетрадь на поставновку и дифференциацию звука “Ц” найдите в интернете, позанимайтесь.
“Ц” – всегда твёрдый звук в рус.языке, мягко с гласными звуками (И,Я,Ю,Ё,Е) не произносится,
ЭТИ буквы рядом с буквой “Ц”, как-бы ” накрываются шапочкой” другого звука, более твёрдого(Ы,А,У,О,Э).
Английский УЖЕ учит?!
Вот примерно КАК в английском, “пишем “И”, читаем “Ы””.
Даже если звук “Ц” получился от “Т”+”С”, всё равно он будет твёрдым…
Есть компьютерная игра “Страна Лингвиния” и её “продолжения”…
мой хорошо запомнил ЭТОТ приём из игры.
например: буква “А” носит “свою” шапочку, на ней написано [А], а буква “О” иногда одевает “чужую” шапочку [А], писать нужно “О”, а говорить “А”….”
Если буква под ударением, то на ней точно “СВОЯ ПРАВИЛЬНАЯ” шапочка, а если не под ударением, то буква может “одеть” чужую шапочку со звуком.Так… Мы как раз армяне и есть) Ситуация один в один с тем, что Вы описываете. Мы с мужем вообще не говорим по-армянски, бабушки-дедушки тоже. Русский чистый. У старшей сестры тоже отличный русский, без малейшего акцента. Ох, только не генетическая память!!!)))
Посмотрю все, что Вы назвали. Спасибо! Английскому не учу намеренно, хотя сама его прекрасно знаю. Не хочу путать звуки, пока нет чистого русского.
У нас логопед как раз очень понимающая) Она абсолютно спокойно реагирует на то, что сын мог через 30 минут занятий сказать, что больше не хочет, начать вертеться и т.д. И вообще говорила, что удивительно, что ребенок, к-му нет даже 5 лет, выдерживает эти занятия.
Странно, обычно мягкие и смягченные звуки легче выговариваются. У моей, когда она говорит по-русски, почему-то проскакивают смягченные шипящие: “можьно”, “смешьно”. Зато по-украински все нормально – “можна”, “смішно”, где нужны смягченные – тоже на месте
Совершенно нормально для вашего возраста.к школе все ок будет.
Источник
Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…
Нормы речевого развития
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.
Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:
- Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
- Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
- Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
- Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
- Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
- Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
- С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.
Причины
Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:
- Нарушение звукопроизношения.
- Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
- Темп и ритм речи нарушены.
- Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.
Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.
- Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
- Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.
Что должно беспокоить
Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.
Что должно беспокоить родителей:
- У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
- Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
- Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
- В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.
Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.
Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.
Способы коррекции
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.
Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.
Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:
- Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
- Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
- Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
- Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
- Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
- Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
- Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
- Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
- Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
- Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.
Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.
Рекомендации логопедов
Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:
- Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
- Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
- Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
- Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
- Учите стихи с ребенком.
- Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х – 3-х лет.
- Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.
Когда обращаться к логопеду
- Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
- Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
- Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
- В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
- Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».
- Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
- Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.
Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.
Источник