Неречевой ребенок в 4 года
Здравствуйте!
Ребенок: мальчик, 3года 6 месяцев, рост 100см, вес 16кг
Роды нормальные, 8/9 по Апгар. 51см, 3250
Сел – 6мес., пошел – 1год и 8мес. (быстрая прибавка веса – в 9 мес. весил 15 кг)
На сегодняшний день: ребенок неречевой, в лексиконе – более 50 слов, использует очень редко, словарный запас все время меняется. Потеря навыков: в 2 года были предложения из 2х слов, теперь нет. Двух-трех-составные просьбы исполняет, в быту проблем со зрением и слухом не замечено. Одевается-раздевается с небольшой помощью, сам ест ложкой, достает-наливает все что захочет.
Сопутствующее: проблемы с крупной моторикой (неуверенная походка, спотыкается, плохо ходит по лестнице), непостоянное расходящееся косоглазие с 1года и 4 мес., подозрение на скрытую расщелину неба (на момент обследования “данных за недостаточность небоглоточного клапана нет”). Частоболеющий, обструктивные бронхиты с 1 месяца, лекарства на данный момент – пульмикорт, сингуляр.
Обследования по поводу задержки развития:
Видео ЭЭГ мониторинг во сне: основной ритм формируется соответсвенно возрасту. Регистрируются легкие диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга сочетанного генеза. Эпилептоморфная активность на ЭЭГ не регистрируется.
ЭЭГ в состоянии бордствования: уровень зрелости электрогенеза с некоторым отставанием от возрастных параметров по частотно-пространственным характеристикам. ЭЭГ-картина легких диффузных нарушений БЭА сочетанного характера, минимальной нейрональной неустойчивости с относительным преобладанием возбуждения. Эпилептиморфной активности не выявлено. Очагов и пароксизмов не зарегистрировано.
Транскраниальное триплексное сканирование (ТКДС): Гемодинамически значимых препятствий кровотоку и вариантов строения внечерепных отделов брахиоцефальных и интракраниальных артерий и вен не выявлено. Признаки вертеброгенного влияния на позвоночные артерии не выявлены. Непаталогическая извитость обеих ОСА, ВСА, ПА на V1, V2 сегментов.
Аудиологическое обследование делали во сне, ребенок проснулся. Заключение: при обследовании периферического отдела органа слуха справа, слева по результатам КСВП паталогии не выявлено.
Нейросоноскопия – УС картина минимального расширениябоковых желудочков головного мозга (последствие интранатальной гипоксии?) эти изменения вряд ли могут приводить к значимым неврологическим нарушениям. При выраженной и стойкой патологии необходимо исключить генетические и метаболические нарушения.
Генетик – делеции хромосомного региона 22q11.2 не обнаружены, исключили муковисцидоз. Аминокислоты, аммиак – в норме.
Ортопед – в норме, отправил к генетику.
Невролог1 в 1,6 года: Отставание моторного развития. Рекомендации – много ноотропов по схеме.
Невролог2 в 2,6 года : последствия ППЦНС, отставание в ПМР. Энусфотол
Невролог3 в 3,5 года: органические поражения головного мозга? с нарушением психоречевого развития. Глиатилин
Нейропсихолог1 в 3года: выражена симптоматика от всех уровней ствола головного мозга, наиболее грубо звучит мозжечок и промежуточный мозг (который сейчас в сензитивном периоде).
Нейропсихолог2+дефектолог в 3,6года: нарушения сенсорно-моторногоразвития, диспраксия, сенсорно-моторная алалия. Нарушения тонуса, координации. Нарушение нейродинамических процессов. Данная нейропсихологическая симптоматика указывает на дефицитарность стволовых образований мозга, дисгенетический синдром, заинтересованность структуры мозжечка.
Логопед: ЗРР/дисфазия развития на фоне коммуникативных нарушений.
На данный момент -ноотропы не пили, занятия с дефектологом, массажи (и логомассажи), кинезиолог. Прошли два курса БАК (на всякий случай). Результаты есть, но в основном в поведении-обучаемости. Связной речи пока нет. Я так понимаю, что однозначного диагноза тоже пока нет.
Сейчас все специалисты активно начинают настаивать на медикаментозной терапии, микрополяризации и т.п. мотивируя тем, что ребенок недостаточно развивается, ему в 4года могут поставить УО. Я начинаю переживать – все ли мы правильно делаем? Возможно есть ситуации, когда ноотропы показаны и это как раз наш случай?
Куда идти дальше? Психиатр, невролог, генетик, эпилептолог? Стоит добиваться точного диагноза?
Нужно ли делать МРТ (под наркозом – стоит ли?)?
Проверять слух повторно?
Как часто делать ЭЭГ? Раз в год, раз в полгода?
Спасибо!
Источник
Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что такой диагноз можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.
Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.
Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес. и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.
Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» — общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.
Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии — «дисфазия развития».
Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.
При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с УО) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).
Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:
- Генетические (наследственность)
- Экзогенно-органические (очень часто в анамнезе – КС, гипоксия плода, нарушение кровоснабжения мозга, смещение позвонков в шейном отделе, сосудистые проблемы).
При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.
Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.
Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.
Симптомы моторной алалии
В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – [слово+жест].
Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.
ЗРР, диспраксия или алалия?
Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.
В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».
Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка и нужно ставить диагноз. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.
Синдромы, входящие в моторную алалию
Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Что же в него входит?
- Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
- Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
- Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
- Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
- Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
- Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).
У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.
Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией
Моторная алалия – это не только речевое, но и психоречевое нарушение развития.
Психическое развитие детей с моторной алалией происходит своеобразно. При этом наблюдаются особенности:
- Личностной сферы – эмоционально-волевая незрелость;
- Когнитивной сферы;
- Эмоционально-вегетативной сферы (невротическая и неврозоподобная симптоматика).
Практически у всех детей в той или иной степени присутствует логофобия – избегание вербального общения, вплоть до элективного мутизма. В редких случаях можно наблюдать обратную ситуацию, когда ребенок сохраняет высокую речевую активность.
На практике у таких детей я часто наблюдаю патологическую привязанность к маме, негативизм, протесты, высокую тревожность, отказ от выполнения заданий даже в игровой форме. Часто дети отказываются выполнять задания не только речевые, но и связанные с пальцевым и кистевым праксисом.
Для детей с моторной алалией крайне высока вероятность социальной дезадаптации. Поэтому очень важно проводить не только логопедическую коррекцию, но и психологическую. В таком случае динамика в коррекции будет выше!
Нейропсихолог Александрова О.А.
Если вам требуется консультация логопеда или нейропсихолога, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или пишите нам в мессенджеры:
Источник
Моторная алалия − это полное отсутствие или частичное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением корковых центров мозга, отвечающих за речь. Эти изменения чаще происходят во время перинатального периода или в первый год жизни ребенка.
Малыш отлично понимает чужую речь, но самостоятельно сказать ничего не может. Этот недуг диагностируется чаще у 1% детей дошкольного и до 0,8% школьного возраста. Чаще болезнь диагностируется у мальчиков до 5 лет жизни, чем у девочек.
Моторная алалия проявляется в виде отставания в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям с подобной патологией сложно приподнять язык вверх и удержать его в таком состоянии долго, не могут облизать губы.
Также у детей с этим недугом наблюдаются и другие сложности: они не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы без посторонней помощи. Они не могут пройти по бревну, не прыгают на одной ноге, часто спотыкаются и падают.
Виды заболевания
Уже много лет изучается проблема классификации алалии у детей. Болезнь классифицируют в зависимости от механизмов, от признаков проявления и степени выраженности. Сегодня логопеды используют для классификации алалии метод по Ковшикову.
Согласно нему, выделяют такие виды заболевания:
- экспрессивную моторную алалию;
- импрессивную сенсорную;
- смешанную.
В зависимости от зоны повреждения мозга болезнь делят на два типа:
- афферентная − поражены нижние теменные отделы мозга в левом полушарии;
- эфферентная − поражены центры Брока в задней трети лобной извилины.
Стадии и степени
Существует несколько степеней болезни, каждая характеризуется своими отклонениями, все они описаны в таблице ниже.
Степень | Особенности |
Легкая | Эту степень достаточно легко вылечить. Достаточно просто ограничиться занятиями с логопедом и выполнением домашних упражнений и все отклонения уйдут. Ребенок научится самостоятельно говорить, ухаживать за собой. |
Тяжелая | При данной степени заболевания наблюдаются грубые поражения центров речи, поэтому терапия в большинстве случаев не приносит улучшений. |
Симптомы
Первые признаки алалии можно заметить еще в первый год жизни малыша, но чаще родители просто не обращают на них никакого внимания. Чуть позже, когда приходит время ребенку лепетать, гулять и улыбаться родителям, он просто не реагирует на их появление, так как у него уже значительно снижена познавательная активность. Если такие признаки наблюдаются, то нужно срочно проконсультироваться со специалистом.
Чаще взрослые начинают бить тревогу на втором году жизни ребенка. Именно в этот период малыш должен уже четко говорить первые слова, складывать их во фразу, формируется фонематическая система. Если же ребенок не произнес до 2-х лет ни одного слова, то требуется консультация логопеда. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечением, тем благоприятнее прогноз.
У алаликов есть все, что необходимо им для того, чтобы нормально разговаривать, но они просто не имеют возможность воспользоваться своими возможностями.
А выражается это в:
- литературной парафазии, когда один звук в слове заменяется на другой;
- персеверации, когда речь рассеянная и непрекращающаяся;
- элизии, когда отдельные звуки выпадают из слов;
- ограниченном словарном запасе, чаще это касается глаголов и отдельных отглагольных форм;
- замене слов на похожие по смыслу;
- контаминации, когда объединяются слоги слов;
- неправильном согласовании слов;
- выпадении при разговоре предлогов.
Также можно определить у ребенка признаки алалии по неречевым симптомам, проявляющиеся в виде неправильной работе нервной системе:
- наблюдаются нарушения двигательной функции лицевых мускулов;
- нарушается равновесие;
- неловкость, когда дети часто спотыкаются и бьются о преграды;
- нарушениями пространственного гнозиса;
- дисфункция мозга минимальна.
К психопатологической симптоматике алалии относятся:
- отставание в развитии;
- импульсивность в действиях;
- повышенная тревожность и агрессия;
- плохая адаптация к окружающей среде;
- сниженное внимание;
- чрезмерная утомляемость.
При первых признаках болезни, необходимо срочно посетить педиатра и пройти комплексное обследование.
Причины появления
Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может быть следствием асфиксии новорожденного, недоношенности или травмы, полученной во время родов. В редких случаях диагноз может быть поставлен при преждевременных или затяжных родах.
Спровоцировать развитие недуга могут осложнения во время вынашивания малыша и родовой деятельности, а также перинатальные патологии.
Чаще всего причинами развития такого нарушения являются:
- инфекции (заражение произошло во время пребывания в утробе матери или при прохождении родовых ходов);
- гипоксия;
- асфиксия;
- токсикоз;
- травмирование плода во время падения беременной женщины или удара в область живота;
- травма мозга во время вынашивания плода или родов;
- высокий риск самопроизвольного аборта;
- некоторые хронические недуги матери: недостаточность сердца и легких, гипертензия.
Также спровоцировать развитие алалии могут другие серьезные недуги, которые влияют на нервную систему: менингит, энцефалит, соматические патологии, травмирование головы. Некоторые ученые считают, что алалия − это наследственная болезнь. Дети с такой патологией отличаются от умственно отсталых малышей. Как только речь начнет восстанавливаться, умственное отставание исчезнет.
Диагностика
Моторная алалия у ребенка 2-5 лет диагностируется логопедом.
Поставить точный диагноз бывает довольно сложно, поэтому рекомендуется пройти комплексное обследование:
- Анамнез. Логопед изначально собирает всю информацию о родителях малыша и общения ребенка с окружающими. Подозревать алалию можно в том случае, если точно установлены три характерных симптома.
- Дифференцированное обследование. Обязательно следует посетить целый ряд специалистов. Отоларинголог должен проверить слух, психоневролог написать заключение об умственном состоянии ребенка, а психолог проверить, нет ли аутизма.
- Динамическая диагностика. Во время коррекции речи логопед должен фиксировать, есть ли улучшения. На основании полученных данных логопед может скорректировать ранее поставленного диагноза.
Также часто рекомендуют пройти и такое обследование:
- МРТ. С его помощью удается установить, есть ли органические поражения в мозге. Стоимость обследования от 2500 руб.
- ЭЭГ. Этот метод диагностики помогает определить, в каком месте мозга произошли нарушения и как они отражаются на ребенке. Цена обследования от 500 руб.
Профилактика
Чтобы моторная алалия не развивалась у малыша, обязательно нужно обеспечить надлежащие условия для правильного протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка.
Во время вынашивания малыша женщинам рекомендуется проводить профилактику:
- вовремя стать на учет к гинекологу, своевременно проходить все рекомендованные обследования и выполнять рекомендации доктора;
- свести к минимуму риск заражения инфекцией, своевременно лечить недуги;
- исключить все занятия, которые могут нанести травму плоду;
- избегать серьезных физических нагрузок;
- отказаться от употребления спиртных напитков, курения;
- подобрать сбалансированный рацион питания;
- выполнять упражнения, рекомендованные беременным.
Чтобы ребенок развивался правильно, необходимо:
- регулярно посещать семейного доктора, узких специалистов при необходимости;
- делать все прививки в соответствии с возрастом малыша, но только если нет противопоказаний;
- выполнять упражнения ля правильного развития ребенка, комплекс подбирается в соответствии с возрастом;
- защитить ребенка от различных травм, особенно головы;
- уделять как можно больше внимания ребенку, общаться с ним в ласковой манере;
- поддерживать правильный психологический настрой в семье.
Коррекционная работа
Моторная алалия у ребенка, которому уже 2-5 лет, должна лечиться только комплексно. Специалист подбирает терапию индивидуально каждому малышу, учитывая его тип недуга и степень развития.
Не стоит ждать быстрых результатов, потребуется длительная и сложнейшая работа, чтобы ребенок начал справляться со своими дефектами речи. Эта болезнь тяжело подается терапии, но шанс вылечиться есть у каждого ребенка.
Есть несколько методов вылечить алалию:
- Прием лекарств. Логопед и невролог могут порекомендовать родителям давать ребенку ноотропные или метаболические препараты. Например, Энцефабол, который помогает улучшить все сниженные патологией обменные процессы в мозге, улучшает кровообращение, снижает уровень вязкости крови. Пантогам − это мягко действующий на детский организм метаболический церебропротектор. Это средство улучшает энергетический обмен в мозге и клетках, оказывает противосудорожное действие, снижает моторную возбудимость, повышает работоспособность умственную и физическую. Назначать препарат должен доктор, он же подбирает дозировку и курс.
- Микротоковая рефлексотерапия. При помощи оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа отдельных частей мозга, которые наиболее поражены болезнью. Подобная процедура полностью безболезненна, назначается детям с 6 месяцев.
- Массаж. С его помощью удается улучшить работу мышц речевого аппарата.
- Физиотерапия. Специалист может порекомендовать курс лазерной, магнитной или электростимуляции, проводящиеся на специальном оборудовании.
Хорошую эффективность в лечении алалии у детей дают занятия с логопедом. Он хорошо знает, какие именно упражнения применять, чтобы всесторонне развивать речевой аппарат. Упражнения должны стимулировать активность речи, формировать большой словарный запас.
Вне зависимости от того, какая форма болезни у ребенка, логопед использует 4 этапа лечения в своей работе:
- Подготовительный. На этом этапе специалист формирует у ребенка предпосылки для дальнейшего правильного развития речи. Логопед создает такие ситуации, чтобы побудить малыша к общению. Также он формирует понятие, что речь для каждого человека важна. На этом этапе проводятся работы по развитию темпо-ритмической стороны речи и психических функций.
- Второй этап помогает сформировать начальные навыки речи. Проводятся работы, помогающие расширить словарь, идет активная помощь в соотношении слов с предметами. Специалист учит малыша узнавать слова по их звучанию, занимается коррекцией произношения звуков. Также применяются упражнения, помогающие классифицировать и обобщать предметы.
- На третьем этапе формируются высказывания, как главной единицы речи. Логопед помогает скорректировать грамматический строй, учит ребенка правильно конструировать свои высказывания.
- На 4 этапе формируются понятия о познавательной функции речи. Подбираются упражнения, позволяющие сформировать связную речь, распланировать ее и воспитать навыки самостоятельного контроля.
Упражнения для каждого этапа подбираются индивидуально в соответствии с формой болезни. Во внимание берутся особенности дефекта. Работа организовывается таким образом, чтобы удалось наилучших результатов и максимально скорректировать речь.
Моторная алалия у ребенка 2-4 лет при работе с логопедом имеет ряд особых направлений, кроме основных принципов и этапов:
- приводятся в норму все моторные функции, каждое задание, выполняемое ребенком, контролируется;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- развивается психологическая речевая база;
- развивается словесное и логическое мышление, идет регулирование речи;
- проходит подробная коррекция произношения звуков и преодоление оральной апраксии;
- развиваются фонематические процессы, где упор делается на восприятии речи;
- развиваются экспрессивные стороны речи.
Кроме логопеда с ребенком обязательно должен работать дефектолог, ведь нарушения могут быть и в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог дает больше уклон на психические функции и особенности личности.
Родители обязательно должны в домашних условиях заниматься с ребенком. Совместно с логопедом создается домашняя программа работы с ребенком.
- Обязательно малыш должен воспринимать речь взрослого. Ему нужно называть предмет, а ребенок должен найти его и показать. Если он показал неправильно, его нужно поправить, показать верный вариант и попросить повторить название предмета. Для таких занятий можно использовать любимые игрушки ребенка, с каждым разом обязательно увеличивать количество предметов, добавляя ранее ему незнакомые. Чем больше предметов он выучит, тем быстрее его словесный запас пополнится.
- Если малыш выучил много слов, то обязательно следует поработать над их правильным произношением.
- Разговаривать с алаликом нужно как можно больше. Речь взрослого должна быть понятной, правильной и не быстрой. Если у ребенка сенсорная алалия, то каждое слово лучше сопровождать соответствующей картинкой.
- Показывать малышу буквы, а после подбирать слова, начинающиеся на нее. Просить ребенка показывать букву, на которую слово начинается, пусть проговорит четко слово.
Обязательно нужно купить ребенку книжки с яркими картинками. Рассматривать их, показывать и говорить, кто изображен. Можно подобрать специальные компьютерные игры, где ребенок сможет развивать свою речь.
В домашних условиях можно проводить малышу логопедический массаж, который стимулирует речевые зоны.
Последовательность массажных движений может быть такой:
- поглаживание лобной области, начиная от центра и двигаясь к вискам, движения вокруг висков должны выполняться по часовой стрелке;
- таким же образом гладятся впадины глаз, движения не должны приносить дискомфорт, все выполнять нежно и мягко;
- круговыми движениями гладятся щечки;
- после нужно перейти на массаж пространства между бровями;
- растирается нос, губы и даже язык.
После массажа лица можно переходить на руки, грудь, спину. Никаких резких и болючих движений, ребенок должен быть полностью расслаблен. Руки перед массажем обязательно обработать антисептиком, никаких масел использовать не нужно, чтобы не вызывать аллергической реакции.
Занятия с логопедом и дома помогут быстрее развить логоритмику и связную речь фразами. Выполнение простых упражнений значительно увеличит словесный запас, улучшит речь, научит малыша понимать простейшие выражения.
Возможные осложнения
Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может спровоцировать серьезнейшие нарушения письменной речи. Также у детей с подобным диагнозом, которые не получают надлежащего лечения, может появиться заикание, проявляющееся чаще при формировании навыков устной речи.
Если своевременно поставить диагноз и подобрать комплексную терапию, включающую в себя прием медикаментов, работу с логопедом, дефектологом и работу с родителями дома, то прогноз будет благоприятным.
Немаловажное значение играет и степень поражения мозга, невролог должен точно выяснить, насколько он поражен, чтобы подобрать терапию. При незначительных повреждениях уже к 5 годам можно полностью исключить диагноз − алалия.
Моторная алалия, которая была диагностирована ребенку до 1 года, может быть эффективно и без особых проблем вылечена. Родителям просто следует быть внимательным к своему малышу, строго следовать рекомендациям педиатра, посетить логопеда при необходимости и других узких специалистов.
От сенсорного недуга малыш быстрее избавляется, чем от моторного, поэтому нужна кропотливая и длительная работа.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео об алалии у детей
Что такое алалия:
Источник