Непрямой массаж сердца ребенку до 1 года
Обзор
Ниже приводится полная последовательность сердечно-легочной реанимации (СЛР) для детей и младенцев. Каждому родителю настоятельно рекомендуется пройти курс обучения оказанию первой помощи, где значительно легче понять и запомнить СЛР.
1. Убедитесь, что данное место безопасно.
- Проверьте, нет ли опасности, например, источников электрического тока или проезжающие машины.
2. Проверьте, реагирует ли ребёнок на раздражители.
- Аккуратно потеребите ребенка и громко спросите, все ли в порядке.
- Не встряхивайте детей с подозрением на повреждение шеи.
3А. Если ребенок отреагировал словом или движением:
- оставьте его в положении, в котором он находится (при отсутствии опасности вокруг);
- проверьте его состояние и, если требуется – окажите помощь;
- регулярно проверяйте, изменилось ли его состояние.
3B. Если ребенок не реагирует:
- зовите на помощь.
Если ребенку меньше года:
- убедитесь, что голова ребенка находится в нормальном положении, на одной линии с шеей и не запрокинута;
- в тоже время, приподнимите подбородок ребенка, подведя кончики пальцев под подбородок. Не надавливайте на мягкие ткани под подбородком, поскольку вы можете заблокировать дыхательные пути.
Если ребенку больше одного года:
- освободите дыхательные пути ребенка, запрокинув его голову и приподняв подбородок;
- чтобы это сделать, положите свою руку на лоб ребенка и слегка запрокиньте его голову назад, не перемещая его из положения, в котором он находится;
- в тоже время, приподнимите подбородок ребенка, подведя кончики пальцев под подбородок; не надавливайте на мягкие ткани под подбородком, поскольку вы можете заблокировать дыхательные пути;
- во время оказания первой помощи ребенка нужно перевернуть на спину.
Если вы предполагаете, что повреждена шея, запрокидывайте голову осторожно, плавно, понемногу сдвигая её, пока дыхательные пути не будут открыты.
4. Сохраняя данное положение, осмотрите ребенка, проверьте его дыхание:
- проверьте, приподнимается ли грудная клетка;
- прислушайтесь, слышны ли звуки дыхания через нос и рот;
- попробуйте почувствовать дыхание ребенка на своей щеке.
На эти действия у вас есть не более десяти секунд, чтобы решить, дышит ли ребенок.
5А. Если ребенок нормально дышит
- положите его на бок;
- следите за тем, чтобы дыхание сохранялось.
5B. Если ребенок не дышит, или его дыхание неритмично:
- аккуратно удалите изо рта ребенка всё, что препятствует дыханию;
- проведите первоначальные пять выдохов «рот в рот» (см. ниже);
- пока делаете это, отмечайте любые ответные реакции ребенка: покашливание или позыв к рвоте. Это поможет оценить «признаки жизни» (смотрите ниже).
Искусственное дыхание «рот в рот» для детей младше одного года:
- Убедитесь, что голова ребенка находится в нормальном положении и приподнимите подбородок.
- Вдохните и охватите рот и нос ребенка своими губами, убедившись, что воздуху не пройти наружу. Если у вас это не получается, то охватите своими губами только рот, закрыв пальцами нос ребенка, чтобы не выходил воздух.
- Равномерно выдохните в рот и нос ребенка. Выдох должен занимать 1-1,5 секунды. Если вы правильно выполняете искусственное дыхание, грудь ребёнка должна приподниматься.
- Отнимите свои губы от носа и рта ребенка, чтобы позволить воздуху выйти наружу. Грудная клетка должна опускаться по мере выхода воздуха из нее.
- Повторите такую последовательность действий пять раз (5 вдохов).
Искусственное дыхание «рот в рот» для детей старше одного года:
- Запрокиньте голову ребенка и приподнимите подбородок.
- Закройте нос ребенка, используя указательный палец, а большой палей положите ему на лоб.
- Приоткройте его рот, сохраняя приподнятое положение подбородка.
- Вдохните и охватите рот ребенка своими губами, убедившись, что воздуху не пройти наружу.
- Равномерно выдохните в рот ребенка, наблюдая за подъёмом грудной клетки. Выдох должен занимать 1-1,5 секунды. Сохраная положение головы ребёнка, отнимите свои губы ото рта ребенка и наблюдайте за тем, как грудная клетка опускается по мере выхода воздуха из нее.
- Повторите эти действия пять раз. Проверьте, что грудь ребенка приподнимается и опускается так же, как и при нормальном дыхании.
5C. Если не удаётся добиться эффективного дыхания (грудная клетка не поднимается во время вдоха), причиной может быть преграда в дыхательных путях.
- Откройте рот ребенка, удалите все, что может мешать дыханию под контролем зрения. Не вводите пальцы в рот вслепую.
- Убедитесь, что голова запрокинута и подбородок приподнят нормально, но шея не слишком сильно разогнута.
- Проведите пять попыток достичь нормального дыхания (достаточного для того, чтобы грудная клетка приподнималась). Если попытки оказались неудачными, перейдите к непрямому массажу сердца.
6. Проверьте признаки жизни
Потратьте не более 10 секунд на поиск признаков какого-либо движения, кашля или нормального дыхания (а не просто редкого, затрудненного дыхания).
7А. Если вы обнаружили признаки жизни:
- Продолжайте искусственное дыхание до тех пор, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно.
- Переверните ребенка на бок (позиция оживления), если он остается без сознания.
- Часто проверяйте, изменилось ли его состояние.
7B. Если нет убедительных признаков жизни:
- Начните непрямой массаж сердца.
- Чередуйте искусственное дыхание с непрямым массажем сердца.
Непрямой массаж сердца: общие правила
- Чтобы избежать давления на желудок, найдите место прикрепления к грудине нижних ребер, затем отложите от этой точки один палец вверх. Нажимайте на грудину.
- Давите вниз примерно на одну треть грудной клетки.
- Частота надавливания на грудную клетку должна быть около 100 в минуту.
- После 30 нажатий запрокиньте голову ребенка, приподнимите подбородок и сделайте два выдоха.
- Продолжайте чередовать их с частотой 2 выдоха на каждые 30 нажатий.
Хотя частота нажатий будет 100 нажатий в минуту, реальное количество будет ниже из-за пауз, необходимых для выдохов. Применение метода непрямого массажа сердца различается для детей младше и старше 1 года.
Непрямой массаж сердца детей до 1 года
- Выполняйте нажатия кончиками двух пальцев, не рукой и не двумя руками.
- Непрямой массаж сердца детей старше года
- Поместите основание ладони одной руки на нижнюю треть грудины (как описано выше).
- Приподнимите пальцы, чтобы убедиться, что давление не приходится на ребра.
- Встаньте рядом, на уровне грудной клетки. Нажимайте на грудину прямой рукой так, чтобы опустить её приблизительно на одну треть грудной клетки.
- Если ребенок крупный, или у вас не хватает сил, легче выполнять непрямой массаж сердца двумя сцепленными руками (положив одну кисть на другую), избегая давления на ребра (подняв пальцы вверх).
Если никто не откликнулся на ваш призыв о помощи, и вы все ещё одни, продолжайте попытки оживить ребенка около минуты, а затем снова позвоните в скорую помощь (03 со стационарного телефона, 112 или 911 – с мобильного). Затем снова вернитесь к оказанию помощи.
8. Продолжайте оживление до тех пор, пока:
- у ребенка появятся признаки жизни (нормальное дыхание, кашель, движения руками или ногами);
- прибудет скорая помощь;
- вы полностью обессилите.
Все материалы сайта были проверены врачами. Однако, даже самая достоверная статья не позволяет учесть все особенности заболевания у конкретного человека. Поэтому информация, размещенная на нашем сайте, не может заменить визита к врачу, а лишь дополняет его. Статьи подготовлены для ознакомительных целей и носят рекомендательный характер. При появлении симптомов, пожалуйста, обратитесь к врачу.
Напоправку.ру 2020
Источник
Проведение сердечно-легочной реанимации у детей
Последовательность трех важнейших приемов сердечно-легочной реанимации сформулирована P. Safar (1984) в виде правила «АВС»:
- Aire way ореп («открой дорогу воздуху») обозначает необходимость освободить дыхательные пути от препятствий: западания корня языка, скопления слизи, крови, рвотных масс и других инородных тел;
- Breath for victim («дыхание для пострадавшего») обозначает ИВЛ;
- Circulation his blood («циркуляция его крови») обозначает проведение непрямого или прямого массажа сердца.
Мероприятия, направленные на восстановление проходимости дыхательных путей, проводят в такой последовательности:
- пострадавшего укладывают на жесткое основание навзничь (вверх лицом), а если возможно – в положение Тренделенбурга;
- разгибают голову в шейном отделе, выводят вперед нижнюю челюсть и одновременно открывают рот у пострадавшего (тройной прием Р. Сафара);
- освобождают рот больного от различных инородных тел, слизи, рвотных масс, сгустков крови с помощью пальца, обвернутого платком, отсоса.
Обеспечив проходимость дыхательных путей, немедленно приступают к ИВЛ. Существует несколько основных ее методов:
- непрямые, ручные методы;
- методы непосредственного вдувания воздуха, выдыхаемого реаниматором, в дыхательные пути пострадавшего;
- аппаратные методы.
Первые имеют в основном историческое значение и в современных руководствах по сердечно-легочной реанимации вообще не рассматриваются. Вместе с тем не следует пренебрегать ручными приемами ИВЛ в трудных ситуациях, когда нет возможности оказать пострадавшему помощь другими способами. В частности, можно применить ритмические сжатия (одновременно обеими руками) нижних ребер грудной клетки пострадавшего, синхронизированные с его выдохом. Этот прием может оказаться полезным во время транспортировки больного с тяжелым астматическим статусом (пациент лежит или полусидит с запрокинутой головой, врач стоит спереди или сбоку и ритмично сдавливает его грудную клетку с боков во время выдоха). Прием не показан при переломах ребер или выраженной обструкции дыхательных путей.
Преимущество методов прямого раздувания легких у пострадавшего состоит в том, что с одним вдохом вводится много воздуха (1-1,5 л), при активном растягивании легких (рефлекс Геринга-Брейера) и введении воздушной смеси, содержащей повышенное количество углекислого газа (карбоген), стимулируется дыхательный центр больного. Используются методы «изо рта в рот», «изо рта в нос», «изо рта в нос и рот»; последний способ обычно применяется при реанимации детей раннего возраста.
Спасатель стоит на коленях сбоку от пострадавшего. Удерживая его голову в разогнутом положении и зажав двумя пальцами нос, он плотно охватывает губами рот пострадавшего и делает подряд 2-4 энергичных, не быстрых (в течение 1-1,5 с) выдоха (должна быть заметной экскурсия грудной клетки больного). Взрослому обычно обеспечивают до 16 дыхательных циклов за минуту, ребенку – до 40 (с учетом возраста).
Аппараты ИВЛ различаются по сложности конструкции. На догоспитальном этапе можно использовать дыхательные саморасправляющиеся мешки типа «Амбу», простые механические аппараты типа «Пневмат» или прерыватели постоянного воздушного потока, например по методу Эйра (через тройник – пальцем). В стационарах применяют сложные электромеханические устройства, обеспечивающие ИВЛ В течение длительного срока (недели, месяцы, годы). Кратковременная принудительная ИВЛ обеспечивается через носоротовую маску, длительная – через интубационную или трахеотомическую трубку.
Обычно ИВЛ сочетают с наружным, непрямым массажем сердца, достигаемым с помощью компрессии – сжатия грудной клетки в поперечном направлении: от грудины к позвоночнику. У детей старшего возраста и у взрослых это граница между нижней и средней третью грудины, у детей раннего возраста – условная линия, проходящая на один поперечный палец выше сосков. Частота сжатий грудной клетки у взрослых составляет 60-80, у младенцев – 100-120, у новорожденных – 120-140 в минуту.
У младенцев один вдох приходится на 3-4 сжатия грудной клетки, у детей старшего возраста и взрослых это соотношение составляет 1:5.
Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствуют уменьшение цианоза губ, ушных раковин и кожи, сужение зрачков и появление фотореакции, повышение АД, появление у больного отдельных дыхательных движений.
Вследствие неправильного расположения рук реаниматора и при чрезмерных усилиях возможны осложнения сердечно-легочной реанимации: переломы ребер и грудины, повреждение внутренних органов. Прямой массаж сердца делается при тампонаде сердца, множественных переломах ребер.
Специализированная сердечно-легочная реанимация включает более адекватные приемы ИВЛ, а также внутривенное или внутритрахеальное введение медикаментов. При внутритрахеальном введении доза препаратов должна быть у взрослых в 2 раза, а у младенцев в 5 раз выше, чем при внутривенном введении. Внутрисердечное введение препаратов в настоящее время не практикуется.
Условие успеха сердечно-легочной реанимации у детей – это освобождение дыхательных путей, ИВЛ и подача кислорода. Самая частая причина остановки кровообращения у детей – гипоксемия. Поэтому во время СЛР подается 100 % кислород через маску или интубационную трубку. В. А. Михельсон и соавт. (2001) дополнили правило «АВС» Р. Сафара еше 3 буквами: D (Drag) – лекарства, Е (ECG) – электрокардиографический контроль, F (Fibrillation) – дефибрилляция как метод лечения нарушений сердечного ритма. Современная сердечно-легочная реанимация у детей немыслима без этих компонентов, однако алгоритм их применения зависит от варианта нарушения сердечной деятельности.
При асистолии используется внутривенное или внутритрахеальное введение следующих препаратов:
- адреналин (0,1 % раствор); 1-я доза – 0,01 мл/кг, следующие – 0,1 мл/кг (черезкаждые 3-5 миндо получения эффекта). При внутритрахеальном введении дозу увеличивают;
- атропин (при асистолии малоэффективен) вводится обычно после адреналина и обеспечения адекватной вентиляции (0,02 мл/кг 0,1 % раствора); повторяют не более 2 раз в той же дозе через 10 мин;
- бикарбонат натрия вводят только в условиях продолжительной сердечно-легочной реанимации, а также если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне декомпенсированного метаболического ацидоза. Обычная доза 1 мл 8,4 % раствора. Повторять введение препарата можно только под контролем КОС;
- допамин (дофамин, допмин) применяется после восстановления сердечной деятельности на фоне нестабильной гемодинамики в дозе 5-20 мкг/(кг мин), для улучшения диуреза 1-2мкг/(кг-мин) длительно;
- лидокаин вводят после восстановления сердечной деятельности на фоне постреанимационной желудочковой тахиаритмии болюсно в дозе 1,0- 1,5 мг/кг с последующей инфузией в дозе 1-3 мг/кг-ч), или 20-50 мкг/(кг-мин).
Дефибрилляцию проводят на фоне фибрилляции желудочков или желудочковой тахикардии при отсутствии пульса на сонной или плечевой артерии. Мощность 1-го разряда 2 Дж/кг, последующих – 4 Дж/кг; первые 3 разряда можно делать подряд, не контролируя ЭКГ-монитором. Если на приборе другая шкала (вольтметр), 1-й разряд у детей грудного возраста должен быть в пределах 500-700 В, повторные – в 2 раза больше. У взрослых соответственно 2 и 4тыс. В (максимально 7 тыс. В). Эффективность дефибрилляции повышается путем повторного введения всего комплекса средств медикаментозной терапии (включая поляризующую смесь, а иногда сернокислую магнезию, эуфиллин);
При ЭМД у детей с отсутствием пульса на сонной и плечевой артериях используются следующие методы интенсивной терапии:
- адреналин внутривенно, внутритрахеально (при невозможности катетеризации с 3 попыток или в течение 90 с); 1-я доза 0,01 мг/кг, последующие – 0,1 мг/кг. Введение препарата повторяют через каждые 3-5 мин до получения эффекта (восстановление гемодинамики, пульса), далее – в виде йнфузий в дозе 0,1-1,0мкг/(кгмин);
- жидкость для восполнения ОЦП; лучше применять 5 % раствор альбумина или стабизол, можно реополиглюкин в дозе 5-7 мл/кг быстро, капельно;
- атропин в дозе 0,02-0,03 мг/кг; возможно повторное введение через 5-10 мин;
- бикарбонат натрия – обычно 1 раз 1 мл 8,4 % раствора внутривенно медленно; эффективность его введения сомнительна;
- при неэффективности перечисленных средств терапии – элекгрокардиостимуляция (наружная, чреспищеводная, эндокардиальная) безотлагательно.
Если у взрослых желудочковая тахикардия или фибрилляция желудочков – основные формы прекращения кровообращения, то у детей раннего возраста они наблюдаются исключительно редко, поэтому дефибрилляция у них почти не используется.
В случаях, когда поражение головного мозга настолько глубоко и обширно, что становится невозможным восстановление его функций, в том числе стволовых, диагностируется смерть мозга. Последняя приравнивается к смерти организма в целом.
В настоящее время не существует законных оснований для прекращения начатой и активно проводимой интенсивной терапии у детей до естественной остановки кровообращения. Реанимация не начинается и не проводится при наличии хронического заболевания и патологии, несовместимой с жизнью, что заранее определено консилиумом врачей, а также при наличии объективных признаков биологической смерти (трупные пятна, трупное окоченение). Во всех остальных случаях сердечно-легочная реанимация у детей должна начинаться при любой внезапной остановке сердца и проводиться по всем правилам, описанным выше.
Продолжительность стандартной реанимации при отсутствии эффекта должна быть не меньше 30 мин после остановки кровообращения.
При успешном проведении сердечно-легочной реанимации у детей удается восстановить сердечную, иногда одновременно и дыхательную функции (первичное оживление) по меньшей мере у половины пострадавших, однако в дальнейшем сохранение жизни у пациентов наблюдается значительно реже. Причиной тому служит постреанимационная болезнь.
Исход оживления во многом предопределяют условия кровоснабжения мозга в раннем постреанимационном периоде. В первые 15 мин кровоток может превышать исходный в 2-3 раза, через 3-4 ч происходит его падение на 30-50 % в сочетании с возрастанием сосудистого сопротивления в 4 раза. Повторное ухудшение мозгового кровообращения может наступить спустя 2-4 дня или 2-3 нед после СЛР на фоне почти полного восстановления функции ЦНС – синдром отсроченной постгипоксической энцефалопатии. К концу 1-х-в начале 2-х суток после СЛР может наблюдаться повторное снижение оксигенации крови, связанное с неспецифическим поражением легких – респираторным дистресс-синдромом (РДС) и развитием шунтодиффузионной дыхательной недостаточности.
Осложнения постреанимационной болезни:
- в первые 2-3 дня после СЛР – отек мозга, легких, повышенная кровоточивость тканей;
- через 3-5 сут после СЛР – нарушение функций паренхиматозных органов, развитие манифестной полиорганной недостаточности (ПОН);
- в более поздние сроки – воспалительные и нагноительные процессы. В раннем постреанимационном периоде (1-2 нед) интенсивная терапия
- проводится на фоне нарушенного сознания (сомноленция, сопор, кома) ИВЛ. Основные ее задачи в этом периоде – стабилизация гемодинамики и защита мозга от агрессии.
Восстановление ОЦП и реологических свойств крови осуществляется гемодилютантами (альбумин, протеин, сухая и нативная плазма, реополиглюкин, солевые растворы, реже поляризующая смесь с введением инсулина из расчета 1 ЕД на 2-5 г сухой глюкозы). Концентрация белка в плазме должна быть не ниже 65 г/л. Улучшение газообмена достигается восстановлением кислородной емкости крови (переливание эритроцитной массы), ИВЛ (с концентрацией кислорода в воздушной смеси желательно менее 50%). При надежном восстановлении спонтанного дыхания и стабилизации гемодинамики возможно проведение ГБО, на курс 5-10 процедур ежедневно по 0,5 АТИ (1,5 АТА) и плато 30-40 мин под прикрытием антиоксидантной терапии (токоферол, аскорбиновая кислота и др.). Поддержание кровообращения обеспечивается малыми дозами допамина (1-3 мкг/кг в минуту длительно), проведением поддерживающей кардиотрофной терапии (поляризующая смесь, панангин). Нормализация микроциркуляции обеспечивается эффективным обезболиванием при травмах, нейровегетативной блокадой, введением антиагрегантов (курантил 2-Змг/кг, гепарин до 300 ЕД/кг в сутки) и вазодилататоров (кавинтон до 2 мл капельно или трентал 2-5мг/кг в сутки капельно, сермион, эуфиллин, никотиновая кислота, компламин и др.).
Проводится антигипоксическая (реланиум 0,2-0,5мг/кг, барбитураты в дозе насыщения до 15 мг/кг за 1-е сутки, в последующие – до 5 мг/кг, ГОМК 70-150 мг/кг через 4-6 ч, энкефалины, опиоиды) и антиоксидантная (витамин Е – 50 % масляный раствор в дозе 20-30 мг/кг строго внутримышечно ежедневно, на курс 15-20 инъекций) терапия. Для стабилизации мембран, нормализации кровообращения назначают внутривенно большие дозы преднизолона, метипреда (до 10- 30 мг/кг) болюсно или дробно в течение 1-х суток.
Профилактика постгипоксического отека мозга: краниальная гипотермия, введение мочегонных средств, дексазона (0,5-1,5 мг/кг в сутки), 5-10% раствора альбумина.
Проводится коррекция ВЭО, КОС и энергетического обмена. Осуществляется дезинтоксикационная терапия (инфузионная терапия, гемосорбция, плазмаферез по показаниям) для профилактики токсической энцефалопатии и вторичного токсического (аутотоксического) поражения органов. Деконтаминация кишечника аминогликозидами. Своевременная и эффективная противосудорожная и жаропонижающая терапия у детей раннего возраста предупреждает развитие пост- гипоксической энцефалопатии.
Необходимы предупреждение и лечение пролежней (обработка камфорным маслом, куриозином мест с нарушением микроциркуляции), госпитальной инфекции (асептика).
В случае быстрого выхода больного из критического состояния (за 1- 2 ч) комплекс терапии и ее продолжительность должны корригироваться в зависимости от клинических проявлений и наличия постреанимационной болезни.
[4]
Лечение в позднем постреанимационном периоде
Терапия в позднем (подостром) постреанимационном периоде проводится длительно – месяцы и годы. Основное ее направление – восстановление функции мозга. Лечение проводится совместно с невропатологами.
- Сокращается введение препаратов, снижающих метаболические процессы в мозге.
- Назначают препараты, стимулирующие метаболизм: цитохром С 0,25 % (10-50 мл/сут 0,25 % раствора в 4-6 приемов в зависимости от возраста), актовегин, солкосерил (0,4-2,Ог внутривенно капельно на 5% растворе глюкозы в течение 6 ч), пирацетам (10-50 мл/сут), церебролизин (до 5-15 мл/сут) для детей старшего возраста внутривенно днем. В последующем назначают энцефабол, ацефен, ноотропил внутрь длительно.
- Через 2-3 нед после СЛР показано проведение (первичного или повторного) курса ГБО-терапии.
- Продолжают введение антиоксидантов, дезагрегантов.
- Витамины группы В, С, поливитамины.
- Противогрибковые препараты (дифлюкан, анкотил, кандизол), биопрепараты. Прекращение антибактериальной терапии по показаниям.
- Мембраностабилизаторы, физиотерапия, лечебная физкультура (ЛФК) и массаж по показаниям.
- Общеукрепляющая терапия: витамины, АТФ, креатинфосфат, биостимуляторы, адаптогены длительно курсами.
Основные отличия сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых
Состояния, предшествующие остановке кровообращения
Брадикардия у ребенка с дыхательными нарушениями – признак остановки кровообращения. У новорожденных, младенцев и детей раннего возраста в ответ на гипоксию развивается брадикардия, в то время как у детей более старшего возраста – вначале возникает тахикардия. У новорожденных и детей с частотой сердечных сокращений менее 60 в минуту и признаками низкой органной перфузии при отсутствии улучшения после начала искусственного дыхания необходимо проводить закрытый массаж сердца.
После адекватной оксигенации и вентиляции препаратом выбора является адреналин.
АД необходимо измерять правильно подобранной по размеру манжеткой, измерение инвазивного АД показано только при крайней степени тяжести ребенка.
Так как показатель АД зависит от возраста, то легко запомнить нижнюю границу нормы следующим образом: меньше 1 мес – 60 мм рт. ст.; 1 мес – 1 год – 70 мм рт. ст.; больше 1 года – 70 + 2 х возраст в годах. Важно отметить, что дети способны долго поддерживать давление благодаря мощным компенсаторным механизмам (увеличению частоты сердечных сокращений и периферического сосудистого сопротивления). Однако следом за гипотензией очень быстро возникает остановка сердца и дыхания. Поэтому еще до наступления гипотензии все усилия должны быть направлены на лечение шока (проявлениями которого являются увеличение частоты сердечных сокращений, холодные конечности, капиллярное наполнение более 2 с, слабый периферический пульс).
[5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]
Оборудование и внешние условия
Размер оборудования, дозировка леарственных препаратов и параметры сердечно-легочной реанимации зависят от возраста и массы тела. При выборе доз возраст ребенка нужно округлять в меньшую сторону, например, в возрасте 2 лет назначается доза для возраста 2 года.
У новорожденных и детей теплоотдача повышена из-за большей поверхности тела относительно массы тела и небольшого количества подкожножировой клетчатки. Температура окружающей среды во время и после сердечно-легочной реанимации должна быть постоянной в пределах от 36,5 “С у новорожденных до 35 “С у детей. При базальной температуре тела ниже 35 “С СЛР становится проблематичной (в отличие от благоприятного действия гипотермии в постреанимационном периоде).
[13], [14], [15], [16], [17]
Дыхательные пути
У детей имеются особенности строения верхних дыхательных путей. Размер языка относительно полости рта непропорционально велик. Гортань расположена выше и больше отклонена вперед. Надгортанник длинный. Самая узкая часть трахеи расположена ниже голосовых связок на уровне перстневидного хряща, что делает возможным использовать трубки без манжетки. Прямой клинок ларингоскопа позволяет лучше визуализировать голосовую щель, так как гортань располагается более вентрально и надгортанник очень подвижный.
Нарушения ритма
При асистолии не используется атропин и искусственное навязывание ритма.
ФЖ и ЖТ с нестабильной гемодинамикой встречается в 15-20 % случаев остановки кровообращения. Вазопрессин не назначается. При использовании кардиоверсии сила разряда должна быть 2-4 Дж/кг для монофазного дефибриллятора. Рекомендуется начинать с 2 Дж/кг и по мере необходимости увеличивать максимально до 4 Дж/кг при третьем разряде.
Как показывает статистика, сердечно-легочная реанимация у детей позволяет вернуть к полноценной жизни не менее 1% больных или пострадавших от несчастных случаев.
Источник