Неонатальный период развития ребенка это
Под термином «неонатальный период», или «период новорожденности», понимают этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней. Такая длительность обусловлена особенностями ребенка в этот период жизни и определенными требованиями к уходу за ним.
Длительность периода
Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.
Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.
Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.
Характеристики новорожденного
Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.
- Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
- Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
- Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
- Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
- Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.
Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.
Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.
Начальный этап жизни недоношенных детей
Оценить состояние ребенка, родившегося раньше срока, помогает не только система Апгар, но и шкала Баллард. Она названа по имени Жанны Баллард, предложившей ее в 1979 году. Оценивание проводится в первые сутки. Фиксируется нервно-мышечная и физическая зрелость ребенка. Соответственно данным о гестационных этапах возрастные границы младенца определяются от 26 до 44 недель, причем учитывается воздействие на нервно-мышечное созревание введения лекарств во время родов.
Уход за новорожденным ребенком
Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.
Сразу после рождения проводятся такие процедуры:
- перерезание пуповины;
- отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
- осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
- показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).
Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).
Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.
Малыш привыкает к жизни
Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:
- прекращение кровообращения через пуповину;
- закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
- развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.
В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».
В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).
Учитывается прибавка по отношению не к массе в момент рождения, а к минимальному весу ребенка! Если потеря веса продолжается после пятого дня жизни – это повод для наблюдения за малышом и, при необходимости, докорма.
Кормление и уход
Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:
- замедленный набор или потеря веса;
- отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
- прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
- раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.
Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.
В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».
Кризис новорожденности и феномен привязанности
Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.
Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.
Теория привязанности Людмилы Петрановской может быть кратко сформулирована так. Ребенок нуждается в заботе, взрослый нуждается в том, чтобы заботиться о нем. Ухаживая за полностью несамостоятельным ребенком, родитель рано или поздно делает его самостоятельной личностью. При этом привязанность может быть сильнее любви и формирует рефлекторный отклик взрослого на всю его жизнь, вне зависимости от сложившихся в процессе взросления подопечного отношений.
Основные навыки к концу неонатального периода
Развитие малыша в первый месяц жизни сводится в основном к дозреванию внутренних систем организма и формированию осознанной реакции на окружающий мир.
При условии нормального развития концу периода новорожденности малыш умеет:
- сосать до насыщения;
- фиксировать взгляд на ярких или блестящих предметах;
- двигать конечностями и головой;
- реагировать на голос/вид матери.
Малыш учится привлекать к себе внимание криком, при выкладывании на живот пытается поднять голову, на касания реагирует рефлексами: хватательным, сосательным, поисковым, плавательным, рефлексом ходьбы. Выделяют также рефлексы Мора (разведение рук и ног при резких звуках), Бабинского (реакция стопы поворотом и расхождением пальцев при нажатии на край ступни) и Бабкина (поворот головы и открытие рта при нажатии на ладонь). К концу периода новорожденности большая часть этих рефлексов исчезает.
Окончание неонатального периода
Самые важные в жизни ребенка четыре недели закончились. Теперь можно вздохнуть спокойнее – малыш уже относительно адаптирован к новому миру. Дальше теперь уже не новорожденному, а грудничку требуется внимательный уход, забота и питание, а главное – искренняя любовь родителей.
Источник
ýl¾ÍiT´%ÅU^(¸ê¼¼¯ÏSÔiJ¨ÞG?tD¼)é#Jzº¡DÒGEE
YisJûÃ5]Ú3ZxàUCcüñÂrY¶°*3K5ØRFJV×Ïâs.à²ÚK;hï%’Åãaña`3 ¢6lXUUÕ ¦M6sæÌY³fÍ3göìÙüÌo&NÈ_¹+¹»¸·Èøzä·J2´dèСcÆ¡%S§N
-Ú2:iÒ$ì9räÀ yâÌ[T)5Ât*¡j¨oó2D,Áíb’IápuØÚ¤
Á’[ÑBÊÁ’_|qÊ)ÚC;’yfòäÉxfôèÑC¡^.e(f¬7[;4+°Ec&^»*ëi$`V?Ó
°:ßäzBgÑeaTt7bD¶f38ó
:i2¬ðóè$ý1GùÔB]RK0Ã1?Ú|Ã*_uɽmIJ¨ÞG?ÙÊ,y
o
9ñÎÄ>i@ÑôÞ8 };vÄTªîZ1¯ôÑ¥íÕÐÑöõd9-ýõDÃ^~ùeÔBuuõsÏ=÷ì³ÏÒù6F-¡:f;307¦Þþm22©+[NÉÐADÞ ÁC×°:¹lÆ)ù_ò’.à2.ænÌ«ÆôÈ”¹¨8′}
±ÏÀ: ½qãÆM.¤Í7¿ýöÛï¾ûîîÝ»÷îÝ»gÏ~nhhб ÿp=wqoJLh]HîðaJK6nÜZÒØØHctÃÖ[1yùòåsçÎ
GE4á¢ä(ó¹eÐ A¸êäE#p`à|S-
À’p2
sH(FQúÎéÀÿp¥1¡4|RWWO¶mÛ¦-pHcgÞzëõëׯZµª¦¦Aâ`¦%ó¨9üj ßâaü·1J&£ÕSõH²09#mÁµµµ6lÀ´äVSQ6«ã{¢è,ºëäQäàÌeA;h¡ âû1Ù”)Z¨ËÓ©ù
Æb2c~aaU°
¨ºäÞS
`0Zd,uJøGÁëPÍÃ;ª9w¸Û)4 ÊíÛ·§§-[¶Ô××/Y²CpÓò[9©qøðá’N¦4Õ~ÔVéel¡Ëø=ì=&Ñ°;vUiÌÒ¥K)Ï·1eí_”`Àt UΦ12ª@
¡¨ÐAÏ/ùSÁ4fÌiÓ¦Í?º´Ée»víR~à¿üR|ÎeÌ-ÊbA*çû @.ÂÁ¢âO_F’ÄÃ!ã^âz
biÞ¼y0rðàAÊ?wîÜ’|råÊÏ>ûìÚµkü1æ¯|ðDÄõÜŽÄéCú9_{^%BICeÂijÉÉ’?úè£?þ8Ú«W¯~úé§ø«?üðC¦8|Ù²eÐ)PJ²Pò,q|
.,P4µBþ¯½öÚÈ#ñy^O7¸öC¢ôÈ;ï¼£IæÐq°¾ÍbÚ&5-£GÆ.Ò
“Òð¼|ráÂ+pÈõ6ày?áãÇ¿ÿþûE½4â%³Pf45dl0x¿ÔØ·oN 1úx
>O¡»«éG¬Gi8qâDsssV0|D7ÑYBÇÑ´¿´Þ Ì!±EÎ|¡±?À9:Øy6¾sú6cÄQ2åSu¥3X`?LÆpÌÇ jIò°*Æ T]Zï!a[·¢)0çXêP?0(FóñÅ7®wïÞ9?SZÑ6″x’êëêêpòþýûE¤Ë/§§¦¦¦Ãc$óúë¯#ÅP(YHÎBÀ° ):Wí§ t¡2¨º|ùrt)
B¡TªmTsø+êT{f .öîÝKugΡÞеÆPVEÉ¿øâáÑ[ÆõÉøåËCøs:3½ñ*£ñ mÒG¡£5Ø(ò© º²Éøð*|KQ½¸ÅÏZfÁXb,é »#G¨øÿÒ¡ü)ø[¸þÅOaîFïs.,+¨B3²qRlJgkË1z^1¾NxOÀ^¸paÛ¶m/¿ü2ª£?T¬*(`DlX$LÎáÊ,ûqãÆX±QVç^Åÿ~ûí·FÂba»~ýzdá 555üËìi¤ª©üÒÿiÚbBÊecÇy¡&ĸ^ÉÁ:hÕcbH&Ñ;}LÈb(Àô´¶¶ÒÚ %Ò¹ß#¤ +£~SÓ©d|X0`ÀôéÓÉ°=VÐ`þdâsíÚ5¹4hZúdÑØØô£mHøë X]a
bÇÿÚÉÈ¡SÒïÍökÕ”mx^VÃÛ²¤¬&ç´¦2º0[ÕñÌtý¬èfXBõ$h ÞHøTF¿YÆ[Æçô^ ôäÌ3aMB ¢³
:¸=~ü8é’(`(Ïò¶gáõaA»´§Q¶TúX´hê4V¯^½uëV8L-aú¯Gxü¥M1ñ’Ie*פ>Ô³Bmü¦|uÑTm¶lg¶á%Õ2ÑÞåX¬@ês^̸ϧ$2¾,rÜ¢=ô)zFa°%ñåí¯r3STKKÃ>äh-ýP·ñÃ6ðÿåÎÆÅ!ÒËüÓ³z«4ÛJ]J$ã¹
ÎWKPæh,ÊIé´L Éì´sBXÆ?XIF0iÁ¯%GÔ,ÃRüÁ¤2pà@j5kÖ[o½CIô@z³G©÷Ë´¿106º¡Ðõøñã¹
Ä¿Ä,_* wv“ͯç¨nH *ȶíS+À”á°ûîPJüuÀf8v×®]µµµ:
6xð`ZBáøV-Ù´iÓÁ£- ± +ÒNô!I0ÛQDÆUq½0
ê»~ý:”6hxÔã3gð-ª;`Hü0¤ü¬CI
xuË-¤TmkDñ-^B*Ó®Ô¦/XóÀɹsçÒLë°Ç5æiý
B¼¤ÈùóçsqÆ£äÒÚKh5D X]UUE;ÕPnÕÈx=.?{ö,ÃRÇZÎ7/çYdýSZÆ[ÆÚMêmèêèýñørâ¤{QËÄàk¯½1üS@ìÀÞõõõH524på}S ¦jhhÐV@IÄ>´Ñ]lÇÕÌC4 )S¦x¤m¥ZÉCè5Øͨ³ÉxÍ÷µP¯jÒݦWpDHèúȹÿêMXr¡ZÉÅ!/s;ÍÃLø3lLéÜâe|X[ëׯßÔ©Sɯö¼
cB¦äkzyçÎd^-Î0` v¿víZ®!ïàçáÃVç¿üwq#¤¹¹®ýlÚ&JÛè÷;v0بêr¾ùFN˽£ÃrR:e2ÈAÏÓ§Ú1kÿ “&”!Ê|
±Í8Ï&iò
0¤!I¨ ÂÏUÊøUÚF
àÒðKô0¼
Qc£1|³[·nüKÀê³D¾bÅ
æ0L P-Öô0″ÛÐ#ÁK!¨ÝwÚ` cK±ZgÈto´%:Ë6ÆÏdQ«:ͼ^5¢pKúÓÎ&ãµ# ×´nݺ
ݶmÃiܸqúܾ¥õ¾îÛ|!1JlÍ/fÂZÆ2íÑ”ï@°ÚªWÑ(èZo(³M]S>|µÛ3Z½}ûvØ5Æj}° «c¢;£~¦Ip5ÑÇÈ×ÝDS x6¿YÆ[ÆÇx/È!ä
Ù^¼xQ«£GÆS5¹î%§Ì5Ó$+W¯ätÞ#!Fyí4´dòäÉëׯ×áùÒó$1飺º:%} Qeee%¢N`êtP¤HLüY ÍHÏe|Øe¡¼LB¤_èµÐÝ$§¾î`îÚ~Ð×RèeæêÕ«ÉÂ(y1¡Q°Ç×fÈ°$¥wñaE§½’˼F#¯ÕøÐA¤fxSSLò²övÒã¤3Z%”
ÄÍe¤Q@ð&0/#§@L£pª`e{hâ”Lw£
ôv ÝM-jIüÐe,efÌÁèbYÆ?pÈ¿ü@ ¶¶¶BäOÞÉ`Ör%
Z««««:úà
Ê#°ÉEøàrt>CÌÂeÅÌJoii¡ÚNà#i’RBPcR22ö£©kÖ¬¨hÃømݺu:’0ú9¼-!~1HG¤1§`ÖV;±
ݽ{7I¢R¨¸óÈøÐÞÖÖ;ÚÃJ(d8DÛ~ú9ê}¢ÈäΤ¯ñ°Å¸ðYLÄnùƺ>’
á&B½ãò8ÌÆàÁ]1É¢_ñ.oßo5³×Q£FuÕ1ÑM?×{öìÑIkújpípÙüfoÍ{Ѩ)mx#8¼o¨Sî£ôv-j
5NÕ:s8É>R}ÜB[ºt)ÑÒrÊøðL=FNd^¬jÑô¢é#7mÿ46bþ!A444477+}Ú$IS`}
7ÂNá3»éO¸ËôɪU§¦¦&==R´8 5¦-:
I9=¼Fpo|YûiTê D)CpNXäÄc³gÏæ«Ul¤ÏѪ[·”~ÈVêtfβeËzôv-Äòu6Qâ1øÙ2þÁBWüêEK~íu¿¡×+P§Rª 9Ò¿m?80¥²öϱAÂÄúX&TáR
ªf1 “6ý¬ÚèRtLiµñ
6è;&á«=åiKúÑ@UUUÌ)Pì(çèEÜEY¿~ýÄSÖ1:Wä®É’ÃoÚþªl¢ý*Z.ÀÆpðNy³w[t]@3¢|µ¯æÄ(çÑ£GGO}Ô½1èÒö
ºnNÆ´ð :¢uéFVCï½ÕÙ¢;F?Ãù
¦±Éß^÷e¼e|ÌÎÃèê¨^ÖÆè/÷WÆcú
shªÎºLVmr{s*Oyf@°:ÑW’8éù÷ÆÑð¤léãöL$½h}t7¸Äó¥KÏ|-ÈGËÉ)ãÃ*:2eÊd;>J_(yBØHMÍÚB”£(æ½{÷Nÿ°B12^^%Q8Ó1xR&tê
^¹ÞÆÈøÐAÌ=Céö°)qÛ¶mÈæáÃ3P³{ð pò8Õu³ôÅÞ½{÷üùóHNÎ6i*+V;vL[èâ/îرOYÅZ¤>
`;
Dýlÿ`!FÆkºúkä ®CÚ¢³ã$2þѶSnPDÌ”~z¢¤è4{·lÙB ıR N¼Ay¢ºaèÙq̸0ÔLÑÄ úõêÕP®aXAHªÌ5àívKðGÞÇ:í¯Ö]ï$qöîÝ+*îïl21cÆöíÛa*Ü¢ï@ê
äøçÒ êqL>³¦%ðêéÓ§¡kz!ùÓïi¤ô-O»¼Â±l÷ÑêëçbÐXÆü®d|Xî?Ê3¯u-:xð S°6«å#mav5È>t6ËøñãIIÑä(ñÌEzõê}§&~SzDé,zÔmL¨J%Òlm)ÇÉ(Lq
9Å{ï½Çp”M§ _>à`.ÓØØxùòeêý±ýÀvSÿ
¯eñÑZ¼xqJ
i¡.FiÎ/kÂù£F¢y¤r
Ñó-ýî.Y²2³íÏ¢¥ïÛ>Rpá²2FÒº1~¶°/ã~))¢ÏRod¦¨ÄRß}÷>A08E ÅΩ©©!¸ vm¥Ó.sçÎ!ÃèåíD9s¦¾!â ök×®
dÙ^ÉÏØeÂGC°_ss3®6wïÞMΣ§ÈG~ûb¾É«w(vãÆd.èñ¾ËøI&Õ××8p %߶°/¦êb¼WÞ~¤Ø °:ð`#÷ïDÆz÷î[äðMðÞÊ#GV®É,>ÉÑ%¡ÌGÛ>Ö£êwÞy
îÒá¿»víÒ;5)Ocd|JgIÒYyäf}ôMòZÊÆ-Ì200ýybÁ2>%{nݺU;¾oûÒ©f°A¤áxh waãùÅ_dl+Æs²ö|Q·h}6oÚ´ÐÞ§l2ÁÉØ`²ÖÔÔ¤C¶é2¦ZtßÄ|åÇ2þ¡Á·¯±Þ&÷ïß>D¢½7oFoWVVæ5üÂ:2
çhkk+Ú~Þ¼yaé ,ò)v©,F¾>ÁÖRtPgx]%ßaÂm>|Xû¢U23æ((dO§ñ:Õ:kÖ¬ÚÚZeçÎä½(
}E[°wðá³Ï>±466ôCp5,:bSJnZ|µm VÄÏ«VêV[ÆXÆSuÁÞ+Ä
VG/]º¤oó1¯^½zêÔ©£G”]ôVÑýõýñ!ºÑÛ´!|*ü;Òwr&i^ÃuL4:V@O”¡,Y²D_,Å:ÝMÆkVÅÏ—Û·o×fí ¢ÃIécJÖÔ²¯¦`_ÞþªZuuuxÏÿé¬K&xáÂ
ð:g× Áÿd±wß}q«Òcq}ç»’ø_[m?ÛõMdüKÛ9ix_Î3±ÑÕNÇ·nÝ:Í/ô í0³H²¢eÿÐ FÆw½ñ¡µcÇUkõ^FàV¬Xv¿Gv/Ç£¼ýEî]¹r%ñ~ëÖP2?+Ò£ºBKÖ¬Y£qHâO h¹1cÆäµ +á °Î/±$Ù#Fç1ýxïe|Yû&%ȦÂ?ÌàlaêÁê
xDûE]£%&ïD1¦ÅÈôm(¹ÕPzaV?2»°1Ó¿í0¨»r¶6EÆ={vÃ
$bÂKë{,ãËڿЧÕÑ-[¶`VGÑ-ròäÉ]»v1PAãýNd¼D¢iM62£¯ÙjÒ×9YÆõ%|æÌ´_c˲Ëøð&N]]]UUU¾Ï£o;w.
Æùäþ¿=n«0_Ö.JrDxë¥9mÜ¢q23;w2sï ÇËx¹qñâÅÜ«¡Ñ8E0ë%µÏJÒÝÂíBQÑs±p_
SKzL %GMUÔ¹ ÷ZÆ?4È:çI5R¢Bô+Ò·SSCèaÌðX>Ðñ #Fý]]Oo=hÉäÉ·nÝJKô2QÒ4hPÎÍe먧OÆEÑ0g¶hGaSÆð2cyAï3>Ò¾1{u¦~äMJy7*E»
¶ë={r;s”ç =ÑäÐ}ñéV#ô cee%ªï]`õ!ã,ú:N
íñ[èl=¢ £¢Ú&IïÄÑÞj,Ïþ)êe¼²Àlúæ&ë¼Î÷Ã:+)êx’ÜK_Þþ`N_RðÃê(bù¦â÷Ü«Uú$§ÙüpÏd|Yû^ãÆC®á£gT·±ðÝW”ëÒvèÙàÁçÎËYkà¿´æ2ÀÂwTÉ.ãCîÛ·oþüùW:f%fáðhàСC-
_ÁÎ,@Æ>Eè7nÔq÷:kBßÁÛøV¦_»LRðÈ#óZºEï¨RE
£}5Rãlnk·OT)¦%º1~¶°³¦ôkç;7¾¼};:ôËt[O£´Ó^Ëz°
´@èQPOç®8p ±££¥´]’Ê~Û¶m2eJ}G[¥Jlɸï%/·(9¬R__!Zãe|Gv)ôtÁ0®¢º4Úñ0.]£¤u|:®ÆôyÔ¨Qäã0zøvnµ,ÊËjjÔ¬ $?qâDybaVwr¯Ã3I©$2r%ñBÂêçÚ1¢
CeèX{:f’W°ÙhagÆ|º`ÏàRfÜ=K,§¸BßÑaæãoàX}#§7î¥/lyRVGíp59eæ̨2þ
½$ 3Èø°
§µ´´|óÍ7ÊÜBDÀùLpÆO_çÈÐçÚ¯¯j~ÍÚ³Á5ñ2^ËæáüéÓ§°í>r5i¼§©ÑíñÈøòöôÆpt§Îº×ËÂx-[¦5º2>ÛgmSçµå)ênäv
ÑÉð2¢ñó¦j: sZ;vlÅ ‘ñ
bdü/ï+®åmhQ8hBõúõë:L[ÁÅØcoÚ´Öj3ô|ÀõÊ)í’tîw(ª’×prÒ¾¬`>¢èâ°ëö-ÒÃýÖOÊèÊ¶æ¾”íªµk*¥sõ1SJÇȳÐ/-ÇdS§Náð¤×©d|VsS¬4iÃq»nØ°AofuçñRÑØ ×WæG@Îeì¡ihAß|:u*#Á?lØ0¤¬t³² ÑúÅ+LÆc£:¬¹2ê¥Kâ
ä0¦^d 1Wç2K0 ¼¶a¤;áÉxÕ¥¾×¯_¯ZEA°ëÖcUWWëpo½ù;ñÁ9çè*nAP1+dP1òiaaLuÕíÑÂé;t,>HWJ7úAÇùöEyûszyÏ=9¾2¾,r5îÈÚ.®³÷uØ/íg°éº2^(BÁ©%¬°Læ5Å,Ói PEiðè¬Ë/¿óÎ;tbFf£¸L:¡î^¼x1Ää¡eüCÏÕFzU³ÛæÞ$ëTÅ,dåñ)/û1rr
(yèÐkhhx;p=wíÝ»[}0B
#ѯ]»Ò {jCû6|
Yí×3úÕ«Wç»0P½téRÊjÿöíÛÑ3áeö~ü±ýÛ]»v!r~£9úÐÑ8>¼VÙì¯` ½ôì®ÚB꩹ ¤~9Ö¥Gh?N
uNc5y9Ã&jõìÙ³±!]WWG½XMâP+-a(Êê0&¯WÈÉ uúôéãÇë5´£G_$b±Éx ^?#AKtPæСCiØ)f!:£U@á
æ¹K/0JòÌ1æb2^=«¯×]¿~Î
Cµ!ê
Ho ÃV3«%¢-¸y.A
!0»!¬ô ôyÍ=ñ
£GÖê¨ü£ñ°éB°#!:1¯={Å£3Èx½ßJ¯Ña(
£
L¡@
,ÉdßñzË5^ÆgUkÖ¬>üÍ×ÕÒ«AC5õO
å+ãËÓÙ¼qãéR§ÓÀ*ÌA
nÁdb6:cd¼Mf²’£³h³{÷î0㤠}cLxC0õëþ>Òq¦iúb XÆ?4ñR3[øÞPIm[iµÎ{äÈhËèwÇþûßÿêwîeê)$ý’ù@Çr/%èXã_Ú?ÁÀÈÈAéE¼! g
)϶
ë½ ÿ Ø£o¹B´J
µWÓÜBû?úè#@^/8p1ßÜÜÌ,&¬çg¥f¡,X+¡¸»”Hñµµµ³uëV,bþ¥i?º½¥¥åòåË°©GçýÒÅáh#uzçññV/^¼XVYJ¸²ÄMÕXͳdµ¾]^hd|8Z3bÛÜj~¸yó&QI¢ÍÄ#_Zµ&*ñ>
^Miy6!ªèÆÏÄDH&óOÁ2>¼DR¾{÷.êëöo¼A,xqÂhÁIÏQïEü½ñbx”Ñ¡¯«£UUU¨»Àc4ÎÎ ã£×Úª@óËb·ë@þ0º1R’ tÔ¨Qá¸l2^ï·¦«C”2eʶmÛ.¸ ¡é¼ª
Éø²ö£ Xm”ÂvíÝâ_mQ?>¥Á3oJ.ãÐutUÂñhÛëoL=6lØ@²Ky#ÈËÛö$`öj]>áª7àhoËøId|¾©JsÊøCuô(
é
î¥Û¿d@pÔ1zôhòæ’§yÂrG8Ô«°³ug`1ÎWÑPº4@^
ILêa½(
â×ÀHcÇ%ãnlhh@x ¤]1úmmm¥F¡R=¢¥.-LЦ·d|ÁVãgFQ°Zã0X¾$þÉøhäeXú}?D ÃdR¾Âi(¦¦&J*$ë!_Ia¿MMáD|Q¦æÉ~ÜVÁ2>ðgÒ]Ñ8ª3£!A:ÞµkW]]C
D?7vÏd¼VG)ßÓ$®O_¥4®×@~W2¾,rX±+ëT´pê2-á¿:ϧøDÖ= ÖôéÙd¼N];zôhÊê}r¤|þÿÙ;ûç(«óÿ’ôÓ¯:§Á¤ÔR>
@(2BPÀª©VA¤fÄÁ0R#©µv¦ý:Óïö};g¯9½w÷Þ{7¸ï÷d³÷¹Ï¹Îõð>O×MwÝãýtë(.åÊ9Ò¢ñâ´X=Eù¨
:&ÖQsº-Bi,c[hy]ßY¾±§§GT9½³CËmï,qÆeÅç ñxü¼:7·iÓ&¨½j:V£ÃË©0óÖ4~f`:Òxx2âJóÓ÷@¨¦¾8(D9íµ°HB±±¬õë×/X° åÇL¨Iºf§ñͻ45©TjxxøâÅò~±èvüøñU«VEæcªô |ùÛäªô”IA£þ]åÔgKEĤb8mFC⮺Ư.Öª÷mãsÑ6Ñûô¾v£ñ
µ:3N W¶|SDq&mª åDQkT8b°a¤â±ºÕopôèÑÍ7?úè£éMñQóZD4S-òÄ@$R9¢ ÎÆëÂM5*1I¥Á/
@µ>úè#û` h &üÔÐxÆì(C-eÒHgGa°Ð*ÜãOúÓÉÛØVmBãÅ Þ~ûm1¨L kÉ]-i Ó²þÉgCã#ÜqAÈt!KEcÇÆÆujy¤m,Nã%ÂaÔØ>>Vgh&ý¨/+V¬½+Å!£À94>NæRlt(ÂÔ8hhh(s2· ±è
‘eÂÉ$£«E!ÒÓ»tÀ§¡#¦ñ3ÓÆÇ öücÐøÁÀ3|ýõרôßZMvaÎ&L;h|d£ª´Á·8O½_fï,µ×%ºYmÚ´ *KÀB¸Ä%Ò²2ÑM¤hÇ2>>«ÿà2ÎóÂ
´]·å¶!o®Õ¢îVüñÇ£££´úôéÓÔ¦AKÃFfýº4«ùäOb6ÐõTG é
6}[º?Ô¡!ä×_åGòDEùt?IûÓx oùw ÚKÀ2 /[CCb?ädÓxÔ#fGñÒÕLHÌ*+þK×Yþ`iü½÷ÞùÄ?hwh:ªÕü*]ÙÚ@Æ°)êÃ{+Ï2Ô¢ñé2ôdÐxvs4:óÍÞÞ^þðÃi&¶è0¥ÓÝÙJ(]©Àù49û¦]Iøä[·.Z´(v%5ªlîµuöüùóï·Ôð7Þؽ{÷òåËï(]R#/¼Ùxd¾xñb¢aÒøÕ«W¡ñS¿©&f¤{zzñ-ð+éóÏ?°åkÒÄ£6ó.z¨zéÒ%íøåÁ#G ²k×.|µÁ·íp²H«¡¸VñVCÑ¡óÏ$[ÑÌ ñß²,ÂNi`z ø2|&”k#:ÂáñéÔ
(³;%Âj=s§LoªùOù4:{óÍ7;çôuhàC¤DÉ’OÔa
|~k?°fqujXÙµ1XÓMãqÎøF8c¸«rvtåÊóçÏ× ÊÆP,½bìÛom éaDôÂã?Nx´MãE;Ó@¦[¼:
Óx¾²¡?HB¶À#ò!ÿÒ}îÝ¥=¥ñÏÐøÖÎÆçÏVR®j)n´È”E*û®z xóål?½0íh|UÍO d`_G¥ÂPîÿm R¨:>!H)S
&·ZèÂëÌÞøÌ(N²ïß¿?§¹©O$¼ÊïÇ©
Источник
Неонатальный период развития — это наиболее важный отрезок внеутробной жизни новорожденного ребенка, в течение которого запускаются первичные процессы его адаптации к внешним условиям окружающей среды.
Согласно мнениям экспертов ВОЗ, в это время происходит налаживание функций внутренних органов и систем детского организма, а также устанавливается тесная связь между роженицей и ребенком. Очень важно, чтобы в данный период сразу же после рождения младенец был приложен к груди, находился в непосредственной близости к своей матери.
Понятие и сущность неонатального периода
Неонатальный период начинается с момента перерезания пуповины ребенка, а его общая продолжительность составляет 28 дней или полных 4 недели. С учетом современных темпов акселерации специалисты Всемирной организации здравоохранения предлагают сократить этот временной интервал до 24 суток.
На протяжении всего неонатального периода очень важно, чтобы для ребенка была создана максимально благоприятная обстановка, обеспечивающая его более быструю адаптацию к условиям внешнего мира. В дальнейшем это положительно отразится на физическом развитии младенца, внеутробном функционировании его внутренних органов и систем жизнеобеспечения организма.
Классификация
Неонатальный период — это состояние новорожденности, в течение которого младенец является наиболее уязвим перед факторами окружающей среды. Данный этап жизни ребенка классифицируют на ранний и поздний неонатальный период.
Ранний
Ранний неонатальный период внеутробной жизни ребенка начинается с момента перевязывания пуповины, а длится на протяжении последующих 7 суток. В целом считается, что средняя продолжительность данного этапа самостоятельного развития детского организма составляет 168 ч.
Ранний неонатальный период считается наиболее важным в плане адаптации младенца к внеутробной жизни. В это время происходит запуск функций внутренних органов и систем, которые жизненно необходимы для полноценной работы всего организма.
Выделяют следующие наиболее важные адаптационные реакции новорожденного, которые происходят в ранний неонатальный период:
- в первые 30 мин. после рождения запускаются процессы активации органов дыхательной системы, общего кровообращения и газообмена;
- в течение 6 ч после перевязывания пуповины выполняется синхронизация функций всех систем жизнеобеспечения организма, которые в дальнейшем работают слаженно, обеспечивая полноценное развитие ребенка;
- на протяжении последующих 3-4 суток от момента рождения происходит напряженная адаптация младенца к метаболическим процессам, возникновение которых связано с тем, что пищеварительная система ребенка начинает получать лактотрофный тип питания, а обмен веществ протекает по анаболическому типу.
По истечению 7 суток внеутробной жизни ребенка завершается ранний неонатальный период его развития. На данном этапе очень важно проводить качественное педиатрическое наблюдение за функциями ЦНС ребенка, его опорно-двигательного аппарата, органов дыхательной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы.
Поздний
Поздний неонатальный период начинается с 8 суток внеутробной жизни новорожденного, а продолжается до 28 дня. На этом этапе происходит дальнейшее развитие и адаптация ребенка к условиям внешней среды, в которой он находится большую часть времени.
В данный период выделяют следующие основные условия полноценного формирования младенца:
- динамика роста тела и постепенный набор массы;
- состояние и продолжительность сна;
- хороший тонус мышечной системы;
- активная подвижность верхних и нижних конечностей;
- стабильное развитие психики, центральной и периферической нервной системы;
- сохранение физиологических функций всех внутренних органов, а также их синхронизированная работа.
В поздний неонатальный период врач-педиатр осуществляет наблюдение за стабильным развитием ребенка и его дальнейшей адаптацией к условиям окружающей среды. В случае обнаружения первых признаков патологии принимаются соответствующие меры реагирования, которые заключаются в назначении физиотерапевтических процедур, использования медикаментозных средств, проведения хирургического лечения.
Особенности раннего периода
Неонатальный период — это важный этап развития детского организма, в процессе которого происходят динамичные изменения параметров роста и веса ребенка, становление функций внутренних органов и систем жизнеобеспечения.
Рост и развитие
В ранний неонатальный период нормальная масса тела доношенного новорожденного младенца должна находиться в пределах от 2,5 до 4 кг. В среднем вес здоровых девочек составляет от 3,2 до 3,35 кг. У мальчиков масса тела в ранний неонатальный период варьируется от 3,35 до 3,5 кг. Отклонение от данных показателей может свидетельствовать о слишком медленном наборе веса.
Средняя длина тела новорожденного ребенка независимо от его половой принадлежности составляет от 48 до 52 см с допустимыми колебаниями в пределах от 46 до 54 см. Во время проведения оценки антропометрических параметров каждого ребенка проводится сопоставление соотношение его общей массы тела и роста.
Например, если в период раннего неонатального развития ребенок имеет рост 54 см, но при этом весит не более 2,6 кг, то в данном случае имеются все признаки дефицита массы тела. После того, как младенец достигает возраста 3-5 дней, происходит физиологическая потеря веса. У доношенных и здоровых детей данный показатель не превышает 5-8% от общей массы тела.
Подобная реакция организма обусловлена тем, что в первые сутки внеутробной жизни часть влаги выходит вместе с меконием, в процессе самостоятельного осуществления акта дыхания, а также через поры кожного покрова.
Сохранению стабильного набора веса способствует раннее прикладывание новорожденного к груди матери. Соблюдение данного правила позволяет уменьшить выраженность послеродового стресса, который испытывает организм новорожденного ребенка.
В ранний неонатальный период окружность головы младенца должна соответствовать показателям 34-36 см. Обхват груди ребенка всего на 2 см меньше, что равно 32-4 см. При условии нормального развития опорно-двигательного аппарата длина ног новорожденного составляет от 36 до 40% от общей длины тела. Эти параметры измеряются врачом-педиатром или младшим медицинским персоналом в процессе плановых осмотров ребенка. Любые изменения антропометрических данных являются основанием для проведения более детального обследования организма ребенка, проверки тонуса мышечной системы и функционального состояния всех элементов опорно-двигательного аппарата.
Особенности центральной нервной системы
Неонатальный период — это первичная стадия развития детского организма, которая должна проходить в максимально благоприятных условиях для новорожденного. Общая масса головного мозга человека напрямую зависит от его телосложения и половой принадлежности. У ребенка начальный этап формирования центральной нервной системы происходит еще на стадии внутриутробного развития.
По завершению 20-24 недели гестации уже определяется общее количество нейронов. У новорожденных мальчиков средняя масса мозга составляет 360 г, а у девочек данный показатель соответствует 320 г. Вес данного органа равен 10% от общей массы тела младенца.
Отличительной особенностью процесса формирования центральной нервной системы в ранний неонатальный период является то, что количественный показатель синапсов, коллатералей аксонов, а также дендритов находится на значительно меньшем уровне. Миелинизация волокон нервов имеет слабую выраженность.
В последующем по мере развития ЦНС в тканях головного мозга младенца происходят качественные изменения, позволяющие ребенку приобретать новые знания, навыки, переходить на новый уровень адаптации к окружающему миру.
В ранний неонатальный период головной мозг ребенка имеет хорошо выраженные извилины и борозды, но при этом они отличаются гораздо меньшей глубиной. Повышенная активность отмечается в тех участках ЦНС, которые отвечают за реализацию акта дыхания, выполнение сосудодвигательной, выделительной и пищеварительной функции.
На момент рождения ребенка данные центры являются уже сформированными. Речевой, ориентировочный и другие участки головного мозга получают основное развитие в постнатальный период.
В первые 7 дней внеутробной жизни младенца на функциональное состояние его ЦНС оказывает существенное влияние генетическая информация, которую он получил от своих родителей. В более поздние периоды развития формирование мозга происходит под воздействием условий внешней среды.
В первые 2-3 ч после рождения у ребенка отмечается наличие хорошо развитой системы тактильных ощущений. В ранний период неонатального развития ЦНС младенца воспринимает и обрабатывает нервные импульсы, связанные с проявлением реакций на прикосновения, холод, тепло, боль.
При этом на данном этапе развития ребенка количество рецепторов, отвечающих за восприятие холода, у него в 10 раз больше, чем тех, которые распознают состояние перегрева. Поэтому так важно, чтобы в первые 7 дней своего адаптационного развития новорожденный находился в условиях комфортной температуры окружающей среды.
В ранний неонатальный период ЦНС ребенка отличается еще слабым развитием, но при этом у новорожденного уже имеются 3 базовых рефлекса, которые необходимы для сохранения жизнедеятельности, а именно:
- пищевой;
- оборонительный;
- ориентировочный.
В первые 7 суток внеутробной жизни у новорожденного ребенка наблюдаются частые и хаотичные движения верхних и нижних конечностей, появление которых объясняется функциональной активностью подкорковых участков ЦНС и спинного мозга. В ранний неонатальный период эти элементы нервной системы временно не координируются корковыми структурами головного мозга.
Нервно-психическое развитие
Полноценное нервно-психическое развитие новорожденного в ранний неонатальный период улучшается, если младенец имеет постоянный эмоциональный контакт с матерью. В первые 2 ч после завершения родовой деятельности ребенок находится в состоянии стресса, а также ведет себя насторожено.
На данном этапе нервно-психического развития у детей имеется способность сканировать окружающий мир, выделяя в нем простые геометрические фигуры, внешне напоминающие контуры лицевого диска взрослого человека. В первую очередь новорожденный реагирует на взгляды и глаза людей.
В первые 2 дня жизни со стороны нервной системы младенца преобладают процессы выраженного торможения. Данный период времени ребенок преимущественно спит.
На 3 сутки нервно-психического развития раннего неонатального периода у новорожденного появляются признаки крайнего возбуждения, которое возникает под действием чувства голода.
Перед прикладыванием младенца к груди и началом процесса кормления у него наблюдается бессознательное предвосхищение, связанное со скорым получением пищи. На 5 и 7 сутки голодное возбуждение ребенка становится еще более выраженным.
В дополнение к этому отмечается появление приобретенного «роющего рефлекса», активация которого происходит в момент соприкосновения рта с соском матери. Более выраженные признаки активного нервно-психического развития ребенка наблюдаются в поздний неонатальный период.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем
Неонатальный период — это определенный отрезок внеутробной жизни новорожденного, в процессе которого происходит синхронизация работы всех внутренних органов и систем жизнеобеспечения. У здоровых и доношенных детей анатомо-физиологическое развитие соответствует показателям нормы, не имеет признаков патологий и хронических дисфункций.
В таблице ниже представлены основные особенности работы внутренних органов и систем детского организма, которые характерны для раннего неонатального периода.
Система жизнеобеспечения | Анатомо-физиологические особенности |
Сердечно-сосудистая система | Сердечно-сосудистая система является одной из наиболее подготовленных к нагрузкам окружающего мира. Процесс формирования сердечной мышцы и стенок кровеносных сосудов закладывается еще на 3 недели внутриутробного развития плода. На 6 неделе беременности врач-гинеколог уже может услышать ритмические сокращения сердца ребенка. После рождения младенец перестает получать питание через плацентарный кровоток. В связи с этим происходит увеличение сопротивления сосудистого русла. У новорожденного постепенно увеличивается уровень артериального давления, а также подавляется сопротивляемость сосудов малого круга кровообращения. По мере увеличения циркулирующей крови происходит падение внутрисосудистого давления в легочной артерии и правых отделах сердечной мышцы. Завершающим этапом адаптации сердечно-сосудистой системы ребенка является закрытие овального отверстия, которое соединяет левое и правое предсердие. |
Пищеварительная система | К моменту рождения младенец имеет практически полностью сформированную пищеварительную систему. Органы ЖКТ ребенка приспособлены только для приема материнского молока или искусственных смесей. В составе слюны новорожденного на очень низком уровне находятся специфические ферменты в виде мальтазы, амилазы, а также муцина. |
Почки и мочевыделительные пути | Данная часть детского организма формируется на 3-4 неделе внутриутробного развития. Поэтому ребенок рождается с уже полностью функциональными почками, каналами по отводу мочи. Спустя 24-48 ч от момента рождения выделительная система младенца работает на очистку крови от продуктов метаболического распада. Первое мочеиспускание происходит также в течение данного периода времени. |
Эндокринная система | Гормональный фон новорожденного ребенка регулируется центральной нервной системой. В первые дни после рождения в организме младенца наблюдается высокая концентрация эстриола. По мере снижения уровня данного вещества происходит активация функций коры надпочечников с дальнейшей стабилизацией общего гормонального фона. |
Основной анатомо-физиологической особенностью раннего неонатального периода является то, что в первые 7 суток от момента рождения ребенка происходит налаживание синхронной работы всех внутренних органов и систем организма.
Характеристики позднего периода
Развитие ребенка в поздний неонатальный период, общая продолжительность которого не превышает 20 суток, не имеет большого количества отличительных особенностей. С 8 дня внеутробной жизни младенца продолжается процесс его дальнейшей адаптации, во время которой он приобретает новые навыки рефлексы.
Рост и развитие
В период с 8 до 28 дня позднего неонатального периода масса тела ребенка должна увеличиться на 20% от той, которой она была в момент его рождения. В среднем мальчики и девочки прибавляют от 600 до 800 г.
Длина тела должна увеличиться не менее, чем на 3 см. В данный период времени ребенка нельзя ограничивать в движении ногами и руками, так как активная моторика конечностей способствует более быстрому развитию центров головного мозга, а также сокращает период адаптации.
Особенности центральной нервной системы
С началом позднего неонатального периода у ребенка начинают формироваться условные рефлексы. Влияние любого фактора раздражителя вызывает у младенца обострение ориентировочных навыков. Сначала данная реакция ЦНС проявляется в форме общего вздрагивания всего тела с краткосрочной задержкой дыхания.
Ближе к концу позднего неонатального периода под воздействием раздражающих факторов ребенок начинает активно двигать руками, ногами, головой и туловищем. Находясь в положении на животе, ребенок приобретает новые рефлекторные навыки поворачивания головы вправо и влево.
Если в данный момент приложить ладонь к поверхности стоп новорожденного, то он будет предпринимать попытки передвигаться ползком. В данном случае наблюдается полноценное взаимодействие периферических нервов с ЦНС.
Нервно-психическое развитие
В поздний неонатальный период ребенок приобретает новый рефлекс самостоятельного принятия правильного положения под грудью матери. Появляется способность к зрительному сосредоточению на определенном предмете или объекте окружающей среды.
Младенец фиксирует взгляд, медленными движениями глазных яблок следит за передвигающимися людьми, которые находятся в его окружении. Навык слухового сосредоточения появляется на 14-16 день позднего неонатального развития. В ответ на речь обращающегося к нему человека ребенок на несколько секунд замирает, а затем вытягивает губы вперед.
Данный критерий является признаком нормального нервно-психического развития новорожденного в период с 8 по 28 день его внеутробной жизни.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем
На протяжении всего периода позднего неонатального развития сократительный миокард ребенка сохраняет свое эмбриональное строение, а его клетки являются не дифференцированными, а также содержат в своем составе гораздо большее количество ядер. Органы дыхания новорожденного работают синхронно. На данном этапе развития частота вдохов ребенка является лабильной.
В период бодрствования младенец вдыхает не менее 50 раз за 1 мин. Во время сна новорожденный вдыхает от 40 раз за 1 мин. Повышенная частота вдохов связана с наличием стадии адаптации организма к метаболическому газообмену. В поздний неонатальный период продолжается развитие почек. Средняя масса 1 парного органа составляет от 30 до 40 г.
В поздний неонатальный период существенным изменениям подвергается иммунная система ребенка. Сразу же после рождения в его крови содержится высокий уровень нейтрофилов. С 8-9 дня внеутробной жизни происходит изменение клеточного состава крови с выравниванием количественных показателей нейтрофилов и лимфоцитов.
В