Нельзя ребенку 1 год

Нельзя ребенку 1 год thumbnail

Годовалый ребенок не понимает слово «нельзя» так, как думает большинство родителей.  «Нет» – это абстрактное понятие, прямо противоположное детской потребности в изучении мира, развитию автономии и инициативы.

Нельзя ребенку 1 год

Ребенок в год осознает, что если ослушаться, последует гневная реакция. Однако ему еще нельзя объяснить, почему взрослые так думают. Зачем тогда малышу улыбаться и продолжать делать то, что «нельзя»?

В годовалом возрасте у детей появляется свобода выбора. Зачастую инстинкт познания побеждает у них чувство вины. В год нормально развивающийся малыш начинает ходить, говорить и превращается в активного исследователя окружающего мира. 

Правило № 1: Дисциплина означает обучение, а не наказание

Когда познавательная деятельность ограничивается словом «нельзя», в детском подсознании возникает дилемма: «Повиноваться непонятному запрету или следовать биологическому стремлению к самостоятельности и инициативе?»

Стадия исследования в развитии годовалых детей не означает полной вседозволенности. Табу необходимы в целях безопасности. Запретительные меры нужно объяснить добрым и твердым голосом, а не истошным криком. Произнося «нельзя», не следует злиться. Запрещайте как можно более позитивным, спокойным тоном. Нотки раздражения в голосе авторитетного родителя создает эмоциональный дискомфорт, мешающий маленьким детям уразуметь суть запрета.

Нельзя ребенку 1 год

У годовалого ребенка начинает активно формироваться личность. Он имеет право делать ошибки и учиться на собственном опыте. Если родители запрещают строгим и наказующим тоном, создается нездоровая ситуация. В старшем возрасте исправить ее последствия будет непросто. Грамотный психолог объяснит, что самые стойкие комплексы закладываются в раннем детстве.

Чтобы помочь малышу развить самостоятельность вместо сомнений и стыда, попробуйте некоторые из следующих методов. Они правильно объяснят ребенку слово «нельзя». 

Правило № 2: Используйте «нельзя» только в исключительных случаях

При частом повторении любое слово теряет истинный смысл. Если оно будет звучать в каждом запрете, ребенок привыкнет и перестанет на него реагировать. Он может даже ассоциировать конкретный предмет с запретительным словом. Например, каждый раз, когда годовалая дочка добиралась до розетки, мама говорила «Нельзя». Через некоторое время девочка подошла к розетке и заявила: «Хочу «нельзя».

Подбирайте синонимы. Например, если ребенок хочет дернуть кошку за хвост, скажите «Котику больно». Возможные варианты:

  • «это не для Кати»,
  • «стоп»,
  • «остановись»,
  • «опасно»,
  • «это чужое»,
  • «так не делают».

Нельзя ребенку 1 год

Обилие табу подавляет самодисциплину, которая возникает в доброжелательной атмосфере приятия. Если годовалый малыш часто слышит слово «нельзя», он не сможет правильно объяснить его значение и будет пропускать мимо ушей. Обычно тотальными запрещениями грешат неквалифицированные няни и мнительные бабушки. 

Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием

Психологи не рекомендуют подкреплять запретные слова наказанием. Шлепки и прочие меры острастки вызовут замешательство и страх. Ваша задача – объяснить словами, а не физическим давлением. 

Цель действий состоит в том, чтобы убрать кроху из зоны опасности. Отстраните малыша плавно, без рывков и других болезненных движений. Вы можете схватить и удержать его руку, отодвинуть ребенка от предмета, который ему любопытен, отвлечь чем-то интересным. Объясните причину запрета кратко, без излишних философствований. Например, «нельзя трогать огонь, будет «бо-бо». 

Нельзя ребенку 1 год

Еще несколько полезных рекомендаций, как объяснить ребенку слово «нельзя». 

  • Проверьте реакцию малыша в безопасной обстановке. Это поможет убедиться в правильности ваших объяснений. Будьте готовы, что годовалый ребенок не сразу усвоит урок. Это зависит от его умственной зрелости и темперамента. Некоторые непослушные непоседы будут упрямо бросать вызов родительским запретам.
  • Ребенок не должен чувствовать, что взрослые обращают на него максимум внимания, только когда он приближается к чему-то запретному. Уделяйте достаточно времени, чтобы объяснить ему не только плохие, но и хорошие вещи. Иначе он будет намеренно привлекать ваше внимание, делая то, что нельзя.
  • В годовалом возрасте дети могут делать такие вещи, как выдергивание волос у мамы и тому подобное. Таким образом он просто демонстрирует свою привязанность. В подобной ситуации скажите: «Маме больно» спокойным тоном и остановите его чем-то позитивным, например, поцелуем в руку.
  • Хорошо работает у маленьких детишек метод усиления интонации. Если ребенок не реагирует на слово «нельзя», сказанное тихим голосом, повторите его несколько раз более низким и требовательным тоном.

Нельзя ребенку 1 год

  • В таком возрасте лучше отвлекать детей, чем использовать метод «тайм-аута». Тайм-аут – это когда вы помещаете ребенка в удаленное место на несколько минут, например, сажаете в манеж. Этот способ обычно не работает, потому что дети этого возраста понятия не имеют, чего вы пытаетесь достичь, и просто не помнят, что сделали неправильно.
  • Используйте концепцию «безопасный дом». Уберите из зоны досягаемости ребенка вещи, которые он не должен трогать. В таком случае количество «нельзя» сократится, а его эффективность увеличится.
  • Когда необходимо отвлечь ребенка или изменить ситуацию, обязательно предложите альтернативу. Например, уберите ваш дорогостоящий смартфон и займите его внимание развивающей игрушкой. Играть с умным зайкой так весело!

Нельзя ребенку 1 год

Сначала ребенок, делая то, что запрещено, видит родительскую реакцию, но поступает наперекор. Постепенно он учится говорить себе «нельзя». Наконец, когда урок полностью усвоен, он спрашивает: «Можно?». Таким образом, сначала он усваивает концепцию «нельзя», а затем «можно». Подтверждением этому служит тот факт, что годовалые дети склонны к отрицанию. На любой вопрос они с большой долей вероятности ответят «нет». Слово «да» появляется в детском лексиконе гораздо позднее. Не принимайте детское «нельзя» на свой счет. Оно не свидетельствует о непризнании авторитета, а является проявлением самостоятельности и желанием подражать взрослым.

Правило №4: «Терпение и труд все перетрут»

Не следует думать, что годовалый малыш уяснит запрет сразу. Его полное осмысление пока еще превосходит возможности детского ума. Активное сопротивление вызвано не своенравием, а непониманием. Задача воспитания – через регулярное повторение похожих ситуаций постараться доходчиво объяснить ребенку последствия нарушения запрета.

Годовалые детишки отлично осознают язык жестов, мимики и эмоций. В таком возрасте мамино испуганное лицо работает гораздо эффективнее, чем объяснения, что внутри розетки сидит кусачий зверь – электричество.

Нельзя ребенку 1 год

Когда непослушание не представляет опасности для жизни малыша, дайте ему возможность поступить по-своему. Он увидит результат, и потребность в повторении постепенно отпадет. Многие годовалые дети любят ронять игрушки или проливать воду. Позвольте им эти милые шалости: из каждого подобного опыта малыши извлекают ценную информацию, которую трудно объяснить словами.

Ограничения и правила должны быть согласованы внутри семьи. Когда мама говорит «нельзя», папа или бабушка не должны говорить «можно». Такую раздвоенность трудно осмыслить даже взрослому, а для годовалого малыша – это посложнее, чем бином Ньютона.

Правило №5: Когда нельзя говорить «нельзя»

Родительские запреты не должны противоречить важнейшим потребностям малыша, необходимым для физического и психоэмоционального развития.  Слова «нельзя бегать (прыгать, кричать, лезть)» лучше убрать из лексикона. Хорошо демонстрирует такой подход следующий пример. Одна мама пытается объяснить ребенку, почему нельзя рисовать на стенах. Вторая – в месте, где любит рисовать маленький художник, вешает кусок старых обоев, чтобы развивать его творческие способности. Какая позиция вам ближе?

Нельзя ребенку 1 год

Конечно, можно добиться, чтобы ребенок не разрисовывал стены, не пачкал мебель красками и клеем. В результате имеется порядок в доме и скучающий ребенок, который не знает чем заняться. У таких обремененных запретами деток нередки невротические реакции: так организм компенсирует нереализованные потребности в саморазвитии.

Психологи выделяют две крайности. Одни родители копируют шаблоны собственного воспитания: не разрешают делать детям то, что им самим запрещали в детстве. Другие идут от противного. Выросшие в строгости родители пытаются освободить дитя от любых ограничений, давая ему настоящую вольницу. И тот, и другой путь неверен. Постарайтесь следовать мудрой золотой середине, оставив запреты для жизненно необходимого круга вещей.

Взрослые должны осознавать, как обилие запретов отражается на детской психике. Особенно если сами делают то, что запрещают. Годовалый малыш не может объяснить себе истинную причину ограничений. Его мысли могут приобрести два нежелательных направления:

  1. Родители плохие. Мне не разрешают, а сами делают.
  2. Раз им можно, а мне нет, значит, я плохой.

В первом случае у ребенка возникает обида или агрессивное поведение, которое он направляет вовне: на сверстников, животных, игрушки. Это провоцирует его на непроизвольные капризы, истерики. Во втором варианте ребенок винит себя. У него формируется низкая самооценка, он привыкает находиться в роли неудачника.

Нельзя ребенку 1 год

Чтобы избежать этих неприятных последствий, важно не просто грамотно объяснить малышу, что такое «нельзя», но и правильно формулировать запреты. Оставьте «нельзя» для критических, опасных случаев, для всего остального вам в помощь «великий и могучий русский язык».

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

В праздничные дни, когда семья собирается вместе, велик соблазн накормить малыша, только знакомящегося с «взрослой» пищей, с общего стола. Что можно дать ребенку от 1 года до 3 лет из праздничного меню, а какие продукты и кушанья ему еще не по возрасту? Чего стоит избегать в питании детей и после 3 лет? Советы для мам.

Блюда для детей после 1 года

Блюда для годовалых детишек должны быть нежными по консистенции, но с мелкими кусочками, на которых кроха сможет отрабатывать свое умение жевать. Среди многочисленных кулинарных приемов выбирайте самые щадящие, чтобы не слишком нагружать пищеварение маленького: варите, тушите, запекайте или готовьте на пару.

К году малыши успевают познакомиться с основными сортами мяса и нежирной рыбы, но если раньше вы предлагали их ему только в виде пюре, то теперь еще и в котлетах (паровых, а не жареных), фрикадельках, запеченных блюдах. Как в любом полноценном обеде, дополнением к ним станет гарнир: в этом возрасте кроха уже сможет оценить и макароны, и крупы (гречку, рис), и, конечно же, всевозможные овощи — свежие (натертые на мелкой, а позже и крупной терке), отварные, тушеные, пропаренные.

На десерт предложите своему лакомке «витаминную» кашу с кусочками овощей, фруктов или сухофруктов, творожную запеканку или пудинг из манной крупы.

Меню для ребенка 1,5-2 лет

Ближе к двум годам кроха понемногу знакомится с блюдами, привычными всем взрослым. Теперь пюре и воздушные суфле можно сделать более редкими гостями на столе малыша, а мясо, овощи и фрукты резать покрупнее. При этом не стоит забывать, что организм ребенка пока готов принять отнюдь не все из того, что появляется на семейном столе. Двухлетнему крохе не подойдут:

  • жареные блюда — они раздражают слизистую желудочно-кишечного тракта и содержат чересчур много жира;
  • блюда в панировке — по тем же причинам;
  • крепкие мясные и рыбные бульоны — в них слишком много концентрированных веществ;
  • пряные блюда с уксусом и специями — например, баночная кабачковая и баклажанная икра.

Чтобы обеспечить организм малыша всем необходимым для роста и помочь ему в развитии вкуса, каждый день предлагайте ребенку хотя бы по одному овощу и фрукту из каждой группы.
Синий/фиолетовый: изюм, виноград, черника, сливы.
Красный: помидоры, вишня, клубника, красные яблоки.
Желтый/оранжевый: тыква, манго, персики, морковь, желтые яблоки, батат.
Белый: картофель, бананы, груши, цветная капуста.
Зеленый: шпинат, брокколи, зеленая фасоль, зеленый горошек, киви.

Продукты под запретом

Когда ребенок сможет есть то, что приготовлено для всей семьи? — вопрос, который волнует каждую маму. Обычно переход на общий стол происходит после года, при условии, что пища адаптирована к способностям малыша.

Другой вопрос, как выбрать продукты, когда ребенок начинает есть блюда, предназначенные для всей семьи. В первую очередь, не нужно забывать о том, что, несмотря на «солидный» возраст малыша, он по‑прежнему нуждается в особом меню. Именно поэтому и после года ребенку не стоит давать продукты, в безопасности которых вы не уверены, или предлагать слишком «тяжелые» блюда, способные раздражать желудочно-кишечный тракт или вызывать аллергию.

Каких продуктов не должно быть в меню малыша до трех лет?

  1. Всех видов бульонов.
  2. Сосисок и колбас, кроме предназначенных для детского питания (полукопченые и копченые изделия не давайте до школы).
  3. Пшенной крупы, кроме специальной детской каши.
  4. Творожных десертов и молочных коктейлей промышленного производства (чудо-молока, глазированных сырков, сырковой массы).
  5. Морепродуктов.
  6. Шоколада, шоколадных конфет, сладостей в шоколаде, сдобных булочек и печенья (например, курабье).
  7. Тортов, пирожных с кремом.

Какие продукты остаются под запретом и после трех лет?

  1. Грибы в любом виде.
  2. Жирные сорта мяса и рыбы.
  3. Утки, гуси и их яйца.
  4. Консервы.
  5. Острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе, соки и напитки, приготовленные из концентратов, майонез.
  6. Паштеты, ливерные колбасы.
  7. Первые и вторые сухие (сублимированные) блюда.
  8. Мясное или рыбное заливное.
  9. Продукты, содержащие пищевые добавки (ароматизаторы, красители искусственного происхождения). Речь идет в том числе о жевательной резинке и чипсах.
  10. Газировка; напитки с подсластителями и искусственными ароматизаторами и / или вкусовыми добавками.

Некоторые продукты лучше не давать детям вообще. Речь идет о молоке, сметане и твороге, не прошедших пастеризацию и непрокипяченных, о рыбе без термической обработки (например, суши, вобле и др.) и рыбе холодного копчения.

Солить или не солить?

Организму малыша без соли никак не обойтись. При этом его потребности в ней совсем невелики, а вот избыток — совсем небезопасен.

Соль снабжает нас двумя элементами — натрием и хлором. Первый из них особенно важен, потому что поддерживает водный обмен в организме и входит в состав всех его жидких сред: крови, желудочного сока и других. Без участия натрия не обходится работа клеток мышц, сосудов, он помогает поддерживать в рамках нормы артериальное давление. Наш организм «умеет» регулировать уровень содержания натрия: если его не хватает, он «просит» съесть что‑нибудь солененькое, если его много — попить, чтобы вывести излишки наружу.

С проблемой избытка этого элемента современные малыши сталкиваются чаще, чем с его нехваткой, ведь если они и теряют его, то в основном с потом, во время расстройства пищеварения и рвоты. А вот исследования показали, что в нашем рационе слишком много соли. Став «традицией», эта особенность может вызвать у детей в будущем проблемы с обменом веществ, в работе почек, сердца и сосудов. К тому же детскому организму вообще трудно поддерживать правильный баланс минералов в организме, а особенно бороться с их избытком.

Конечно, со вкусовыми пристрастиями малыша придется считаться, но только не сдавайтесь сразу. Если ребенок отказывается есть какой‑либо продукт, предлагайте его снова и снова, экспериментируя с рецептами, меняя способ приготовления, украшая блюдо, добавляя нежгучие специи.

Наша задача — приучить малыша есть в меру соленую пищу. Для этого достаточно соблюдать простые правила.

  1. Помните, что натрий содержится почти во всех продуктах, которые малыши попробуют за первый год жизни: его много в молочных продуктах, которые составляют основу их рациона, а еще в мясе, злаках и так далее. К тому же потребность в этом элементе у грудничков невелика. Вот почему присаливать пищу детям младше 1 года необязательно. Не зря продукты из линии детского питания либо совсем не содержат соли, либо ее в них немного.
  2. Когда малыш подрастет, досаливать пищу ему нужно слегка, так, чтобы на ваш вкус она казалась недосоленной.
  3. Солить пищу лучше в конце варки, когда натрий, содержащийся в исходных продуктах, уже перейдет в блюдо, которое вы готовите.
  4. Солите пищу в несколько этапов, добавляя соль маленькими порциями.
  5. Следите за тем, чтобы всяческие соленья, например рыба, а еще колбасы, сосиски, некоторые сорта сыра, которые содержат много соли, появились в рационе малыша не раньше 3 лет.

Ну я то же грибы не любила до определенного возраста.. стала их есть уже после совершеннолетия точно, а в детстве суп грибной помню в унитаз сливала, пока никто не видел, ну в крайнем случае бульон цедить могла)) Своим сейчас не даю грибы… и супы грибные им не варила пока..
Про рыбу, я до года вообще не даю, в год вводить начинаю, так что морская сама по себе сдвигается… там точно много йода, и например в креветках скапливается ртуть.. может есть какая то связь.. я не изучала.. )

2014-05-02, Styusha

Грибы очень тяжелая пища, плохо усваивается даже взрослым организмом, + грибы накапливают всякую гадость(лесные грибы). В общем на сколько я знаю, до 7 лет грибы детям давать не стоит, шампиньоны можно..
Про рыбу странно.. знаю что морскую рыбу позже вводят, но что б вообще не давать..

2014-05-02, Styusha

Про грибы – да, тоже такое читала, старшему не давали, теперь он их и из пиццы выковыривает – не нравятся ))))
Рыбу морскую не желательно до года, т.к. аллерген возможный. Потом даже нужно, если все ок. Во всяком случае нам так педиатр говорит.

2014-05-02, мама шестилетки и годовасика

Вот странно… но в Турции к примеру всё что тут “нельзя” детям вводять после года:) и криветки с мидиями если все едят, то тоже давали попробовать пару штучек

2017-02-07, OlgA MARIA

а почему, собственно, нельзя рыбу до трех лет, И грибы после трех нельзя?
Ничего не обьясняется, просто список.

2014-05-01, Rainmaker

Тяжелая каша для ЖКТ (подробностей уже не помню). Ее и взрослым-то не очень рекомендуют часто есть.

2014-05-05, МарикаЧ

Там же, вроде, написано, про именно про “жирные сорта” рыбы. Жирные, понятное дело, тяжелы для ЖКТ.

2014-05-05, МарикаЧ

Всего 11 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник