Негативизм ребенка 5 лет

На протяжении жизни человек проживает кризисные периоды, во время которых меняется поведение и появляются неадекватные протестные реакции. Большинство сложных проявлений и бурных эмоциональных реакций приходится на детство. Негативизм у детей наиболее ярко выражен в трехлетнем и подростковом периоде.
Что такое негативизм
Чтобы справиться с ситуацией, необходимо иметь представление о характеристике данного явления. Негативизм – это деструктивное поведение, направленное на отрицание рекомендаций, инструкций, просьб и пожеланий взрослых людей (в основном родителей и педагогов). Зачастую такое поведение не отвечает интересам ребенка и его потребностям. Любое отрицание правил и общественных норм является примером методологического негативизма.
Негативизм в психологии расценивается как проявление возрастного кризиса, которое приводит к конфликтным ситуациям в семье и школе.
В психологии выделяют пассивный и активный негативизм.
Пассивный тип отрицания отличается невыполнением требований и просьб окружающих. Иногда создается впечатление, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. Негативизм может проявляться и в совершенно противоположных действиях ребенка в ответ на требования.
Проявления активного негативизма сопряжены с агрессией в отношениях к окружающим. В некоторых случаях возможны самоповреждения как проявление аутоагрессии. У девочек преобладают вербальные поведенческие реакции, проявляющиеся в грубости к родным, сверстникам и учителям. Мальчики более агрессивны по своей природе, поэтому они являются зачинщиками драк и физического насилия.
Дети с негативизмом отличатся тем, что любое внешнее воздействие вызывает у них реакцию сопротивления.
Причины негативизма
Основными причинами негативизма являются кризисные периоды жизни, основное количество которых приходится на детский возраст. Данную часть жизни человека можно расценивать как адаптацию к окружающему миру, а этот процесс в большинстве случаев протекает болезненно.
Кризис негативизма трех лет проявляется как бурное стремление к самостоятельности и желании обозначить границы собственной личности. Поведение ребенка в этом возрасте – это капризность, которая обычно носит неосознанный характер, так как малыш не в состоянии логически объяснить причины своего поведения. Отрицая, малыш начинает осознавать свою личность и ее ценность. Кризисные проявления возраста постепенно сглаживаются, если предоставить ребенку возможность проявить волевые качества своего характера.
Кризис негативизма проявляется с особой остротой и непримиримостью в подростковом возрасте в активной и пассивной форме. Период физиологического взросления (бурный рост опорно-двигательного аппарата, формирование гормонального фона) сопровождается психологическими проблемами, появляющимися в виде режима отторжения. После минования подросткового периода при благоприятной обстановке в семье детский негативизм редуцируется. Ошибки в воспитании могут привести к трансформации временного явления в отрицательные черты характера. Негативизм, который стал чертой личности, у взрослых практически не поддается коррекции.
К детскому негативизму приводят частые ошибки, которые допускают родители:
- пробел воспитания в виде гиперопеки (приводит к отсутствию инициативы и самостоятельности, ребенок способен самоутвердится только с помощью негативизма);
- недостаток внимания и любви вызывает агрессию и желание привлечь к себе внимание с помощью деструктивного поведения.
Чуткое и внимательное отношение взрослых способно преобразовать такой отрицательный опыт как негативизм в позитивизм.
Признаки негативизма
Психология личности выделяет следующие проявления признаков негативизма, на которые родители должны обратить внимание как можно раньше: строптивость, упрямство, протест, бунт. Эти качества характера под чутким руководством взрослых предстоит преобразовать в упорство и настойчивость, в подростковом возрасте они помогут в достижении высоких результатов в учебе, спорте, общественной жизни.
Симптомами кризиса также являются:
- сниженное настроение, иногда переходящее в депрессию;
- отсутствие интереса к учебе
- неустойчивый эмоциональный фон;
- изменение аппетита (снижение или повышение);
- возникновение ситуаций с социальной дезадаптацией, когда ребенок избегает коллектива.
Родители должны внимательно следить за изменением состояния, так как ранняя диагностика способствует успешной коррекции негативных симптомов.
Психологическая коррекция детского негативизма
Родители, внимательно относящиеся к своим обязанностям, способны существенно сгладить поведенческие особенности своего ребенка. Для того, чтобы пережить трудности переходных периодов придется запастись терпением и работать не только с недостатками ребенка, но и со своими собственными.
1 совет
Первое, что необходимо усвоить взрослым людям – в любой ситуации следует сохранять спокойствие. Даже при постоянной конфронтации потребуется уравновешенность. Чем агрессивнее ведут себя родители и педагоги, тем сильнее заостряется проблема поведения ребенка. В самых неблагоприятных ситуациях можно ожидать суицидных действий или открытой агрессии, направленной на окружающих.
Как бы трудно не было, нужно продолжать любить свое дитя. Только то, что противоположно негативизму, может дать положительный результат. Деструктивный тип поведения взрослого человека способен только усугубить сложившуюся ситуацию, что приведет к неминуемой десоциализации ребенка.
Следует категорически исключить любые способы насилия над личностью ребенка. Физическое и психологическое подавление негативизма еще более ухудшают ситуацию. Даже если на время удалось сломить сопротивление воле родителей и педагогов, в дальнейшем ситуация неминуемо повториться и произойдут глубинные изменения личности.
2 совет
Для того чтобы сгладить негативные проявления кризисных периодов в жизни ребенка, родителям придется проводить со своим малышом достаточно времени, чтобы наладить дружеские отношения и взаимопонимание. Острые конфликтные ситуации возникают на фоне отчужденности, которая порой развивается из-за занятости взрослых людей своими проблемами.
Чтобы ребенок чувствовал психологическую поддержку и присутствие родных людей, с малышами нужно читать сказки, обсуждая при этом действия и поступки любимых героев. Так можно сформировать положительные стереотипы поведения, которые не позволят в сложные периоды жизни совершать неблаговидные поступки. Положительный результат принесет совместное посещение концертов, театральных постановок, а также прогулки, туристические поездки.
Родители должны с детства уметь разговаривать с ребенком на волнующие его темы, чтобы он не чувствовал себя одиноким перед лицом жизненных трудностей.
3 совет
Недостатки конфликтов и проблем необходимо научиться преобразовывать в позитив. Для этого нужно вместе с ребенком разбирать ошибки в поведении и извлекать уроки, даже из самых неприятных ситуаций. Для того чтобы пришло осознание своей неправоты, следует учить ребенка представлять себя на месте того, кого он обидел.
Очень важно научить свое дитя не чувствовать себя жертвой ситуации, а брать ответственность за свои поступки и их последствия.
4 совет
Чтобы справиться с проявлениями негативизма, родителям придется проявить максимум изобретательности. Для того чтобы добиться желаемого действия, бесполезно давить на ребенка и принуждать. Необходимо создать такую ситуацию, чтобы инициатива исходила от него самого. В данном случае останется на высоте его самооценка, проявится самостоятельность.
Часто возникает ситуация, когда малыш или подросток не хочет одеваться по погоде, это может быть ежедневным источником конфликтов. Чтобы бесплодно не дискутировать по этому поводу, стоит позволить один раз замерзнуть и переболеть. Таким образом, придет опыт через неприятную ситуацию, который вряд ли захочется пережить еще раз.
Следует избегать ситуаций, когда ребенку с помощью родительского авторитета навязывается своя точка зрения и модель поведения. Неразрешенный кризис трехлетнего возраста обязательно проявится остро и непримиримо в подростковом периоде, поэтому работать над проблемами ребенка нужно постоянно в процессе воспитания, а не только в момент взрывной ситуации.
В сложных случаях, когда не получается договориться, нужно переключиться и отвлечь внимание. Следует принять истину, что в споре необязательно кому-то стать победителем. Иногда лучше обходить острые углы и сохранять мир и спокойствие. Возможно, что через некоторое время спорный вопрос разрешится без обострения обстановки.
5 совет
Сложные конфликты, которые не удается разрешить в домашних условиях, потребуют обращения за помощью к профильному специалисту – психологу или психотерапевту. Бывают ситуации, когда пожелания и рекомендации для преодоления негативизма воспринимаются, если они исходят от постороннего человека с высоким уровнем квалификации. Не стоит бояться вмешательства в свою жизнь постороннего человека, так как замалчивание проблемы только обостряет ее.
С коррекцией негативизма и деструктивного поведения не стоит затягивать, так как существует риск формирования отрицательных черт характера, которые в дальнейшем помешают полноценному развитию личности.
Источник
Клипарт с сайта LENAGOLD – коллекция фонов и клипарт
Многим родителям знакома такая картина: ребенок буквально все говорит и делает наоборот. Причем создается впечатление, что он специально поступает назло. С этим можно столкнуться и в поведении дошкольника и уж тем более подростка.
Малышу предлагают гулять, а он плачет, кричит, что хочет играть дома. Может в момент раздражения бросать игрушки, предметы в человека, куда попало. Может капризничать, грубить, что-то разрушать, а может замкнуться в себе. Причем часто причины этого сопротивления непонятны окружающим. Такое поведение принято называть негативизмом.
Почему ребенок протестует?
Негативизм – это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям (Педагогический энциклопедический словарь).
Так ребенок протестует против обстоятельств жизни, против отношения к нему разных людей: близких, сверстников, других взрослых. Объективно эти обстоятельства или отношения могут и не быть неблагоприятными. Главное, какими их воспринимает ребенок или подросток.
Нередко причины такого поведения неявны для окружающих, потому что сам ребенок их тщательно маскирует. Например, тревога и страх: «Не справлюсь, лучше вообще отказаться» или «Буду выглядеть смешно». Иногда дети протестуют против каких-то жизненных обстоятельств. Это может быть рождение младшего брата или сестры, развод родителей, вынужденный переезд, смена школы и т.д.
По сути негативизм – это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.
О пассивном негативизме говорят, когда ребенок просто пропускает мимо ушей наши просьбы и требования. Активный негативист старается сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят.
Родители нередко говорят о том, что ребенок упрямый. Можно сказать, что упрямство – это слабая форма негативизма. И по проявлениям в поведении они похожи. Но причины похожего поведения все-таки разные. Упрямец стремится к самоутверждению. А негативист протестует против неблагоприятной для себя ситуации.
Говорят еще о такой черте, как настойчивость – это желание добиться своего вопреки препятствиям.
Ребенок может проявлять негативизм в отношениях с кем-то одним из близких или со всей семьей, только в семье или практически везде, где появляется.
Можно ли что-то с этим поделать?
Самое универсальное средство – учитывать детские потребности, желания, возможности, способности.
Не выдавать свои желания за желания ребенка или подростка. Стараться понимать его состояние, настроение.
Чаще детский негативизм – преходящее явление. Но он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности – если взрослые ведут себя слишком жестко и ребенок постоянно испытывает эмоциональное напряжение.
Как помочь негативисту?
Практически у всех детей родители отмечают протестные реакции в определенные периоды. Есть так называемые кризисные периоды детства – один год, три года, шесть-семь лет и 13-16 лет. Ребенок (или подросток) в эти моменты старается перейти на новую ступень своего развития, сделать еще один шаг к самостоятельности, независимости, утвердиться в своих глазах и глазах окружающих.
Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни.
При воспитании негативиста старайтесь учитывать следующие моменты
- Правила должны быть понятны детям.
- У ребенка должны быть не только обязанности, но и права.
- Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.
- При любых проблемах в поведении ребенка помогает ведение дневника. Во-первых, наблюдение помогает взрослому как бы отстраниться, посмотреть на ситуацию более объективно, снизить эмоциональный накал. Во-вторых, понять, что именно вызывает у ребенка протест. Редко бывает так, чтобы негативизм длился с утра до поздней ночи.
- Ребенку необходимо иметь выбор. Предоставляйте ему эту возможность. Например: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?»
- Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.
- Стоит обратить внимание, не слишком ли часто в общении с ребенком звучит слово «нельзя». Попробуйте сократить количество запретов – возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно».
- Призывайте на помощь чувство юмора и игру. В общении с упрямым малышом бывает эффективным метод от противного: «Ты только не вздумай сегодня лечь в 8 часов». Или игра в мальчика-девочку-«наоборот»: «Ты сегодня все делаешь наоборот, когда я попрошу тебя о чем-нибудь. А завтра я стану “мамой-наоборот”». Не сработают одни приемы – придумайте что-нибудь другое. Главное, испытывать как можно больше положительных эмоций от взаимного общения.
- Поощряйте активность, поиск нового, самостоятельность. Вы ведь не хотите, чтобы ваши сын или дочь выросли пассивными, зависящими от других людей, не умеющими принять решение?
Запаситесь терпением и не ждите немедленных результатов. Помните только, что это очень важный период в жизни ребенка.
Источник
«Я не знаю, что ним делать! Он делает все наоборот, он вредничает».
«Ему только недавно исполнилось 3 года, а он на любую просьбу раскидывает игрушки, ломает вещи, в доме все летит, и еще «кричит, плачет». «Он стал непредсказуемым». Такое поведение называют – негативизмом.
Почему же такое происходит?
В первую очередь это сопротивление ребенка взрослым, близким.
Часто взрослые не понимают причины такого поведения. Как правило, вызвать такое поведение может все что угодно. В раннем возрасте когда, у ребенка проходит кризис трех лет, и ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности, взрослые ввиду заботы и переживания за ребенка не дают того, чего он желает. Если посмотреть по глубже, то негативизм – это реакция на неудовлетворенную потребность. И единственное что он может сделать – это сопротивляться.
Например, ребенку три с половиной года, утром одеваясь на улицу, он хочет одеваться самостоятельно, но у него получается медленно, неуклюже. Мама или папа торопятся на работу, и пытаются одеть ребенка самостоятельно, на что ребенок начинает сопротивляться, плакать, отказываться вообще куда-то идти. Вместо поддержки близких в одобрении и поощрении, он слышит «ты не умеешь, у тебя не получится».
Существует еще и пассивная форма негативизма – это когда ребенок не реагирует на просьбы близких. Стоит так же отличать негативизм от упрямства. Упрямый ребенок стремится к самоутверждению, а негативист – проявляет протест.
Проявлять негативизм ребенок может как к одному человеку, так и ко всем членам семьи.
Что делать если ребенок начинает проявлять негативизм.
В первую очередь понять что у ребенка появились свои потребности, понимать , что желание близких и ребенка могут отличаться.
В детском возрасте негативизм временное явление, но если отношение взрослых к ребенку не меняется, то может перейти в черту личности.
Надо знать, что кризис – это в первую очередь шаг к новому в развитии ребенка.
Сейчас я попробую дать вам краткие рекомендации, при которых кризисный период в развитии ребенка может пройти мягче. Ребенку можно помочь перейти на новую ступень в развитии.
Итак первое, это ребенок должен понимать правила которые существуют в доме.
Во вторых – требования к ребенку должны предъявляться спокойным уверенным голосом. Негатив, повышенный голос может вызвать сопротивление у ребенка, так как он ждет от взрослых уважения и понимания.
В третьих надо наблюдать за реакцией у ребенка, и узнать, что именно вызывает у него сопротивление.
В четверых – ребенку нужно дать выбор. Например, выбрать одежду в детский сад.
В пятых – не стоит наказывать, если ребенок говорит «нет», стоит с ним это обсудить. Понаблюдайте за собой как часто вы говорите «нет, нельзя». Лучше объяснить ребенку, то что он может делать. Например, на стене нельзя рисовать, давай я там тебе бумагу.
В шестых, используйте шутку, пусть будут и позитивные эмоции от общения. Чаще хвалите, проявляйте одобрение к ребенку.
Думаю, каждый родитель желает видеть своего ребенка уверенным самостоятельным, нежели пассивным, агрессивным.
Помните о том, что вы уже были ребенком, а ребенок взрослым нет.
Знайте, все временно, кризис пройдет и важнее иметь доверительные отношения с ребенком.
Если вы столкнулись с детским негативизмом я готова поговорить с вами
https://www.b17.ru/my_new_online.php?p=159344
Источник
Сегодня поговорим о проблеме, которая рано или поздно возникает в каждой семье – плохое поведение ребенка. Что делать родителям и как правильно реагировать расскажет психолог и мама двоих детей Елена Садовниченко.
“Как большинство родителей реагирует на плохое поведение своих детей? Они видят, что происходит. Берут первую попавшуюся на ум причину плохого поведения ребенка и действуют соответственно.
В этой тактике хорошо только одно- скорость родительской реакции. Но если ребенок ведет себя плохо из раза в раз, то родители разводят руками и говорят, что не понимают- в чем же причина?”
Что значит «плохое поведение»?
Для каждого родителя существует свое определение, что они считают плохим поведением у детей. Иногда эта оценка опирается на простое понимание, которое тянется из детства: «Быть хорошим хорошо. Быть плохим- плохо. Добро победит, потому что это правильно».
В представлении одних родителей «плохо себя вести»- это истерить и драться, а для других- хамить, врать, воровать.
Но в целом, плохим поведение ребенка можно считать, если оно вредит самому ребенку, выходит за рамки принятых в семье и обществе правил и норм, наносит вред и ущерб окружающим. Но даже этого понимания недостаточно. В каждом конкретном случае придется смотреть на контекст происходящего и нюансы ситуации, а не грести всё под одну гребенку.
Главное в оценке поведения ребенка вопрос: «Считаю ли я поведение своего ребенка плохим? Считается ли в обществе поведение моего ребенка плохим?» И если ответы на эти вопросы не совпадают, нужно знать разновидности поведения, которое однозначно принято считать плохим среди людей.
Разновидности плохого поведения детей
- Многие родители рассматривают любое сопротивление ребенка их просьбам и советам как непослушание. Проявляется оно в виде баловства, хитрости, шалости. Иногда непослушание путают с противлением – термин, обозначающий сопротивление ребенка любой форме давления на него. Тогда это не плохое поведение, а естественная защита ребенком чувства собственного достоинства и авторства своих намерений. Непослушание от противления отличается тем, что в первом случае ребенок не настаивает на своем плане действий. А во втором случае- ребенок отстаивает свое право поступать так, как хочет именно он. Это стоит уважать, потому что так тренируются защиты от влияния других на собственные принятые решения.
- В кризисе 3-х лет у детей возникает негативизм, суть которого необъяснимое и немотивированное сопротивление ребенка влиянию окружающих. Ребенок не хочет подчиниться родителям, но в то же время и сам не знает, чего же он хочет.
- Состояние, когда ребенок продолжает делать то, что делал, несмотря на то, что ему запрещают. Или не начинает делать то, о чем его просят. Это упрямство.
- Действия ребенка, которые для взрослых выглядят как неразумные, пустые требования- капризы и своеволие.
- Социально опасное явление, продуманное заранее- это проступок. Когда ребенок злонамеренно вредит другим людям. Раньше, чем 6-7 лет дети не могут планировать поступки.
- И, наконец, правонарушение. Сознательное или случайное нарушение правил и законов, принятых в обществе. Лет с 8 дети способны совершать правонарушения.
Неправильно приписывать причину плохого поведения только сложному характеру ребенка. Ведь в таком случае родители перекладывают ответственность за плохое поведение на структуру свойств личности и не видят за этим других вариантов.
10 распространенных причин плохого поведения ребенка
1. Плохим поведение ребенка видят его родители
Есть такое выражение: «Красота в глазах смотрящего»- это значит, тот, кто смотрит, видит другого красивым. Аналогично с плохим поведением ребенка. Тот, кто смотрит на ребенка под этим углом зрения, видит его поведение плохим. А так ли это на самом деле?
Но проблема не только во взгляде на поведение ребенка. Много ли родителей разделяют понятия «плохое поведение» от понятия «плохой ребенок». Ведь для того, чтобы ребенок тоже разделял эти понятия, надо тщательно объяснить ему разницу. Но сколько родителей так делают?
Кроме того, как родители видят ребенка, влияет на то, как они с ним и поступают. Если родители говорят: «Достал уже», «Ты загонишь бабушку в гроб», «Ты специально орешь так, что у меня голова заболела», то они видят ребенка виновником свои моральных бед.
У этого видения есть и другая сторона. Если родители впадают в крайность, то у ребенка формируется отношение к себе «я сложный» и появляется паттерн поведения это подтверждающий. То есть ребенок начинает вести себя привычно плохо, потому что разубедить родителей в своем желании быть для них хорошим не получается. Тогда ребенок говорит: «Окей, я буду соответствовать вашему мнению обо мне».
Рекомендации психолога: решение в том, чтобы посмотреть на ребенка хорошо и к каждой возникающей проблеме подходить с точки зрения «Что пошло не так?». Посыл ребенку может быть не «Ты ведешь себя отвратительно!», а «Как тебе помочь справиться с …?» Пусть в ваших глазах будет стремление помочь, а не обвинить.
2. Эмоции, импульсы
Еще одна причина плохого поведения ребенка- неконтролируемое выплескивание эмоций и возникших импульсов. В силу возраста и незрелости определенных частей мозга, ребенок не в состоянии удерживать себя от проявления эмоций. Как безудержно ребенок может радоваться и смеяться, так же безудержно ребенок может злиться и крушить все вокруг.
До 2-х лет жизни ребенка очень важно безоценочное отношение к нему. Но как раз в это время у родителей много упреков детям, нареканий, поучений. До этого времени ребенок еще ни разу не вел себя осознанно плохо, но уже получил массу обвинений.
А с 2 до 5 лет- это самый агрессивный возраст в жизни человека, поэтому в этот период мы видим, как у всех без исключения детей появляется поведение, которое называют плохим. Драки, крики, агрессия, нападки на родителей.
Рекомендации психолога: решение в том, чтобы помнить, что ребенок в таком возрасте еще не способен сдерживаться, продумывать последствия, следить за собой, быть удобным. Поэтому нужно обучать ребенка выплескивать импульсы до конца, учить ребенка эмоциям и чувствам, которые он испытывает.
3. Кризисы развития
Немалую роль в плохом поведении детей играют кризисы. Например, кризис 3-х лет, который характеризуется 7-ю признаками. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест- бунт, обесценивание, деспотизм.
Их все до одного можно рассматривать, как плохое поведение, но это не совсем так. Потому что все, что происходит с ребенком- это дар природы, посланный ему для развития. Выглядит это не как подарок, и многие мамы с этим согласятся. Но в этом, так называемом плохом поведении есть одна важная особенность- оно случается с ребенком. Это не качества личности заставляют его вести себя плохо. Не огрехи воспитания, не наследственность. А логика развития человеческой психики. И нужно относиться к этим кризисам с уважением и терпимостью.
Рекомендации психолога: решение в том, чтобы подождать, пока кризис минует.
4. Угроза потери контакта и близости
Современными исследователями привязанности это считается самой частой причиной плохого поведения детей. Потому что контакт ребенка с тем, кого он любит, для него важнее всего. А угроза контакту или его потеря приносят самые большие моральные страдания ребенку.
Это только кажется на первый взгляд, что ребенку все равно, как его поведение сказывается на чувствах родителей, бабушки, воспитателя и учителей. Дело всегда только в том, насколько сильно ребенок переживает о том, что ему приходится переносить разделение с теми, кого он любит. Он не может сказать прямым текстом: «Мне настолько важно быть рядом с теми, кого я считаю своими привязанностями, что мне ничего не остается делать, как вести себя плохо. Так я обращаю их внимание на себя. И наказание за мое плохое поведение- эта та цена, которую я плачу, чтобы быть замеченным».
Решением будет “напитывание” ребенка близостью. Когда вы даете себя и своего внимания ребенку больше того, что ему требуется. Целовать, обнимать, ловить на ходу, тискать, разговаривать по душам не тогда, когда ребенок просит об этом. А тогда, когда ребенок этого совсем не ждет и получает от вас неожиданно.
Продолжение на сайте https://womensec.ru/articles/kids/education/10-prichin-plokhogo-povedeniya-detey.html
Записаться на консультацию или прочитать еще статьи можно на моем сайте по этой ссылке.
Источник