Недостатки соматического развития ребенка
Статья:
Соматические заболевания являются 2-ой по значимости причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей и обременяет их личностно-социальное развитие.
В современной зарубежной психологии существует даже специальное направление «педиатрическая психология» (“Pediatric Psychology”), задача которого – разработка научных и практических деталей психологического сопровождения детей и подростков с различными соматическими заболеваниями [38, c.125].
Исследования как отечественных (В.В.Николаева, Е.Н.Соколова, А.Г.Арина, В.Е.Каган, Р.А. Даирова, С.Н. Ратникова), так и зарубежных исследователей (В. Александер, М.Шура, А. Митчерлиха и др.) показывают, что тяжелое соматическое заболевание создает особую дефицитарную ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в системе специального образования, так и включенными в единый образовательный процесс со здоровыми детьми.
Итак, понятие “соматический” относится к явлениям и болезням, связанным с телом.
Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ослабленности, которая создает определенные трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка – невропатия. Невропатия рассматривается как полифакторное нарушение врожденного происхождения, т.е. возникшая в период внутриутробного развития или в период родов. Ее причиной могут быть токсикозы матери первой и второй половины беременности, патологическое развитие беременности, приводящее к угрозе выкидыша, а также эмоциональные стрессы матери во время беременности [20, c.414].
Основные признаки невропатии (по А.А.Захарову):
эмоциональная неустойчивость – повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству, быстрому возникновению аффектов, раздражительной слабости.
вегетативная дистония − выражается в различных расстройствах в функционировании внутренних органов. В дошкольном и школьном возрасте наблюдаются соматические реакции в виде головных болей, колебаний давления, рвоты и т.д..
нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных страхов, отказа спать днем. А. А. Захаров утверждает, что на возникновение нарушений сна у детей влияет состояние повышенной усталости будущей матери, психологическая неудовлетворенность матери брачными отношениями.
нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными
проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям.
общая соматическая ослабленностъ, снижение защитных сил
организма, ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др..
минимальная мозговая ослабленность − проявляется в повышенной
чувствительности ребенка к различным внешним воздействиям.
психомоторные нарушения. Данные нарушения, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью [38, c.142].
Первые проявления невропатии диагностируются уже на первом году жизни, что проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном и часто измененном по времени суток сне, “закатываниях” при плаче.
Невропатия является лишь базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно развиваться снижение общей активности ребенка, в том числе и психической, замедляться темп психофизического созревания ребенка, что в свою очередь может способствовать задержке психического развития, нарастанию трудностей адаптации к социальным требованиям, негативным изменениям личности как в сторону повышенной зависимости от окружающих, так и в направлении развития депрессивных состояний, потере интереса к жизни.
При своевременной организации общеукрепляющих, включая комфортную психологическую атмосферу, с годами признаки невропатии могут уменьшаться. При неблагоприятных обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических соматических заболеваний, психоорганического синдрома.
В последние годы значительно возросло количество психосоматических заболеваний у детей. Исходя из этого, многие психосоматические заболевания, ранее характерные для взрослой части популяции, все чаще диагностируются в детском возрасте. Число детей, которые отмечается психосоматической патологией и которые обращаются за помощью в поликлинику достигает 25 − 40% (Исаев Д.Н.).
Психосоматические расстройства в детском возрасте в последнее время становятся объектом психологических исследований. Большой вклад в эту проблему внесен психоаналитическим направлением. Фрейдом был создан новый практический подход, что дало возможность лечить болезненные состояния в их психосоматическом аспекте. Было утверждено значение преморбидного развития для душевного и телесного созревания и здоровья, значение психических конфликтов для патогенеза и вообще влияние эмоциональных факторов (Бройтигам В., Кристиан П., Рад М., 1999).
Доказано, что нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических расстройств (Ammon О.).
Психосоматические заболевания занимают пограничное положение между телесными и душевными болезнями. Причиной их является душевное неблагополучие человека, а проявляются они “телесными” (соматическими) нарушениями. Самый яркий пример нарушения жизнедеятельности при душевном страдании – депрессия, возникающая у некоторых младенцев при отрыве от матери. Беспокойство и плач сменяются у них апатией, безразличием к окружающему, снижается аппетит, повышается чувствительность к инфекциям (организм как бы не противостоит болезням, не борется), нарушается процесс сна, ребенок начинает отставать в весе, затормаживается его развитие.
У дошкольника, который еще не может осознать и высказать свои душевные проблемы, соматизация депрессии – скорее больше правило, чем исключение. Различные боли, отказ от еды или повышенный аппетит, утомляемость и слабость, необъяснимые подъемы температуры или длительный субфебрилитет, недержание мочи или кала, нарушения сна, аллергические состояния, возникающие как бы “на пустом месте”, должны насторожить родителей и педагогов: не стоит ли за ними снижение настроения?
У некоторых детей депрессивные расстройства нередко приобретают форму вполне определенных болезней − их принято называть психосоматозами. Нейродермит, бронхиальная астма, язва желудка, колит, мигрень, сосудистая дистония, ожирение – при любом из этих заболеваний надо обратить пристальное внимание на душевное состояние ребенка. Встречаются также случаи, когда болезнь “непонятна”: выраженность и обилие жалоб, интенсивность болей, снижение общего тонуса, ослабленность не находят подтверждения в анализах и рентгеновских снимках. Отсутствие подтверждения в анализах какой-либо серьезной болезни должно заставлять задуматься о душевном неблагополучии ребенка [36, c.218].
Так называемая “соматизация” может произойти не только при депрессии, но и при состояниях тревоги. Ожидание воображаемой опасности, неуверенность, беспокойство, сильное волнение, отрицательное отношение к ситуации, к необходимости действовать в ней нарушают гармоничность деятельности организма. Наряду с психическими проявлениями страха и сниженного настроения возникают такие реакции, как бледность или покраснение кожи, потливость, дрожание рук. Встречаются у детей и так называемые панические расстройства: приступы частого сердцебиения, болей в области сердца, головокружения или головной боли, тошноты, ощущения жара или холода, частое дыхание. Такое состояние возникает внезапно и обычно сопровождается острым чувством страха, ощущением нехватки воздуха, боязни замкнутого пространства.
Встречается и третий вариант расстройств физического здоровья, в основе которых лежит душевное неблагополучие ребенка. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка: например, боли в животе утром, когда нужно идти в детский сад, если ребенок имеет значительные трудности в общении со сверстниками.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Нарушения в соматическом развитии ребенка, их систематика и статистика
Понятие соматического нарушения относится к болезням и явлениям, связанным с телом ребенка (человека).
Замечание 1
Соматический (от греч.) – телесный. Соматические нарушения – это различного рода телесные заболевания.
Развитие является основной чертой живой материи, так как именно благодаря ему, осуществляются процессы по увеличению числа и массы клеток, их дифференциация, строение и функция. Процесс развития запрограммирован в клетках ДНК.
Определение 1
Соматическое развитие ребенка – это индивидуальное развитие, которое начинается с момента попадания сперматозоида в яйцеклетку и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности.
Таким образом, нарушение соматического развития может быть начато еще до момента рождения, то есть внутриутробно, в силу различных негативных факторов и причин, отрицательно влияющих на организм беременной женщины.
В настоящее время врожденные пороки занимают первое место среди причин нарушений соматического развития ребенка.
Врожденные пороки разнообразны. Принято выделять следующие нарушения соматического развития ребенка, причинами которых являются врожденные пороки:
- Нарушения, связанные с внутриутробной мутацией клеток плода.
- Нарушения, вызванные первичными пороками развития органов и их функций (например, спинномозговая грыжа)
- Нарушения, вызванные вторичными пороками (косолапость).
Таким образом, врожденные пороки оказывают отрицательное влияние на соматическое развитие ребенка. Они могут быть причиной различных аномалий развития отдельных органов и их функций.
Помимо врожденных пороков, соматические нарушения в развитии ребенка могут быть вызваны внешними факторами, такими как травмы (ожоги, ранения и т.п.) и разнообразные заболевания (инфекционные, инвазионные и т.п.).
Признаки и симптомы соматического нарушения зависят от того, что послужило причиной его возникновения, а также от индивидуальных особенностей и свойств организма ребенка.
Соматические нарушения, проявляющиеся в поражении внутренних органов и систем, довольно часто становятся причинами психических расстройств.
Основными условиями соматически обусловленных психозов являются:
- Выраженная клиническая картина соматического нарушения
- Наличие заметной связи между соматическим и психическим развитием
- Раздельное (параллельное) течение соматических и психических нарушений
- Возможное появление и проявление органической симптоматики
Таким образом, необходимо понимать, что организм ребенка является целостным и единым. Понимание функционирования его отдельных частей следует рассматривать в совокупности всей системы.
Понятие и виды нарушений в психическом развитии ребенка
Замечание 2
Нарушение психического развития ребенка – это психическое состояние, обусловленное замедлением темпа формирования личности и ее психических функций, а также различными нарушениями умственных и познавательных способностей.
Чаще всего нарушения психического развития проявляются в младенческом и детском возрасте.
Причинами нарушений психического развития могут быть различные травмы и патологии.
Основные причины нарушения психического развития ребенка:
- наследственные патологии головного мозга
- различные хромосомные заболевания
- пороки развития и опухоли головного мозга
- эпилептические синдромы
- патологии, поражения, тяжелые заболевания ЦНС
- гидроцефалия
- разнообразные соматические нарушения
- заболевания и нарушения развития (функционирования) внутренних органов
- педагогическая запущенность.
Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития ребенка являются следующие факторы:
- Наследственные
- Социальные
- Биологические
- Психогенные
Нарушения в психическом развитии детей имеет несколько признаков проявлений, чаще всего это недоразвитие, повреждение личностного развития, отсталость умственного развития, невозможность самоопределения, психопатии и различного рода искажения (например, аутизм).
В целом же нарушения психического развития детей проявляются в отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления личности, несоответствии восприятия и поведения с возрастными нормами.
Чаще всего нарушения психического развития диагностируют в раннем возрасте, и связаны они в основном с мозговой дисфункцией.
Важным в определении нарушения психического развития является учет темперамента ребенка, наличие у него церебральных и соматических патологий.
Выделяют следующие типы нарушений психического развития:
- дизонтогенез: искаженное или замедленное развитие ребенка;
- необратимые психические недоразвития;
- дисгармоничные психические развития;
- асинхрония и ретардация развития;
- умственная отсталость;
- клинические формы: инфантилизм, аутизм, акселерация и т.п.
Своевременно выявленные нарушения психического развития требует немедленного реагирования со стороны родителей и специалистов. В зависимости от вида и типа нарушения с ребенком должны работать логопед, психиатр, дефектолог, психолог и педиатр.
Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации.
К ним можно отнести:
- психологическая коррекция (занятия с психологом и дефектологом, по восстановлению речи, памяти, познавательной функции и т.д.)
- логопедическая коррекция (работа с логопедом по формированию правильной речи и устранение ее дефектов);
- сенсорные занятия (работа с психологом по восстановлению чувствительности, психологической разгрузки и т.л.);
- лечебная физкультура;
- релаксационные занятия;
- физиотерапия.
Замечание 3
Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка.
Источник
Дети с соматическими заболеваниями
Соматические болезненные состояния – это целый ряд осложнений, связанных с физическим ростом, функционированием и развитием, такие как ухудшение зрения и слуха, что составляет часть картины в целом. Около 1/5 детей с соматическими болезнями или с болезненными состояниями значительно ограничены в повседневной деятельности и сталкиваются с многочисленными трудностями в приобретении друзей, в посещении школы и просто в достижении нормального качества жизни.
В педагогике данная категория детей традиционно обозначается целым рядом понятий: «соматически ослабленные дети», «дети с ослабленным здоровьем», «часто болеющие дети» и др. В целом под данными понятиями понимается категория детей «группы риска» по здоровью. Определяющую роль в изменениях состояния здоровья соматически ослабленных детей играют 3 группы факторов: генотип популяции, образ жизни, состояние окружающей среды.
Ряд особенностей познавательных и эмоциональныхпроцессов у учащихся с ослабленным здоровьем накладывают негативный отпечаток на их учебную деятельность и, как правило, приводят к возникновению следующих трудностей в обучении:
1) низкая готовность к школьному обучению, личностная и мотивационная незрелость;
2) трудности в школьной адаптации (особенно в первом классе): нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни и смены ведущей деятельности;
3) высокая утомляемость при выполнении заданий;
4) медленная переключаемость внимания с объекта на объект; выраженная невнимательность, из-за чего соматически ослабленных детей часто относят к категории ленивых;
5) низкий темп работы, особенно при письме и чтении;
6) высокая чувствительность к замечаниям учителя;
7) эмоциональная неустойчивость, особенно проявляющаяся в реакциях на поставленную оценку;
8) конфликтность ролевых позиций: на внутриличностном уровне это проявляется на соотношении позиции «Я – больной», «Я- школьник», «Я – ученик», «Я – личность». В первоначальном периоде у соматически ослабленного ребенка доминирует позиция «Я- больной», затем, по мере выздоровления, эта позиция нередко выступает как защитно-имитационная;
9) особенности эмоционально-личностной сферы впоследствии влекут изменения личности ребенка: он считает, что имеет право на облегченную деятельность, щадящий режим, сострадание и соучастие со стороны педагогов и окружающих детей.
Самой главной особенностью, отличающей социальную ситуацию развития соматически ослабленного ребенка, является наличие образовательной депривации в результате частых пропусков школы и госпитализации. Подобные условия развития ребенка неизбежно влекут пропуски программного материала, его несистемное и непоследовательное усвоение и как следствие пробелы в знаниях.
Все патологические расстройства данной группы условно можно дифференцировать на такие классы:
- Конверсионные болезни – патологии, возникающие после невротического конфликта. Такие соматические расстройства носят временный характер. Яркими примерами этих заболеваний являются слепота, паралич и глухота.
- Органические болезни – они провоцируются стрессом, испугом и чрезмерными переживаниями. Чаще человек испытывает сильные болезненный ощущения, который могут иметь различную область локализации.
- Патологические расстройства, возникновение которых связано с индивидуальными особенностями организма. Например, у пациента имеется склонность к получению травм. Ее возникновению способствуют вредные привычки (переедание, злоупотребление спиртными напитками или табакокурение).
Острые соматические заболевания
Чаще такие патологические расстройства развиваются в детском и молодом возрасте, реже – после 30 лет. Больше им повержены девушки и женщины. Выше вероятность того, что начнут развиваться соматические болезни, у тех женщин, близкие родственники которых страдают аналогичными недугами. Увеличивают шансы появления такого патологического расстройства лекарственная и наркотическая зависимость. Перечень соматических заболеваний в острой форме:
- гастрит;
- бронхит;
- ревматоидный артрит;
- поражение почек и желудочно-кишечного тракта;
- язвенный колит и так далее.
Хронические соматические заболевания
Патологические расстройства в такую стадию переходят из острой формы. Заболевания соматического характера:
- нейродермит;
- эссенциальная артериальная гипертензия;
- нефрит;
- гепатит;
- пневмония;
- диффузный гломерулонефрит;
Причины соматических заболеваний.
Соматическая система сложна, но чаще она дает сбой под воздействием следующих факторов:
- сильной нервозности;
- страхов;
- постоянных конфликтов;
- чувства недовольства;
- тревог;
- сильного гнева.
Симптомы соматических заболеваний у детей, подростков и взрослых
Для таких патологических расстройств характерна определенная клиническая картина. Даже самые тяжелые соматические заболевания могут сопровождаться следующими симптомами:
- Нарушение аппетита – у пациентов наблюдается крайность (некоторые полностью отказываются от еды, а другие наоборот переедают). В результате возникает либо анорексия, либо ожирение. Еще одно расстройство, могущее произойти на нервной почве, – это булимия. У пациентов проявляется повышенный интерес к жирной пище, что может привести к ожирению. Однако чтобы ненароком не набрать лишние килограммы, те, кто страдают булимией, пьют слабительные, рвотные и мочегонные препараты. Из-за этого развиваются соматические заболевания с осложнениями в работе пищеварительного тракта.
- Бессонница – с этой проблемой большинство пациентов стараются справиться самостоятельно, не прибегая к помощи доктора. Они бесконтрольно пьют снотворные средства и пытаются расслабиться любым другим доступным способом. Однако все это не приносит желаемого результата: ситуация только усугубляется.
- Болевые ощущения – чаще развиваются у очень мнительных и чрезмерно тревожных людей. Дискомфорт может наблюдаться в любом органе (чаще в самом слабом месте организма).
В детском возрасте соматические расстройства сопровождаются следующими признаками:
- эмоциональной нестабильностью;
- повышенной чувствительностью к инфекциям;
- аллергической предрасположенностью;
- вегетативной дистонией;
- заиканием, тиками и прочими психомоторными нарушениями;
- метеозависимостью;
- снижением защитных сил организма.
Лечение соматических заболеваний
Перед тем как назначить терапию, доктор должен:
- Выявить первопричину расстройства.
- Определить, не является ли это заболевание наследственным.
- Изучить результаты анализов.
Соматические заболевания список имеют большой. Их лечение должно проводиться комплексно. Психотерапия соматических заболеваний позволяет добиться более быстрого результата. Она воздействует конкретно на механизм развития недуга. Также могут назначаться транквилизаторы и антидепрессанты. Дополнительно используются средства народной медицины.
Обучение и воспитание детей с соматическими заболеваниями
Обучение соматически ослабленных детей должно проводиться в особых условиях, по индивидуальным программам, специально разработанным с учетом особенностей их психического развития. Кроме того, для данной категории детей необходимо разрабатывать методы психолого-педагогической помощи, социально-психологической и профессиональной адаптации.
Решение этих задач возможно только с учетом особых образовательных потребностей данной категории детей.
1. Время начала образования – как правило, соматически ослабленные дети идут в школу в возрасте 7 лет. Но в силу определенных обстоятельств (частые и продолжительные заболевания, госпитализация, длительный реабилитационные период после перенесенного заболевания и т. п.) может случиться так, что ребенок поступает в школу в возрасте 8 лет и позже.
2. Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения для соматически ослабленных детей не предусмотрена. В большинстве случаев эти дети интеллектуально сохранны и при определенных условиях вполне усваивают программу массовой общеобразовательной школы. Однако частые пропуски школы ребенка по болезни приводят к тому, что впоследствии ему приходится осваивать образовательную программу в сжатые сроки.
3. Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. В индивидуальных программах обучения соматически ослабленных детей учителю следует перейти от повременного планирования учебного процесса к планированию с учетом продолжительного периода закрепления усвоенных учащимися знаний и опыта.
4. В особой организации обучения – потребность в качественной его индивидуализации, в особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды:
а) преимущественное использование индивидуальных форм работы;
б) выделение промежуточных этапов достижения результата как самостоятельных в усвоении определенного содержания учебного материала;
в) усвоение основной программы через погружение в проблемно-творческие ситуации с использованием базовых элементов предметного мира (дерево, дом, человек, животное);
г) исключение состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;
д) подбор индивидуального темпа работы и нагрузки учащегося;
е) избегание повышенной утомляемости детей;
ж) психологическое сопровождение образовательного маршрута.
5. В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном его расширении за пределы образовательного учреждения. Соматически ослабленного ребенка следует максимально включать во внеурочные и внешкольные формы взаимодействия, которые позволят ему ликвидировать коммуникативные и социальные барьеры в общении со сверстниками.
6. В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста – в особых случаях (случаях неусвоения образовательной программы) соматически ослабленные дети требуют пролонгиро-ванности обучения, т. е. его продолжения и (или) повтора.
7. В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей. Единство лечебных, педагогических, воспитательных и психологических задач в обучении и оздоровлении детей позволяет своевременно диагностировать нарушения физического развития, оказывать детям лечебную и коррекционную помощь, проектировать индивидуальнообразовательные маршруты, варьировать нагрузку для отдельных категорий детей, разрабатывать соответствующие рекомендации и проводить консультативную работу для педагогов и родителей.
Эмоциональное и социальное состояние, способность к обучению у таких детей могут медленно нормализоваться. Дети в этом случае нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей и учителей, а родители в свою очередь должны получать поддержку со стороны педагога и лечащего врача. В этом случае особого внимания в семье и учебном коллективе требует формирование благоприятного микроклимата, который в свою очередь зависит от постановки задач, решаемых в ходе инклюзивного обучения.
Источник