Недоношенный ребенок в 3 года не говорит
анонимно, Женщина, 30 лет
Здравствуйте, зоя борисовна! У нас недоношенный мальчик.Рожден на 26 неделе беременности, второй из двойни, вес 1050 гр.Малыш родился очень тяжелым, был на ивл месяц, выхаживали 3 месяца.После выписки большой уклон делали на лечение легких и массажи, физ процедуры.Сейчас нам 3,5, малыш вообще не говорит слова.Говорит на своем только, в отличии от своей сестры-двойняшки, которая говорить начала в 2,5( но фразовая речь только появляется).Мальчик при том, что не говорит, понимает всю речь, просьбы, знает цвета, животных, собирает пазлы и в последнее время по своему желанию учит буквы и цифры.Буквы быстро запоминает и некоторые произносит( букв 5 точно за последние 4 дня).Мы с рождения наблюдаемся у невролога скоромец ап.Последний раз она выписала процедуры бак, акатинол мамантин, микрополяризацию и занятия с дефектологом мохряковой.Ставит зрр, аутичные черты на фоне гиперактивности.Дело в том, что из-за нехватки денег не все получается сделать , сделали курс бак и пропили акатинол.После курса бак сразу был прогресс!Аутичные черты почти пропали, ребенок освоил горшок и перестал пить из бутылок, наконец-то перешли на кружки.Скоро едем на прием к неврологу за дальнейшими рекомендациями.Да, и еще , ребенок не жует.Учу жевать самостоятельно, своими силами, закладываю еду за щеку , на зубы.Можете ли вы дать рекомендации как заниматься с малышом дома?Как правильно научить жевать, говорить?Есть ли какая-то простая техника логопедического массажа?Я переживаю, что мы потеряли много времени, не занимаясь с дефектологом, тк не было возможности, муж постоянно был в коммандировках.Естественно сечас планируем заниматься.Может ли то, что ребенок не жует , быть признаком дизартрии??Заранее благодарю за ваш ответ!!
Здравствуйте. Ситуация непростая, конечно. Но и не безнадежная. Вы понимаете, что задержка будет, проявиться в речевом развитии, в освоении программы обучения…Однако, если врачи не ставят тотального поражения головного мозга (умственную отсталость, то можно ребенка компенсировать. Трудно, но можно. Дизартрия есть, ну и что? Посмотрите, сколько программ для дизартриков! дело даже не в выборе-какая лучше. Дело в Вас. Занятия скрупулезные, постоянные (режим онлайн-радио: о чем вижу, о том и говорю с ребенком!), упорная, методичная, кропотливая работа. Дефектологи и логопеды дают основные направления, помогают в процессе, но весь груз ложится на Вас. Когда Вы приходите в поликлинику, врач дает рекомендации и выписывает лекарство, но он не приходит домой и не подает стакан воды с этими таблетками, это уже Вы делаете сами. Так и тут. Нужен хороший невролог, обследование ребенка-какая зона отстает, какая дизартрия-их много видов, подбор медикаментов, и занятия …Есть возможность пойти в детский садик для детей с проблемами? Не пугайтесь, там просто очень хорошая подготовка, детей немного, комплект специалистов, это упростит задачу. Теперь, что именно я могу для Вас сделать. Конечно, нужно видеть малыша, чтобы не придумывать что-то . Если все-таки не получится у Вас найти специалистов дома, напишите свою почту, будем поэтапно (ну не могу же я здесь написать всю программу занятий для детей с 3 до 6 лет!) решать проблему. Удачи Вам, не бросайте дело на полпути, будьте здоровы!
анонимно
Спасибо огромное за подробный ответ!! Подскажите пожалуйста, какие обследования нужно пройти, что бы понять какие зоны мозга отстают? И есть ли возможность это обследование сделать без наркоза, что бы не усугублять еще больше состояние нервной системы?Мы живем в Санкт-Петербурге.Специалисты есть , сейчас определяемся.Может вы можете порекомендовать профессионала? Но Вашим опытом и помощью тоже воспользуемся, спасибо Вам за это!!!)Еще хочу отметить, что в последний месяц у ребенка не реальное рвение учить буквы, читать книжки!буквы и слова( например цвета) пытается произносить.Еще не так давно, его было не заставить, почти ни чем нельзя было увлечь! Сейчас с утра до вечера занимаемся книжками!Поэтому мы срочно хотим попасть к нашему неврологу, что бы дополнительно простимулировать медикаментозно. Хочу спросить у нее про длительный курс Когитума, т.к. несколько наших недоношенных ребят заговорили именно после такого курса.Что вы об этом думаете? Каковы в вашей практике прогнозы для таких недоношенных деток? Невролог первым делом ставит гиперактивность и сказала, что проблемы с развитием в большей степени от нее, может ли такое быть?В сад пока идем в обычный, но если назначат коррекционный, отказываться не будем.Просто думали параллельно с садом заниматься с дефектологом-логопедом. Моя почта: viktoriya_dvrk@mail.ru
здравствуйте! я обязательно отвечу на Вашу почту, но хочу успокоить-никакого наркоза, Господь с Вами! РЭГ,ЭХО, ЭЭГ это же обычная практика!И повторю еще раз-в этом возрасте при хорошей работе можно компенсировать если не все, то ОЧЕНЬ многое! даже ребенок сам Вам это подсказывает!Лекарства я назначать не имею права, но Когитум помогает многим. Недоношенность это физиология, развитие познавательных способностей-дело родителей. Можно быть доношенным, переношенным, но, если ребенком не заниматься-состояние вплоть до умственной отсталости! НИКОГДА не сравнивайте своего ребенка с другим, он самый лучший. И если сегодня у него что-то получилось не очень хорошо, завтра-просто здорово! И с таким настроением-вперед!
Источник
Ольга Евгеньевна Андреенко – логопед-дефектолог центра “Солнце мое”, в работе использует концепции доктора Кастильо Моралеса, доктора Брондо, Бобат-терапию, техники логопедического зондового массажа. Прямой эфир с Ольгой Андреенко состоялся 20 мая в социальных сетях фонда “Право на чудо”, эфир доступен на YouTube.
Наталья Зоткина, учредитель и директор фонда “Право на чудо”:
– Ольга, давайте поговорим об особенностях речевого и нейропсихического развития детей – эту тему мы заявили. Расскажите, какие этапы развития проходят недоношенные дети.
Ольга Андреенко, логопед-дефектолог:
– Да конечно. Сейчас при оценке недоношенного ребёнка мы ссылаемся на гестацию. И как только ребенок достигает своего гестационного возраста, мы уже начинаем смотреть как он развивается, делая поправку на то, что у ребёнка могут быть особенности развития зрения, слуха и другие возможные нарушения. Но мне в этом эфире хотелось бы больше поговорить не об отрицательных моментах, а о положительных. Важно не придерживаться конкретного четкого возраста. И если ребенок в год не произносит 10 слов, нужно посмотреть и на другие стороны развития: эмоции, двигательное развитие, действия руки. Речь – это высшая психическая функция, она не появляется просто так: для этого нужна хорошая опора, хорошая база. Поэтому нам важно маму научить, чтобы она увидела все эти маленькие возможности, чтобы ребенок уже дальше развивался.
Когда ребёнок рождается, конечно, он долгое время проводит в реанимации, куча проводов вокруг него. Нам важно, когда он приходит домой, и даже в реанимации обеспечить максимально безопасное пространство, чтобы ребёнок не стрессовал – максимально уменьшить факторы стресса для того, чтобы он просто дозрел. Я думаю, что все знакомы с методом гнездования, Кенгуру. Это замечательно, что сейчас у нас в стране начали родителей приглашать в блоки реанимации.
НЗ: – Очень часто мы слышим от специалистов, что на начальном этапе с ребенком важно разговаривать, читать, петь. Но вы говорите, что нужно обеспечить максимально комфортную среду, чтобы он не стрессовал, и я вижу некоторые противоречия. Всё-таки каким образом на этом этапе мы можем помогать ребенку? Помимо того, что мы обеспечиваем ему спокойную уверенную в себе маму, помощь специалистов.
ОА: – Я имела ввиду такие стрессы, как слишком много шума и так далее. Например, внутриутробно у нас уже есть и глотание, и сосание, а многие детки после рождения испытывают трудности, если это очень низкая масса тела и необходимо, чтобы он дозрел. Если это ребенок уже сформированный, мы даем ему вспомнить то, что у него было внутриутробно – что он уже может и пальчик пососать, и ножки, ручки приблизить к лицу. Но если, допустим, ребёнок начинает совсем маленький вздрагивать руками или стараться потянуться, это значит, что он стрессует и защищается. У него тонкая кожа, намного выше болевой порог, и мы это учитываем и ссылаемся на норму.
НЗ: – То есть, я правильно понимаю, что нейропсихическое развитие ребёнка уже начинается в утробе мамы?
ОА: – Конечно.
НЗ: – Если он рождается раньше срока, то попадает в агрессивную среду, ему надо адаптироваться, ему нужно обеспечить покой. При этом может ли мама давать какие-то импульсы для того, чтобы он вспомнил эти все навыки, которые были заложены?
ОА: – Да, при гнездовании давать опору в ножки и в голову. Вот он лежит в таком “гнезде”, потому что он в матке также лежит, и это влияет очень хорошо на глотание. Это важно, потому что мы должны учитывать фактор правильного глотания. Нужно, чтобы ребенок при кормлении видел лицо мамы, фиксировал взгляд. Если ребенок не шевелит ручками, мы помогаем ему дотронуться его ручками до его лица – это можно делать на самых ранних этапах. Речь: сначала усваивается интонационный рисунок, поэтому мама должна петь. В 2-3 месяца по гестации начинается гуление (ориентируемся на срок по гестации, плюс вычитаем время в реанимации, потому что детки там достаточно долго времени проводия, не получая сенсорный опыт).
НЗ: – С какого возраста мама уже должна начинать так самостоятельно ребёнку помогать?
ОА: – Вот только привезли домой. То есть покормили ребёночка, вот он немножко бодрствует, мы привлекаем внимание к своему лицу. Ребенок фиксирует взгляд, у него возникает улыбка – это первое общение. Что может насторожить: если ребенок совсем не фиксирует взгляд – нужно обратиться к врачу, исключить ретинопатию, неврологию. Важно в это же время работать с телом: обнимать ребенка. При кормлении нам важно, чтобы ребенок концентрировался на еде: мы его собираем, прижимаем к себе, и потом даем ребенку грудь или бутылку.
НЗ: Каковы красные флаги, когда маме нужно привлекать специалиста, когда ребенок плохо глотает, жует, несмотря на выполняемые мамой действия, о которых вы уже сказали.
ОА: Если ребенок начинает поперхиваться, захлебываться, не хватает ему сил, чтобы высасывать, тогда конечно вы обращаетесь к специалисту. Почему именно к логопеду? У нас артикуляционный аппарат один – мы им и кушаем, и разговариваем. И если ребенок плохо ест, он потом плохо артикулирует. Если ребенок в год должен пить из чашки (напоминаю, мы считаем по гестации), мы пробуем пить из чашки, а не из бутылки.
НЗ: – А если он в этом возрасте не освоил еще даже бутылку?
ОА: – Мы смотрим на то, что ребенок уже умеет. Просто некоторые дети недоношенные, бывает, не сосут вообще, и мы переходим сразу на ложку. Это происходит, когда у ребенка слабые щечные мышцы, он не может сосать, очень устает. Соответственно, такие дети находятся на зонде, но мы также работаем с ними. Просто он физически будет терять больше калорийности, если он будет работать с бутылкой, а пользы будет мало.
НЗ: – То есть я правильно понимаю, что этапы пропускать можно?
ОА: – Сосание можно пропускать. А дальше мы переходим на ложку, кружку. И эти этапы пропускать уже нельзя. Должен сформироваться вакуум, ребенок должен научиться с ложки пить, если проблем с глотанием нет.
НЗ: – А если есть проблемы с глотанием?
ОА: – В таком случае обязательно нужно обращаться к специалисту, и правильно вести ребеночка.
НЗ: -То есть, если у нас есть проблемы с глотанием, сосанием, мы обращаемся к логопеду. А чем логопед отличается от дефектолога?
ОА: – Логопед работает только с физической частью. Чтобы появилась речь, нужна опора: память, внимание и мышление. В этом уже помогает дефектолог. Но так как все это развивается параллельно, мы часто начинаем заходить в области друг друга, невозможно четко разделить.
НЗ: – Давайте вернемся все-таки к красным флагам: когда маме бить тревогу. Начиная от еды, заканчивая памятью, мышлением и так далее.
ОА: – Если ребенок не фиксирует взгляд, не просит есть, не зовет маму. Если вы берете его на руки (в пять месяцев ребенок уже может отличать свой-чужой), передаете его на руки другому человеку, например, врачу, а он не реагирует. Обычно замирание происходит в этом возрасте, в 9-10 месяцев детки начинают сильно плакать, если чужой человек берет его на руки. Это и показатель мышления: ребенок анализирует, как пахнет этот человек, похож ли он на маму. Это фундамент домика, на котором потом строится речь.
Если вы показываете ему картинки, и ему не интересно, а ему нравятся только звучащие игрушки, нужно развивать действия по заданию. Если ребеночек понимает, узнает, но речи мало, мы тогда смотрим почему речи мало: он узнает, расставляет игрушки к картинкам, показывает где у него голова, ножки, предметы одежды, но речи пока нет, мы смотрим что во рту, как он сосал, как работает язык, как он поворачивает голову. Если язык не поворачивается в стороны, значит он плохо пережевывает твердую пищу, язык вялый, речь он не произносит.
Когда мы начинаем делать с ребенком, делаем диагностику, ищем незаполненные окна, и начинаем это корректировать.
НЗ: – Когда у ребенка должно начаться гуление, речь?
ОА: – У нас есть три периода: доречевой, предречевой и речевой. От 0 до 8 месяцев – этап гуканья, потом это переходит в гуление. В 6 месяцев мы даем прикорм, происходит вертикализация. Если ребенок сам не сидит, мы его приподнимаем (не садим, не даем нагрузку на позвоночник!), челюсть начинает работать, ребенок снимает пищу с ложки губами. Как только начали чуть-чуть комкообразную пищу давать, язык начинает работать – это ближе к 9 месяцам, появляются мягкие звуки: ть, мь. Мы даем ребенку сушку, он начинает уже всеми звуками, которые у него получились, опять себя слушать. Этапы с едой очень важны. С 8 месяцев до 1,3 года – это этап, когда ребенок понимает речь. Мы спрашиваем: “Где ляля?”. И ребенок находит эту игрушку – он соотносит слово с этим предметом. К году ребенок произносит 5-10 слов: мама, папа, дай, на. Потом эти цепочки нарастают. Ему достаточно несколько раз показать, и он очень быстро схватывает.
НЗ: – Но бывает, что даже нормотипичные дети начинают говорить к трем годам.
ОА: – Те дети, которые ко мне обращаются, чаще всего у них бываю проблемы с едой. То есть ребенок не трогает пищу, либо ест только приборами, очень аккуратен. Рот очень сильное сенсорное место – он боится брать еду в рот. Здесь мы можем простимулировать и логопедическим массажем, чтобы он почувствовал свой рот.
НЗ: – То есть, здесь этапы пропускать нельзя, и нужно налаживать либо со специалистом, либо как-то самостоятельно, потому что специалисты доступны далеко не везде, не во всех регионах. Мы часто это видим, когда к нам обращаются родители из маленьких городов. Вы сейчас очень классно объяснили, даже мне стало понятно. У меня Лиза, например, до сих пор не облизывает ложку. И может быть наши проблемы с речью тоже связаны с этим.
ОА: – Сосание – это рефлекс, это уровень ствола головного мозга. Кусание, жевание – это уже на уровень выше, это корковые структуры, человек понимает что он делает. А сосание – это жизнеобеспечение, и многие детки охотно пьют из трубочки – используя сосание, а не втягивая. Это мы убираем с помощью упражнений.
НЗ: – Я знаю, что вы в работе используете очень много методик. На самых ранних этапах, когда детки с особенностями, с отставанием, какие чаще всего методики вы используете? Расскажите в двух словах про Кастильо Моралес, методику доктора Брондо.
ОА: – Кастильо Моралес и доктор Брондо работали вместе. Кастильо уже умер, а доктор Брондо продолжает концепцию, развивает это направление. Мне нравится, что в этих концепциях ребенка рассматривают как целое: нет такого, что голова отдельно, а рот отдельно. И мы работаем с ребенком в целом, с его эмоциями, окружением. И эта концепция работает не только на детях, но и на взрослых. Это физиотерапевтическая методика, она основана на правильном онтогенезе развития, то есть все этапы, которые есть в развитии, мы опираемся на них.
НЗ: – Какова методика воздействия в этих концепциях? Что вы делаете руками?
ОА: – У нас на теле очень много рецепторов, и мы воздействуем на определенные моторные зоны на теле с помощью поглаживаний, вибрации, нажатий, потягивания. И, соответственно, эти рецепторы включаются – сигнал доходит в головной мозг. Например, у нас на 12 неделе внутриутробного развития уже сформировано твердое и мягкое небо, ребенок находится в матке, он упирается стопами в матку, и в этот момент происходит кивок головы, челюсть закрывается – это первое патерное глотание. Я укладывают ребенка, стопы находятся на полу, с помощью мышечных цепей я даю импульс от ног в таз, происходит кивок головы.
НЗ: – Вы таким образом восстанавливаете этапы развития, которые были повреждены?
ОА: – Да, мы восстанавливаем пробелы, достраиваем это.
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов
10.06.2020
Источник
Статья:
Для любого родителя очень важно, чтобы малыш развивался соответственно возрасту. Речевое развитие, один из наиболее значимых процессов в жизни. Принято считать, что к 3 годикам дети неплохо разговаривают. Но иногда случаются отклонения, которые очень беспокоят членов семьи – в свои 3 года малыш не разговаривает или разговаривает плохо.
Ребенок не говорит в 3 года: основные причины
В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:
- физиологические;
- социальные и психологические причины.
Физиологические причины отсутствия речи у детей:
- Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
- Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
- Недоношенная беременность;
- Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
- Такая болезнь, как аутизм.
- Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.
Психологические и социальные причины:
- Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
- Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
- Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.
Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом
Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.
Признаки задержки развития речи
Это явление характеризуется такими чертами:
- качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
- несформированная экспрессивность устной речи;
- отсутствие связной речи к 3 годам;
- неполное проговаривание слов;
- невозможность выразить свое пожелание.
К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.
Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?
При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.
К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.
Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.
Нормы речевого развития
К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.
Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома
К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:
- отчетливость речи;
- улучшение произношения;
- способность называть все окружающие предметы;
- появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
- попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
- умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.
К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.
Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать
Все родители, столкнувшиеся с проблемой задержки развития речи у ребенка, задаются вопросом, почему не говорит, что делать, как научить, нужно заставить или исключить напор, сколько времени понадобится. Комаровский дает некоторые объяснения.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский, при наличии у мальчика или девочки проблем с речью, настоятельно рекомендует обратиться к квалифицированным специалистам:
- ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
- Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи. Важно отметить в разговоре с врачом, когда ребенок стал воспринимать человеческую речь, в каком возрасте началось гуление, какие навыки ему присущи в 3 года.
- Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
- Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.
В качестве важнейших шагов, которые необходимо предпринять родителям, доктор Комаровский выделяет следующие:
- обследование ребенка на физические и неврологические нарушения;
- консультации с врачом-логопедом и психологом;
- ограничение долгого неактивного времени, которое ребенок проводит, играя в гаджеты;
- проведение большего количества времени в общении с ребенком;
- частое употребление названий окружающих предметов при общении с ребенком;
- проговаривание совершаемых действий, что как будет называться.
Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за молчание. Любые попытки ребенка заговорить нужно оценивать положительно и хвалить.
При общении с ребенком в возрасте трех лет, нужно ставить перед ним несложные открытые вопросы – зачем, почему, как и т. д.
Также ему стоит читать вслух детскую литературу, разучивать короткие стихотворения, поговорки и потешки. Важно всячески стимулировать общение ребенка с другими детьми.
Желания ребенка предугадывать нельзя. У него должна быть потребность в выражении своих потребностей и пожеланий. А его просьбы нужно уточнять.
Ребенка следует ограждать от дополнительного стресса.
Медикаментозное лечение
В некоторых случаях, при наличии у ребенка задержки развития речи, врачи назначают комплекс лекарственных препаратов. Такие таблетки направлены на то, чтобы улучшить питание мозговых нейронов. За счет этого стимулируется работа речевых зон головного мозга. Среди лекарств, применяющихся в данном случае, можно выделить Кортексин, Когитум, Нейромультивит и некоторые другие.
Важно! Лекарственные препараты ни в коем случае нельзя назначать ребенку самостоятельно, сделать это может только врач, исходя из наличия реальных показаний к такой терапии.
Вместе с приемом лекарственных препаратов, перечисленных выше, обычно назначается еще комплекс мероприятий:
- микротоковая рефлексотерапия;
- световая терапия;
- иглорефлексотерапия;
- массаж;
- занятия со специалистом в области нейропсихологии
- летняя прогулка и разминка на свежем воздухе.
Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе
Коррекционный метод
Коррекционный метод подразумевает под собой комплекс мероприятий, целью которых является устранение дефектов речи ребенка. Соответствующие мероприятия проводятся профессионалами в области логопедии и дефектологии.
Среди таких мероприятий выделяют:
- Артикуляционную зарядку. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы при произношении звуков ребенок правильно использовал язык, губы, легкие.
- Установку звуков.
- Звукоподражание.
- Словоподражание.
- Логоритмика – комплекс специальных упражнений, который построен на музыке, движениях и словах.
Педагогические методы
Эту группу методов по исправлению проблем речи могут применять родители и в домашних условиях. Основным аспектом в этом методе является процесс формирования мелкой моторики.
К сведению! В ходе многочисленных исследований было выявлено, что движения, совершаемые пальцами рук, активируют ту часть головного мозга, которая ответственна за устную речь.
Соответственно, с ребенком нужно производить следующие действия:
- заниматься зарядкой пальцев рук;
- массировать пальцы ребенка;
- играть в игры, связанные с вкладышами;
- заниматься с песком и крупами, а также в воде;
- тестировать разные на ощупь вещества;
- устраивать пальцевой театр и театр теней;
- лепить (подойдут как глина и пластилин, так и тесто).
Другими методиками, относящимися к педагогическому методу коррекции речи, являются следующие:
- инсценировки;
- театральные постановки;
- изучение фольклора;
- составление рассказов.
Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»
В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».
В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.
Что такое речь, и как она возникла?
По мнению автора, речь – это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.
К сведению! Речь – неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.
Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.
Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?
Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.
Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.
Как нужно разговаривать с малышом?
Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.
Подбираем правильные игры
Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики рук.
Это могут быть:
- пазлы;
- вкладыши;
- раскраски.
Полезно занятие театром, инсценировками, хорошо сказывается работа с мячиком и мелкими деталями.
К трем годам малыш уже должен иметь довольно развитую речь. На практике часто наблюдается задержка развития речевого аппарата. Родителям необходимо обратить внимание на такую задержку, чтобы вовремя начать борьбу с ней. Важно проконсультироваться со специалистами и определить правильный порядок лечения.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник