Не могу справится с капризами ребенка 4 года

Не могу справится с капризами ребенка 4 года thumbnail

Консультация для родителей

«Детские капризы и истерика в 4-5 лет – как справиться?»

Практически всегда именно родители виноваты в том, что кроха много капризничает. Ведь взрослые не всегда четко устанавливают допустимые границы в поведении своего отпрыска. Если перед ним отсутствуют конкретные рамки, расставить их сам малыш, естественно, не может.

Зачастую провокатором истерик выступает один из родителей или родственники старшего поколения. Ребенок быстро понимает, что если папа что-то запрещает, то добиться желаемого можно у бабушки или мамы. Взрослые должны договариваться между собой, чтобы избрать единую тактику поведения, иначе в воспитании ребенка особых успехов достигнуть не удастся.

Чадо должно знать обо всех запретах, установленных правилах, имеющихся требованиях. Кроме того, следует разъяснить, что за тот или иной проступок его ждет определенное наказание. Таким образом, у крохи всегда будет выбор: совершать шалости и оставаться наказанным, либо проявлять послушание и получать что-нибудь в знак поощрения.

Ребенок устраивает истерики в детском саду

В 4-5 лет малыш, посещающий дошкольное образовательное учреждение, плачет и капризничает осознанно. Тем самым он реагирует на отношение к нему социума. Кроха сравнивает себя со сверстниками, не хочет ни в чем им уступать. Особенно в материальных ценностях. Многим детям свойственно завидовать друг другу, желать такую же игрушку или аксессуар. Истерика выражает сиюминутную прихоть дошкольника.

Потакать капризам юного манипулятора нельзя. Иначе раз за разом желания будут только увеличиваться. Даже если у родителей достаточно денег на покупку любой вещицы, которую требует чадо, засыпать его каждый день подарками не слишком разумно.

В 4-5 лет с малышом можно и нужно беседовать, обсуждать различные жизненные обстоятельства, объяснять сущность и значение денег. Ребенок должен понимать, что его родителям бесплатно ничего не достается, что желаемую игрушку можно получить только на праздник или как поощрение за примерное поведение.

Также важно учить кроху общению в коллективе, налаживанию дружеских отношений. Имеющуюся у другого ребенка вещь можно попросить на время, либо обменяться. Если дошкольник чрезмерно стеснителен, с комплексами необходимо начинать бороться еще в детском саду, чтобы к школе застенчивость и робость ушли. Ведь такие качества – не лучший спутник маленького человека.

Истерики в ДОУ

Капризничать в дошкольном образовательном заведении ребенок может и по другим причинам. Возможно, его там обижают другие дети, либо излишне придираются воспитатели. Нужно обязательно выяснить, что является поводом для истерик. Если в детском саду чаду плохо, не следует каждый день отправлять его «на каторгу». Стоит подумать об альтернативных вариантах – перевести малыша в другое ДОУ, поговорить с сотрудниками, оставлять дошкольника дома или с родственниками.

Если же причиной плохого поведения служат банальные прихоти, то поощрять их не нужно. Кроха должен сам учиться мирному общению со сверстниками, диалогу и переговорам с ними. Конечно, в этом процессе ему надо оказывать содействие и помощь.

Однако существуют ситуации, когда без обращения к специалистам не обойтись. О необходимости посещения психолога или невролога свидетельствуют следующие симптомы:

1. сочетание истерик с приступами страха и ночными кошмарами;

2. во время эмоционального взрыва дошкольник наносит себе или окружающим травмы;

3. во время истерики случаются приступы удушья или потеря сознания;

4. слишком частые вспышки агрессии;

5. вялость после истерики, тошнота и рвота.

Если заболевания выявлены не будут, стоит обратить внимание на внутрисемейные отношения. Возможно, корень проблемы именно в них.

Профилактика

Чтобы не доводить ребенка до приступа, следует прислушаться к рекомендациям опытных специалистов:

1. Режим дня должен соблюдаться неукоснительно, даже если чадо не посещает садик. Его с детства стоит приучать к дисциплине.

2. Распорядок обязан быть размеренным, чтобы в нем хватило места и отдыху, и активным играм, и сну, и развивающим занятиям. Также важно выделить малышу и немного личного времени.

3. Надо учить кроху выражать словами переживаемые эмоции. Если он сможет кому-то рассказать об обуреваемых чувствах, то их легче будет контролировать.

4. Ребенку необходимо говорить о том, какие проявления эмоций допустимы, а какие использовать нельзя.

5. В 4-5 лет дошкольник уже может производить некоторые действия самостоятельно. Например, одеться, вытереть нос, спуститься по лестнице, умыться. Поэтому материнская гиперопека только вредит.

6. В некоторых делах нужно обязательно советоваться с маленькой личностью, чтобы хоть в чем-то у чада был выбор.

7. Если малыш только начал плакать, его немедленно надо отвлечь.

Эти приемы сведут детские истерики к минимуму.

Методы борьбы

Самый важный совет родителям: во время эмоционального взрыва бесполезно наказывать кроху, бить или ругать его. Надо спокойно переждать приступ, не выполняя просьб ребенка. Когда тот успокоиться, надо побеседовать о случившимся, сказать о непозволительности такого поведения. Следует донести до маленькой личности, что истерикой не получится добиться от взрослых желаемого.

Если признаки будущего взрыва замечены вовремя, то стоит переключить его внимание на что-либо интересное и заманчивое, дать какое-то поручение. Нельзя бурно реагировать на капризы малыша, ведь неадекватное поведение родителей не способствует успокоению крохи.

Важно проанализировать и свои действия. Может быть, именно они являются ошибочными. Поэтому валить всю вину на ребенка не стоит. При правильном воспитании и дружественной обстановке в семье приступов случаться не должно. Когда они все-таки происходят, то лучше перестраховаться и проконсультироваться с неврологом.

Таким образом, родителям не нужно бояться детских истерик. Если проявить строгость и терпение, правильно вести себя, то справиться с капризами чада можно. Если следовать изложенным рекомендациям, то удастся через некоторое время изменить поведение дошкольника в лучшую сторону.

Источник

Возможно ли предотвратить дочкины истерики в дальнейшем, если ей уже 4 года?

Напишу поподробней (навеяно соседней темой про 7летку)

Дочке почти 4 года. Она очень (ну почти очень) вредная. Точнее сказать, капризная. Началось все лет с 2х…нет, раньше, лет с 1,5., когда она первый раз заистерила, легла на пол и начала бить ногами. Новая волна началась в 2 года, когда пошли в садик. К 2,5 чуток полегче стало, но не прошло, к трем опять волна и вот она до сих пор идет, ей скоро 4 года.

Ноет по любому поводу, порой не могу сдержаться и ругаю сильно, прям ору или шлепнуть могу (редко)

Утро, бужу ее, тут же начинается (еще глаза не открыла)

-включи мультииик, и все это через нудеж

-встанем, умоемся, включу

-ну включииии и начинается истерика

Ругаю. Успокаивается, включаю.

Мою посуду, просит что-нибудь (помочь, дать, помыть, и пр)

-подожи, руки грязные, сейчас закончуи дам

-ну дааааай и ноет опять, ноги подгибает, корчится вся и ноет, ноет, ноет, словно час меня уже об этом просит.

В магазин уже боюсь с ней идти: мама, купи это, мама купи это. Вцепится в коробку с игрушкой и орет: ну купиииии! Забираю, кладу на место, та стоит орет на весь магаз: купииии. Стыдно очень.

Это пару примеров. Слова: нет, нельзя, подожди-не понимает вобще, сразу ноет, нудит, орет, истерит. Будет выть, пока не добьется своего. Порой так выбесит, что иду наповоду, тк сил нет терпеть ор.

Иногда по пустяку прям истерит, орет. Недавно ходили гулять, попросила киндер, я не купила, тк до этого уже что-то купила сладкое и вобще киндеры часто покупаем. Пол часа выла в коридоре!! “купи киндеееер, купиииии”

Много подобных примеров. Понимает только тогда, когда наору на нее.

Я не сюсюкательная мама, но и не ору по любому поводу. Сначала стараюсь спокойно объяснить, отвлечь, предложить альтернативу и пр. Когда она станет понимать и что это вобще? нам обеим к психологу? В остальном хорошая девочка, общтельная очень, по дому помогает, не глупая….Но характер…даже не то, чтобы характер, а капризы эти ее, нудеж на любой отказ или просьбу подождать. Как с этим бороться? или я опоздала?

Сейчас вас отправят к психологу и осудят за “ругаю и могу шлепнуть”((((

Если умеете не вестись, то пройдет годам в 5-6 🙂

Аноним:

Сейчас вас отправят к психологу и осудят за “ругаю и могу шлепнуть”((((

Ну это надо иметь железные совсем нервы, чтобы оставаться спокойной, как удав.

Аноним:

Если умеете не вестись

Нет, не могу. Вернее, не всегда получается. Порой ну так доведет, что прям ну все, вот точка кипения. Нельзя же так! Такой мелкий таракан и доводит взрослую женщину )))

Аноним:

то пройдет годам в 5-6

Я столько не выдержу )))

Делитесь опытом что ли. Или пишите хоть, у кого было и когда прошло и прошло ли ))

На днях видела девочку лет 7ми, шла и истерила. Выглядит дико. Вот боюсь, моя такая же будет. Но как это прекратить?

hirabambyna:

этого и добивается

Вот в том и смысл, как это предотвратить. Или я совсем не умею с ребенком общаться , или она так характер проявляет или что.

hirabambyna:

у меня все просто. начала ныть – совсем ен получаешь желаемое

У меня так не получается. Она будет нудеть и орать. Я не могу выносить это больше 20 мин. Но и 20 минут выть-это ненормально. Когда она мелкая была, никогда не думала, что столкнусь с такой проблемой. Оч капризная. Не знаю, как воспитывать, чтобы послушной и понятливой была. Боюсь на самом деле, что это никогда не закончится и вырастет неприятная девочка ))

Поэтому у вас и оры. Ребенок всегда добивается желаемого.

Вы не последовательны. Если нельзя мультики, значит нельзя ни при каких условиях сейчас. И пусть хоть уорется.

Объясняете, почему сейчас нельзя, когда можно будет и что лучше сейчас сделать. Все. ” дорогая, я теья очень люблю. Я теье сочувствую. Я понимаю, что ты расстроена. Иди ко мне на колени сядь, я тебя обниму и поцелую. То, что ты сейчас кричишь и плачешь ситуацию не изменит, будет только хуже- ты еще больше растроешся. Давай, умою теья теплой водой. Хочешь воды? Нет, ну тогда поплачь. Как надоест пойдем играть/гулять/читать. Может ты в своей комнате тогда поплачешь, а маме пока надо кушать приготовить ( или еще что-то). Как успокоишься приходи, поможешь”

Как-то так говорю: главное спокойный тон и твердо, что истерикой он не добьется желаемого.

Ясно:

Если нельзя мультики, значит нельзя ни при каких условиях сейчас. И пусть хоть уорется.

Я так и стараюсь делать. Оч редко иду на уступки, и то, когда уже успокоится и поговорим. Когда ” я поняла” звучит)

Источник

Консультация для родителей

Капризы и упрямство детей 3-4 лет.

Как с ними бороться.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.Проявления упрямства:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своём».

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если, такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.КАПРИЗЫ – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. « Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.Проявления капризов:

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

В недовольстве, раздражительности, плаче.

В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1.Нельзя хвалить за то, что:

  • Достигнуто не своим трудом.
  • Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить:

  • За поступок, за свершившееся действие.
  • Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

Нельзя наказывать и ругать когда:

  • Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  • Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  • Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  • После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  • Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  • Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  • Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:

  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать «на всякий случай» нельзя.
  • За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  • Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  • Надо наказывать и вскоре прощать.
  • Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  • Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Источник

Как отучить ребенка капризничать

Сложно найти родителя, которого ни разу в жизни не интересовал бы вопрос «Как отучить ребенка капризничать?» Даже самые спокойные дети иногда проявляют чудеса упрямства и устраивают такие спектакли с истериками и плачем, которым могут позавидовать профессиональные актеры.

Но давайте сразу уточним, что для ответа на вопрос «как отучить?» сначала нужно выяснить, по какой причине ребенок капризничает. Дело в том, что единого рецепта, как избавиться от капризов раз и навсегда, попросту нет, а каждый отдельный случай напрямую зависит от причин, вызвавших к жизни негативные эмоции ребенка, так досаждающие взрослым.

И вот тут взрослые сталкиваются с такой проблемой, что выяснить это не всегда возможно. Малыши до трёх лет попросту не могут сказать словами, что их беспокоит или чего они хотят. Дошкольники постарше не всегда могут четко сформулировать свою проблему, и их приходится подолгу расспрашивать, что к чему. А школьники могут попросту не желать вести откровенный диалог по самым разным причинам.

Так или иначе, рубиконом в данном вопросе является физическая способность либо неспособность ребенка излагать свои мысли, т.е., попросту, говорить. Поэтому все советы относительно капризов и борьбы с ними логично разделить на две большие группы.

Методики борьбы с капризами:

  1. Для детей до трех лет (те, кто не может говорить и формулировать).
  2. Для детей старше трех лет (те, кто может говорить и формулировать).

Уточним дополнительно, что речь идет именно о сознательном говорении и способности к формулировкам, хотя бы простейшим. Физическая способность ребенка издавать звуки и складывать слоги в простейшие слова тут вряд ли поможет прояснить ситуацию.

Как отучить капризничать ребенка до 3 лет

Все причины, по которым капризничают малыши младше трех лет, можно условно разделить на две подгруппы: физическое (физиологическое) неудобство и исследование границ дозволенного. Маленький ребенок не может оповестить родителей о намокшем памперсе, чувстве голода, желании пить и так далее. Поэтому единственный способ заявить о возникшем дискомфорте – начать плакать. Это вкратце о физических причинах капризов.

Вторая группа причин, а именно исследование границ дозволенного, становится актуальной по мере развития и взросления малыша, когда он уже начинает ползать, а затем и ходить. В этот период жизни он активно познает мир и по объективным причинам не может знать, что именно представляет для него опасность.

Простой запрет родителей трогать горячий утюг, переворачивать посуду с водой, совать пальцы в розетку, выбегать на дорогу с машинами воспринимается ребенком негативно и сопровождается капризами. Абстрактные понятия наподобие «это опасно» или «ты можешь обжечься» детский мозг пока что воспринимать не в состоянии, а объяснить, что такое «опасно» и «обжечься» с учетом отсутствия абстрактного мышления весьма затруднительно.

Приходится находить общий язык с ребенком в самом прямом смысле этого слова, так, чтобы он понял взрослых. Это сложно, однако возможно. Расскажем, как это делать и как действовать в наиболее типовых ситуациях.

Как найти и устранить физические причины капризов

Начнем с простейшего, то есть с простейших физиологических реакций. Ребенок может капризничать потому, что проголодался или хочет пить. Поэтому для детей до годика самый действенный способ прекратить каприз – это устранить дискомфорт.

Предложите ребенку молоко или молочную смесь, проверьте, не намок ли памперс. Жидкость впитывается не мгновенно, поэтому примерно минуту после оправления естественных надобностей малышу может быть некомфортно. Когда малыш начинает улавливать взаимосвязь между оправлением и дискомфортом, он начинает хныкать и привлекать внимание уже в момент, когда захочет в туалет. Наиболее сообразительные родители используют этот момент, чтобы начать приучать ребенка проситься на горшок.

Если малыш не хочет кушать и при этом лежит сухой, но все равно капризничает, нужно искать причины дальше. У него может болеть животик, ему может быть душно или жарко. Сказать об этом он не сможет, пока не научится говорить, а терпеть такое неудобство молча тоже сложно.

Тут следует знать, что у детей терморегуляция отличается от процесса терморегуляции взрослого человека. И когда нам вполне тепло и комфортно, для малыша это может быть очень жарко и душно. Попробуйте сами одеться теплее, а помещение проветрить, или же сходить с малышом на прогулку по свежему воздуху.

Если же ничего не помогает, следует обратиться к врачу, так как капризы могут быть вызваны болезненным состоянием, даже если нет ни температуры, ни кашля. Некоторые мамы на свой страх и риск начинают с того, что дают ребенку самый простой и безопасный препарат для улучшения пищеварения, допустим, эспумизан. У физически здорового ребенка наиболее частой причиной плохого самочувствия являются процессы газообразования в желудке и кишечнике. Однако если это не помогло и капризы продолжились, откладывать визит к доктору уже нельзя.

Как выявить и устранить психологические причины капризов

Теперь рассмотрим следующий этап развития малышей, а именно, когда они начинают познавать мир и изучать окружающее пространство. Начать стоит с того, чтобы максимально обезопасить малыша: закрыть розетки, поднять на недосягаемую высоту цветы, вазы, посуду, прочие бьющиеся предметы, следить, чтобы нигде не свисали сетевые шнуры от телевизора, утюга, кондиционера и так далее. Это уже заметно ограничивает круг запретов и, следовательно, возможных капризов из-за непонимания запретов.

Естественно, создать полностью безопасную среду возможно только дома, а на улице, за пределами песочницы, опасностей заметно больше. Тут в процессе воспитания важно найти баланс между жесткими запретами и пониманием ребенка, что к чему.

Для начала просто не гуляйте вблизи оживленных автодорог, но и не запрещайте фанатично залезть ребенку, например, на бортик песочницы. Случаев, чтобы при падении в песочницу кто-то убился насмерть, пока не зафиксировано, зато вы сможете объяснить ребенку, что такое «больно», если он ушибется. Тогда в будущем вы получите возможность оперировать данным понятием, объясняя детям, почему нельзя делать то или это: тебя укусит собачка, и будет больно, в тебя врежется машинка, и будет очень больно, и далее в меру вашей фантазии.

Точно так же не расстраивайтесь и не ругайтесь, если вы не уследили за малышом, и он залез в лужу. Да, и в теплую погоду не спешите его переодевать и переобувать: походив в мокром и ощутив дискомфорт, он легче воспримет объяснения, что в воду лезть нельзя, потому что от воды одежда и обувь становятся мокрыми, и потом в них неудобно ходить.

Отдельной темой является попытка родителей отучить малыша от соски. Слишком долго пользоваться соской вредно, т.к. может сформироваться неправильный прикус, а отъем соски часто сопровождается массой капризов, а то и просто истерик. Тут способов несколько: например, воззвать к амбициям ребенка, сказав, что он уже взрослый, а взрослые сосками не пользуются. В придачу можно придумать ритуал: обменять соску на нечто более подобающее взрослому человеку. Допустим, самокат или трехколесный велосипед.

Если такие уловки не дают эффекта, можно просто сделать соску неудобной: обрезать кончик, проткнуть и сдуть из нее воздух, прибить к дверному косяку на уровне роста малыша. В этих случаях соску как бы никто не отбирает, однако пользоваться ею становится неудобно, и малыш сам отказывается от этого атрибута младенчества.

Топ-7 способов отучить капризничать ребенка младше 3 лет:

  1. Устранить физический дискомфорт (голод, мокрый памперс, боль, жару, духоту, прочее).
  2. Изолировать от предметов, вызывающих интерес и одновременно представляющих опасность для ребенка (колющие, режущие, бьющиеся предметы, горячие жидкости и поверхности и так далее).
  3. Знакомить с окружающей средой под своим контролем (преодоление механических препятствий, общение с животными, пользование игрушками).
  4. Делать неуместное привлекательное неудобным и непривлекательным.
  5. Взывать к амбициям.
  6. Предлагать альтернативу.
  7. Не выдавать требуемое ребенком в случае его капризов.

Бывает и такое, что ребенок капризничает, невзирая на все объяснения, проверяя вас на прочность: разрешите вы ему что-то сделать или нет. Тут важно не поддаваться на провокации и твердо стоять на своем: ребенок должен понимать, что слово взрослого – закон. Правда, для этого вам следует научиться держать свое слово всегда и везде. Например, если вы пообещали детям конфеты, то придется купить и разрешить съесть.

Есть и еще один способ – это передразнивать ребенка: хныкать и орать вместе с ним (кто громче), тоже начать громко просить игрушку или звать бабушку и т.д. Но этот способ требует определенной артистичности и раскрепощенности от самих взрослых, поэтому в список рекомендуемых для всех мы этот способ не вносим.

Как отучить капризничать ребенка старше 3 лет

Следующий этап начинается, когда вы с ребенком, что называется, «выходите в свет»: идете в магазин, где есть игрушки и сладости, в гости, где мирно дремлет кошка, которую, конечно же, нужно разбудить и срочно погладить. Оптимальным вариантом будет вообще не брать ребенка в общественные места с какой-то свободой действий ранее, чем он начнет связно говорить и понимать хотя бы простейшие абстракции. Именно поэтому большинство детских психологов и педиатров рекомендуют отправлять ребенка в детский сад не ранее, чем в 3 годика.

Если ребенок хочет игрушку, а у вас на это нет денег, вам будет сложно объяснить ему такие понятия как «деньги» и почему у вас их нет. Если кошка мирно дремлет, вам тоже придется объяснять достаточно абстрактные вещи. Например, что нельзя мешать спать ни людям, ни кошкам.

Если просто запретить ребенку что-то трогать руками или сказать «куплю, но потом», это часто приводит к тем самым истерикам с воплями, падением на пол и дрыганьем ногами. В случае, когда такие капризы застали вас врасплох, просто уведите ребенка из людного места или гостей: лишившись зрителей, дети обычно прекращают истерику достаточно быстро. Когда ребенок успокоится, объясните ему, что взрослые так себя не ведут, и он таким способом ничего не добьется.

Лучше, если родители заблаговременно научат детей озвучивать свои просьбы и расскажут, в каких случаях эти просьбы будут выполнены. Другими словами, у детей должна появиться реальная альтернатива, как получить желаемое. И понимание, что капризами и истериками они ничего не добьются. Эту закономерность можно объяснить ребенку прямо: если ты будешь кричать и плакать, ты не получишь то, что просишь.

Еще одна группа капризов связана с простейшими бытовыми обязанностями, которые, конечно же, должны быть у каждого подрастающего малыша: убирать за собой игрушки, заправлять кровать, самостоятельно одеваться. Эти требования тоже часто приводят к сопротивлению и капризам, и тут важно разделять два момента: связаны ли капризы с тем, что ребенок пока не умеет что-то делать, или он таким способом демонстрирует характер и борется за независимость.

Если что-то не получается, малышу нужно помочь, но не делать за него: помочь застелить кровать, надеть футболку через голову, застегнуть пуговицы на рубашке и так далее. Если каприз обусловлен упрямством, придется потратить время на объяснения, что он обязан обслуживать себя сам: сам одеваться, как это делают взрослые, сам поддерживать порядок в комнате, как мама и папа поддерживают порядок на кухне, в гостиной и т.д. Можно пойти на хитрость и попытаться устроить игру-квест: найти все вещи, лежащие не на своих местах, и вернуть их на место. Или отработать ежевечерний ритуал: укладывать игрушки спать, и только потом отправляться спать самому.

В принципе, физически и психически здоровые дети обычно прекращают демонстративные истерики и бурные капризы, рассчитанные на публику, ближе к школьному возрасту сами, даже если вам не удалось взять ситуацию под контроль сразу. Однако тут начинаются капризы другого плана: не хочу в школу, не хочу учить уроки, не хочу на тренировку или в музыкальную школу, это моя комната, поэтому не хочу и не убираю.

Выход один: постоянный диалог и построение доверительных отношений. В противном случае вы никогда не узнаете истинные причины капризов, а значит, не сможете с ними бороться. Если ребенок говорит, что не хочет в школу, потому что у него что-то болит, то сначала оставляйте дома и вызывайте врача, а уж потом подозревайте обман, если врач не нашел никаких отклонений в здоровье.

Обязательно пытайтесь добраться до истинной причины капризов. Согласитесь, есть разница, не хочет ребенок в школу, потому что у него не получается математика, или потому, что на него кричит учительница, его обижают старшие. Тут уже осталось совсем недалеко и до депрессии. И никогда не ругайте ребенка, если даже выяснится, что конфликт с другими детьми спровоцировал он сам или, допустим, не слушал урок, поэтому сейчас отстал по какому-либо предмету. Всегда ищите выход, по существу и вместе с ребенком, добивайтесь, чтобы он вам доверял, сейчас и в дальнейшем.

Такой подход выручит вас в переходном подростковом возрасте, когда борьба за независимость разгорается с новой силой, а самостоятельность подтверждается не всегда цивилизованными методами: курение, алкоголь, прогулы в школе и прочее. При наличии доверительных отношений ребенок с большей вероятностью прислушается к вам и поймет, что курить – это давно не модно, модно – не курить и вести здоровый образ жизни.

Не исключено, что придется набраться терпения и объяснять, что хорошая успеваемость и аттестат нужны ему, а не вам или учительнице, потому как у вас и учительницы аттестат уже есть. Что быть глупым и плохо образованным вовсе не круто, потому что по-настоящему крутые бизнесмены имеют по два высших образования, и это уже давно норма. Что выйти замуж за богатого будет проще, если поступить в престижный вуз, где учатся мальчики из обеспеченных семей. В любом случае ваша позиция должна быть аргументирована и понятна ребенку с учетом его текущего уровня развития.

Топ-7 эффективных способов отучить от капризов детей старшего возраста:

  1. Научить выражать свои мысли и просьбы цивилизованным способом.
  2. Не потакать капризам и истерикам.
  3. Помогать в освоении бытовых навыков и школьных предметов, но не делать ничего вместо ребенка.
  4. Использовать игровые способы взаимодействия.
  5. Вести постоянный диалог и строить доверительные отношения.
  6. Аргументировать свою позицию.
  7. Отказаться от тоталитарного давления.

Уточним, что отказ от тоталитарного давления мы пропагандируем не столько из гуманистических соображений, сколько по причине его вреда и бесполезности. Если ваши требования будут непонятны ребенку, он будет искать способы увильнуть от них. По существу, это тот же самый каприз, но выраженный не криком или плачем, а действием. Если у вас не будет диалога, а будут только запреты и наказания, капризы сменятся апатией и синдромом приобретенной беспомощности, так как ребенок не будет видеть смысла что-либо просить у вас или что-либо осваивать. В общем, коммуникациям нужно учиться, и вам, как взрослому, в первую очередь.

И в заключение еще об одной капризной напасти, постигающей особо сознательных родителей, всеми силами желающих вырастить из детей разносторонне развитую личность и, разумеется, лучше детей знающих, что для этого нужно. Очень часто, отправив детей на спорт, английский, музыку, театральный кружок и рисование родители получают капризы в виде нежелания детей туда ходить.

Давайте так: ребенок не железный, и может элементарно уставать от избытка нагрузок. Смотрим дальше: если вы желаете, чтобы ребенок добился каких-то успехов, то после школы он должен заниматься тем, что ему нравится и где у него хоть что-то получается, иначе никакой мотивации не будет. И, наконец, если вы хотите, чтобы все ваши усилия пошли впрок, вы обязаны предусмотреть в режиме дня время, которым ребенок будет распоряжаться на свое усмотрение. Иначе вы получите инфантильного «овоща», за которого всегда будут решать другие, и который не научится делать выбор, анализировать ситуацию и понимать, чего он хочет.

И уж совсем недопустимо за счет ребенка компенсировать свои детские желания и комплексы: если вам когда-то хотелось играть на пианино или в футбол, ребенок не обязан хотеть того же самого. Поэтому оставьте ребенка в покое и запишитесь на курсы, музыку, в любительскую спортивную команду и займитесь собой. Кстати, собственная самодостаточность зачастую помогает наладить контакт с ребенком лучше, чем все советы психологов вместе взятые. Поэтому удачи вам, любви и взаимопонимания в семье!

Источник