Навыки самообслуживания ребенка в 4 года

На чтение 7 мин. Просмотров 53
Каждый возрастной этап жизни ребёнка уникален и имеет свои отличительные особенности. Итак, ребёнок достиг четырёхлетнего возраста.
К сожалению, большинство родителей недооценивают возможностей этого возраста, считают, что еще время есть и занятия познавательного характера ещё не нужны.
Когда же до школы остаётся год, начинают чрезмерно «увлекаться» обучением. А результат, как правила, не радующий: у ребенка нет желания учиться, частые занятия приводят к переутомлению. Поэтому важно не привести к негативным последствиям.
Важно!
Так, большинство малышей 4 года посещают детский сад и хорошо адаптированы к выдвигаемым там требованиям. Поэтому родителям нужно сконцентрировать своё внимание на образовательной деятельности детей, программах, реализуемых в дошкольном учреждении.
Специалисты в этом отношении оказывают неоценимую помощь, разрабатывая консультации разной тематики, как индивидуальные, так и групповые, которые способствуют повышению педагогической грамотности родителей
Физическое и психическое развитие
Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны в своих действиях, легко и быстро передвигаются, свободно владеют своим телом. Специалисты считают, что в плане физического развития, ребёнок должен уметь следующее:
- самостоятельно, быстро бегать без частых падений;
- стоять на одной ноге непродолжительное время;
- прыгать на одной и двух ногах;
- подниматься и спускаться по лестнице, поочерёдно переставляя ноги;
- бросать и ловить мяч обеими руками;
- самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом и с помощью взрослого — двухколёсным;
- перешагивать и перепрыгивать невысокие препятствия.
Психическое и эмоциональное ребёнка стоит на одной ступени с физическим, поэтому важно вовремя реагировать на возникающие проблемы.
Ребенок уже знает и пользуется принятыми в обществе нравственными нормами поведения, но для привлечения к себе внимания со стороны может устраивать наигранные истерики, капризничать без повода. В этом возрасте уже можно заметить слабые и сильные стороны характера, наличие лидерских способностей.
Так или иначе этот важный этап становления личности ребенка нельзя пропустить, помощь, поддержка со стороны взрослых обязательна.
Важно не перестараться – не льстите, не хвалите просто так, наоборот воспитывайте в нём уверенность в себе, самостоятельность, сдержанность, умение отвечать за свои поступки.
Эмоции пока ещё имеют значительный вес в поведении ребёнка, но ближе к пятилетнему отрезку малыш постепенно начинает их контролировать. Психологи выделили круг сформированных умений четырёхлетнего малыша:
- выражает эмоции и чувства;
- определяет настроение человека;
- может изобразить мимикой любую эмоцию;
- способен признать свою вину и попросить прощения;
- активно общается со сверстниками;
- может посочувствовать и пожалеть;
- стремится не конфликтовать;
- радуется родным и близким, но может замкнуться в присутствии незнакомых людей.
Активным помощниками выявления указанных умений являются психологические тесты, которые могут проводить родители, но лучше обратиться к опытным педагогам-психологам.
В этом возрасте уместны тесты на выявление детских страхов, тревожности; определение темперамента, эмоционального отношения к нравственным нормам, агрессивности ребёнка и многие другие.
Психологические тесты позволяют подробно разобраться чувствах и эмоциях, переживаемых ребёнком, которые он еще не может объяснить или скрывает.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания
- самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
- частить зубы;
- пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол.
- самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание). Сворачивать одежду и убирать в шкаф;
- расчёсывать короткие волосы;
- не ломать, не разбрасывать игрушки, после игры убирать на место.
Мелкая моторика
- соединять пальцы, имитируя «фонарики».
- поочерёдно показывать пальцы;
- надевать на нитку или шнурок бусины;
- выполнять задания со шнуровкой, самостоятельно застёгивать кнопки, пуговицы, молнию, липучки, крючки;
- штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контур.
Развитие речи.
В речевом развитии ребёнок должен уметь:
- правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»);
- последовательно связно высказываться;
- использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
- задавать и отвечать на вопросы;
- составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения);
- слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
- образовывать форму множественного числа имён существительных;
- правильно употреблять предлоги;
- рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)
Окружающий мир.
Ребёнку необходимо знать и уметь:
- своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- фамилии, имена, профессии родителей;
- различать и знать на вкус несколько овощей, фруктов, ягоды,
- находить в природе 3-4 дерева, кустарника, травянистых растений;
- называть и показывать на картинке домашних и диких животных, их детёнышей; домашних, перелётных и зимующих птиц; насекомых;
- владеть обобщающими понятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
- называть и показывать части тела и лица;
- выделять отличительные особенности нескольких профессий;
- характеризовать сезонные изменения;
- называть разные виды одежды и обуви, их части.
Математика
Малыш в возрасте до пяти лет должен уметь:
- считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
- сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;
- различать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
- пользоваться понятиями «лево-право», «больше-меньше-столько же»;
- находить отличия между 2-я картинками;
- складывать пазлы, картинку из четырёх частей;
- выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор;
- находить предмету пару.
Продуктивная деятельность.
В рисовании и лепке важно:
- уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
- передавать форму предметов, соотносить части по величине, аккуратно закрашивать;
- составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;
- создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
- рисовать по замыслу; по образцу;
- пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания;
- лепить предметы из нескольких частей;
- использовать стеку.
В аппликации и конструировании необходимо уметь:
- держать ножницы, пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, резать по косой;
- правильно располагать части предмета на листе и аккуратно наклеивать
- сгибать лист пополам и по диагонали;
- составлять узор из растительных и геометрических элементов;
- называть и показывать строительные формы;
- воспроизводить постройки, придуманные самостоятельно и по образцу.
Чтобы родители смогли выявит уровень физического, психического, интеллектуального развития ребёнка и вовремя заметить проблему, педагогами разных уровней разработаны тестовые задания. Но для плодотворной, результативной работы необходимо придерживаться некоторых правил: ребёнок должен быть настроен на работу, не быть уставшим, раздражённым; все задания должны быть организованы в игровой форме; тон взрослого – спокойный, доброжелательный; обязательно соблюдены временные рамки 10-15 минут.
Чтобы видеть динамику развития, тестовые задания лучше предлагать в 4 – 4 года и 2 месяца и ближе к пяти. Один из вариантов тестового задания, « + », если ребенок ответил правильно на все вопросы:
- Что я знаю о себе? (имя, фамилия, пол, возраст).
- Перед ребёнком картинки с изображение одежды, мебели, посуды. Нужно объединить их в группы и назвать обобщающее понятие.
- Расположить предметы в хаотичном порядке, ребёнку нужно их посчитать и найти соответствующую цифру.
- Определить форму предметов.
- Сравнить полоски по длине, ширине, высоте.
- Взрослый называет 5 слов, ребёнок их должен запомнить и назвать.
Результат
все « + » – развитие ребенка по возрасту.
один « — » – нужно обратиться к тестам для детей 3-х лет, если все ответы верны, то ребёнок развит по возрасту.
два и более « — » — вероятно нужна помощь психолога.
Основная задача воспитания и развития ребенка четырех лет — не препятствовать в желании малыша узнавать что-то новое, причём в больших дозах; продолжать учить правильному общению со взрослыми, сверстниками; знакомить с нормами поведения в гостях, общественных местах; помогать развивать способности (музыкальные, художественные, артистические и т.д).
Источник
Консультация для родителей: «Навыки самообслуживания детей 4- 5 лет»
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности дошкольника.
Основная цель труда заключается в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
-хозяйственно – бытовой труд,
-труд в природе,
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
– коллективная трудовая деятельность.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Дети в возрасте 4-5 лет совершенствуют навыки, которыми они овладели в младших группах. Так, ребята самостоятельно одеваются и раздеваются, вешают и складывают одежду, моют с мылом руки после прогулки и перед едой, пользуются во время еды столовыми приборами и т.д. При этом необходим контроль со стороны взрослого за правильным выполнением детьми операций по самообслуживанию.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно убрать игрушки, подмести дорожки, сгрести листья на участке. Эти задания более сложны, так как содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее выполнения, выбрать необходимые инструменты т.д.).
У дошкольников достаточно прочно сформировано понятие «надо» . Они понимают и могут рассказать, для чего необходимо мыть руки, чистить зубы, причёсываться, не разливать воду в туалетной комнате и не шалить и т.д. Но ребятам в этом возрасте сложно воспринять труд как деятельность, основанную на воле, дисциплине. А поскольку игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом, важно установить связь между трудом и игрой.
Нужно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании, но при этом помнить: приём объяснения и показа способа действий на данной этапе занимает важное место. Необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи, а также делать собственные выводы, опираясь на конкретные примеры. Например, если я надену сначала куртку и штаны, потом мне будет неудобно надевать сапоги. Или: если я неаккуратно сложил вещи в шкафчик, во время подготовки к прогулке мне будет трудно найти нужную вещь.
Стоит отметить, что положительного эффекта можно добиться только систематическим контролем за действиями каждого ребёнка в сочетании с обращением к положительному примеру, а также доброжелательным напоминанием и терпеливым отношением к самостоятельной деятельности детей.
Поскольку дети к 4-5 годам овладевают основными навыками по самообслуживанию, перед ними ставится задача по оказании помощи другим ребятам (в том случае, сели другой ребёнок не может справиться с работой сам): застегнуть молнию на куртке или сзади на платье, помочь надеть перчатки или варежки, завязать шапочку, застегнуть пуговицы на кофте и т.д.).
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач трудового воспитания. Необходимо с раннего возраста формировать у детей навыки самообслуживания (как в семье, так и в детском саду). Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо соблюдать следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе обучения детей основным навыкам самообслуживания, а также закрепления полученных в саду и дома умений.
Источник
Воспитатель:
Генглик Н.Э.
«Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»
ЗАДАЧИ:
– определить роль родителей (семьи) в формировании навыков самообслуживания у детей среднего возраста;
– повысить у родителей педагогическую культуру в воспитании у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков.
УЧАСТНИКИ:
– воспитатель и родители
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.
2. Выбор родительского комитета.
3. Заполнение сведений о детях и родителях.
4. Решение групповых вопросов.
– Доклад на тему «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»
– Дети 4-5 лет должны уметь…
– Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании
– Итог встречи
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам» – говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.
Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали объяснениями. Это помогает ребенку быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. По отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.
Что дети должны научиться делать самостоятельно
- Мыть руки, засучивая рукава;
- Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
- Правильно пользоваться мылом;
- Не мочить одежду;
- Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
- Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го года жизни), салфеткой;
- Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Педагогическая ситуация
«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
– Сам! Сам! Сам!
– Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».
Вопросы:
Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.
Как вы думаете, почему она так поступила?
Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?
Что ваш ребенок делает сам?
Педагогическая ситуация
«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.
Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Вопросы:
Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?
Проводится дискуссия по данным ситуациям и обсуждение.
– Наше собрание завершается. Хотим напомнить Вам, не нужно забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. Для нормального развития малыша желательно, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Мы желаем вам понимания в общении с Вашими любимыми малышами.
Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее нам хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем!». Надеемся, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты.
Спасибо за внимание!
Источник