Навыки самообслуживания ребенка в 1 год

Елена Ерофеева
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят, считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:

• приема пищи;

• раздевания и одевания;

• гигиены тела;

• опрятности.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Основные навыки самообслуживания:

I. Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

носовым платком;

полотенцем;

горшком;

расчёской;

салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

II. Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

III. Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых

Показатели нормы овладения навыками самообслуживания:

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:

Самостоятельно ест ложкой любую пищу.

Имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.

Проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.

Самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.

Обращает внимание на грязное лицо, руки.

Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).

Проявляет желание многое делать самостоятельно.

Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.

Вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.

1 год 9 мес. – 2 года:

Проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.

Знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.

Ест аккуратно, не обливаясь. Пользуется салфеткой.

Для приема пищи садится за стол.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). Частично раздевается.

При напоминании пользуется носовым платком.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

Вместе с взрослым может убрать игрушки.

Контролирует физиологические потребности.

Радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».

Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность. Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «проситься в туалет» в то время, когда ребенок идет в детский сад. Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.

В 3 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:

1. помогает убирать со стола;

2. переносит что-либо из одной емкости в другую;

3. ест сам, но неаккуратно;

4. пользуется вилкой и ложкой;

5. сам моет руки с мылом;

6. под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам);

7. застегивает и расстегивает большие пуговицы;

8. надевает обувь;

9. расстегивает и застегивает молнию (неразъемную) ;

10. благодарит после еды без напоминания;

11. сам пьет из сосуда или струи;

12. сам пользуется туалетом;

13. чистит зубы под присмотром;

14. сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться;

15. самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию.

Самообслуживание является основным видом труда ребёнка раннего возраста.

Комплекс дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

1. Дидактическая игра: «Водичка, вода!»

(Воспитатель показывает ребятам двух кукол и поясняет, что куклы хотят кушать, но у них грязные руки и лицо. Воспитатель спрашивает: «Что необходимо им сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка»).

2. Дидактическая игра: «Чистые ручки»

Воспитатель говорит детям: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит детей.

3. Дидактическая игра: «Лодочки»

Воспитатель поясняет детям, что при мытье рук необходимо соблюдать определенную последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит»; открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем. Затем ребенку предлагают выполнить действия самостоятельно, подражая воспитателю, который контролирует действия ребенка.

4. Дидактическая игра: «Перчатки»

Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить самостоятельно эти движения. Движения необходимо повторять до тех пор, пока не образуется пенка. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки – белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода.

Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем, знаем да, да, да!

Где тут прячется вода!

В конце игры воспитатель хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются

совместные действия взрослого и ребенка.

5. Дидактическая игра: «Чистюля»

Воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания воспитатель учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»

6. Дидактическая игра: «Делаем прическу»

Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

7. Дидактическая игра: «Юный доктор»

Воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Воспитатель произносит потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

8. Дидактическая игра: «Курносики»

Воспитатель произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана,

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком,

Чтобы носик, наш курносик,

снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Воспитатель просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

9. Дидактическая игра: «Маша растеряша»

Воспитатель достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: «Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

10. Дидактическая игра: «Оденемся на прогулку»

Воспитатель предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания – липучки.

11. Дидактическая игра: «Пара»

Воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т. д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Воспитатель показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т. д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

12. Дидактическая игра: «Оденем кукол»

Воспитатель предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: «Смотри, какая у кукол красивая одежда!», вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

13. Дидактическая игра: «Обед»

Воспитатель просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

В успешном развитии навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам. Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Источник

Развитие навыков самообслуживания в возрасте от 1 до 1,5 лет

Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:

  • самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться ложкой;
  • мыть и вытирать руки полотенцем с помощью взрослого;
  • пользоваться салфеткой с помощью взрослого;
  • снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку с помощью взрослого;
  • приводить в порядок одежду с помощью взрослого;
  • убирать игрушки на место с помощью взрослого;

Если ребёнок не сопротивляется, то можно высаживать его на горшок после сна, еды. Пример может показывать игрушка или старший ребёнок. Если же малыш протестует, то не настаивайте и ни в коем случае не ругайте его, иначе у него может сформироваться негативное отношение к горшку.

Участие в домашних делах, выполнение маленьких дел и поручений способствует развитию у ребёнка самостоятельности и ответственности.
Позвольте вашему малышу помогать вам в уборке квартиры, стирке, приготовлении пищи и мытье посуды. Ребёнку вполне по силам относить грязное бельё в стирку или споласкивать небьющиеся чашечки, стирать носочки или кукольную одежду или размешивать в миске муку с водой.
Если вы будете терпимы к неизбежным промахам, щедры на похвалу ребёнку за его конкретные старания, то помимо развития определённых навыков у ребёнка будет формироваться сознание собственной значимости, что важно для развития полноценной личности.

Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.
Положите на стол салфетку. Во время обеда ставьте ему блюда по очереди: сначала первое, затем второе, а затем уже напиток. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не запихивайте ему еду насильно.

Когда ребёнок ест кашу или другую густую пищу, дайте ему чайную ложку. Вложите её правильно в руку малыша. Возьмите его руку в свою и помогите ему зачерпнуть ложкой немного каши. Направьте руку ребёнка к его рту, приговаривая: “Вот как здорово у тебя получается!” Постепенно ребёнок научится самостоятельно справляться с ложкой. На первых порах ребёнок может уставать от однообразных движений. Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша.

В течении дня обращайте внимание ребёнка на грязный нос, расстегнувшуюся пуговицу, расшнуровавшийся ботинок. Делайте это тактично. Тихо сообщите об этом малышу, подозвав его к себе. Помогите устранить неполадки.
Хорошо, если к полутора годам ребёнок научится самостоятельно обращать внимание на всё это и вместе со взрослым справляться с этими проблемами.

В этот период нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу, просовывает ножки и ручки в одежду, которую держит взрослый. При раздевании сам снимает шапочку, носочки. Поощряйте эти действия малыша.

Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Но даже, если малыш этого не делает в 2 года, наказывать его нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту.
Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.

“Расстегни и застегни”. Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстёгнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки.

Если у вас возникают проблемы с одеванием, попробуйте воспользоваться какой-нибудь игрой, отвлекающей малыша:

“Перемены”. Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.

“Песенка” Держа малыша на руках, напевайте ему “одевальную” песенку, например: “Оденем мы сынишки тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые чулочки), а на ножки, а на ножки тёплые сапожки…” Песенку может заменить любимый стишок ребёнка, потешка, сказка).

“Выбиралочка”. Предлагайте малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку…

“Путаница”. Говорите малышу, например, так: “Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?” Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.

Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.

“Умывалочка”. Для формирования положительного отношения к умыванию используйте весёлые стихи, потешки, например:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Купание. Во время мытья дайте ребёнку губку, чтобы он мог, подражая вам мыть свои ручки, ножки, животик. Проделайте то же самое с полотенцем во время вытирания.

Если малыш отказывается садиться в ванной, можно мыть его стоящим под “дождиком” из лейки или душа. Чтобы снизить неприятные ощущения ребёнка от мытья головы, можно использовать специальный козырёк.

Источник


Показатели нормы овладения культурно-гигиеническими навыками:

1 год – 1 год 3 месяца

• Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё (немного).

• Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый при этом докармливает другой ложкой).

• “Вытирает” руки, лицо после умывания.

• Подаёт маме одежду во время одевания.

• Начинает проситься на горшок.

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев

• Держит в кулачке ложку, придерживая её четырьмя пальцами, может есть ложкой полужидкую и жидкую пишу.

• Берет со стола чашку, пьет из неё, почти не проливая, и ставит на стол.

• Замечает и просит снять загрязнившийся нагрудник или переодеть мокрые штанишки.

• Сообщает о физиологических потребностях.

• Долго и тщательно моет руки.

• Спокойно относится к умыванию.

• На игрушках отражает усвоенные бытовые навыки.

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев

• Самостоятельно ест ложкой любую пищу.

• Имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.

• Проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.

• Самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.

• Обращает внимание на грязное лицо, руки.

• Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).

• Проявляет желание многое делать самостоятельно.

• Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.

1 год 9 мес. – 2 года

• Проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.

• Знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.

• Ест аккуратно, не обливаясь. Пользуется салфеткой.

• Для приема пищи садится за стол.

• Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). Частично раздевается.

• При напоминании пользуется носовым платком.

• Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

• Вместе с взрослым может убрать игрушки.

• Контролирует физиологические потребности.

• Радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».



(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).Гигиенические процедуры с детьми

Приучайте малыша мыть руки с мылом до еды (и после еды, если руки жирные), сразу после прихода с улицы, загрязнения, туалета. Также приучайте его умывать лицо после сна и после еды, пользоваться полотенцем, насухо вытирая лицо и руки.

Малыш стремится к самостоятельности только в тех делах, которые ему нравятся. Поэтому еще до того, как вы станете прививать крохе первые навыки самообслуживания, старайтесь сформировать у него положительное отношение к гигиеническим процедурам, и, уж, конечно, постарайтесь избежать того, чтобы они вызывали у него отрицательные эмоции.

Прививать малышу первые навыки самообслуживания нужно поэтапно, постепенно обучая его отдельным элементам различных гигиенических процедур. Делать это лучше всего в форме веселых игр.

«Водичка, водичка…»

Умывая ребенка, приговаривайте:


Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Умываемся с зайкой

Поставьте на край раковины игрушечного зайчика и предложите умыться вместе с ним:

Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Умываемся


Умывая ребенка, расскажите ему стихотворение про разные части лица:


Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли.
А глазки?
Забыли!
(Г. Лагздынь)

Моем руки кукле

Перед тем как помыть ребенку руки под струёй воды, помойте их сначала кукле. Так ребенку будет веселее и интереснее.

Ладошки-лодочки

Покажите малышу, как сложить ладошки лодочкой и подставить их под струю воды.


Две ладошки сложу,
И по морю поплыву
.

Затем помойте «лодочку» с мылом, смойте пену под струёй воды, вытрите полотенцем. В следующий раз покажите ребенку, как в «лодочку» можно набрать воды и умыть лицо.

“Белые перчатки”

Предложите ребенку одеть «белые перчатки». Намыльте его руки мылом, чтобы они стали белыми. Затем попросите его самостоятельно смыть пену под струёй воды.

Лейка

Ребенку будет интересно умыться под “дождичком” из лейки. Поливайте малышу на руки из лейки, приговаривая:


Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку…
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!

“Непослушная” зубная щетка

Если ребенок не очень любит чистить зубы, можно разыграть ситуацию с «непослушной» зубной щеткой: то зубная щетка будет «бояться» рта ребенка, то будет чистить вместо зубов щеку или язык, то её кто-то “укусит” и т.д.

Зубная щетка

Во время чистки зубов рассказывайте ребенку соответствующие стихи:

У меня зубная щетка.
Она чистит зубы четко:
Раз за разом веселей,
Мои зубы все белей.
(С. Чудин)


Коля чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки Коли – белый ряд,
И нисколько не болят.
(В. Рычихина)

“Микробики”

Попросите ребенка открыть рот. Внимательно проверьте, нет ли на зубах “микробиков”. “Найдите” много “микробиков”, расскажите, что они портят зубики. Скажите, что они больше всего на свете бояться зубную щётку и зубную пасту. Предложите ребенку прогнать “микробов” с зубок.

Делаем фонтанчики

Научите малыша делать «фонтанчик» (полоскать рот). Надо набрать в рот воды и выплюнуть её.

Красивая прическа

Если у вас дочка, обыграйте ситуацию, будто она собирается в гости. Усадите её перед зеркалом и сделайте красивую прическу. При этом можно рассказать стихотворение Л.Самониной:

Мама сделала укладку –
Причесала кудри гладко,
Ну и я возьму расческу,
Тоже сделаю прическу.

Чихаем

У вас и ребенка в руках по носовому платку. Специально театрально чихайте, прикрываясь ладошкой, и вытираете нос платком.
Сами одеваемся и раздеваемся

Вначале ребенок учится снимать вещи, а потом и надевать их. Делает он это медленно и неловко. Но чтобы ребенок приучался одеваться сам, а не надеялся на помощь взрослого, не стоит его торопить и делать работу за него.

Учите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность.

На прогулку

Одеваясь с ребенком на прогулку, рассказывайте ему, как вы это делаете, побуждайте помочь вам: что-то подать, попридержать, вытянуть руку, поднять ногу и т.д. Можно рассказать ребенку стихотворение Г. Лагздынь:

Одеваем ревушку:
Шапку – на головушку,
Валенки – на ножки,
А на них – калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни.

Рукавички

Многие дети не любят одевать варежки. Чтобы заинтересовать ребенка, поднимите варежки вверх (как будто это две птички), помашите ими, сопровождая свои действия словами стихотворения:


Рукавички-невелички
Прилетели, словно птички.
На левую ручку – скок!
На правую ручку – скок!
Мы гулять пойдем,
Мы собачку найдем!
(Г. Лагздынь)

Мама «запуталась»

Одевая ребенка, делайте вид, что забыли, что куда одевать. Вы можете начать одевать колготки малышу на руки, а носки на уши и т.д. Ребенок должен будет вас поправить.

Кто быстрей оденется

Собираясь на прогулку в выходной день, можно устроить мини-соревнование. Папа и ребенок соревнуются, кто быстрее оденется. Ваша задача – помогать ребенку одеваться, но не очень торопитесь и не одевайте всё до конца, чтобы у малыша был стимул самому что-то поправить. Ну и конечно, в этой игре должен выиграть сын! (пусть папа не обижается).

Тянем – потянем

Снимая ребенку носки или колготки, тяните их за кончик носка, приговаривая: «Тянем-потянем, вытащить не можем…». Притворитесь, что носки или колготки никак не поддаются вам, побуждая тем самым ребенка помочь вам.

Одежда «на вырост»

Чтобы ребенку легче было учиться снимать и надевать одежду, предлагайте ему для первых опытов носки, шортики, юбочки, варежки и прочее немного «на вырост». То же самое и с обувью.

Ботинки – топ-топ

Если ребенок не хочет одеваться, разыграйте сценку с ботинками, будто они одни топают к выходу гулять (возьмите в руки ботинки ребенка и «идите» ими к двери).

Игры с куклой

Побуждайте малыша с вашей помощью одевать и снимать одежду с куклы или мягкой игрушки. Обращайте внимание на то, как нарядно и аккуратно одета кукла.

Подбери пару

Предложите малышу подобрать парные предметы друг к другу: красный носок к красному носку, желтый – к желтому; синюю варежку – к синей и т.д.

Одень семью медведей

В продаже имеются деревянные пазлы, в которых надо подбирать и прикладывать к плоским фигуркам медведей одежду. Подобные игрушки также помогут вашему сынишке или дочке научиться правильно обращаться с одеждой.

стих-
Мы на пухлые ручонки,

Одеваем рубашонку,

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, ножка – два!

А теперь на ножки –

носочки и сапожки!

(Если дело происходит летом, то вариант такой:

Обуваем ножки,

Бегать по дорожке!)

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, ножка – два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз, два!

Надо маму одевать

И скорей идти гулять!

Режим дня для ребенка от года до двух лет

Режим очень важен для здоровья малыша. Правильно подобранный режим способствует благополучному развитию нервной системы малыша, а также закладывает и формирует у него нужные привычки. Выбор дневного режима для ребенка этого возраста тесно связан с режимом его сна.

Дети, перешагнувшие свой «годовалый юбилей», обычно по-прежнему предпочитают спать 2 раза в день. Продолжительность дневного сна в общей сложности составляет около 3-х часов, а ночного – 10-11 часов.

Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать такой режим дня для малыша в возрасте от года до полутора лет:

8:00 Доброе утро! Пробуждение, умывание

8:10 – 8:30 Завтрак

8:30 – 9:00 Игра или развивающие занятия

9: 00 – 11:00 Прогулка

11:15 – 11:25 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты, такие как: фрукты, сок, печенье, творожный сырок, кукурузные хлопья, тертая морковь, сухофрукты)

11:30 – 13:00 1-ый дневной сон

13:00 – 14:00 Гимнастика. Игра. Развивающие занятия

14:00 – 14:25 Обед

14:30 – 16:00 Прогулка

16:10 – 17:40 2-ой дневной сон

17:50 – 18:00 Полдник

18.00 – 19:15 Игра или прогулка

19:20 – 19:40 Ужин

19:50 – 20:40 Игра

20:40 – 21:00 Подготовка ко сну

21:00 – Спокойной ночи!

После полутора лет малыш переходит на одноразовый дневной сон.

Можно порекомендовать следующий приблизительный режим дня для детей, которые готовы перейти или уже перешли на одноразовый дневной сон:

8:00 Доброе утро! Пробуждение

8:10 – 8:30 Завтрак

8:30 – 8:45 Развивающее занятие

8:45 – 9:15 Игра

9:15 – 9:30 Гимнастика

9:30 – 9:50 Игра

10:00 – 10:10 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты, такие как: фрукты, сок, печенье, творожный сырок, кукурузные хлопья, тертая морковь, сухофрукты)

10:20 – 12:20 Прогулка

12:30 – 12:55 Обед

13:00 – 15:30/16:00 Дневной сон

16:30 – 16:45 Полдник

17:00 – 19:00 Прогулка

19:00 – 19:20 Ужин

19:20 – 20:40 Игра

20:40 – 21:00 Подготовка ко сну

21:00 Спокойной ночи!

При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. (Например, кроха любит подольше поспать в первый дневной сон, а второй сон у него получается короче).

Соблюдение режима создает жизненный ритм, облегчает ребенку засыпание, переход от одного занятия к другому, помогает маме наилучшим образом распределить свое время между уходом за малышом и выполнением других дел, да и на личный отдых маме тоже нужно выкроить время.

Но не стоит подходить к режиму как к непреложному закону, нарушение которого грозит вам штрафом.

Режим дня должен быть гибким и может варьироваться в зависимости от самочувствия, вашего и ребенка, от погоды и других обстоятельств.
Дайте, что ли, ложку в руки

Во многих семьях заведена хорошая традиции – дарить малышу на первый зуб серебряную ложечку.

Примерно с этого момента и начинается знакомство ребенка с ложкой. Обычно этот процесс происходит достаточно естественно: мама кормит малыша из ложки, а малыш, подражая ей, тоже пытается пользоваться новым «инструментом». Самое главное не упустить «ложечный» момент, препятствуя ребенку в этом занятии, а предоставлять как можно больше свободы.

Бывает, что в момент приучения к самостоятельному приему пищи дети сталкиваются с двумя трудностями:

Первая трудность – чисто техническая: у ребенка не получается: он проносит ложку мимо рта, пачкается, разливает еду и т.п.

Вторая – психологическая: ребенку не нравится есть ложкой, «лень», он привык, что его всегда кормят.

В принципе, и та, и другая проблема решаются путем поэтапных тренировок:

• Купите ребенку подходящую посуду: небольшую тарелочку из пластика или специальной пищевой пластмассы веселой расцветки, с картинками. Возможно, стоит прикупить тарелку с подогревом, где пища не так быстро остывает за счет того, что под днище заливается горячая вода. Если у вас растает «шустрик» – не обойтись без тарелки на присоске, которая «намертво» приклеивается к столу.

• Детская ложечка должна быть легкой, небольшого размера с удобной для держания нескользящей ручкой. Но в тоже время достаточно углубленной, чтобы пища не «терялась». Ложка может быть пластмассовой, металлической или той самой серебряной, которую подарили на первый зуб.

• Проследите, чтобы у ребенка было удобное «обеденное» место – стульчик для кормления или детский столик и стул.

• Когда месяцев в 7-9 малыш начинает есть руками – это первый подготовительный этап в умении устанавливать взаимосвязь между ртом и рукой. Так что не препятствуйте малышу, даже если после «обеда» все лицо и руки измазаны кашей.

• Далее идет следующий этап (9-12 месяцев) – кормление в две руки – мама ставит перед ребенком тарелку с кашей и дает ему ложку, сама тоже вооружается подобными атрибутами. Пока малыш пытается себя накормить – мама ненавязчиво подкармливает его из «запасной» тарелки.

• С самого начала вкладывайте ложку малышу в правую руку (или левую, если он левша) правильным способом – иначе привычка держать ложку всем кулаком может закрепиться надолго. Но и не настаивайте, если правильный способ ребенку не нравится, пусть пока держит ложку, как может.

• Не требуйте от ребенка чистоты на себе, на столе и вокруг. Чтобы одежда не пачкалась – повязывайте ему фартучек.

• Чтобы ребенку научиться есть самому, предлагайте ему для начала есть ложкой «удобную» еду: творожок, пюре, кашу, а уж потом жидкий суп.

• Обещайте ребенку помочь: «Ты начинай есть сам, а я тебе помогу».

• Возможно наоборот – ребенок слишком голоден, чтобы кормить себя. Тогда маме лучше удовлетворить первый голод и покормить ребенка самой, а потом ребенок сам доест оставшуюся еду.

• Можно соревноваться, кто быстрее съест: папа или малыш (конечно же, малыш!). А мама помогает. Но нельзя слишком часто злоупотреблять соревнованиями за столом, ребенок может слишком торопиться и не прожевывать пищу как следует.

• Если ребенок съел хотя бы три ложки, похвалите его и спокойно докормите. В следующий раз скажите: «Помнишь, вчера ты сам съел три ложки, давай сегодня съешь сам пять ложек!»

• Обыграйте еду ложкой. Возможно, ложка – это самолет, а рот – автодром, или ложка – это лопата, которой надо перекидать «песок» из тарелки в «ворота» (рот).

• Поставьте перед ребенком на столе разные игрушки и предложите ему «кормить» то животных, то себя.

• Возможно, ребенку понравится есть макароны ложкой с дырками, а бульон из супа высасывать через трубочку.

• Если ребенок начинает баловаться за столом, не хочет есть, даже если вы его кормите – значит, пора его «отпускать».

• Обязательно нахваливайте малыша во время его самостоятельной еды – ведь умение доносить ложку до рта в таком возрасте – сложная работа.
Что делать с детским аппетитом?https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/949

Что на завтрак мы едим?https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/891
Семь принципов правильного питания детей
https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/880

Источник