Наука о развитии ребенка в раннем детстве

Наука о развитии ребенка в раннем детстве thumbnail

Ребёнок делает первые в жизни шаги

Играющая девочка в возрасте двух лет

Ранний возраст – период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

Место раннего возраста в возрастных периодизациях[править | править код]

В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским[1] и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным[2]. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста – от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.

В западной психологии можно выделить следующие возрастные периодизации:

В концепции психосексуального развития З.Фрейда ранний возраст приходится на анальную фазу, когда ребёнка приучают к чистоплотности и пользованию туалетом.

В психосоциальной теории Э.Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З.Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.

Ж.Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

Физическое развитие в раннем возрасте[править | править код]

Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма и её мышцы становятся крепче. Также развиваются дыхательная система (за счет увеличения легких и дыхательного объема частота дыхания уменьшается), иммунная (повышается сопротивляемость на неблагоприятные условия среды), кровеносная (растет сердце), пищеварительная (органы пищеварения уже могут переваривать разную пищу), нервная (развитие нервных клеток коры головного мозга).

Примерно с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка.

С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитие мелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. К концу раннего возраста заканчивается прорезывание всех молочных зубов.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность[править | править код]

Социальная ситуация развития характеризуется распадом системы близких отношений со значимым взрослым и возникновением новой возможности для ребёнка непосредственно взаимодействовать с предметом, где образец способов действий с ним принадлежит взрослому. В сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (то есть схема социальной ситуации развития “ребёнок – предмет – взрослый”). Помимо этого ребёнок начинает овладевать речью, так как прежние средства общения не позволяют овладевать новыми предметами. Определенный уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира рождает новый тип ведущей деятельности – предметно-орудийной. Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте[3]:

  1. Неспецифическое использование орудия (например, овладевая ложкой, ребенок пробует использовать её в разных функциях, непригодных для еды (стучание, дотягивание ложкой до других предметов));
  2. Ребёнок уже выделяет функцию орудия (ложка нужна для того, чтобы есть), но ещё не выделяет способа действия (например, ребёнок может перевернуть ложку другим концом и пытаться им зачерпнуть еду);
  3. Ребёнок уже выделяет способ действия с ложкой, но согласованных движений руки пока ещё нет;
  4. Ребёнок овладевает адекватной системой движения руки и, таким образом, на последнем этапе происходит полное овладение логикой орудия.

Форма общения в раннем возрасте[править | править код]

Типичной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. М. И. Лисина[4] выделила 4 признака, когда у ребенка проявляется потребность в сотрудничестве со взрослым:

  1. Ребёнок пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;
  2. Ребёнок ждёт оценки взрослого в случае успеха;
  3. Ребёнок ждёт поддержки со стороны взрослого в случае неуспеха;
  4. Ребёнок уклоняется от «чистой» ласки, однако с удовольствием её принимает как поощрение успехов и достижений.

Развитие предметной игры[править | править код]

Вследствие того что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с её появлением начинает развиваться и предметная игра. Ф. И. Фрадкина выделила 3 этапа развития предметной игры:

  1. Игра заключается в узкоподражательном манипулировании с предметом по образцу взрослого (данный этап проявляется в начале второго года жизни);
  2. Способ предметных действий ребёнка расширяется, взрослый может создавать сложные цепочки действий для ребёнка, и они могут быть выполнены им (данные этап проявляется примерно с 1,6 года до 3 лет);
  3. Возникают элементы воображаемой ситуации (а именно, ребенок может заменить один предмет другим) и впервые появляется роль.

Развитие предметной игры в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.

Основные психологические новообразования[править | править код]

Развитие речи является центральной линией развития в раннем возрасте. Российские психологи выделяют 2 основных периода развития речи в раннем возрасте[3]:

  1. от 1 до 1,8 года – переходный период, который характеризуется следующими особенностями: пассивная речь развивается быстрее, чем активная; активная речь ребенка многозначна по семантике (под одним словом ребенок может понимать несколько предметов), своеобразна по звуковому составу (нарушение произношения фонем) и синтаксису (в этом период ребёнок говорит преимущественно однословными предложениями).
  2. от 1,8 года до 3 лет – практическое овладение речью. Объём активного словаря увеличивается, и ребёнок начинает задавать вопросы о названиях предметов («Кто это?», «Что это?»).

В области восприятия в раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие становится произвольным (слово начинает координировать восприятие ребенка). В области мышления ребёнок в раннем возрасте начинает обнаруживать скрытые сущностные связи между объектами, то есть формируется наглядно-действенное мышление. Л. С. Выготский выявил, что в раннем возрасте в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты – обобщение по чисто субъективным связям – характерны для первой фазы раннего возраста (1 – 1,6 года), комплексы – обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи – характеры для второй фазы раннего возраста (1,6 – 3 года).

Эмоционально-личностное развитие[править | править код]

В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби давал определение привязанности как модели поведения, которая обеспечивает сохранение контактов с близким взрослым и удовлетворяет потребность ребёнка в безопасности. Примерно к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, свидетельством этого является реакция ребёнка на разлуку с близким взрослым (реакция может быть разной в зависимости от сформированного типа привязанности; в случае надёжной привязанности ребёнок быстро успокаивается при разлуке с близким взрослым и радуется его возвращению). Также в этот возрастной период возникают начальные формы социальных эмоций. К ним относят эстетические, моральные чувства (чувство стыда, вины, гордости), сочувствие и сопереживание другому человеку.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. – Вопросы психологии. – Москва, 1972. – С. 114 – 123.
  2. ↑ Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. – Москва: Педагогика, 1989.
  3. ↑ 1 2 О. А. Карабанова. Возрастная психология. – Москва: Айрис-Пресс, 2005.
  4. ↑ М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. – Москва, 1986.

См. также[править | править код]

  • Анальная стадия
  • Кризис трёх лет
  • Дошкольный возраст
  • Детство
  • Возрастная периодизация
  • Возраст
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие

Источник

ЛЕКЦИЯ 1

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

План лекции:

1. История педагогики раннего возраста.

2. Педагогика раннего возраста как наука. Цели, принципы и задачи образования детей раннего возраста.

3. Особенности развития ребенка в период раннего детства

4. Современные программы воспитания детей раннего возраста.

История педагогики раннего возраста неразрывно связана с историей развития теории и практики семейного и общест­венного воспитания детей.

Педагогические взгляды в разных странах и в разные исторические эпохи существенно различались в зависимос­ти от общих философских представлений о человеке, госу­дарственной, религиозной идеологии и культурной специ­фики разных слоев общества. Различные философские воз­зрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания. Среди них выделяются авторитарный и гуманистический типы воспитания. Эти подходы пере­плетались и сосуществовали в реальной практике воспита­ния на протяжении многих веков. Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западно­европейской и отечественной педагогики. Большой вклад в развитие системы общественного воспитания детей внес­ли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты; массовые ясли и детские са­ды стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания спе­циальных образовательных программ.

В России первые образовательные программы воспитания детей раннего возраста создавались в 30-50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Про­грамма воспитания в детском саду», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умст­венное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики.

В 80-90-е годы XX века в связи с реформой образования произо­шел поворот к личностно-ориентированной педагогике, предполагающей вариативность образования. Была разрабо­тана новая Концепция образования (1989), принят новый Закон РФ «Об образовании» (1992), а в 2001 г. – Концепция непрерывного образования, обеспечивающая преемствен­ность на всех ступенях образования.

В основу современной концепции образования положены принципы демократизации и гуманизации, отказ от автори­тарной педагогики, переход к личностно-ориентированной педагогике сотрудничества, направленной на создание наи­более благоприятных условий для раскрытия и развития спо­собностей каждого ребенка, уважение к его личности, досто­инству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе.

Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образо­вательных программ. Типовая образовательная программа перестала быть обязательной для всех детских учреждений. Появились государственные и частные учреждения для де­тей раннего возраста, работающие по разным программам.

Российская реформа образования начата в 90-е годы XX в. В качестве ее важнейших принципов выделяются: признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его твор­ческого потенциала.

В настоящее время педагогика раннего возраста рассматривается в качестве отдельной учебной дисциплины в системе высшего педагогического образования, что свидетельствует о признании социумом (и педагогическим сообществом в частности) самоценности периода раннего детства, уникальности, высокой значимости воспитания, осуществляемого в первые три года жизни ребенка.

Наука о развитии ребенка в раннем детстве

Педагогу, приступающему к работе с детьми младенческого и раннего возраста, необходимо: иметь представление о психолого-педагогических особенностях и возможностях их развития, о сущности, целях и задачах образования детей, вариативных способах их реализации, о современных отечественных и зарубежных педагогических теориях и технологиях образования детей первых трех лет жизни; уметь анализировать и обоснованно разрешать различные ситуации, возникающие в практике работы с детьми данных возрастных групп; ориентироваться в современной научно-методической информации, освещающей проблемы образования детей первых лет жизни; осознавать и принимать ответственность за результаты профессиональной педагогической деятельности.

Педагогика раннего возраста как наука

Раннее детство – уникальный период онтогенеза, отличающийся стремительностью физического, психического и личностного развития ребенка и его исключительной зависимостью от взрослого, которая проявляется в социальной ситуации их непосредственного (в младенчестве) и опосредованного предметом (в раннем возрасте) взаимодействия. Этим обусловлена высокая значимость педагогической компетентности воспитателей, гувернеров, родителей и их огромная ответственность за результаты как спонтанно складывающегося, так и целенаправленно организуемого воспитания и обучения малыша.

Педагогика раннего возраста – область научного знания, изучающая особенности и закономерности воспитания и обучения детей первых трех лет жизни.

В педагогике раннего возраста, как особой дисциплине дошкольной педагогики, используются категории и понятия, общие для всех дисциплин педагогической науки. Основными понятиями ее являются: объект педагогики как науки, предмет педагогики как науки, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс.

Объектом педагогики раннего возраста является образование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования.

Предметом педагогики раннего возраста являются особенности и закономерности процессов воспитание и обучение детей раннего возраста.

В качестве целей педагогики раннего детства выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

В современный период педагогика раннего возраста ориентируется на выявление и создание условий, наиболее благоприятных для физического и психического развития ребенка первых трех лет жизни.

Воспитаниерассматривается как целостный, специально организованный в учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми, обеспечивающее их своевременное и качественное развитие.

Обучениевыступает средством воспитания, что не исключает возможности его рассмотрения как особого педагогического процесса, направленного на освоение детьми зафиксированных в социальной культуре средств и способов познания, преобразования и переживания мира.

Термином «образование» обозначается наиболее общая педагогическая категория, включающая процессы воспитания и обучения и подчеркивающая их интегративное единство. В настоящее время, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012, ст. 67), «получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев», то есть образование детей раннего возраста рассматривается внутри дошкольного.

Педагогика раннего возраста строится на положениях, определяемых общей педагогикой как интегративной наукой, синтезирующей инвариантное педагогическое знание для частных отраслей. Таким инвариантом являются методологические положения, знания о цели образования, сущности и структуре, педагогического процесса, принципах воспитания и обучения и т.д.

Задачи образования детей раннего воз­раста:

1) обеспечение эмоционального благополучия детей;

2) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

3) создание условий для развития коммуникативной, по­знавательной, игровой и других видов активности ребенка;

4) поддержка инициативности и творческого самовыраже­ния каждого ребенка.

В соответствии с поставленными задачами, содержание обра­зования детей раннего возраста дифференцируется по следую­щим четырем сферам развития ребенка:

1. Физическое развитие.

2. Познавательно-речевое развитие.

3. Социально-личностное развитие.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Образование в каждой из этих сфер строится с учетом воз­растных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Источник

История становления педагогики раннего возраста

Определение 1

Ранний возраст – это возраст от года до трех лет, являющийся периодом быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Определение 2

Педагогика раннего возраста – это наука, которая занимается изучением воспитания и развития, путей формирования личности ребенка, в возрасте от одного года и до трех лет.

Педагогика раннего возраста выделилась в самостоятельную науку в начале ХХ века. В это время ряд ученых исследователей, изучая отечественную систему дошкольного воспитания, обратили внимание на особенности воспитания детей раннего возраста. Именно это и стало толчком к развитию педагогики раннего возраста как самостоятельной науки, целью которой было не просто изучение специфики развития и воспитания детей раннего возраста, но и оказание всесторонней социальной помощи материнству и детству, сохранности генофонда.

Большой вклад в развитие педагогики раннего детства внесли такие ученые как А.С. Симонович, П.Ф. Лесгафт, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и т.п. В своих трудах они рассматривали значимость гуманистических традиций и индивидуального подхода в воспитании детей раннего возраста.

В 30-е годы, после исследований закономерностей нервно-психического развития, осуществленных В.М. Бехтеревым, педагогика раннего возраста переориентировалась с целостного подхода к личности ребенка к развитию ее определенной стороны. Помимо научных исследований В.М. Бехтерева, большой вклад внесли научные открытия И.П. Павлова о ВНД и И.М. Сеченова о взаимодействии организма с окружающей средой.

В 1917 году после Октябрьской революции, в стране стали открывать первые детские приюты и ясли. Разрабатывается первый документ по дошкольному образованию, который провозглашает, что воспитание ребенка необходимо начинать с самого его первого дня.

Педагогика раннего возраста в советское время развивается очень активно. Это связано с тем, что большое количество ученых разрабатывает и внедряет в процесс воспитания детей раннего возраста инновационные методы их развития, изучает все стороны психического и физического развития, влияние на становление личности ребенка внешней среды, окружающего общества и т.д. Все это способствует тому, что педагогика раннего возраста, как самостоятельная наука, накапливает достаточно большое количество эмпирического материала, получает новые средства эффективного педагогического воздействия на ребенка.

В 30-х годах выходит первый учебник, который был разработан профессорами Н.М. Щелованом и Н.М. Аксариной «Воспитание детей раннего возраста в яслях». Данный учебник содержит исследования профессоров, по воспитанию и развитию детей раннего возраста в рамках яслей дошкольного учреждения, а также их медицинскому обслуживанию. Кроме того, в учебнике была представлена первая общая программа воспитания и развития детей от рождения и до семи лет.

В 1969 году, в России создается единственный в мире Институт дошкольного воспитания, в рамках которого организована лаборатория раннего возраста под руководством Е.И. Радиной.

Общественные изменения, которые произошли в стране в 80-х годах, затронули все стороны государственной жизни, в том числе и систему дошкольного образования. В это время была разработана новая Концепция образования, а также принят новый ФЗ РФ «Об образовании». Впервые публикуются учебно-методические пособия для родителей. Одним из наиболее известных и востребованных является пособие «Кроха».

Определение 3

Учебно-методическое пособие «Кроха» – это целостная, научно обоснованная программа по развитию детей раннего возраста.

В 2001 году на государственном уровне разрабатывается Концепция образования, которая направлена на обеспечение преемственности между всеми ступенями образования. Основной данной Концепции являются принцип гуманизации и демократизации, а также принцип обеспечения полноценности жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Принципы, цели и задачи педагогики раннего возраста

Основные принципы педагогики раннего возраста определены государственной политикой России.

Принципы педагогики раннего возраста:

  1. Принцип гуманистического характера образования – предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни ребенка раннего возраста, свободы развития его личности.
  2. Принцип воспитания гражданственности – уважительное отношение к правам и свободам ребенка.
  3. Принцип общедоступности дошкольного образования – предусматривает адаптивность системы дошкольного образования к различным уровням подготовки и особенностям развития детей раннего возраста.
  4. Принцип светского характера дошкольного образования в рамках муниципальных и государственных образовательных учреждений.
  5. Принцип плюрализма и свободы в образовании.
  6. Принцип государственно-общественного и демократического управления системой дошкольного образования.

Основные цели педагогики раннего возраста:

  • Удовлетворение всех физических потребностей ребенка раннего возраста.
  • Обеспечение необходимого эмоционально обогащенного и развивающего общения.

Задачами педагогики раннего возраста являются:

  1. Осуществление охраны и укрепления здоровья детей раннего возраста, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  2. Всестороннее и своевременное формирование базиса личностной культуры детей, в соответствии с общечеловеческими нормами, ценностями и правилами.
  3. Организация индивидуального подхода к развитию каждого ребенка, с целью обеспечения развития индивидуальных способностей и склонностей.

Таким образом, педагогика раннего возраста направлена на своевременное и всестороннее развитие личности ребенка раннего возраста, с учетом специфики данного возраста. В базис личностной культуры включается овладение ребенком раннего возраста способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Источник