Наука изучающая закономерности развития ребенка

Наука изучающая закономерности развития ребенка thumbnail

Современная психология распространяет поле своей деятельности на широкие массы общественности. Эта наука охватывает в своем содержании огромное количество разветвлений и направлений, которые отличаются своей тематикой и характером функционирования. Академическая и практическая, фундаментальная и прикладная, гуманитарная и естественнонаучная, здоровая психология и психотерапия – каждая из перечисленных групп включает себя еще множество подгрупп, имеющих довольно-таки весомое значение для социума. И не последнее место среди них занимает педагогическая психология в системе педагогических наук.

История педагогической психологии

Как и любая самостоятельная наука, педагогическая психология имеет историю своего становления. Ее начало было положено еще в конце девятнадцатого века и обозначило формирование трехэтапного развития.

Первый этап становления педагогической психологии как науки был обоснован необходимостью рассмотрения ребенка в центре воспитания и обучения, при этом основную роль играло именно воспитание. Это были первые попытки научного осмысления и анализа поведенческих аспектов ребенка в свете применяемых к нему воспитательных мер. Была впервые предложена целостная концепция развития человека ввиду психологического подхода в педагогической методике, воздействующей на детей.

Второй этап характеризовался преобразованием педагогической психологии в отдельную научную отрасль. В это время проводятся эксперименты по разработке специальных педагогических систем, открытию лабораторий, на основании которых происходит изучение физических и моральных способностей ребенка, определяются методы преподавания конкретных дисциплин и отрабатываются методики распределения детей в стационарные школы и отдельно в школы для лиц с умственной отсталостью.

Третий этап развития педагогической психологии как науки предусматривал создание психологической теории обучения на основе наработок методологической базы. Деятельность специалистов была направлена на написание теоретических трудов, решение задач конкретного обоснования теории, которая была бы более приземленной и применимой к системе обучения. Иными словами, создавались такие направления педагогики, в рамках которых выявлялись общие проблемы процесса воспитания и образования: формы обучения, сотрудничество между педагогами различных категорий, коммуникации, управление приобретенными знаниями.

Новый уровень образования

Что являет собой педагогическая психология

Педагогическая психология в системе педагогических наук – это комплекс теоретических и практических навыков и умений, направленных на совместное функционирование в единой рабочей системе двух видов деятельности, именуемых педагогикой и психологией. Предметно данное определение означает раздел психологии, направленный на изучение методики образования, воспитания и формирования в человеческом сознании теоретической базы подаваемого материала.

Педагогическая психология – это наука о методах, способствующих повышению эффективности выполнения образовательных заданий, действенности педагогических мероприятий, направленных на улучшение психологических аспектов преподавания. Данный раздел психологии тесно связан с социальной и когнитивной наукой о человеческом мышлении и сознании. Если говорить проще, педагогическая психология – это наука, дающая возможность современным воспитателям, учителям, педагогам проводить обучение и воспитательные мероприятия на таком уровне, который предполагает склонение учебного процесса к психологическому анализу, наблюдению, пространственному мышлению.

В чем заключается принципиальное различие данного понятия, синтезирующего в себе два отдельных направления науки? Данный вопрос раскрывается в рассмотрении определения в свете конкретно психологии и отдельно педагогики.

  • Педагогическая психология – это наука о психологических факторах, предполагающих изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования психологии взаимодействующих с учениками педагогов. В то же время частная психология имеет более обширное понятие и распространяет поле своей деятельности на различные области – психология отношений, психология семьи, психология брака и т.д.
  • Педагогическая психология – это наука о педагогике, представляющая собой совокупность процессов обучения и воспитания социума в разрезе мыслительных, аналитических, сознательных и поведенческих концепций. В то же время частная педагогика попросту заключает в себе набор методик и навыков работы с воспитанниками и учениками на уровне подачи им материала в качестве опорных знаний.

    Основы психлогической педагогики

Предмет педагогической психологии

Из каких основных аспектов состоит педагогическая психология как наука? Предмет, задачи и структура данного понятия будут рассмотрены нами ниже.

Предметом педагогической психологии считается совокупность фактов, механизмов и закономерностей в работе над освоением социального и культурного опыта человека, закономерностей интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности. Другими словами, это та методологическая основа, за счет которой происходят обучающие и воспитательные процессы в разрезе аналитической умственной деятельности.

Предмет педагогической психологии в системе психологических наук предопределяет разделение данной науки на следующие элементы:

  • воспитание – самая первая и самая важная необходимость, которая должна подлежать анализу, наблюдению, освоению в ракурсе психологических факторов;
  • развитие – становление человека как личности происходит в неразрывной связи двух обязательных компонентов воздействия – педагогики и психологии;
  • обучение – вытекает из предыдущей категории, предполагая, что ни один качественный процесс развития личности не происходит без соответствующего обучения;
  • образование – продолжает категорию обучения, предусматривает предопределение механизмов и условностей в освоении теоретической базы для последующего применения этих знаний на практике.

    Принципиально новый подход в педагогике современности

Задачи педагогической психологии

Задачи педагогической психологии формируются в непосредственной связи психологии с педагогической наукой и практикой. Трудно было бы себе представить взаимодействие механизмов психологического воздействия на различные категории педагогики в виде воспитания, развития, обучения и образования без конкретной постановки задач к выполнению:

  • Положительное влияние обучения и воспитания на развитие человека как личности – работа по установлению взаимосвязи между теоретическими знаниями, подаваемыми педагогами, с практикой, на которой он должен проявить полученный багаж информации, прививаемой учителями и профессорами, не должна пройти бесследно.
  • Закрепление полученных знаний в сознании обучаемого – вся подаваемая информация должна быть впитана учеником или студентом как губкой для достижения желаемого результата, а именно для применения своих знаний в правильном русле при дальнейшей практике.
  • Организация учебного процесса в максимально удобной для восприятия подаче – данная задача педагогической психологии как науки предполагает, что ученикам школ и студентам вузов намного легче воспринимать информацию, если она подается в интересной форме, на ярких жизненных примерах, ведь, ко всему прочему, при этом развивается ассоциативное мышление.
  • Повышение индивидуальных навыков педагога – получаемые от учителя или преподавателя знания должны быть подтверждены методологической базой, поэтому наблюдение за механизмом его работы должно осуществляться на должном уровне, ведь каждый педагог как квалифицированный специалист должен нести в массы исключительно достоверную информацию.
  • Усовершенствование психологических основ дальнейшей модернизации образовательного процесса – образовательная система должна функционировать на высшем уровне и постоянно совершенствоваться, модернизироваться для того, чтобы формировать действительно образованное, интеллектуально развитое общество.

    Современный уровень образованиия

Читайте также:  Критические периоды развития ребенка презентация

Структура педагогической психологии

Педагогическая психология – это наука о закономерностях развития социума в рамках постоянного наблюдения, анализа, изменений в психике, которые возникают в ходе образовательного процесса. Как объемный сегмент теоретико-практической деятельности, данный вид психологии имеет определенные составляющие в своей структуре:

  • Образовательная деятельность – охватывает сектор педагогической психологии, предусматривающий единство учебной и педагогической деятельности.
  • Учебная деятельность с объектом педагогической психологии в лице обучающегося. Сложно представить себе образовательный процесс без стороны, для которой подается информация (студент, ученик).
  • Психология педагогической деятельности. Не менее сложно представить процесс обучения без подающего знания оратора в лице учителя, педагога.
  • Психология учебно-педагогического взаимодействия – слаженная работа ученика и учителя, студента и преподавателя приводит к объективному обмену информацией между ними.

    Квалифицированный преподаватель

Педагогическая психология в науке. Особенности явления

Связь психологии с педагогической наукой и практикой обоснована необходимостью не только теоретического восприятия учащимся в образовательном процессе, но и возможностью дальнейшего применения приобретенных на уроках навыков и умений в практической деятельности.

Как проявляет себя педагогическая психология в науке? Нужно отметить, что своим существованием данная отрасль предопределяет трансформацию образования в особую социальную функцию, регламентирующую формирование специфического типа деятельности, назначение которого – подготовка подрастающего поколения к жизни на основе квалифицированного приобщения к человеческим культурным ценностям. Иными словами, суть педагогической психологии в науке заключается в том, чтобы доступно донести до обучающихся познавательную информацию в таком виде, чтобы это было действенно и применимо ими впоследствии на практике.

Основы психологии педагогической науки закладывают в сознании нынешней молодежи ту полезную методологическую базу и в таком психологически понятном и качественном виде, что из необразованных и еще не сформированных личностей впоследствии получаются высокоразвитые, интеллектуально подкованные люди.

Педагогическая психология на практике

Если говорить о месте педагогической психологии при практическом применении в жизни, здесь также нельзя не отметить колоссальный вклад в современную педагогику образовательных учреждений. Как это работает? К примеру, преподаватель зашел в аудиторию для прочтения очередного курса лекций. Монотонно написал на доске тему, обозначил аннотацию и приступил к диктовке. Студенты безучастно записали полученную информацию, даже не вникая в написанное. Такая педагогика лишена какого-либо стимулирующего воздействия на то, чтобы учащимся в действительности стал интересен читаемый предмет.

В это время в соседней аудитории проходит намного более занятная лекция. Педагог применяет психологическое воздействие на студентов, задает им вопросы, при этом они сами выдают информацию, которая должна на сегодняшний день быть им донесена. Игра с ассоциативным мышлением, приведение примеров с психологическим подтекстом и необходимостью развивать логику – все это на примере педагогической психологии приводит к тому, что учащимся становится интересен зачитываемый предмет, они и легко и быстро усваивают полученную методологическую базу в очень удобной для них форме подачи.

Так, связь психологии с педагогической наукой на практике позволяет совершенствовать образовательный процесс и выводить его на принципиально новый уровень.

Качественная подача информации

Взаимосвязь психологии с педагогикой

Как видно из вышесказанного, слияние психологии и педагогики в единую науку порождает свои полезные плоды. Внедрение психологического подхода в современную педагогическую подачу информации студентам в общем русле образовательного процесса положительным образом сказывается на том, как усваивается теория учащимися и как она потом применяется ими на практике. Ведь педагогическая психология – это наука о закономерностях становления развития человека в современных условиях обучения и воспитания, и она, как и все другое, требует от педагогов идти в ногу со временем для достижения требуемого результата и донесения до учащихся качественной информации.

Читайте также:  Ребенок 2года 1 месяц развитие

Значение педагогической психологии

Результативность работы педагогической психологии обоснована значением ее сущности. Значимость данной отрасли науки проявляется в ряде аспектов, непосредственно влияющих на нынешнее общество:

  • изучение методики обучения и воспитания, которые кардинальным образом меняют форму подачи теории и максимально повышают эффективность выполнения образовательных задач;
  • положительное влияние на качество предоставления учащимся информации в виде повышения уровня квалификации и улучшения эффективности педагогических мер;
  • улучшение психологических аспектов преподавания, находящее свое отражение в более быстрой адаптации и усвоению предмета учащимися.

Так, нетрудно оценить значимость в современном образовательном процессе педагогической психологи. Эта наука о закономерностях восприятия человеком развивающей его разум информации в условиях обучения и воспитания помогает сегодня смоделировать принципиально новое, интеллектуально высокоразвитое общество.

Качественная подача лекции

Потребность в педагогической психологии

На сегодняшний день педагогическая деятельность обусловлена потребностью в ней нынешнего социума. Почему она так необходима в образовательной системе? Какими конкретно потребностями обоснована необходимость применения педагогической психологии на практике?

  • Биопотребность – основывается на обеспечении индивидуального и видового предопределения человека как существа разумного.
  • Соцпотребность – необходимость в принадлежности к социальной группе и занятии в ней конкретной ниши.
  • Идейная потребность – обоснованность познания мира в целом и поиски своего «я» в системе общественной идеологии.
  • Потребность в овладении знаниями – реализация своих нужд через усвоение общественного опыта.
  • Потребность в познаниях – обусловлена умственной деятельностью.

Как наука, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, педагогическая психология обусловлена массой человеческих потребностей. Применяемые ею методы благотворно влияют на становление человека как личности: наблюдение, устные и письменные опросы, методы анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперименты – все это, несомненно, выводит образовательный процесс на новый уровень. И заслуга повышения эффективности образования в учебных заведениях по праву должна быть отдана педагогической психологии. Последняя в современных реалиях получает все большее значение в сфере воспитания и обучения представителей подрастающего поколения.

Источник

Надежда Прудникова
Психология развития как наука

Предмет психологии развития

В. С. Мухина: «Это наука, изучающая условия, движущие силы онтогенеза психики человека, развития отдельных познавательно-психических процессов, формирования качеств личности».

О. Смирнова: «Это наука, изучающая особенности психической жизни человека, закономерности психического развития от рождения до старости».

Л. Ф. Обухова: «Это наука, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности во взаимосвязи с возрастом».

Сравнительный анализ

Психология развития как наукаНаука изучающая закономерности развития ребенка

Объект психологии развития – психическое развитие человека.

Для современной психологии развития основная дифениция науки находится в стадии преобразования, традиционным считалась интерпретация психического развития КИТРВПФ (культурно-историческая теория развития высших психических функций – Л. С. Выготский).

Для современной науки актуальной стала антропологическая концепция развития В. И. Слабодчикова, который иначе формулирует данную категорию:

КИТРВПФ – процесс количественно-качественных изменений в психики человека, который приводит к появлению психических новообразований.

Антропологическая концепция– многосоставной процесс, который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления, формирования, саморазвития.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

Предмет психологии развития – условия, закономерности, движущие силы психического развития человека с учетом возраста.

Основой категории предмета науки интерпретируется в ней с позиции КИТРВПФ, данный автор обосновал основное понятийное содержание психологии развития как науки, что бесспорным является и сегодня:

Условия психологии развития – совокупность, внутренних и внешних постоянно действующих факторов, которые не являются движущими силами, но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат:

Наука изучающая закономерности развития ребенка

Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, является его причинами, содержит в себе энергетические, побудительные источники развития и всегда направляют его «развития» в нужное русло:

Наука изучающая закономерности развития ребенка

Движущие силы – противоречия.

[i]Закономерности психологии развития [/i]– совокупность общих и частных законов, с помощью которых описывается психика развития человека. Опираясь на данные законы развитием можно управлять:

Наука изучающая закономерности развития ребенка

В современной психологии развития к данной триаде предмета науки добавляют изучение видов изменений в психике развития.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

КИТРВПФ – интерпретация предмета науки:

1.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

2.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

Обучение развитие зона ближайшего развития

Наука изучающая закономерности развития ребенка

3. Закономерности

I. Традиционный подход [/b](КИТРВПФ Л. С. Выготский)

1) Закон гетерохронности (ритм развития не совпадает с ритмом времени, чем младше ребенок, тем выше динамика его развития).

Данный закон важен при проведении педагогических диагностик, т. к. определяет индивидуальные различия в усвоении материала, связанные с возрастной динамикой.

2) Закон сензитивности (чувствительности) – в развитие психики можно выделить гиперчувствительные периоды в развитию разных познавательно-психических процессов:

Наука изучающая закономерности развития ребенка

Данный закон является научной проблемой, т. к. до сих пор не выявлены все сензитивные периоды, влияющие на эффективность обучения.

3) Закон метаморфозы – психика ребенка отличается от психики взрослого, ребенок не маленький взрослый.

4) Закон компенсации – при недоразвитии одних психических функций другие познавательно-психические процессы это компенсируют.

II. Современный взгляд на значимость психологии развития (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова)

1) Творческий характер развития – важным в психике развития является не усвоение опыта, а порождение его.

Читайте также:  Двигательная активность ребенка не стимулирует развитие кровеносной системы

2) Ведущая роль социокультурного контекста в психическом развитии – обучение должно быть обогащено культурными и историческими контекстами.

3) Ведущая роль сензитивных периодов развития – важен учет данных периодов в обучении.

4) Совместная деятельность и общение как движущая сила развития и средство обучения.

5) Ведущая детальность – законы ее смены важнейшее основание периодизации возрастного развития, принцип развивающего обучения.

6) Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей и возможного шага в развитии ребенка.

7) Амплификация детского развития (А. В. Запорожец) – обогощение развития в предметной среде.

В игровой среде должны быть игрушки, детские игры рассчитанные на детей старше по возрасту, чем дети в группе.

8) Непреходящая ценность всех этапов детского развития – каждый этап детства должен быть прожит полноценно (дошкольное детство – не подготовка к школе).

9) Закон взаимосвязи аффекта и интеллекта (С. Г. Якобсон) – три типа учебной мотивации основанные на данном законе: игровая; мотивация общения в условиях помощи взрослому; мотивация личностной заинтересованности.

10) Опосредованная роль знаково-символических структур – в обучении важно использование метода моделирования.

11) Закон интерио и экстериоризации – в обучении детей дошкольного возраста доминирует механизм экстериоризации (внешний внутренний).

12) Неравномерность или гетерохронность психического развития – индивидуальные различия в развитии и обучении, из-за разности времени созревания психических функций.

Цели и задачи

Цель – разработка общеевропейской концепции возрастной периодизации психического развития с однозначными возрастными границами.

Задачи:

1. Обосновывать ведущие закономерности гармоничного психического развития.

2. Разработать психические рекомендации по сопровождению личности в период возрастных кризисов.

3. Опробировать комплекс диагностических процедур по оценке возрастной нормы развития.

4. Типизировать формы психического развития.

Методология

Методология = принципы + способы

Философский уровень

Б < С (биологический фактор имеет меньшее влияние на развитие личности, чем социальный фактор)

Б = С (биологический фактор имеет такое же влияние на развитие личности, как и социальный фактор)

Б > С (биологический фактор преобладает над социальным фактором в развитии личности)

Наука изучающая закономерности развития ребенка

Для советского периода становление психологии развития как развития ключевое являлось Дж. Локка.

Для российской психологии характерен плюрализм мнений на соотношение Б и С в психологии развития.

Наука изучающая закономерности развития ребенкаНаука изучающая закономерности развития ребенка

Теория возрастной периодизации Д. Б. Эльконина как основа проектирования

1935 г. Л. С. Выготский впервые опубликовал статью «К проблеме возраста».

В данной статье получила решение мировая научная проблема психологии развития – поиск научного основания к классификации теорий возрастной периодизации.

Автором обоснованы три группы теорий.

I. Вошли теории, основанные на одном внешнем критерии не связанном с психологией развития. В данную группу входят все зарубежные психологические теории. Например:

1. Теория Рене Заззо

Критерии психологии развития – этапы и специфика обучения.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

2. Теория и периодизация П. П. Блонский

Критерии – период дентеции (смены зубов). Критерии взрослости это появление зуба мудрости.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

II. Один внутренний критерий тесно связанный с психологией развития. В данную группу входят все зарубежные теории возникшие в середине XX в.

1. [b]Психоаналитическая теория возрастной периодизации З. Фрейда[/b]

Критерий – движение энергии Либидо по эрогенным зонам.

Наука изучающая закономерности развития ребенкаНаука изучающая закономерности развития ребенка

2. Когнитивная теория возраста Ж. Пиаже

Критерий – созревание мыслительных операций в формате словесно-логического мышления (синтез, обобщение, сравнение, классификация, конкретизация, анализ, абстрагирование).

Наука изучающая закономерности развития ребенкаНаука изучающая закономерности развития ребенка

3. Теория морального развития Леон КолбергКритерии – специфика становления морального сознания.

Наука изучающая закономерности развития ребенкаНаука изучающая закономерности развития ребенка

III. Критериев несколько, они внешне внутренние тесно связаны с психологией развития. Данный автор (Л. С. Выготский) полагает, что теории отнесенные к 3-й группе наиболее полно раскрывают специфики психологии развития. К данной группе относятся все отечественные теории. Наиболее актуальной в практике образовательной деятельности РФ оказалась теория Д. Б. Эльконина. Например, Д. Б. Эльконин в психологической характеристике возраста задает четыре базовых критерия.

1. [b]Социальная ситуация развития [/b]– совокупность внешних условий определяющих внутренние процессы развития, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответственного возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

2. Ведающая деятельность – деятельность развития который приводит к освоению общественных функций и соответствующих норм поведения.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

В психологии развития применительно к категории ведущей деятельности определяются качественные ее признаки:

Наука изучающая закономерности развития ребенка

3. Психические новообразования – совокупность психических явлений, которые позволяют реализовывать ведущую деятельность.

4. Возрастной кризис – это переломная точка на кривой возрастной развития. В психологии развития выделены признаки возрастного кризиса:

Границы определяющие начало и конец кризиса от смежных периодов крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания.

Трудновоспитуемость в трудный период. Наблюдается строптивость, падение успеваемости, работоспособности, возрастает количество конфликтов с окружающими.

Негативный характер развития. В возрастном кризисе совершается скорее разрушительная, чем созидательная работа. Однако одновременно с отмиранием старого наблюдаются и конструктивные процессы развития – появление психических новообразований.

Наука изучающая закономерности развития ребенка

Источник