Наука изучающая развитие ребенка это

Марусева И.В.(доктор пед.наук,канд.физ-мат.наук),

Санкт-Петербург.

Педагогическая наука,ее отрасли,категории,принципы и закономерности обучения.

Ключевые слова:педагогика и отрасли, категории, закономерности,задачи и принципы .

«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу…. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться».

Д.С.Лихачёв

В данной статье мы рассмотрим следующие два вопроса:

1. Педагогические принципы, закономерности и задачи.

Педагогическая наука и практика как единая система

2. Научные отрасли педагогики и ее

категориальный аппарат

Приступим к рассмотрению первого из вышеназванных пунктов.

1. Педагогические принципы, закономерности и задачи.

Педагогическая наука и практика как единая система

Рассмотрим педагогические принципы, закономерности и задачи педагогики как науки.

В логическом смысле принцип – это центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, к которой оно относится. Другой смысл слова – принцип действия, под которым подразумевается, например, этическая норма. Именно второй смысл подходит для педагогики, и вот почему. Это наука изучает деятельность и должна давать нормативные задания, предписывать, как следует эту деятельность строить, осуществлять и совершенствовать.

Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное задание, которое педагогика получает, когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию.

В них содержатся указания – как надо действовать, дабы добиться необходимых результатов.

В отличии от закономерностей, принципы имеют субъективную сторону в том смысле, что осуществление принципа не обязательно для педагога. Он может, например, не реализовывать принцип наглядности (применение в обучении средств наглядности), а сделать обучение чисто вербальным, как это было до Коменского. От этого процесс обучения не исчезнет, хотя, скорее всего, он станет менее эффективным.

В принципах содержится знание о том, что не существует ( в отличии от закономерностей) без наших усилий. Например, принцип единства обучения и воспитания не устанавливается автоматически, а нужна специальная работа педагогов-теоретиков, составителей учебных материалов, учителей, чтобы сделать обучение воспитывающим.

Конкретные принципы обучения и воспитания вы встретите ниже, в процессе повествования – в последующих разделах книги. Остановимся сейчас лишь на принципах, относящихся к образованию в целом.

Главный принцип образования – его гуманистическая ориентация.

Он предполагает направленность обоюдодоброжелательного образовательного процесса на возможно полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, соединение бытия индивидуального человека с культурой.

Важнейшей частью гуманизации образования является гуманитаризация, которая предполагает:

1) наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве, человечности;

2) особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании;

3) при реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.п.).

Ее можно решить путем выделения в каждом предмете одних и тех же частей общечеловеческой культуры.

Преподавание любого учебного предмета в соответствии с этим принципом будет направлено на формирование:

– творческих способностей учащихся;

– их эмоциональной сферы;

– гуманистических отношений.

Принцип гуманизации образования является главным и системообразующим.

Другой общий принцип – принцип информатизации образования.

Переворот в информационной сфере можно считать третьим в истории великим информационным переворотом после изобретения письменности и книгопечатания. Истоки потребности в информатизации лежат в невиданном ранее противоречии между информационными возможностями людей, ограниченными физическими рамками, и энергетическими возможностями производства, ставшим, по сути, безграничными в силу использования машинной техники. Именно оно и решается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний.

Цель образования и представление о нем как процессе, в котором соединяются воспитание и обучение, обуславливают принцип целостности образовательного процесса.

В этом принципе находит выражение необходимость целенаправленных усилий, устремленных на объединение воспитания и обучения. Поэтому целостность не попала в число педагогических закономерностей. Реализуя этот принцип, мы формируем единство знаний и умений, сознания и поведения. Еще один важнейший принцип – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Общие принципы воспитания по мере приближения к практике выстраиваются в определенной методической системе, представляющей собой нормативное отображение определенного участка педагогической действительности, например, преподавания истории, информатики и т.д. В этой системе расположены знания разной степени общности – от общих принципов воспитания и обучения до конкретных приемов обучения (частных методик) какому-либо предмету или воспитания.

Методическая система конкретизируется в п р о е к т е этой деятельности: в образовательных стандартах, программах, учебниках и т.д. Они проверяются на практике – в ходе опытной работы, являются частью и средством д е я т е л ь н о с т и учителя и ученика. Это конечный результат научной работы и одновременно – начальный пункт практической работы педагогов.(см.рис.1)

Рис.1. Педагогическая наука и практика как единая система ( по материалам кн. «Педагогика» под ред. П.Н.Пидкасистого, М.,2002г.).

Знание педагогической теории дает исследователю возможность целенаправленно наблюдать действительность, а знание уже сформированных принципов позволяет более глубоко раскрыть закономерность.

В педагогике выявлен и сформирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Другой общий закон – это социальная сущность образования.

Специфическим и закономерным для сферы образования отношением является взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, без которого нет самого этого процесса, а также единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

Еще несколько педагогических закономерностей:

Читайте также:  Центр развития ребенка в воронеже железнодорожном районе

– эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п. условий, в которых он протекает;

– средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;

– прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичное организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного ранее содержания;

– обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами, деятельность и готовность учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены.

Закономерность – наиболее общая форма воплощающая теоретического знания. Она свидетельствует о наличии закона. Закономерный значит, осуществляющийся на основе закона.

Задачи педагогической науки – задачи познавательные. На первом листе среди них стоит задача объективных закономерностей образовательного процесса, о которых мы говорили выше. Не надо смешивать в педагогике решение научных и практических задач.

Практическая работа нацелена на конкретные результаты деятельности обучения и воспитания людей, а научная – на получение знаний о том, как объективно протекает эта деятельность, и что нужно делать, чтобы она стала более эффективной, в возможно большей степени соответствующей поставленным целям.

Еще одна задача педагогики – обоснование современных педагогических систем. В этом деле научно-теоретическая функция педагогики является приоритетной и системообразующей по отношению к конструктивно-технической.

Еще одной задачей педагогической науки является разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием.

Еще одна задача- саморефлексия, или осознание педагогической наукой самой себя: способов получения объективного знания о педагогической деятельности (о характеристиках, логике, условиях повышения качества педагогического исследования), о структуре науки, ее связи с практикой, собственном понятийном составе и т.п. Выполнение этой задачи предполагает развитие исследований в области м е т о д о л о г и и педагогики.

Сфера влияния педагогической науки, особенно ее теоретической части, не ограничивается применением к деятельности учителя, разрабатывается общая стратегия реформирования образования, создаются проекты образовательных процессов, готовятся образовательные стандарты и т.п. Задача науки – обоснование всех этих материалов и соответствующих действий в их целостности.

Педагогическая деятельность предполагает четыре вида ее вида:

– практическая;

– научная;

– административная;

– передача результатов науки практику.

Объектом педагогической деятельности является человек, которого мы обучаем и воспитываем. В то же время он, конечно, и субъект, значит тоже действующая сторона (ученик существенно воздействует на педагога, согласно популярной сейчас «субъектно-субъектной» педагогической парадигме в противовес традиционной «субъектно-объектной»).

Вряд ли следует долго доказывать простую истину, что взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения вовсе не имеет в виду равноценность их разнонаправленных отношений. При хорошо поставленном педагогическом руководстве ребенок не ощущает, что им кто-то руководит.

Хороший педагог делает нити руководства невидимыми неощутимыми, но они непременно существуют (см. рис.2.)

Иногда неверно отождествляют объект педагогического исследования с объектом педагогического воздействия, то есть с ребенком, его психикой. При этом допускается смещение объектов и предметов двух наук – педагогики и психологии. Наука психология изучает то, что для педагогики служит объектом практики. Объект дидактического исследования – деятельность преподавания, а ученик выступает как объект преподавания и субъект учения. О и объект и субъект одновременно.

Рис.2. Субъектно-объектные отношения в обучении и в науке.

Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с понятием системности и комплексности. Система – множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями (Кузьмин В.П., 1986). Элементы системы обучения: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации педагога и учащегося, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся .

2. Научные отрасли педагогики и ее

категориальный аппарат

Классификация педагогических дисциплин может быть проведена по разным основаниям.

По главным видам образовательной деятельности – воспитанию и обучению – выделяют, соответственно, теорию воспитания и теорию обучения (дидактику).

В систему педагогических наук входят различные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам (методики преподавания физики, химии, языка, биологии и т.д.). В этих методиках содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учашегося. Исследователи частных методик при том обогащают общую теорию – дидактику. Дидактика же обеспечивает методикам научное единство в подходе к учащимся в выборе содержания, путей и средств учебной работы.

Общими разделами педагогики, объектами которых является теория и практика образования в целом, являются – сравнительная педагогика и история педагогики. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития педагогических систем в различных странах. Поиск общего и особого в различных системах помогает давать научные толкования традициям, системам, обогащать педагогическую культуру за счет международного опыта.

История педагогики – наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом.

Методология педагогики – специальная область знаний – знаний о самой педагогике, о ее статусе, понятийном аппарате, способах получения достоверного научного знания. Выделение собственного предмета исследований, ее серьезное развитие в последние годы, дают основание признать за методологией педагогики статус педагогической научной дисциплины.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Она включает в себя: дидактику дошкольного образования, теорию и практику профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию, международные стандарты дошкольного развития ребенка.

Педагогика школы – наука, объединяющая тысячелетний опыт человечества по руководству развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом изучения которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика высшей школы – педагогическая наука, развитие которой обусловлено во многом тем, что будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики и т.п., которые сами являются авторами научных теорий, концепций, школ, технологий. Многие дидактические вузовские разработки являются источниками инноваций, обновления школьного учебного процесса.

Читайте также:  Саров центр развития ребенка

Производственная педагогика – изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышения их квалификации и т.д.

Военная педагогика – вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Социальная педагогика – содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. (Например, в многопрофильных образовательно-воспитательных учреждениях, клубах, станциях юных техников).

Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) – занимается вопросами и проблемами перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика (а вместе это – «коррекционная педагогика») – теоретические основы, принципы, формы и средства воспитания и образования детей с аномалиями в развитии (зрения, слуха, мышления).

Теперь остановимся на категориальном аппарате педагогики.

Широко используется в педагогике такие философские категории: «социализация», «сущность», «явление», «общее», «единичное», «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.

К собственным понятиям педагогики относятся: «педагогика воспитания», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», « учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Л и т е р а т у р а

1.Марусева И.В. Современная педагогика ( с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов.М.-Берлин,Изд-во Директ-Медиа,2016- 625 с.

2.Марусева И.В. ,Коваленко М.И. Педагогика.Из-во ЗНАНИЕ, Санкт-Петербург,2009 г.-225 с.

Источник

Знание основ детской психологии поможет правильно воспитать родителям своего отпрыска, чтобы он сформировался как полноценная личность и смог реализовать себя в будущем. Они несут ответственность за то, кем вырастет их малыш и именно родители должны уметь правильно организовать воспитательный процесс. Детская психология — это наука, изучающая психическое развитие детей от рождения до окончания подросткового периода, под воздействием биологических и социально-экологических факторов.

Что изучает детская психология?

Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.

По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

  • не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
  • нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
  • не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
  • мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
  • следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам навыки

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.

Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания

Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:

  • принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать — взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
  • пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
  • наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
  • угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным «буке»;
  • критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
  • игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.

Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.

Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?

Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.

С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:

  • не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
  • за хороший поступок не хвалить более одного раза;
  • не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
  • не хвалить, стараясь завоевать расположение.

Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.

Обучение детей с точки зрения детской психологии

Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:

  • физическая готовность к обучению;
  • интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
  • психологическая готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.

Взаимодействие между детьми

Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.

Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.

Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.

Источник