Научные исследования развития внутриутробного развития ребенка
С точки зрения поведения между новорожденным и 32-недельным плодом есть небольшая разница. Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах». В обсуждениях абортов об этом никогда не говорится.
Сцена, которая всегда будет вызывать мурашки по телу: малыш, всего несколько секунд от роду, все еще влажный от выделений из матки, берется на руки уставшими, но счастливыми родителями. Они с восхищением наблюдают тем, как их ребенок напрягается и корчится, кривит рот, издавая звуки, и открывает глаза. Для каждого, кто наблюдает эту трогательную сцену, становится очевидным: появление на свет – это точка отсчета всего, начало начал.
«Но это не так,» – заявляет Джанет ДиПетро, психолог из Университета Джонс Хопкинс – «Рождение – это большое событие, но это обычный факт в развитии. Ничего интересного с точки зрения неврологии не происходит».
Применяя сложнейшее высокочувствительное оборудование, ДиПетро и другие ученые наблюдают сегодня за тем, как плод развивается в утробе матери. На 32 неделе беременности – за два месяца до того, как ребенок будет готов к появлению на свет «в срок», – плод ведет себя практически как новорожденный. И это продолжается все следующие 12 недель.
Опровергая ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают:
К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать.
Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз).
Плод пробует пищу матери, впервые улавливая предпочтения в еде, присущие культуре, еще в утробе.
Среди прочих умственных умений, плод может отличить голос матери от голоса незнакомого человека, а также реагировать на знакомую сказку, прочитанную ему.
Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает.
Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Фактически сенсорная стимуляция плода может привести к аномальной адаптации в дальнейшем.
Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.
К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть.
Восприимчивость плода
Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.
Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», – таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смерти новорожденного. «Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно ли действует твоя нервная система?» – говорит Файлер.
Движения плода
Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».
Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.
Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, – предполагает ДиПетро.
Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», – говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».
Вкусовые ощущения плода
Причины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую.
«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», – отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.
Слуховые ощущения плода
Неясно, ощущает эмбрион вкус или нет, но то, что он слышит, не вызывает сомнений. Появившийся на свет недоношенный ребенок (24-25 недель) реагирует на звуки вокруг него, – говорит Альс, – то есть его слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.
Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире, – сообщает ДиПьетро. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и успокаивается, слыша их.
Зрительные ощущения плода
Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины, так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн”.
Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда.
Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, – говорит Альс, – форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга.
Познавательная деятельность плода
Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.
Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, – а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.
Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, – они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.
Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.
Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, – отмечает Файфер, – но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.
Личность плода
Не секрет, что дети рождаются с определенными отличительными особенностями поведения, которые определяют их темперамент. Но каким образом и на какой стадии внутриутробного развития закладываются особенности поведения плода – является предметом глубоких исследований.
Первое официальное исследование темперамента плода было проведено Ди Пьетро и его коллегами в 1996 году. Они фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз, начиная с 31-й недели и до рождения, а затем сравнили с аналогичными данными после рождения (с эксперименте были исследованы более 100 детей). В результате было обнаружено следующее: дети, которые были активны еще в утробе матери были более возбудимы после рождения. Те же, которые имели нерегулярный режим сна и бодрствования внутри утробы матери, спали меньше и хуже и после рождения.
«Поведение не начинается с рождения, – говорит Ди Пьетро, – оно начинает складываться задолго до этого и развивается по определенным законам». Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие, являются окружающие плод условия жизни. По словам Альс из Гарварда, плод получает огромное количество гормонов от матери, поэтому на его хронобиологические ритмы влияют циклы сна и бодрствования матери, ее порядок приема пищи, ее движения.
Гормоны, вырабатываемые матерью под действием стресса, также могут иметь важное значение. Ди Пьетро обнаружил, что чем больше подвержена стрессу будущая мать, тем более активен плод, и тем более восприимчив к раздражителям ребенок. «Наибольшее количество стресса испытывает в период беременности работающая женщина,» – говорит Ди Пьетро, – «В наши дни женщины работают практически до самого дня родов, несмотря на то, что возможные последствия еще не изучены до конца. Так принято в нашей культуре, но я считаю это неразумным».
Альс соглашается с тем, что работа может стать огромным стрессом, но подчеркивает, что гормоны в период беременности помогают блокировать стресс и у матери, и у плода. Индивидуальные реакции на стресс тоже имеют значение. «Беременная женщина, которая решила работать, отличается от женщины, которая решила не работать», – объясняет она.
Она также отличается и от женщины, которая вынуждена работать. Исследования Ди Пьетро показали, что плод малообеспеченной женщины отличается нейроповеденчески – он менее активен, с более слабым сердцебиением, чем плод женщины среднего класса. “Кроме того, малообеспеченная женщина подвержена большему стрессу во время работы, чем женщина среднего класса”, – отмечает она. Ди Пьетро предполагает, что несбалансированное питание и проблемы окружающей среды также могут серьезно повлиять на развитие плода у малообеспеченных женщин.
Все стрессы, диеты и токсины, вместе взятые, могут оказать вредное воздействие на умственное развитие. Современные исследования, проведенные биостатистиком, кандидатом наук Берни Дэвлином, в университете Питтсбурга, показали, что гены, возможно, влияют на коэффициент умственного развития гораздо меньше, чем считалось ранее, а также то, что внутриутробные условия развития плода могут оказать существенно большее влияние. «Наши старые представления об условиях, влияющих на плод до его рождения, и о кормлении после рождения требуют пересмотра», – настаивает Ди Пьетро, – «Антенатальные условия развития также определяются матерью».
Будущие родители, которые хотят помочь еще не родившемуся ребенку психически развиваться, должны начать с понимания того, что в антенатальный период развития плод должен быть обеспечен нормальным питанием, не подвергаться стрессу и изолирован от наркотиков. Разные авторы и «специалисты» также советуют регулярно поглаживать живот, беседовать с ним через сложенную трубкой бумагу – «беременный телефон», напевать классические мелодии, и даже светить на живот.
Возникает вопрос, имеет ли какой-то эффект такая стимуляция? Но главное, является ли она безопасной? Те, кто пользуется такими методами, верят, что их дети становятся умнее, общительнее, рождаются с музыкальными способностями, физически более развитыми и социально более адаптированными по сравнению с другими детьми. Ученые, тем не менее, настроены скептически.
«Нет ни одной защищенной научной работы в мире, которая подтвердила бы какой-либо длительный эффект подобной стимуляции», – заявляет Файлер, – «Поскольку никто не может четко сказать, когда плод бодрствует, то поглаживание живота или разговоры через спикер могут нарушить естественный сон. Никто не считает, что такие поглаживания или ощупывания, а также прикладывания различных устройств для говорения к уху необходимы новорожденному младенцу в кроватке, так зачем они нужны плоду?»
Альс подчеркивает еще больше: “Я уверена, что прикосновения, тряски и другая специальная стимуляция плода может изменить ход его развития, и еще все, что влияет на развитие мозга, имеет свою цену.»
Нежные разговоры с плодом, тем не менее, считаются малоопасными. Файфер считает, такой вид взаимодействия с плодом может помочь как родителям, так и плоду. «Думая о Вашем плоде, разговаривая с ним, предлагая вашему супругу пообщаться с ним, Вы помогаете себе подготовиться к появлению нового создания, которое войдет в Вашу жизнь и перевернет ее с ног на голову, – говорит он, – и в конце концов перестанет быть чем-то грандиозным.
Джанет Л. Хопсон
“Современная психология”, октябрь 1998 года
*
Благодарим Татьяну Кампс за перевод статьи
Источник
Внутриутробное развитие
Таблица 1.1. Срок беременности и родов
Показатель | Характеристика | |
Отсчет срока беременности | 1-й день последней менструации | |
Продолжительность нормальной беременности | 280 дней (10 лунных месяцев), 38-40 нед, 9 мес | |
Триместр | I | 1-12 нед беременности |
II | 13-28 нед беременности | |
III | 29-42 нед беременности | |
Продолжительность декретного отпуска | 140 дней – при одноплодной беременности, нормальном ее течении 156 дней – при многоплодной беременности, сложных родах |
Рис. 1.1. Периоды внутриутробного развития
Гестационный возраст (от лат. geio – ношение) – возраст эмбриона и плода с момента оплодотворения; соответствует сроку беременности. По правилам, принятым ВОЗ и в России, ребенком считают каждый продукт зачатия, который родился с массой тела 500 г и выше примерно на 20-22-й неделе беременности.
Плод как личность: доказано, что пренейт (нерожденный ребенок) еще до рождения обладает всеми уровнями личности, присущими человеку. Нерожденные дети – не простые существа, а сложные изначально создания с неожиданно мощным интеллектом.
Таблица 1.2. Эмбриогенез (преэмбриональный период) и патология
Период | Длительность | Характеристика | Патология |
Терминальный, или собственно зародышевый | 1 нед | От момента оплодотворения яйцеклетки до имплантации в матку | Гаметопатии – патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения, приводящие к прерыванию беременности, врожденным порокам развития (ВПР), наследственным заболеваниям |
Период имплантации | 40 ч, около 2 сут | Имплантация бластоцита в слизистую оболочку матки | Властопатии – повреждения зиготы, приводящие к гибели зародыша, внематочной беременности, тяжелым ВПР, несовместимых с выживанием зародыша вследствие хромосомных аберраций или мутантных генов |
Эмбриональный | 5-6 нед | Закладка и органогенез внутренних органов | Эмбриопатии – повреждения зародыша от 15-го дня после оплодотворения до формирования плаценты – 75-й день. Возникают наиболее грубые анатомические и диспластические ВПР, прерывание беременности |
Эмбриофетальный | 2 нед | Формирование плаценты; окончание формирования внутренних органов, кроме центральной нервной системы (ЦНС) и эндокринной системы |
Рис. 1.2. Определение роста и массы тела плода
Таблица 1.3. Развитие плода (фетальный период) и патология
Подпериод | Длительность | Характеристика | Патология |
Ранний фетальный | От начала 9-й недели до конца 28-й недели | Рост и тканевая дифференцировка органов плода | Фетопатии: задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР), ВПР, сохранение первоначального расположения органов, но их недоразвитие, врожденная патология, преждевременные роды, асфиксия. Ранние фетопатии: задержка роста и дифференцировки органов (гипоплазия) или нарушение дифференцировки тканей (дисплазия) |
Поздний фетальный | После 28-й недели до начала родов | До отхождения околоплодных вод | Неинфекционные и инфекционные поздние фетопатии: при инфицировании – заболевания, характерные для данного возбудителя, нарушения процессов депонирования компонентов питания, нарушения зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от гипоксии и травм, отсутствие созревания сурфактанта – синдром дыхательных расстройств и т.д. |
Таблица 1.4. Влияние некоторых нарушений пищевого статуса беременных на развитие плода и ребенка
Нарушение питания | Нарушение развития плода и ребенка |
Дефицит белка и энергии | ЗВУР |
Задержка развития головного мозга | |
Дефицит, нарушение соотношения ω-6 и ω-3 полиненасыщенных жирных кислот | Нарушения развития головного мозга, нейросетчатки |
Дефицит фолиевой кислоты (особенно в сочетании с дефицитом витаминов С, В6, В12) | Дефекты развития нервной трубки: анэнцефалия, мозговая грыжа, spina bifida |
Дефицит и избыток витамина А | Врожденные уродства |
Дефицит цинка | Врожденные уродства, в том числе дефекты развития нервной трубки |
Дефицит йода | Нарушения нервно-психического развития |
Рис. 1.3. Некоторые методики, используемые для антенатальной диагностики
Рис. 1.4. Критические периоды пренатального развития
Таблица 1.5. Сроки выявления внутриутробных пороков развития плода на ультразвуковом исследовании*
Обследование | Цель обследования |
I этап – 10-14 нед | Установление срока беременности. Установление характера течения беременности. Оценка толщины воротникового пространства, состояния хориона. Формирование групп риска по хромосомной патологии и некоторым ВПР у плода |
II этап – 20-24 нед | Допплеровское исследование маточно-плацентарного кровотока. Детальная оценка анатомии плода для выявления ВПР, маркеров хромосомной патологии, ранних форм задержки развития, патологии плаценты, аномального количества околоплодных вод. Формирование групп риска по развитию гестоза, задержке развития плода и плацентарной недостаточности |
III этап – 32-34 нед | Оценка темпов роста плода, выявление ВПР с поздними проявлениями. Оценка развития плода |
* Приложение № 5 к приказу Минздрава России № 457 от 28 декабря 2000 г.
Таблица 1.6. Врожденные и наследственные заболевания, выявляемые неонатальным скринингом*
Заболевание | Характеристика |
Фенилкетонурия | На 1-м году жизни судорожный синдром и развитие олигофрении, в результате гомозиготности ребенка с локализацией на хромосоме, превращающей фенилаланин в тирозин |
Врожденный гипотиреоз | Умственная отсталость, связанная с гипоплазией, дистопией или аплазией вилочковой железы; в эндемичных по дефициту йода регионах из-за йодной недостаточности у беременной |
Адреногенитальный синдром | Целый ряд клинико-биохимических вариантов врожденной гиперплазии (дисфункции) коры надпочечников. При рождении симптомы у мальчиков могут отсутствовать, у некоторых возможен «синдром потери соли». У новорожденных девочек – признаки ложного гермафродитизма, что вызывает затруднения при определении половой принадлежности ребенка |
Муковисцидоз | Кистозный фиброз поджелудочной железы, у новорожденного – мекониальный илеус, в грудном и раннем возрасте – повторные, рецидивирующие пневмонии, переходящие в хроническую пневмонию, синдром нарушенного кишечного всасывания и гипотрофию |
Галактоземия | При генетическом отсутствии способности расщеплять галактозу, содержащую в молоке; на 1-й неделе жизни новорожденного: желтуха и гипогликемия; судороги, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и кожи, далее – поражение глаз (катаракта), цирроз печени и олигофрения |
* Приказ Минздрава России № 185 от 22 марта 2006 г.
Рис. 1.5. Трехступенчатый скрининг слуха с дифференциальной диагностикой и соответствующим лечением при снижении слуха <20 дБ (слуховой аппарат, кохлеарный имплантат и т.д.)
* Данные в соответствии со скрининговой программой, принятой в Баварии.
** Первый скрининг слуха проводится методом BERA при цитомегаловирусной инфекции и после проведения заменного переливания крови вследствие гипербилирубинемии. С 1996 г. приказом Минздрава и Медпрома России № 108 проводится скрининг слуховых нарушений у детей.
Источник