Научное общество в развитии ребенка
Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми
Петрачковой Татьяны Григорьевны,
учитель английского языка
МБОУ «Лицей № 17»
г. Славгорода
vip621@yandex.ru
Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы. Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей.
Работа с одарёнными детьми в МБОУ «Лицей «17» г. Славгорода ведётся по авторской подпрограмме «Одарённые дети» которая является частью Комплексно – целевой программы развития образования учреждения. В декабре 2012 года завершилась реализация подпрограммы, рассчитанной на работу с одарёнными детьми лицея на период с 2008 по 2012 учебные годы. На педагогическом совете лицея утверждена новая подпрограмма на период 2013-2017 учебные годы. Целью подпрограммы является формирование системы работы с лицеистами через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования. Учащиеся объединены в научное общество «Поиск». Научное общество имеет Положение о лицейском научном обществе и Устав научного общества учащихся МБОУ «Лицей №17». Работа планируется на текущий учебный год. Членам общества вручаются удостоверения, свидетельствующие о принадлежности учащихся к сообществу исследователей. Научное общество имеет свою историю. НОУ занесено во Общероссийский реестр научных объединений при Общественной Малой Академии Наук «Интеллект будущего в 2010 году по итогам всероссийского конкурса научных объединений, г.Обнинск Об этом свидетельствует сертификат с регистрационным номером П-2010/48.
Работа в НОУ ведётся по 5 предметным направлениям: секция гуманитарных наук (русский язык и литература, история, обществознание, иностранные языки, искусство), секция точных наук (математика, информатика, физика, астрономия), секция естественных наук (химия, биология, краеведение, география, медицина), секция общих наук (социология, психология) и секция начальных классов. Научным обществом решаются следующие задачи:
- готовить членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать познавательную активность и творческие способности;
- знакомить с методами и приемами научного поиска;
- учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу.
Содержанием работы с одарёнными детьми является:
- разработка проектов исследований;
- удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
- проведение научно-практических конференций в лицее;
- заседания совета научного общества лицея;
- встречи с учеными, сотрудниками архивов, музеев;
- представление исследовательских работ на городском, краевом, всероссийском уровне и международном уровне;
- создание банка данных об исследовательских работах членов НОУ, размещение информации по исследовательской работе на сайте лицея, в сети Интернет, в СМИ.
НОУ «Поиск» осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом лицея. Практически каждый педагог занимается исследовательской деятельностью с учащимися и имеет удостоверение научного руководителя по программе «Будущее Алтая». Сотрудничество с высшими учебными заведениями (АГТУ, АГУ, г.Барнаул) помогает руководителям в работе с одарёнными детьми. Учащиеся информационно-технологического класса занимаются в Педагогическом университете при ТУСУР г.Томск.
Организован и проводится по плану курс юного исследователя, где учащиеся получают первые навыки исследовательской работы. Целью программы курса является знакомство учащихся с основными приёмами научно – исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения научного исследования; способствовать развитию мировоззренческого потенциала. Рабочая программа обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий на практических работах. Особенностью данной программы является то, что состав разновозрастной. Предполагается объединение детей разного возраста (5 – 11 класс), но с одним общим качеством – интерес к научным исследованиям. Программа курса составлена с учётом принципов системности, научности, доступности. На занятия отводится 34 часа (1 час в неделю). Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, растёт качество и актуальность исследовательских работ, количество и качество использования информационных технологий. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях. При выполнении научного исследования по данной программе ученик обучается работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.
Большая часть работы отводится индивидуальным занятиям и консультациям, когда исследователем под руководством научного руководителя составляется программа действий, многократно обсуждаются и прорабатываются все её пункты. Исследователи лицея ежегодно участвуют в работе установочных сессий по программе «Будущее Алтая».
Значительно расширилась география и результативность участия в конкурсных мероприятиях в форме предметных турниров, олимпиад, чемпионатов, игровых конкурсов от городского уровня до международного. Непременное условие работы с одаренными детьми – активное участие в олимпиадном движении. На протяжении нескольких лет учащиеся лицея становятся победителями и призерами заочных Всероссийских олимпиад школьников. В 2012-2013 учебном году Никитин Кирилл, ученик 6 класса, стал победителем чемпионата по информатике на Российском уровне и был награждён медалью победителя. Медали (1 серебряную и 2 бронзовых) получили ученики 9 касса Мельниченко Артём, Круподёрова Инна и Кононенко Семён за победу во всероссийском чемпионате по английскому языку. Возросло количество победителей и призёров на краевом уровне по информатике, русскому языку, английскому языку, обществознанию, истории, математике в среднем и старшем звене. Отличные результаты показали в заочных предметных олимпиадах учащиеся начальных классов.
Третий год НОУ лицея принимает участие во всероссийской акции «VIVAT, Наука!». Она является завершающим этапом месячника Науки, который проходит в лицее ежегодно. В его программе предметные недели, конкурсные мероприятия, брейн-ринги, лицейские конференции по возрастным категориям. Отчёт отправляется в город Обнинск – центр программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Информационно-творческий коллективный проект юных исследователей «Мировые достижения науки» опубликован на сайте МАН «Интеллект будущего», г.Обнинск.
Сотрудничество с Малой Академией наук даёт неограниченные возможности учащимся проявить себя и развить свои творческие способности: научно-исследовательские конференции, проектная деятельность, конкурсные мероприятия, олимпиады развивают критическое мышление, способность к анализу.
В этом учебном 2012-2013 году исследователи лицея впервые имели опыт участие в межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ (КИПР, г.Киров) в режиме on-line. От НОУ лицея было опубликовано 13 работ. Все работы имеют сертификат о публикации и 8 их них отмечены дипломом победителя. Учащиеся имели возможность не только представить свои работы, но и получить оценку за своё исследование от оппонентов, задать вопросы по работам, которые были опубликованы на сайте КИПР.
Следствием работы с одарёнными детьми являются достижения учащихся по разным направлениям. Высоких результатов ежегодно добиваются учащиеся лицея на всероссийском уровне в конкурсе научно-исследовательских работ «Шаги в науку» и «Юность. Наука. Культура» по программе МАН «Интеллект будущего»; «Земляне»,г.Астрахань, «Человек на земле», г.Москва. В копилке лицея имеется четыре медали Э.Галуа за победы в научно-исследовательских проектах «Первые шаги».
Учебное заведение является активным участником Всероссийского креативного конкурса «Познание и творчество». МБОУ «Лицей №17» занесён в список лучших учебных заведений, работающих по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Педагоги имеют опыт и хорошие результаты в организации конкурсных мероприятий в этом направлении.
Отмечается высокая результативность участия исследователей в конкурсных мероприятиях: 10-12 учащихся ежегодно заносятся в Книгу «Ими гордится Россия» по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Впервые в лицее в 2012-2013 учебном году Коновалова Анастасия, ученица 10 класса, стала победителем международного заочного конкурса исследовательских работ «Общественные науки». Её работа опубликована в сборнике научно-исследовательских работ «Проба пера». Корнейчук Татьяна, ученица 9 класса, получила диплом I степени на III межрегиональной научно-практической конференции учащихся и студентов «Первые шаги в науку – 2013» с международным участием. В апреле 2013 года три ученицы стали победителями в очной всероссийской научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура.» в г.Новосибирске, организованной Малой Академией Наук по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Это Поликарпова Ксения, Функ Лилия (10 класс), Шульгина Дарья (11 класс). Щетинин Евгений получил Президентскую премию в размере 30 тысяч, став участником очной конференции научно-исследовательских работ в г.Обнинске. В 2011 году Дмитрий Фоменко, дипломант III степени XVII Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (МГТУ им.Баумана, г.Москва) был приглашён в США для участия в Международной выставке Intel ISEF.
Ежегодно выпускники, поступая в ВУЗы, используют наработанный материал, обучаясь по курсу, связанному с исследованиями в лицее. Они получают автоматические зачеты, применяя знания, умения, навыки, которые приобретают при работе над определёнными темами.
Для ребёнка важно, чтобы его работа была оценена и замечена. Заключительным этапом работы НОУ каждый год является торжественное заседание научного общества, где подводятся итоги работы за год, и происходит награждение победителей, на котором присутствуют и родители. В мае 2013 года по окончании сезона всех конкурсных мероприятий победители всероссийского и международного конкурсов «Медвежонок – языкознание для всех» и «Британский Бульдог» были приглашены на церемонию награждения за победу в конкурсах в г.Барнаул, где побывали дети и родители учащихся.
Результаты работы НОУ «Поиск» регулярно выставляются на сайте лицея и освещаются в местном СМИ, в сети Интернет. Лучшие исследовательские работы пополняют банк достижений НОУ лицея.
Источник
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Поддержка талантливой молодежи является одним из приоритетных направлений образовательной инициативы «Наша новая школа»[1]. Поэтому задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть, развить способности ребенка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Развитие разносторонней одаренности учащихся – это приоритетное направление деятельности нашей гимназии.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, представляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Для этой цели в гимназии в рамках дополнительного образования создано и существует научное общество учащихся – НОУ “Импульс”, руководителем которого я являюсь [2]. Главная задача научного общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ “Импульс”. Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. В программе работы НОУ включены занятия компьютерной грамотности, ораторского искусства и культуры выступления, дети знакомятся с правилами пользования библиографическими источниками, а также программой «Антиплагиат», проводят эксперименты в химической лаборатории, используя современное электронное оборудование. Обучающиеся в НОУ учатся самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, осознавать свою ответственность за достоверность полученных данных, что очень важно на современном этапе, так как основы учебно-исследовательской и проектной деятельности являются одним из направлений ФГОС второго поколения. Члены научного общества демонстрируют результаты обучения, выполняя научные проекты и участвуя в олимпиадах регионального и межрегионального уровней «Турнир Ломоносова», «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», факультета биоинженерии и биоинформатики» при МГУ им Ломоносова, школы «Интеллектуал».
На протяжении нескольких лет проектные работы учащихся получают высокую оценку экспертов муниципального, регионального и межрегионального уровня. На таких конференциях, как «Творчество юных», региональном конкурсе «Природа встречает друзей», межрегиональном конкурсе исследовательских работ учащихся им. Вернадского, межрегиональной конференции исследовательских и практических работ «ИПИМО», «Шаг в будущее», где дети являются призерами и победителями. Традиционно, юные исследователи участвуют в проведении ежегодной школьной научно – практической конференции «Мы – будущее XXI века» и демонстрирует успехи научно – исследовательской деятельности в области химии, биологии, физики, филологии. С 2007 года ежегодный «День школьного самоуправления» – уроки химии и биологии ведут ученики старших классов – члены НОУ «Импульс», которые также осуществляют контроль за работой учащихся среднего звена в Международном проекте «Глобаллаб».
Результаты участия детей фиксируются в электронном банке данных «Одаренные дети» в программе Microsoft Offiсe Excel 2007, созданным НОУ «Импульс» под моим руководством. Банк данных хранит информацию с 2008 года, позволяет корректировать личные достижения учащихся и развивать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Среди членов научного общества только в этом 2011 -2012 учебном году 16 человек стали лауреатами муниципального форума «Одаренные дети».
Учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Однако, практическая реальность определяет то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей [3]. Наша задача, задача НОУ, раскрыть альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса, поскольку природная одаренность есть в каждом ребенке.
1.mon.gov.ru›files/materials/8332/11.03.18-nnsh.pdf ДОКЛАД Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.
2. http:/klin15.ucoz.ru
- Административное управление образовательным учреждением. СД «Учитель» 2007.
Источник
УТВЕРЖДЕНА
ПРИКАЗОМ МАДОУ № 31
от «___»_______ 2015 года №______
Заведующий МАДОУ № 31
______________/О.И. Голева/
Концепция научного общества дошкольников (НОД)
Главные идеи концепции:
- Сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов, поддержание авторитета образования науки, социального престижа знаний.
- Деятельность НОД связана не просто с удовлетворением потребностей дошкольников в дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.
Актуальность концепции
В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знаний. предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, не в школе, а в дошкольном учреждении
Элементы научно-методической новизны:
- трактовка НОД как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
- определение НОД как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук;
- обоснование деятельности НОД как идеальной площадки для проведения «чистого» педагогического эксперимента для внедрения целостного концептуального подхода и отслеживания конкретных результатов.
Принципы деятельности НОД:
- индивидуализация образовательной траектории дошкольников;
- создание условий для самореализации личности воспитанника;
- Социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
- культурологический подход как возможность объединения гуманитарного и естественно-научного направлений.
Задачи НОД:
- пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
- формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;
- развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники;
- ранняя профессиональная ориентация;
- создание системы взаимоотношений МАДОУ-школа;
- создание новых форм и методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
Формы и направления работы НОД:
- Работа НОД строится с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника. Формируемый в процессе деятельности НОД опыт научного творчества имеет компоненты, характерные компоненты, характерные для всех видов научной работы.
- Этапы развития НОД.
Утверждена организационная форма. Разработаны и утверждены нормативные документы : Положение и Устав НОД.
- Отчетными формами работы НОД признаны дошкольная, районная, региональная и федеральная конференции.
- создание научно-методического совета НОД.
- разработка общей схемы деятельности НОД.
- организация кафедр НОУ.
- подбор руководителей.
- Утверждение тематики исследовательских работ и программ работы кафедр.
- создание банка данных «Одаренные дети» по следующим показателям: итоги олимпиад, конкурсов, конференций НОД.
- Создание банка тем исследовательских проектов.
Старший воспитатель Т.И. Трофименко
УТВЕРЖДЕН
ПРИКАЗОМ МАДОУ № 31
от «___»_______ 2015 года №______
Заведующий МАДОУ № 31
______________/О.И. Голева/
Устав научного общества дошкольников «Совёнок»
Научное общество дошкольников (НОД) – добровольное творческое объединение дошкольников МАДОУ № 31, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством воспитателей, и других специалистов. НОД выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.
Научное общество воспитанников «Совенок» руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании», федеральным государственным стандартом второго поколения и данным Положением. Научное общество дошкольников имеет свое название, эмблему, девиз.
Цели и задачи научного общества дошкольников
Стратегическая цель: выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей через создание условий для саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребенка и в результате применения новых форм и методов дошкольного образования, направленных на организацию исследовательской деятельности воспитанников в различных областях знания.
Цель работы научного общества «Совенок»: создание единого развивающего пространства ДОУ, стимулирование речевого, личностного и познавательного развития ребенка, повышение уровня качества работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром, обогащение познавательной сферы, расширение кругозора воспитанников, а также формирование положительного общественного мнения о дошкольном образовательном учреждении.
Главными задачами научного общества «Совенок» являются:
- развитие научно-исследовательской деятельности дошкольников как одного из важных направлений гуманизации образования, обогащения интеллектуального потенциала общества;
- раннее раскрытие интересов и склонностей воспитанников к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
- создание у дошкольников предпосылок для развития научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности;
- развитие интеллектуальной инициативы воспитанников в процессе занятий;
- диагностика одаренности детей.
Членство в Обществе
- Участвовать в работе НОД могут дошкольники и воспитатели без ограничения в возрасте, педагоги школ, сотрудники учреждений-социальных партнеров, студенты, ученые на добровольной основе.
- Членами НОД являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельно исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов НОД, а также педагоги, руководители кружков, узкие специалисты детского сада.
Права и обязанности членов НОД
- Членами НОД могут быть воспитанники, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.
- Члены НОД имеют право:
- использовать материальную базу детского сада для самостоятельных исследований;
- получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя, публиковать результаты своей исследовательской работы ;
- руководить работой кружков, творческих групп;
- принимать участие в работе различного уровня конференциях;
- избирать и быть избранным в руководящие органы НОД
- Члены НОД обязаны:
- активно работать в одной или более группах;
- участвовать в работе научно-практических конференций;
- самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, техники, искусства;
- участвовать в их пропаганде среди обучающихся;
- отчитываться о своей работе в творческой группе на конференции.
- За активную работу в НОД и достигнутые творческие успехи члены объединения могут быть представлены к награждению грамотами, а также денежными премиями.
Структура НОД
Руководитель секций научного общества дошкольников «Совенок» назначается приказом заведующего учреждением после предварительной беседы из числа педагогов, родителей;
Заседания научного общества дошкольников «Совёнок» проходят 1 раз в 3 месяца.
Председателем заседания научного общества дошкольников «Совёнок» является заведующий МАДОУ № 31.
Старшими научными сотрудниками являются родители, чьи дети принимают участие в написании научных работ, младшими научными сотрудниками – сами дети.
Для подготовки и проведения научного общества дошкольников «Совёнок» создается временная творческая группа (далее ВТО), в состав которой входят педагоги и родители. В состав ВТО входит оказание консультационной помощи при написании и защите научных работ воспитанникам и их родителям.
По окончании заседания воспитанникам и их родителям, защитившим научные работы, присваиваются звания «младший научный сотрудник» и «старший научный сотрудник».
Тему заседания определяют члены ВТО по запросам родителей и результатам проектной деятельности на группах.
Необходимо помнить взрослым – заседание проходит в виде игры!
Содержание и формы работы научного общества дошкольников «Совенок»
- составление программ, разработка проектов и тем исследований;
- удовлетворение персонального спроса участников научного общества дошкольников на изучение интересующих их проблем;
- участие в конференциях, конкурсах проектно-исследовательского характера, выставках;
- проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
- выступления педагогов с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
- встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
- подготовка творческих работ и их публикация в сборниках.
Права и обязанности членов научного общества дошкольников
Членами научного общества дошкольников могут быть воспитанники, родители и педагоги, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.
Члены научного общества дошкольников обязаны:
- активно работать в творческой группе, участвовать в научных сессиях, конференциях, экспедициях, самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, участвовать в их пропаганде среди воспитанников, родителей, педагогов;
- выполнять исследования в соответствии с требованиями, утвержденными в МАДОУ № 31;
- отчитываться о своей работе в творческой группе, на заседании (конференции), быть примером высокой культуры.
Члены научного общества дошкольников имеют право:
- использовать материальную базу МАДОУ № 31 для самостоятельных исследований под руководством воспитателей;
- получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
- свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;
- публиковать результаты своей исследовательской деятельности в печатных органах научного общества дошкольников;
- принимать участие в конференциях различного уровня;
- принимать участие в работе заседания научного общества дошкольников;
- избирать и быть избранным в руководящие органы научного общества дошкольников.
За активную работу в научном обществе дошкольников и достигнутые творческие успехи члены объединения могут быть представлены к награждению грамотами и дипломами, а также поощрены администрацией МАДОУ № 31.
Финансирование и материальная база научного общества участников
Материальная база (Предметная развивающая среда) формируется из собственных средств МАДОУ № 31, в которую входят игрушки, мебель, книги, ИКТ-средства, стенды.
Использование этих средств регламентируется соглашением администрации с одной стороны и научного общества дошкольников с другой.
Источниками финансирования и материально-технического обеспечения научного общества дошкольников могут выступать добровольные спонсоры, поощряющие исследовательскую деятельность дошкольников.
Источник