Наследственность как оно влияет на развитие и воспитание ребенка

Наследственность как оно влияет на развитие и воспитание ребенка thumbnail

Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?

Что мы «выигрываем» в генетической лотерее

Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека. Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)

Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья. Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот. Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.

По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера.  С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).

Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности

Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка. Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте. С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.

Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.

В каких сферах «генетика» особенно важна

Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).

Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.

Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.

Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).

Передаются ли по наследству талант и гениальность?

Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному. Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).

Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно. Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете. Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.

Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя.  По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.

Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы. Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).

Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).

Не пытайтесь искусственно вырастить гения

Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом.  Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка первой степени

Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.

Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.

Не нужно всё списывать на «плохие» гены

Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.

Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.

Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы. Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).

Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием.  А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что – от отца (или ещё от кого-то другого).

Источник

Король.  И самое обидное, что не я в этом виноват…

Хозяин.  А кто же?

Король. Предки. Прадеды, прабабки, внучатные дяди, тети разные, праотцы и праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать. …  Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг такого натворю, что хоть плачь. Хозяйка.  А удержаться никак невозможно?

Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость – все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата.

Евгений Шварц «Обыкновенное чудо»

«“Плохая” наследственность или ошибки в воспитании?» – вопрос, конечно, интересный и в то же время почти риторический. Для того чтобы ответить на него по существу, надо прежде всего постараться понять: когда и, главное, зачем мы задаем друг другу или себе этот вопрос? (Друг друга могут спрашивать измученные мама с папой или, например, родители и учителя.)

Когда? – понять проще: конечно, тогда, когда с ребенком (или в наших отношениях с ним) не все благополучно (возникают проблемы с учебой, поведением, тем и другим вместе). Если степень выраженности проблем очень остра, то можно сказать вслед за известным американским психотерапевтом:

  •          «когда ваш ребенок сводит вас с ума», а это бывает (если несколько упростить ситуацию) прежде всего: когда ребенок не делает то, что «должен делать» – по крайней мере, мы это выполняли, когда были детьми, а он проявляет упрямство и негативизм;
  •          когда ребенок, наоборот, делает то, что «не должен делать» (чаще всего нам самим в детстве это запрещалось); сюда могут относиться агрессивность, ложь и т.п.
  •          наконец, когда ребенок ведет себя непонятно для нас (да и  сам не может объяснить, почему делает многое так, а не иначе); чаще всего при этом  ребенок обнаруживает, что непохож на нас, и мы не можем «поставить себя на его место» (например, мы быстры, а он медлителен и т.п.). Бывает, правда, и наоборот: ребенок «слишком похож» на нас в детстве (так же застенчив, тревожен, склонен к страхам и т.п.), однако нам слишком больно вспоминать об этом, и мы считаем, что «уж у него-то нет причин испытывать такое».

Зачем? – отвечать на этот вопрос имеет смысл, если мы хотим определиться со своей «стратегией и тактикой» по отношению к имеющемуся неблагополучию. Ответить на него – значит, понять меру своей ответственности и – главное – возможности влияния на ситуацию.

В обоих случаях заданный вопрос, и особенно ответ на него, более сложен и тяжел не для педагогов (хотя их тоже, несомненно, интересует), а для родителей, поскольку именно они могут посчитать себя «виноватыми» в генетике ребенка, а также (в большей мере по сравнению с учителями) в каких-то воспитательских «просчетах»; могут быть и случаи, когда родители и учителя захотят в чем-то обвинить друг друга. Однако самой конструктивной позицией является, конечно же, позиция сотрудничества, когда не «одни против других» (как в известном анекдоте – «твои моих бьют и уже до наших добираются»), а «вместе против проблемы»; причем «вместе» – это включая и самого ребенка.

Решение этого вопроса «в пользу наследственности» означает, как правило, что мы можем только приспособиться к существующей проблеме (хотя, если речь не идет о серьезных генетических заболеваниях, нет нужды считать наследственность «плохой» – она просто реальна, и все).

Решение же «в пользу “ошибок воспитания”» требует занять более активную позицию, потому что подразумевает возможность более радикального исправления того, что, в какой-то мере, мы «сами наделали» (и что при этом нам не очень нравится). Совсем как в известной молитве, которую обычно приписывают американскому теологу РейнхольдуНибуру:

«Господи, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить. И дай мне мудрость   отличить одно от другого».

Читайте также:  Работа с семьей имеющей ребенка с дефектами развития

Действительно, как родителям, так и учителям часто приходится запасаться и мужеством, и терпением, и мудростью. Только, на наш взгляд, сейчас логичнее рассмотреть их «применение» в обратном порядке.

Мудрость: отличить одно от другого

Что нельзя переделать… К тем вещам, к которым не применима стратегия «полной переделки», которые мы не можем изменить кардинальным образом (что характерно – ни в себе, ни в других!..), относится в первую очередь темперамент. Темперамент дает о себе знать очень рано, ибо в основе его лежат врожденные и генетически закрепленные типы нервной системы, характеризующиеся основными свойствами, которых наш выдающийся физиолог академик И.П. Павлов выделил три:

  1.       сила (нервная система может быть сильной – и, наоборот, слабой);
  2.       подвижность (нервная система может быть подвижной – и, наоборот, инертной);
  3.       уравновешенность (процессы возбуждения и торможения в нервной системе могут быть уравновешенными и неуравновешенными).

В свою очередь, современные американские психологи С.Чесс и А.Томас в результате многолетних исследований описали 9 врожденных характеристик, наблюдающихся уже в палате для новорожденных в роддоме:

  1.       Уровень активности – степень наследственной моторной активности, определяющая активным или пассивным, является ребенок.
  2.       Ритмичность (регулярность или нерегулярность) – предсказуемость таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон – бодрствование.
  3.       Приближение или удаление – тип естественной реакции ребенка на такие новые стимулы, как незнакомая еда, игрушка или человек.
  4.       Приспособляемость– скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды.
  5.       Интенсивность – количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений.
  6.       Порог реактивности – уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция.
  7.       Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.
  8.       Способность отвлекаться: характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения.
  9.       Интервал внимания и настойчивость– продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.

Все эти характеристики ребенка в основном сохраняются у него и в дальнейшем. Окружение ребенка, домашняя обстановка могут лишь несколько видоизменить их. В конечном итоге, Чесс и Томас помогли взрослым понять важные вещи:

  •          почему с некоторыми детьми легче справиться, их легче растить;
  •          почему одни дети симпатичнее и доброжелательнее других;
  •          почему могут оказаться такими разными дети из одной семьи или растущие в очень сходных условиях.

Эти исследования в какой-то мере облегчили несправедливые обвинения против родителей, воспитывающих «трудных» детей, поскольку Чесс и Томас доказали, что некоторые дети в силу их индивидуальных особенностей больше склонны к осложнениям, чем другие, например:

ребенок с высокой степенью реактивности («спичка»); 

ребенок, склонный замыкаться при изменении ситуации  («улитка»);

ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым  ситуациям («черепаха»);

ребенок, у которого обычно плохое настроение   («нытик»).

Мудрость: отличить одно от другого

Родителям стоит обрадоваться, что им незачем испытывать чувство вины по поводу особенностей ребенка (даже если и «трудного» в вышеописанном смысле), а также понять, что попытка «полной переделки» подобных свойств – это «королевский путь» к неврозу (и, соответственно, «трудность» ребенка таким образом можно только усугубить).

Интересно, что даже «хрестоматийные» собаки Павлова продемонстрировали нечто подобное. Вот пример с одной из них: в лабораторных испытаниях собака обнаруживает сильную уравновешенную нервную систему; однако же по поведению вне лаборатории это трусливое, покорное существо, при обращении к нему “стелется” по земле, взвизгивает, мочится (по всем признакам – слабый тип, «меланхолик»). Как говорят порой практические психологи – вам это надо?! Ведь в данном случае собака демонстрирует не только не свойственное ее природе, но и одновременно откровенно невротичное поведение.

Однако положительную роль родителей переоценить невозможно. Чтобы показать это, Чесс и Томас сначала предсказали (надо заметить, очень точно), какие младенцы будут «легкими», а какие – «трудными» в воспитании. Потом матери тоже были поделены на 2 «контрастных» группы – любящих и «нелюбящих» (сознательно или подсознательно отвергающих своих детей), в результате чего получилось 4 возможных сочетания в паре «мать и дитя». Наблюдения за развитием детей в этих группах обнаружили следующее:

  •          с одной стороны, очевидное: самое замечательное сочетание – любящие матери и «легкие» младенцы, а  самыми несчастными (подверженными всем мыслимым опасностям и факторам риска) являются «трудные» дети нелюбящих матерей;
  •          с другой стороны, менее тривиальное: «легкие» дети нелюбящих матерей в целом развиваются значительно хуже, чем «трудные» детей матерей любящих.

Вроде бы похоже на улицу с двусторонним движением;  однако роль родителей (тип материнства, а также отцовства) в этом движении не в пример выше: родительское отношение может изменить (а скорее, направить) врожденные особенности темперамента в положительную или отрицательную сторону. Заметим, что любящие родители как раз отличаются большим принятием особенностей ребенка и меньшим стремлением их переделывать.

Учителю также не следует ставить задачу изменить темперамент своих учеников («переделывать один тип темперамента в другой»): это не только трудно и вредно, но и в достаточной степени бессмысленно: ведь в нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля деятельности, не определяя ее результативность – или, иными словами, успешность в какой-либо области.

Поэтому каждый ребенок школьного возраста, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями и быть хорошо воспитанным, а задача воспитания здесь (правда, тоже непростая, но на этот раз уже вполне осмысленная и полезная) заключается в том, чтобы содействовать, с одной стороны, развитию свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны – ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться вповедении ребенка: излишней подвижности, если она не оправдана обстоятельствами, слишком большой возбудимости, чрезмерной вялости («одних сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и смелость») и т.п.

И тут надо отметить, что «воспитание темперамента» (то есть природных особенностей) «плавно перетекает» в процесс формирования (становления) характера ребенка, то есть уже некоторых его социальных свойств, выражающих отношение человека к окружающему миру – к другим людям, к природе, к труду, к самому себе. А это уже немного другая история, которая требует от нас ясно различать темперамент и характер.

Читайте также:  Афоризм о развитии ребенка

Составляющие темперамент свойства нервной системы (по И.П. Павлову) проявляются главным образом в трех основных сферах: это общая активность, особенности моторной (двигательной) сферы и свойства эмоциональности. Характер также (весьма похоже) определяется как «совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования». Однако если темперамент является чисто динамической характеристикой поведения (определяющей только его «внешний рисунок»), то характер – значительно более содержательной (ведь речь идет уже об отношении человека к действительности). Ю.Б. Гиппенрейтер приводит достаточно яркие и понятные примеры определений, с помощью которых можно описать, с одной стороны, проявления темперамента, а с другой стороны – особенности характера.

Как говорилось в известном рекламном ролике, «почувствуйте разницу!». Элементарная логика подсказывает, что определенные черты характера «легче» (естественнее) возникают на базе «родственных» им особенностей темперамента. Это, конечно, так. Однако «предельно формальные»  особенности поведения, заложенные в темпераменте, в процессе воспитания можно с успехом развернуть «и в ту, и в другую сторону».

Какой вариант развития событий более желателен? Вернемся еще раз к многострадальным собакам. И.П. Павлов и его сотрудники, кроме лабораторных испытаний, наблюдали также общую картину поведения животных. Так определились агрессивные животные, которые могли даже укусить хозяина, и,  наоборот, трусливые собаки, которые чуть что – поджимали хвост и уши. Однако подобные агрессивность или трусость не были наследственными и «врожденными», а представляли собой «типичную манеру поведения», сложившуюся в течение многих лет. Тем более, когда речь идет о социальном поведении людей, то здесь «роль генетического компонента  довольно  незначительна», поскольку в явном большинстве случаев даже при генетической предрасположенности ребенка значительную роль играют условия воспитания (в интересующем нас контексте – неблагоприятные), что и приводит к заострению определенных черт характера (по выражению классика отечественной подростковой психиатрии А.Е. Личко, «семена дурных средовых воздействий упали на подходящую для них почву»).

Рассмотрим более подробно такой нежелательный вариант развития. Каким семенам на какую почву  лучше не падать… Специалистами описано немало типов неправильного воспитания; все они – «не подарок», на то и название. Отметим, однако, наиболее неудачные сочетания «особенностей воспитания с особенностями воспитуемых». Так, например, для детей чрезмерно подвижных и/или возбудимых (которых мы обычно характеризуем как сангвиников или холериков) особенно неудачным может оказаться воспитание, при котором «нет ограничений, режима, дисциплины, понятия “нельзя”». Не столь важно, что лежит в основе такого подхода: «наплевательство-попустительство» или «обожание-потакание».

В результате у ребенка возникают и усиливаются неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность; быстрота и подвижность могут трансформироваться в суетливость, возбудимость – в эмоциональную расторможенность. Если таких детей не научить к тому же считаться с чужими интересами – они могут стать агрессивными, упрямыми, «настырно требовательными». А в подростковом возрасте к их «необузданной» подвижности могут с удивительной легкостью «прилипнуть» любые виды отклонений в поведении.

Наоборот, у детей со слабой нервной системой и, соответственно, высокой чувствительностью (по темпераменту это меланхолики) обычно обнаруживается поразительная устойчивость в отношении нарушений поведения – даже при отсутствии «руководящей и направляющей силы», то есть в условиях безнадзорности. Зато на них (а также, порой, и на детей с инертной н.с. – по темпераменту флегматиков) чрезвычайно плохо влияет излишне жесткое воспитание с системой постоянных запретов, мелочного контроля, бдительного наблюдения и подавления инициативы: оно вызывает и усиливает несамостоятельность, нерешительность, неуверенность в себе и неумение постоять за себя. В результате такие дети (подростки) становятся слишком застенчивыми, ранимыми, обидчивыми, робкими, тревожными.

            Таким образом, можно сделать    конкретный практический вывод:  если сложности в воспитании и обучении ребенка понятным образом связываются с описанными выше характеристиками темперамента: слишком подвижный; слишком медлительный; слишком чувствительный и т.п., есть смысл «кивать» на врожденность и наследственность;  «хорошая новость» здесь такая: если у ребенка не установлено психических и неврологических заболеваний – значит, наследственность не «плохая», а просто имеющаяся в наличии, и можно, не тратя силы на неоправданное чувство вины, пытаться «творчески приспособиться» к ситуации; если же, наоборот, огорчающие нас характеристики ребенка «укладываются» скорее в характер, например: упрямый; агрессивный; застенчивый и т.п. (подчеркнем, что эти свойства – уже вполне социальные, то есть возникшие и проявляющиеся прежде всего в межличностных отношениях) – в большинстве случаев продуктивнее связывать их возникновение с влиянием социума (в том числе с ошибками в воспитании); «хорошая новость» тут – что с этими особенностями не придется «смиряться как с неизбежностью».

Выше мы рассмотрели некоторые типичные ошибки в воспитании, связанные с неучетом индивидуальных особенностей ребенка. Так, скажем, на примере детей со слабой нервной системой мы старались показать, как могут выглядеть неправильные воспитательные действия; однако иногда, пожалуй, стоит говорить и о некоторой доле бездействия со стороны взрослых – когда ребенок остался наедине со своими трудностями, вытекающими из его природных данных.

Выдающийся российский психиатр П.Б. Ганнушкин, например, подробно описал, как исходные чувствительность и истощаемость астеника (человека со слабой нервной конституцией) постепенно приводят к наслоению целого комплекса дополнительных  свойств. Из-за быстрой истощаемости и утомляемости астеник действует малоэффективно. Малая успешность его деятельности на фоне повышенной чувствительности тяжело им переживается. Это приводит к формированию чувства неполноценности, робости, застенчивости, депрессивности и в то же время обостряет самолюбие. В результате процесс развивается дальше.

Сочетание низкой оценки себя и болезненного самолюбия порождают напряженность и подозрительность: человеку начинает казаться, что окружающие следят за ним, смеются над ним. Иногда в порядке компенсации он даже начинает вести себя развязно и заносчиво. По этому поводу хочется сказать следующее: если слабая нервная конституция ребенка, как ни крути, не поддается «переделке», то, во всяком случае, можно постараться помочь ему повысить эффективность (успешность) деятельности и, таким образом, положительно повлиять на самооценку. 

Источник