Наша история ребенок с отклонениями в развитии

Наша история ребенок с отклонениями в развитии thumbnail

За последний год в школах произошло больше 15 нападений учеников на учителей или своих сверстников. В чем причина: гормональный срыв, компьютерные игры или отклонения в психике? Может ли быть опасным ученик с умственной отсталостью? Чему и где учить таких детей? Что должен знать учитель про аутизм? Об этом корреспондент “РГ” беседует с профессором Российского государственного педагогического университета им. Герцена Светланой Ильиной.

Светлана Юрьевна, у нас сегодня чуть ли не все школы стали инклюзивными. Принимают слабовидящих, слабослышащих детей, учеников с ДЦП. А готова массовая школа учить детей с умственной отсталостью?

Светлана Ильина: Не всех таких детей можно и нужно учить в обыч­ных школах. К сожалению, большинство родителей считают, что будет лучше, если их ребенок станет учиться в обычном классе. На деле это не так. Он, скорее всего, он окажется без коррекционной поддержки и продвижения в развитии у ребенка не будет.

В Санкт-Петербурге около 30 коррекционных школ для детей с умственной отсталостью, плюс в каждом районе города школы для детей с задержкой психического развития. В коррекционных школах учатся дети и с легкой умственной отсталостью, и с умеренной. Классы для учеников с умеренной умственной отсталостью называются “Особый ребенок”. Это тяжелые дети и с каждым годом таких классов становится все больше. Дети с легкой степенью не являются инвалидами. Вы их в жизни никогда не отличите, и если они были в коррекционной школе, то, как правило, очень успешно адаптированы, пользуются компьютерами, общаются, и никаких проблем не возникает.

А если к такому в школе подойти и сказать: ударь вон того по голове – он плохой. Ударит?

Светлана Ильина: Они, конечно, внушаемые, но не до такой степени. Вот дети с умеренной умственной отсталостью, конечно, в меньшей степени отдают себе отчет, но психически они, как правило, вменяемы. Часто у них родители с высшим образованием, и стремятся создать для ребенка самые благоприятные условия.

Чему можно научить детей в коррекционной школе? Где “потолок” для них – дроби, таблица умножения, чтение Пришвина и Паустовского? Или они могут осилить программу средней школы, просто надо гораздо больше времени?

Светлана Ильина: В коррекционных школах – своя программа. Там не только таблица умножения, но и сложение, вычитание дробей, история Отечества, гео­графия, естествознание. Круг предметов достаточно большой. Но главное – социализация, получение навыков, которые помогут дальше в жизни, и есть специальный предмет – “основы социальной жизни”. В таких школах оборудованы классы, где есть плита, холодильник, стиральная машина, комната-гостиная. Детей учат всему – от завязывания шнурков до пользования техникой. Самое важное – сформировать навыки самообслуживания, научить выбирать товары, делать покупки. В коррекционных школах дети могут учиться в течение 13 лет, после окончания школы или во время учебы могут посещать реабилитационные центры, где тоже идут занятия. Там можно быть и пять лет, и больше.

Что дальше? Их учат профессии?

Светлана Ильина: Ребята с легкой степенью умственной отсталости могут поступить в колледжи и получить профессию, например, швеи. Они трудятся озеленителями, сортировщиками, могут выполнять несложную механическую работу. С умеренной степенью найти работу сложнее.

Чему можно научить детей в коррекционной школе? Где “потолок” для них – дроби, таблица умножения, чтение Пришвина и Паустовского?

Сейчас во многих школах учатся дети-аутисты. У них есть умственное отставание?

Светлана Ильина: Аутизм – своеобразное отклонение именно эмоционально-волевой сферы. Они с трудом выходят на контакт с другими людьми, очень оберегают свое пространство. С компьютером им проще. Его они допускают к себе и могут творить чудеса, очень легко справляясь с различными задачами. Не всегда, но часто расстройства аутистического спектра сопровождаются умственной отсталостью. У нас есть классификация аутизма, где выделены четыре группы. Четвертая группа – дети, у которых может быть умеренная или тяжелая умственная отсталость.

А гениальные аутисты, про которых мы иногда слышим, это первая или вторая группа? Есть известный вуз, где учатся и такие студенты. Они не знают, как дойти до столовой, но могут решить такие задачи, к которым их однокурсники и не подходят.

Светлана Ильина: Гениальность – тоже отклонение от нормы. Просто мы людям с гениальностью ставим знак “плюс”, а всем остальным можем поставить “минус”.

В Москве был случай, когда ученик принес оружие и застрелил учителя. Потом выяснилось, у него была шизофрения. Этот диагноз трудно распознать?

Светлана Ильина: Шизофрения – не умственная отсталость, интеллект может и не страдать. Но странности в поведении грамотный учитель может заметить: у таких детей есть особенности речевого развития. Они говорят много, долго, сложными по грамматическому построению предложениями. Но за фразами ничего нет. Если их попросить быстро нарисовать дом, они каждое окошечко будут прорисовывать… Сейчас педвузы переходят на новые образовательные стандарты, и на всех факультетах будет читаться курс по инклюзивному образованию, в том числе, и о детях и с умственными, и с психическими отклонениями.

Оказывается, у многих известных людей рождаются “особенные” дети? Этому есть какое-то объяснение?

Светлана Ильина: Причин того, что в семье появляется такой ребенок, много: генетические нарушения, тяжелая беременность, краснуха, которую мама перенесла во время беременности, возраст родителей. После 35 лет будущие мамы должны находиться на особом пристальном учете. После 40 лет риск очень высок. Зарубежная статистика показывает: если мама рожает после 40 лет, то на 10 детей 7-8 могут быть с различными отклонениями.

По каким признакам родители могут понять, что с их ребенком что-то не так?

Светлана Ильина: К трем годам ребенок должен уметь держать ложку, пользоваться ею, уметь ходить, сидеть. Важный показатель – речевое развитие. Если ребенок в три года говорит отдельными словами, то это серьезный сигнал обратиться к специалистам. И не только к логопеду, но и к психиатру. В этом возрасте ребенок должен говорить простой фразовой речью. Важно, как он складывает матрешку, играет с кубиками, вообще, умеет ли играть, как принимает помощь.

Источник

Многие из нас в своей жизни сталкивались или сами, или наблюдали, как рождаются дети, которые, как нам кажется, родились с отклонениями в развитии.

Надеюсь, этот материал одного из моих сеансов поможет по новому вам взглянуть на эти ситуации.

Если в вашем окружении есть семья, которой информация этой аудиозаписи может быть полезна, отправьте им ссылку на эту страницу.

Алена Старовойтова:

Сегодня я хочу поделиться с вами уникальной записью.

Это фрагмент индивидуальной консультации моего мужа — Мариса Дрешманиса (проект «Реинкарнационика»).

Читайте также:  Развитие ребенка в астане

Марис уже несколько лет занимается тем, что помогает людям пройти за занавес и оттуда наблюдать все этапы планирования очередного воплощения.

Если у клиента есть определенный запрос, они переходят в прошлые жизни, которые напрямую связаны с разрешением ситуаций в текущем воплощении.

Особенность данного метода в том, что вы сами, без посредников, получаете всю необходимую вам информацию из расширенного состояния сознания.

В пространстве между жизнями вы можете напрямую пообщаться с вашими наставниками, соединиться со своей продвинутой частью (Высшим Я).

Вы просто начинаете

  • видеть свою жизнь глазами вашей души и духа, точно понимая, зачем вы запланировали определенные опыты в своей жизни,
  • какие контракты заключили с близкими вам людьми,
  • какие задачи ставили перед собой на стадии планирования между жизнями

На днях Марис принес мне аудиозапись и сказал, что мне обязательно нужно ее прослушать.

К нему обратилась женщина, которая уже более 10 лет работает с детьми с отставанием в развитии.

Ей нравится ее работа, нравится помогать детям. Но ее преследует ощущение, что пришла пора что-то изменить… то ли сменить вид деятельности, то ли перейти на другой уровень мастерства.

В ответ на запрос Наталья Е. просмотрела несколько воплощений (не на Земле), где она набиралась опыта, чтобы получить титул Мастера для работы в весьма специфичной Школе, воспитанники которой готовились прийти на Землю с определенной миссией.

На физическом и психическом уровне для осуществления своей миссии эти дети приходят в телах с отклонениями в развитии.

Фрагмент консультации Натальи выкладывается с ее великодушного разрешения.

Чему учат нас дети с особенностями в развитии

В этой записи (всего 20 минут из 3-х часовой консультации) вы услышите:

  • Как души детей готовятся к воплощению на Земле в ущербных телах.
  • С какой задачей эти дети приходят на Землю.
  • По какому принципу они выбирают себе родителей.
  • Насколько важно для детей с отклонением в развитии исцеление/полное выздоровление.
  • Какие методы используют эти мастера в детских телах для осуществления своей миссии.

В конце первой половины консультации Наталья вспоминает не только, кто она и в чем ее текущая задача, но начинает ясно видеть, каким образом она может изменить методы работы с такими детьми.

Более того, она выясняет, что в ее распоряжении имеется мощный инструмент для установления связи с душами детей, минуя вербальное или осознанное общение.

Марис тут же предлагает опробовать данный инструмент на нем… На этом заканчивается данный фрагмент.

От себя добавлю: Все, что рассказала Наталья, никогда в жизни не видевшая Мариса, 100% попадание в яблочко.

Включите аудиозапись:

(для начала прослушивания нажмите на оранжевую кнопку)

КАК СВЯЗАТЬСЯ С НАТАЛЬЕЙ

Связаться с ней вы можете, написав facebook.com/natalya.rainbow

ПРОСЬБА

Сделайте доброе дело, пролайкайте этот материал, вдруг кому то он будет полезен из ваших знакомых и малознакомых из социальных сетей.

Я так же буду рад вашим комментариям под материалом, поделитесь, что вы испытывали, слушая запись.

Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Источник

Сразу говорю – никого не хочу обидеть-оскорбить или как-то там задеть. Просто размышлялки. Потому что это в жизни есть – и все с этим сталкиваются.

Я – не медик, не психиатр, не учитель… вообщем – не специалист. Никто и звать меня никак. Не филолог (это для тех – кто не видя сути поста сразу начинают красным подчеркивать ошибки)

Читаю СМ и не только. И сталкиваюсь. С детками с отклонениями.
С аутистами, в частности.

В свое время мы не слышали, что такое аутизм. Ну вот – не знали

(может и было такое заболевание). Об этой вещи я лично узнала – к годам 35. Из модного журнала))). Потом в американском фильме видела – где мальчик-аутист вычислил какой-то шифр и его хотели убить бандиты.

Эпилептики – были – но заболевание было взрослым и экзотичным. Ну и т. д. Были дети с ДЦП – 1-2 человека на школу (и то не на каждую и не в каждом городе).

Больных детей увидела лет 6-7 назад. В таком количестве.

Мама в последние 2-4 года работы (2011-2015) сказала – что такого количества эпилептиков она не видела среди учеников ( а видела она много детей с отклонениями – в ПТУ работала, в школах. Стаж более 40 лет). В каждой группе по 2-3 эпилептика, еще пара непонятно с какими психическими отклонениями. То есть мама не знала – ее не посвящали в это, медик учебного заведения тоже не знала. А вы говорите инклюзия. В ПТУ – она всегда была.

Сейчас – через одного с отставанием в развитии. Аутисты – рождаются с нарастанием в геометрической прогрессии, эпилептики – не отстают.
Рядом с моим домом – интернат для детей инвалидов. Переполнен. И дети с ДЦП – их меньшинство, солнечных деток – вообще чуток.

И не только я – многие (в том числе зарубежные СМИ – сведения из Интернета конечно же ) – говорят о том, что диагноз РАС появился только в 40-е годы 20 века (в Америке), а у нас он появился – наверно в самом конце 20 века (если не в начале 21 века).

“Сегодня считается, что РАС у детей встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и онкологические заболевания вместе взятые. Данные различных исследований отличаются, но все они показывают крайне высокую встречаемость данного состояния 1 из 140 детей (а по некоторым данным и 1 из 88 детей) рождается с РАС.”

Я искренне сочувствую родителям и детям. Никакого пренебрежения-раздражения-неприязни у меня нет.

У меня вопрос. Мы – вырождаемся?

Причины-то какие есть таким явлениям? Почему так происходит и в таком масштабе? Почему говорят – что так гены сложились. Почему они раньше не складывались?

Почему делают столько анализов-тестов-скринингов – потом абортов – и все равно?… Только хуже…

Посидела – подумала – причины (на мой взгляд) – научно не обоснованы, вообще ничем не обоснованы:

1. Большой процент выхаживания слабых деток при рождении и поддерживание сложной беременности. – Вполне вероятно. То есть (фашизм, однако ) природа решила, что рождаться и жить слабый не должен. Ну -а люди решили по-своему.
Врачи-гинекологи (те кто долго работает) – говорят, что после 2000-х увеличилось количество замерших беременностей и сложных беременностей у молодых девочек. То есть в совке ЗБ – была редкостью, а сейчас палатами лежат. Последнее это факт – подтверженный на медкоференции – по местному ТВ смотрела.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у ребенка с нода дошкольного возраста

2. Прививки – многие ученые считают, что причиной аутизма являются прививки. Причем не только самих деток, но и их родителей – которые были сделаны ранее.

3. В советское время существовали закрытые психбольницы, а алкашей принудительно лечили. То есть худо-бедно рождаемость со стороны больных людей как-то контролировали. Сейчас все гуляют как и где им хочется. Ну и размножаются конечно. Причем с приличной скоростью. Никого не хочу обидеть – но это факт. рассказывала секретарь суда – маму с психзаболеванием в очередной раз (6 или 7) лишают родительских прав. Мамаша не помнит кого она родила (от кого – уже неважно), как назвала… И ведь она такая не одна. А дети этой мамы – они ведь тоже растут и плодятся…
Читала – что аутизм все-таки генетическое заболевание. То есть от аутиста – вполне вероятно родятся аутисты.

4. Нормальный этап эволюции развития очередной цивилизации? то есть возникли, развились – пора и честь знать … дайте место другой цивилизации

5. Гаджеты? Ранний секс? Напитки – непонятно какие – кока-кола, спрайты (этот пункт до кучи)

6. Будущее – и есть аутисты. Это другие люди. Которые по другому общаются-живут и прочее. Как-то смахивает на фантастический сюжет.

У меня младшего сына тоже после рождения выхаживали в реанимации. Я считаю (это МОЕ мнение) – что виной только прививка от гепатита. Было подозрение (слава Богу не подтвердилось) – на аутизм. разговаривать начал поздно, очень стеснительный. Ребенком занимаюсь от и до.(для тех кто любит давать советы по воспитанию).

Старшему сыну в год с небольшим (он уже вовсю разговаривал) сделали первую АКДС (с опозданием по показаниям). Ребенок перестал разговаривать на полгода, неделю даже ходить не мог, ползал еле-еле… Больше прививок не делали. Участковый врач – написала в карточке – что все прививки сделаны – так она перепугалась.

Я не против прививок. Я понимаю – что с их помощью победили многие страшные болячки. Но видимо ценой жизнью меньшинства.

Я просто не понимаю – что творится, почему?… Где сбой программы? Это не сарказм – а горечь от происходящего.

правда наживаются на проблемных детках очень хорошо – от логопедов до китайских шарлатанов.

Или я сгущаю краски? Или все нормально – как раньше? Даже лучше?

В Инете нашла признаки (в том числе – там и другие были) РАС – несколько шокирована

“И третье — ограниченный круг интересов и поведения. Этот спектр симптомов включает в себя поведенческие особенности, которые касаются стереотипий (раскручивание, раскладывание предметов, разглядывание пальцев и т. д.) либо специфические особенности или, говоря научным языком, особенности сенсорной интеграции. К примеру, ребенок может резко реагировать на какие-то неожиданные звуки: закрывать уши руками, вздрагивать либо быть очень чувствительным к различным материалам (не переносить ничего шуршащего, колющего), специфически реагировать на текстуру еды, ее вид, запах. Бывают ситуации, когда малыш не ест ни фруктов, ни овощей, а только каши, макароны или, скажем, мороженое, выбирает ее по цвету, консистенции, или температуре. Кроме того, некоторые дети могут постоянно повторять одну и ту же последовательность действий и не любят изменений в ежедневных занятиях и распорядке дня. В общем, это особенные люди.”

тогда я – тоже аутист… вот не люблю скрип пенопласта по стеклу… и много чего еще…

Если кого обидела – простите – ткните носом – где… в своем глазу бревна обычно не видно.

ДОПОЛНЕНИЕ.
Прошу прощения – если кого задела, кто болен и кто страдает. Я просто хотела узнать – что люди думают о причинах этих страданий.

Источник

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по – другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», – говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно – адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

Читайте также:  Упражнения для развития мелкой моторики пальцев у ребенка

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно – агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник