Нарушения познавательного развития ребенка

Нарушения познавательного развития ребенка thumbnail

Одним из проявлений перенесенной или имеющейся у ребенка патологии нервной системы может стать нарушение ее психических функций – то есть мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы, воли. Особенно ярко эти нарушения проявляются в тот момент, когда ребенок приступает к обучению – то есть активной познавательной деятельности, требующей особого сосредоточения, напряженной работы головного мозга.

В этот период может проявить себя такая патология, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Когда можно сделать вывод о том, что у ребенка имеет место синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Нередко педагоги и сами родители отказываются принять тот факт, что поведение ребенка объясняется не плохим воспитанием или дурными манерами, а наличием неврологической патологии. Существует и другая крайность: здоровому ребенку, не получающему должного внимания и лишенному каких-либо воспитательных воздействий, без консультации специалиста, родители выносят диагноз «гиперактивность», объясняя тем самым свою неспособность контролировать его поведение.

Избавиться от подобных ошибок можно только обратившись к опытному врачу-неврологу, специализирующемуся на функциональных расстройствах нервной системы.

Он проведет тщательный опрос родителей и маленького пациента, уточнит, какие именно нарушения поведения послужили поводом для беспокойства, как протекал процесс рождения малыша, имели ли место заболевания нервной системы в раннем возрасте. Осмотрев пациента и проведя ряд тестовых исследований, доктор сможет с уверенностью сказать, нуждается ли ребенок в лечении.

Что должно насторожить в отношении данной патологии?

Обратиться за консультацией к специалисту следует в том случае, если вы замечаете, что ребенок:

  • при необходимости сидеть или стоять на одном месте (за обеденным или письменным столом, в очереди, автобусе и т.д.) совершает беспокойные, частые движения руками, ногами, головой, крутится, вертится и т.д.;
  • постоянно находится в движении, несмотря на запреты и ограничения взрослых, попытки принудить его заниматься спокойной деятельностью;
  • часто без умолка разговаривает, нередко – в форме монолога, не обращает внимания на то, что его никто не слушает, или постоянно пытается заставить собеседника уделять ему внимание;
  • дает ответы на вопросы, не пытаясь дослушать их до конца;
  • беспокойно спит (двигается во сне, кричит);
  • не может сосредоточиться на определенной деятельности;
  • не умеет действовать по инструкции взрослого, выполнять определенные задания;
  • постоянно отвлекается на посторонние занятия, плохо слушает обращенную к нему речь;
  • часто забывает какие-то вещи, обещания, поручения.

Если после того, как прошла адаптация к детскому коллективу, ребенок не усваивает школьный материал, часто вызывает нарекания со стороны педагогов, это тоже может послужить поводом для обращения к неврологу. Возможно, в данном случае имеет место скрытая неврологическая патология, после устранения которой учебная деятельность школьника нормализуется.

В особенности должны насторожить такие нарушения формирования школьных навыков, как:

  • умение внимательно слушать объяснения учителя в течение достаточно продолжительного периода времени;
  • умение действовать по инструкции педагога, соблюдая все его требования;
  • умение запоминать изученный материал, пересказывать его своими словами;
  • умение считать, писать, читать согласно предъявляемым к учащимся данного возраста требованиям.

Процесс освоения последних, специфических, школьных навыков, может быть нарушен в результате того, что у ребенка имеется одно из неврологических расстройств – дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (затруднения в овладении арфиметикой). Если эти расстройства выражены в легкой степени, родители и педагоги могут не заподозрить наличие заболевания, что может привести к созданию конфликтной ситуации, сильному психологическому давлению на школьника, усугублению его заболевания.

В ряде случаев нарушение процесса обучения чтению или письму может быть вызвано тем, что у ребенка в более раннем возрасте имело место нарушение развития (задержка) речи. Это нарушение могло проявляться различно – общим недоразвитием речи, расстройством ее артикуляции (то есть нечетким произношением), нарушением восприятия обращенных к нему фраз.

Чтобы снизить вероятность негативных последствий задержки речевого развития, его нужно устранять на самых ранних этапах. Насторожить в отношении данной патологии родителей должны следующие обстоятельства:

  • в возрасте 3-4 месяцев и старше малыш не реагирует, когда к нему обращается мама, не пытается гулить;
  • ближе к году ребенок не лепечет, не произносит отдельных звуков и слогов;
  • в полтора года ребенок не произносит простых слов, не реагирует на побуждающие к действию фразы родителей;
  • в два с половиной года ребенок использует только единичные слова, в его речи нет предложений из двух – трех слов;
  • в три года речь ребенка остается непонятной для окружающих, он не составляет предложения, даже если при этом может повторить или повторяет фразы, услышанные от окружающих или из мультфильмов.

Поводом для обращения к доктору также является заикание, неспособность складывать слова из слогов в старшем дошкольном возрасте (при систематических занятиях), выраженное изменение темпа речи ребенка.

Речевые нарушения нередко неврологи устраняют совместно с логопедами. Комплексный подход позволяет достичь более заметных и быстрых результатов.

Если же у ребенка имела место перинатальная патология центральной нервной системы, или он страдал другим неврологическим заболеванием, и у него имеет место нарушение речи или освоения школьных навыков, консультация невролога принесет только пользу.

Источник

Алёна Никула

Особенности познавательных процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности познавательных процессов у детей с Задержкой Психического Развития.

[/b]

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.

Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. При ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития.

Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:

– уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;

– уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;

– речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т. В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.

Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Таким образом, анализ психологических исследований показал, что структура ЗПР в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности, недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.

Следовательно, ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе — недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере – отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. В. А. Лапшин и Б. П. Пузанов отмечают, что у всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причём это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Запечатление и сохранение в создании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определённое время и в нужной последовательности – необходимые условия овладения системой знаний, навыками и умениями. Анализ структуры мнемической деятельности ребёнка позволяет выделить ряд различных по сложности, назначению и уровню развития видов и форм памяти. Среди них к онтогенетическим относится непроизвольная память. Она преобладает у дошкольников и в начале младшего школьного возраста и продолжает занимать важное место в более поздний период.

Специальные психологические исследования убедительно свидетельствуют о том, что дети с задержанным психическим развитием овладевают знаниями на основе непроизвольного запоминания с гораздо меньшим успехом, чем их нормально развивающиеся сверстники. Продуктивность непроизвольного запоминания дошкольников с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей того же возраста. Дети с ЗПР запоминают даже хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на 2-3 года.

[i]Память[/i] детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка дополнительным результатом в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во всех компонентах структуры мышления.

У детей с задержкой психического развития неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно – логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов, ближе к уровню нормального развития находится наглядно – действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).

Дедукция (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У. В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за не сформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание – это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком – то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной. Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (направленное, целенаправленное) внимание. Рабочий уровень внимания определяют комплексом основных его характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью.

В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Как бы ни определять понятие «внимание», его противоположностью считается необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из – за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только в какие – то отрезки времени, т. е., в моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщают.

Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.

У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

Источник