Нарушение внимания памяти ребенка развитие

Нарушение внимания памяти ребенка развитие thumbnail

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать ребенка у нейропсихолога.

Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового». Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности.

Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания – гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон – прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток – нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы – это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
  • последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
  • нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;

Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм – улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Источник

С каждым годом количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) становится больше. Эта патология крайне редко встречается изолированно, обычно она сопровождает эмоциональные и поведенческие расстройства. Такая картина наблюдается примерно в половине всех случаев.

СДВГ очень тяжело поддается диагностике, а сопутствующие заболевания только усугубляют ситуацию. Коррекция данного расстройства должна осуществляться комплексно. С маленьким пациентом работают психиатры, социальные работники, логопеды, дефектологи, педагоги, а также врачи разной специализации. Но диагностировать у ребенка СДВГ может только врач-психиатр.

Первые проявления этой патологии можно заметить в самом раннем возрасте, но в большинстве случаев синдром диагностируется очень поздно. Поскольку коррекционная работа начинается в момент, когда нарушения явно видны, они уже закрепились и стремительно прогрессируют, то лечение бывает очень длительным и сложным. Справиться с проблемой быстрее можно, если терапию начать в адекватный возрастной период. В этом случае качество жизни детей, их социальное функционирование будет заметно улучшено.

Особенности патологии

Синдромом дефицита внимания называют гиперкинетическое расстройство, для которого характерна гиперактивность, не свойственная возрасту ребенка, а также неустойчивым вниманием. При данной патологии полностью отсутствует устойчивая мотивация к видам деятельности, требующих от ребенка усилий воли. Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности.

Выявить патологию можно по таким проявлениям:

  1. Гиперактивность. Для этого состояния характерны активность и возбудимость, не укладывающиеся в общепринятые нормы. Такое поведение ребенка доставляет много проблем не только его окружению, но и ему самому. Причиной развития такого состояния является ослабленная нервная система, при ее переутомлении и возникает гиперактивность.
  2. Нарушение внимания. Если речь идет о СДВГ, то данный симптом рассматривается как основной. Внимание является сложной психической функцией, и если она нарушена мозг не в состоянии сфокусироваться на определенном объекте. Если на ребенка воздействуют внешние раздражители, то его внимание начинает очень быстро переключаться с одного объекта на другой. Этот процесс также могут запустить случайно возникшие образы и ассоциации.
  3. Импульсивность. Ребенок не может контролировать свое поведение так, как этого требует от него окружающая среда. Например, во время занятия он начинает свою деятельность еще до того, как получит конкретные указания. Окружающие в этом усматривают беспечность, легкомысленность и невнимательность.
Читайте также:  Развитие ребенка до года речи

Такая патология, как СДВГ, не означает, что у ребенка обязательно будет низкая умственная активность. Могут отсутствовать сопутствующие психические или соматические заболевания.

Причины формирования

Наука до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, как возникают те или иные психические расстройства. С синдромом дефицита внимания дело обстоит так же. Однако данных, собранных в ходе различных исследований, хватило для того, чтобы сделать некоторые предположения относительно причин развития СДВГ:

  • патология может развиваться под воздействием ряда биологических факторов. Прежде всего к ним относятся негативные процессы, развивающиеся на фоне органических поражений мозга и ЦНС. Достоверно известно, что синдром передается по наследству. Генные мутации приводят к сбою обменных процессов в головном мозге человека. Изменить работу нейромедиаторных систем также могут некоторые лекарства и химические вещества;
  • сказаться на работе головного мозга могут его органические поражения. Чаще всего к развитию синдрома приводят патологические процессы, происходящие во внутриутробном периоде. Если плод испытывал недостаток в кислороде (гипоксия) или беременность была отягощена другими факторами, то вероятность развития СДВГ у ребенка возрастает в несколько раз. В группу риска входят дети, рожденные слишком молодыми женщинами (до 20 лет) или роженицами старше 40 лет. Негативно сказывается употребление будущей мамой алкоголя, табакокурение и прием некоторых лекарственных препаратов;
  • семейные факторы также сказываются на психическом и психологическом здоровье ребенка. Спровоцировать развитие синдрома или усугубить состояние ребенка могут постоянные скандалы в семье, наличие родственников, страдающих алкоголизмом, криминальное окружение. Низкое социальное положение, сочетающееся с другим факторами, может стать причиной не только СДВГ, но и более серьезных проблем с психикой.

Есть ряд факторов, не оказывающих прямого влияния на развитие синдрома, но они могут усугубить ситуацию при наличии других предпосылок. Например, неблагоприятная окружающая среда может стать причиной того, что в детский организм попадут тяжелые металлы и их соединения. К второстепенным факторам можно отнести несбалансированное питание (недостаток витаминов и других полезных веществ).

Несмотря на то, что чаще в группу риска попадают дети из семей с низким социальным положением, синдром встречается в самых разных слоях общества. Согласно статистике, СДВГ встречается одинаково часто на всех континентах, среди представителей всех национальностей и рас. Но одна закономерность все же была выявлена: данному расстройству больше подвержены мальчики, чем девочки (3:1).

Принципы диагностики

Как уже упоминалось, лечение СДВГ у детей осложнено еще и тем, что данная патология достаточно трудно диагностируется. Три основных симптома, перечисленных выше, далеко не всегда являются основанием для постановки диагноза. Врач должен длительное время наблюдать за пациентом для оценки его поведения.

Главным условием должно быть несоответствие активности и импульсивности возрасту. Это же касается и неустойчивости внимания. Таким образом, гиперактивность и нарушения внимания не являются поводом для постановки диагноза, но эти проявления подтверждают его правильность. СДВГ диагностируется при наличии 18 других клинических симптомов, при этом должны быть соблюдены такие условия:

  1. Длительность проявления. Тревожные симптомы должны отмечаться на протяжении большого периода времени (не менее 6 месяцев). Степень их выраженности должна быть достаточно высокой, чтобы можно было говорить о плохой адаптации ребенка;
  2. Постоянство. Поведение ребенка мало зависит от конкретной сферы деятельности, нарушения адаптации отмечаются практически в каждой из них (минимум 2);
  3. Выраженность. У ребенка возникают сложности с обучением, несмотря на то, что уровень его интеллекта находится в норме. Проблемы наблюдаются во всех видах деятельности и социальных контактах.
  4. Симптомы должны возникнуть и ярко проявиться в довольно раннем возрасте (до 7 лет).
  5. Другие психические расстройства должны быть исключены, то есть клиническая картина должна быть обусловлена только СДВГ, а не протеканием другого заболевания. Единственным исключением могут быть расстройства аутистического спектра, допускается их сочетание с синдромом дефицита внимания.

Основным методом диагностики является наблюдение и сбор информации. Тем не менее должно быть осуществлено и общемедицинское обследование. На этапе диагностики проводятся консультации нейропсихолога, логопеда и дефектолога.

Диагностика СДВГ должна быть дифференцированной. В ходе ее проведения необходимо исключить тревожные расстройства, эндокринные заболевания, нарушения слуха, дисграфию и дислексию, эпилепсию, шизофрению и т.д.

Особенности лечения

Специалисты, осуществляющие лечение СДВГ у детей, должны в своей работе использовать биопсихосоциальный подход. То есть терапия должна быть комплексной и затрагивать разные аспекты.

В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:

  • психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
  • медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
  • социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.
Читайте также:  Упражнения на развитие правого полушария для ребенка

Лечение СДВГ должно учитывать особенности конкретного ребенка, то есть подход должен быть персонифицированным.

В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.

По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются. В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни. Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

Реабилитация

Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.

В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.

Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.

Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.

Источник

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Именно здесь закладываются основы физического, умственного, психического развития человека.

Одной из важнейшей составной части общего психического развития ребенка – это развитие внимания, памяти, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста – является игра, которая, по мнению Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. П. Усовой, используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Развитие внимания, памяти через игровые приемы – важная, нужная задача при работе с детьми с нарушениями речи, так как речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффектно – волевой сферах.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Внимание разделяют на:

  • произвольное,
  • непроизвольное
  • и послепроизвольное.

Произвольное внимание требует сознательных волевых усилий и характеризуется целенаправленностью, организованностью и устойчивостью. Это внимание обусловлено осознанием цели, наличием мотивов, интересов.

Непроизвольное внимание возникает непосредственно под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих возбуждение в определенных участках коры головного мозга. Такое внимание не требует предварительной готовности к данному восприятию или действию. Оно протекает, как правило, внезапно и непродолжительно.

Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда исчезает необходимость волевого усилия для сохранения произвольного внимания, а эффективность познавательных процессов сохраняется.

Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключаемостью, подвижностью и распределением. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

  • При маленьком объеме внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
  • При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключиться с выполнения одного вида деятельности на другой.
  • При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) одновременно выполнить несколько дел.
  • Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточить внимание по требованию.

Подобные недостатки частично могут быть устранены при применении игровых заданий и упражнений, которые предлагаются далее.

Читайте также:  Теория развития ребенка дж брунера

Особенность внимания ребенка дошкольного возраста такова, что пока ему интересно – он сосредоточен.

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания.

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерии:

  1. Объект запоминания, т. е. то, что запоминается. Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. В соответствии с этим различают такие виды памяти, как:
  • Образная,
  • Словесно – логическая,
  • Двигательная,
  • Эмоциональная.
  1. Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают:
  • Произвольную и
  • Непроизвольную память.
  1. Длительность сохранения в памяти. В данном случае имеется в виду:
  • Кратковременная,
  • Долговременная,
  • Оперативная память.

Развивать различные виды памяти необходимо в дошкольном возрасте, используя предлагаемые нами игровые приемы и упражнения в организованной и повседневной деятельности детей.

Итак, приведу пример некоторых игровых приемов, используемых при работе с дошкольниками 5 – 7 лет для развития внимания и памяти:

«Кто за кем»

Цель: развитие активного внимания.

Правила игры: Дети делятся на 2 команды и становятся в 2 шеренги. Один из команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.

Ведущий подает сигнал, и водящий, повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через 5 – 10 секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи.

«Съедобное – не съедобное»

Цель: Развитие активного внимания.

Правила игры: Дети стоят в кругу. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч кому – либо из детей. Если слово обозначает еду, то ребенок должен поймать его. Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится.

«Лови – не лови»

Цель: Развитие умения распределять внимание.

Правила игры: Дети стоят в кругу. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются – светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: «Лови», ловить нельзя. Кто ошибается – выбывает из игры.

«Найди фото»

Цель: Развитие концентрации и распределения внимания.

Правила игры: Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотографии, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотографии клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотографий. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотографии.

«Будь внимателен»

Цель: Стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Правила игры: Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно. Во время ходьбы ведущий дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

«Найди различия в картинках»

Цель: Развитие восприятие формы, цвета, величины предметов, наблюдательность, концентрации внимания.

Правила игры: Ребенку даются 2 картинки, в которых нужно найти отличия.

«Какой фигуры не стало?»

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

Правила игры: Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают, в каком порядке они расставлены. Затем одна фигура убирается, а дети определяют. Какой фигуры не стало.

«Запомни, повтори»

Цель: Развитие слуховой памяти.

Правила игры: Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Способствование развитию внимания, памяти, мышлению, речи детей, подвижности и гибкости кистей рук.

«Стираем и сушим белье»

Цель: Развитие зрительной памяти.

Правила игры: Представьте, что хозяйка решила постирать белье. Нам нужно повесить его сушить (на наборном полотне выставляются карточки со схематическим изображением разного белья). Затем наборное полотно закрывается, а дети «снимают белье» только то, что запомнили.

Чудесный мешочек».

Цель: Развитие осязательной памяти.

Правила игры: Дети на ощупь отгадывают предметы, которые лежат в чудесном мешочке.

«Подбери слово по смыслу».

Цель: Развитие ассоциативной памяти.

Правила игры: Воспитатель называет слова, а дети должны подобрать другие, подходящие по смыслу слова.

Праздник – подарок; шапка – шарф; ваза – цветок; пчела – мед; будка – собака; блины – сковородка и др.

Эти и другие игровые задания и упражнения можно использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей на групповых, подгрупповых и индивидуальных формах организации работы с детьми. В дальнейшем задания и упражнения усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, увеличивается темп выполнения заданий.

Информациооно – методическая литература:

-А. А. Осипова, Л. И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания». М. «Сфера», 2004г.

– Е. Ковалева, С. Синицына «Готовим ребенка к школе». М. «Лист», 2000г.

– Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии». М. «Просвещение», 1995г.

– Л. Ф. Фомина «Сенсорное развитие», М. «Творческий центр», 2001г.

– О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает?» М. «Просвещение», 1991г.

– Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева «Практикум по коррекционно – развивающим занятиям». М. «Гуманитарий», 1994г.

– А. Левина «Развиваем внимание».

«Развиваем память». М. «Омега –

Экспресс», 2005г.

– «Тесты для детей». М. «Вербо», 1997г.

– журнал «Логопед» № 1/2006г.

Источник