Нарушение соматического развития ребенка

Нарушение соматического развития ребенка thumbnail

Нарушения в соматическом развитии ребенка, их систематика и статистика

Понятие соматического нарушения относится к болезням и явлениям, связанным с телом ребенка (человека).

Замечание 1

Соматический (от греч.) – телесный.
Соматические нарушения – это различного рода телесные заболевания.

Развитие является основной чертой живой материи, так как именно благодаря ему, осуществляются процессы по увеличению числа и массы клеток, их дифференциация, строение и функция. Процесс развития запрограммирован в клетках ДНК.

Определение 1

Соматическое развитие ребенка – это индивидуальное развитие, которое начинается с момента попадания сперматозоида в яйцеклетку и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности.

Таким образом, нарушение соматического развития может быть начато еще до момента рождения, то есть внутриутробно, в силу различных негативных факторов и причин, отрицательно влияющих на организм беременной женщины.

В настоящее время врожденные пороки занимают первое место среди причин нарушений соматического развития ребенка.

Врожденные пороки разнообразны. Принято выделять следующие нарушения соматического развития ребенка, причинами которых являются врожденные пороки:

  1. Нарушения, связанные с внутриутробной мутацией клеток плода.
  2. Нарушения, вызванные первичными пороками развития органов и их функций (например, спинномозговая грыжа)
  3. Нарушения, вызванные вторичными пороками (косолапость).

Таким образом, врожденные пороки оказывают отрицательное влияние на соматическое развитие ребенка. Они могут быть причиной различных аномалий развития отдельных органов и их функций.

Помимо врожденных пороков, соматические нарушения в развитии ребенка могут быть вызваны внешними факторами, такими как травмы (ожоги, ранения и т.п.) и разнообразные заболевания (инфекционные, инвазионные и т.п.).

Признаки и симптомы соматического нарушения зависят от того, что послужило причиной его возникновения, а также от индивидуальных особенностей и свойств организма ребенка.

Соматические нарушения, проявляющиеся в поражении внутренних органов и систем, довольно часто становятся причинами психических расстройств.

Основными условиями соматически обусловленных психозов являются:

  1. Выраженная клиническая картина соматического нарушения
  2. Наличие заметной связи между соматическим и психическим развитием
  3. Раздельное (параллельное) течение соматических и психических нарушений
  4. Возможное появление и проявление органической симптоматики

Таким образом, необходимо понимать, что организм ребенка является целостным и единым. Понимание функционирования его отдельных частей следует рассматривать в совокупности всей системы.

Понятие и виды нарушений в психическом развитии ребенка

Замечание 2

Нарушение психического развития ребенка – это психическое состояние, обусловленное замедлением темпа формирования личности и ее психических функций, а также различными нарушениями умственных и познавательных способностей.

Чаще всего нарушения психического развития проявляются в младенческом и детском возрасте.

Причинами нарушений психического развития могут быть различные травмы и патологии.

Основные причины нарушения психического развития ребенка:

  • наследственные патологии головного мозга
  • различные хромосомные заболевания
  • пороки развития и опухоли головного мозга
  • эпилептические синдромы
  • патологии, поражения, тяжелые заболевания ЦНС
  • гидроцефалия
  • разнообразные соматические нарушения
  • заболевания и нарушения развития (функционирования) внутренних органов
  • педагогическая запущенность.

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития ребенка являются следующие факторы:

  • Наследственные
  • Социальные
  • Биологические
  • Психогенные

Нарушения в психическом развитии детей имеет несколько признаков проявлений, чаще всего это недоразвитие, повреждение личностного развития, отсталость умственного развития, невозможность самоопределения, психопатии и различного рода искажения (например, аутизм).

В целом же нарушения психического развития детей проявляются в отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления личности, несоответствии восприятия и поведения с возрастными нормами.

Чаще всего нарушения психического развития диагностируют в раннем возрасте, и связаны они в основном с мозговой дисфункцией.

Важным в определении нарушения психического развития является учет темперамента ребенка, наличие у него церебральных и соматических патологий.

Выделяют следующие типы нарушений психического развития:

  • дизонтогенез: искаженное или замедленное развитие ребенка;
  • необратимые психические недоразвития;
  • дисгармоничные психические развития;
  • асинхрония и ретардация развития;
  • умственная отсталость;
  • клинические формы: инфантилизм, аутизм, акселерация и т.п.

Своевременно выявленные нарушения психического развития требует немедленного реагирования со стороны родителей и специалистов. В зависимости от вида и типа нарушения с ребенком должны работать логопед, психиатр, дефектолог, психолог и педиатр.

Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка по японски

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации.

К ним можно отнести:

  • психологическая коррекция (занятия с психологом и дефектологом, по восстановлению речи, памяти, познавательной функции и т.д.)
  • логопедическая коррекция (работа с логопедом по формированию правильной речи и устранение ее дефектов);
  • сенсорные занятия (работа с психологом по восстановлению чувствительности, психологической разгрузки и т.л.);
  • лечебная физкультура;
  • релаксационные занятия;
  • физиотерапия.

Замечание 3

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка.

Источник

Психосоматические и родственные расстройства характеризуются стойкой соматической симптоматикой, протекающей на фоне непропорционально интенсивных или дезадаптивных мыслей, чувств и реакций в ответ на эти симптомы и соответствующие проблемы со здоровьем. Эти расстройства причиняют дискомфорт и часто негативно влияют на деятельность больного.

Соматические симптомы и связанные с ними нарушения включают следующее:

  • Конверсионное расстройство: обычно симптомы включают явное нарушение произвольной двигательной или сенсорной функции, но иногда также тремор, нарушения сознания (что говорит о возможности наличия припадков) и ненормальное положение конечностей (что говорит о возможности наличия другого неврологического или системного соматического расстройства). У детей могут проявляться нарушения координации движений или равновесия, развиться слабость, паралич рук или ног, потеря чувствительности в некоторых частях тела, судороги, отсутствие реакции на раздражители, слепота, двоение в глазах, глухота, потеря голоса, затруднение глотания, ощущение комка в горле или задержка мочи.

  • Делегированный синдром Мюнгхаузена: опекуны (как правило, один из родителей) преднамеренно фальсифицируют или вызывают физические симптомы у ребенка. Например, они могут добавить кровь или другие вещества в образцы мочи для имитации мочевой инфекции.

  • Ипохондрическое расстройство: дети сильно бояться, что у них может быть серьезная болезнь или возможность ею заболеть. Они настолько обеспокоены мыслью, что они больны или могут заболеть, что их ипохондрия нарушает ежедневную деятельность или вызывает существенный дискомфорт. У пациентов могут отсутсвовать или присутствовать соматические симптомы, но в последнем случае они беспокоятся больше о возможных последствиях, нежели о самих симптомах.

  • Соматические симптоматические нарушения: у детей могут развиться множественные соматические симптомы или один выраженный симптом, чаще всего, боль. Симптомы могут быть специфическими (например, боль в животе) или расплывчатыми (например, утомляемость). Любая часть тела может быть центром внимания. Симптомы или чрезмерное беспокойство по их поводу причиняют серьезный дискомфорт или нарушают повседневную жизнь пациента.

Соматические симптомы и сопутствующие расстройства одинаково распространены среди юношей и девушек, но чаще встречается у девочек-подростков, чем у мальчиков-подростков.

Симптомы и лечение соматических проявлений и связанных с ними нарушений, очень похожи на таковые при тревожном расстройстве. Клинические признаки сознательно не сфабрикованы, и дети на самом деле испытывают симптомы, которые они описывают.

  • Клинические критерии

  • Для исключения иных заболеваний иногда проводят тесты

Диагностика соматических симптомов или ассоциированных расстройств основывается на критериях из Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). Как правило, чтобы диагностировать одно из этих расстройств, симптомы должны вызывать значительные страдания и/или мешать повседневной деятельности, и дети должны быть чрезмерно обеспокоены своим здоровьем и/или симптомами в мыслях и действиях.

На первом приеме врачи выясняют подробный и обширный анамнез (иногда совещаясь с членами семьи) и проводят тщательный осмотр и часто исследования, чтобы определить, является ли причиной плохого состояния пациента какое-либо соматическое заболевание. Так как у детей с психосоматическими заболеваниями могут впоследствии развиться физические расстройства, соответствующие исследования и анализы должны быть сделаны, всякий раз, когда симптомы значительно изменяются, или когда развиваются объективные признаки. Однако обширные лабораторные анализы, как правило, не проводятся, поскольку они могут также убедить детей в существовании физической проблемы, а ненужные диагностические тесты могут травмировать детей сами по себе.

Если физическая проблема не может быть идентифицирована, врачи могут использовать стандартизированные тесты психического здоровья, чтобы помочь определить, обусловлены ли симптомы соматическим проявлением или связаны с расстройством. Врачи также беседуют с детьми и членами семьи, чтобы попытаться выявить основные психологические проблемы или сложные семейные отношения.

Читайте также:  Скачки развития ребенка до года

  • Психотерапия

  • Иногда назначают препараты для уменьшения выраженности симптомов

Детей, даже при наличии доверительного отношения к лечащему врачу, часто направляют к психотерапевту. Дети могут сопротивляться идее посещения психотерапевта, потому что они думают, что их симптомы являются чисто физическими. Тем не менее, индивидуальная и семейная психотерапия, часто с использованием когнитивно-поведенческих методов, может помочь детям и членам семьи распознавать модели мышления и поведения, которые обозначают симптомы. Терапевты могут использовать гипноз, биологическую обратную связь, и релаксационную терапии.

Психотерапия, как правило, сочетается с реабилитационной программой, которая призвана помочь детям вернуться к нормальному распорядку. Лечение может включать в себя физиотерапию, которая имеет следующие преимущества:

  • Она может излечивать реальные физические признаки, такие как снижение подвижности или потерю мышечной массы, вызванные соматическими симптомами или родственным разладом.

  • Это заставляет детей чувствовать себя так, как будто для их лечения делается что-то конкретное.

  • Это позволяет детям принимать активное участие в их лечении.

Может помочь фармакологическое лечение сопутствующих психических расстройств (например, депрессии); однако в первую очередь необходима психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия.

Дети также выигрывают от наличия благоприятных взаимоотношений с лечащим врачом, который координирует всю помощь их здоровью, предлагает облегчение клинического проявления, осматривает их регулярно, и защищает их от ненужных анализов и процедур.

  • Дети поглощены чрезмерным беспокойством о своем здоровье, физических симптомах, или возможностью наличия или приобретения серьезного заболевания.

  • Дети могут иметь несколько симптомов (например, нарушение координации или равновесия, слабость, паралич или потерю чувствительности, судороги, слепоту, двоение в глазах, глухоту) или один серьезный симптом, как правило, боль.

  • Для начало необходимо провести все соответствующие исследования и анализы, чтобы исключить телесное расстройство как причину симптомов и, если проявления значительно изменились или развились объективные признаки, для проверки наличия нового телесного расстройства.

  • Лечение может включать психотерапию, которая, как правило, сочетается с реабилитационной программой, которая призвана помочь детям вернуться к нормальному распорядку.


ПРИМЕЧАНИЕ:

Это — Профессиональная версия.

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ:

Это — Пользовательская версия

© 2019 г. Мерк, Шарп энд Дом Корп., дочерняя компания «Мерк энд Ко. Инкорпорейтед», Кенилворт, Нью-Джерси, США)

Была ли страница полезной?

Источник

Соматическое нарушение (от греческого «soma» – тело) – телесное заболевание, противоположное психическому нарушению.
Соматические нарушения, состоящие в поражении внутренних органов (в том числе и эндокринных) или целых систем, нередко вызывают различные психические расстройства, чаще всего называемые ‘соматически обусловленными психозами’, а также ‘соматогенными психозами’.
Условиями для появления соматически обусловленных психозов К. Шнайдер предложил считать наличие следующих признаков:
1) присутствие выраженной клиники соматического нарушения;
2) присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями;
3) определенный параллелизм в течении психических и соматических нарушений;
4) возможное, но не обязательное появление органической симптоматики.
Единого взгляда на достоверность этой классификации нет.
Симптомы соматического нарушениязависят от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, уровня эффективности терапевтических воздействий, а также от таких индивидуальных свойств заболевшего, как наследственность, конституция, преморбидный склад личности, возраст, иногда пол, реактивность организма, наличие предшествующих вредностей

«Здоровье – многофакторное понятие, отражающее онтогенетическую природу и рассматриваемое как динамическое состояние сохранения и развития биологического, физиологического, психического состояния и социальной активности ребенка».

Его антиподом является болезнь как жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; характеризуемая общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности человека.

Болезнь – это процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, ведущий к понижению приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется в нарушении равновесия взаимодействия организма с окружающей средой, выражающемся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, снижении на время трудоспособности.

Читайте также:  Влияние личности педагога развитие воспитание ребенка

Само понятие болезнь не столь просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Известно, что многое из того, что мы сейчас считаем болезнью, раньше могло рассматриваться как плохое настроение, как проявление дурного характера или как вариант нормы.

Для детей, особенно дошкольного, а зачастую и школьного возраста, понятия физической боли и тоскливого настроения часто сливаются воедино. Поэтому в научной литературе признано, что эффективность лечения больных детей определяется не только точной диагностикой заболевания, но и пониманием личности больного ребенка, знанием всех факторов, которые принимают участие в формировании личности больного. К ним принято относить генетические, экзогенно-органические и внешнесредовые факторы. Первые из них включают наследственно обусловленные характерологические и физиологические особенности ребенка – наличие врожденных патологий, предрасположенности к каким-либо заболеваниям, тип темперамента; вторые – формирование внутренних (органических) признаков под влиянием внешних воздействий: физических и психических травм, вредных привычек родителей и т.д.; третьи – преимущественно семейное окружение ребенка, отношение к нему со стороны родителей, типы семейного воспитания.

У этой группы детей преобладают отрицательные эмоции (65%), у 80% больных присутствуют элементы острого переживания своей болезни, 33% приписывают наличие собственных переживаний другим людям, что наблюдалось лишь у 13% здоровых сверстников. Особенности общения таких детей в группе детского сада характеризуются достоверным преобладанием одиночной игры в группе, 20% из них были исключены сверстниками из детских коллективных игр, и у 14% уровень развития игровых навыков диагностируется ниже возрастных норм.

Ребенок находится в постоянном развитии, поэтому на разных возрастных этапах наиболее существенными в формировании его личности оказываются различные события. Одни из них наполнены приятными, положительно окрашенными эмоциями, другие – вызывают тяжелые переживания. К последним относят чувства, которые связаны с болезнью, помещением ребенка в больницу, продолжительным лечением. Кроме того, как показывают результаты исследования, дети и подростки страдают из-за отрыва от семьи, дома, из-за неспособности управлять своими телесными функциями, полноценно участвовать в играх со сверстниками, в выполнении социальных ролей.

Прежде всего, педагог должен знать характер патологического процесса и меру его влияния на психику ребенка. Для составления плана работы необходимо было не просто формально учитывать состояние здоровья больного каждый день, знать, какие медицинские процедуры ему назначены, и понимать, что не ко всем детям, даже с одинаковым клиническим диагнозом, можно подойти с одинаковым планом. В стационаре дети находятся в острый период течения своего заболевания, когда психические и патоморфологические изменения наиболее выражены. В этом периоде они особенно нуждаются в помощи разных специалистов, а не только медицинских работников. Если день ребенка наполнен интересными, неутомительными занятиями, он будет меньше обращать внимания на свои болезненные ощущения и лечебные процедуры. Следовательно, грамотно организованная воспитательная работа будет способствовать его скорейшему выздоровлению.

Формы воспитательной работы зависят от характера заболевания, возраста детей, длительности пребывания в больнице, состояния здоровья, что и учитывали педагоги, работавшие в московских детских больницах при организации своей деятельности.

Занятия с детьми проводились воспитателем, как правило, в вечернее время после посещения детьми лечебных мероприятий и учебных занятий. Разнообразные формы внешкольной работы давали детям возможность выбирать интересующие их занятия, проявлять инициативу и под руководством педагога развивать свои способности. Организуемые в больницах мероприятия способствовали тому, что и в закрытом учреждении они могли жить, не отрываясь от жизни здоровых сверстников. Для этого проводились показы кинофильмов, слайдов, диафильмов, организовывались концерты, доклады, встречи с интересными людьми.

Таким образом, в воспитательной работе с детьми в этот период стали оформляться направления и, в первую очередь, познавательное. Художественному воспитанию содействовали чтение, рисование, составление альбомов, устройство небольших тематических выставок, проведение праздников, музыкальная работа.

Источник