Нарушение речи у ребенка 3 года
В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.
К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.
Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.
Особенности развития речи детей 3–4 лет
В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.
Активный и пассивный словарь
Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.
Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.
Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):
Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.
Грамматика речи трёхлетних детей
Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».
Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).
Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».
Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:
Звукопроизношение
Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.
Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:
- Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
- Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
- Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.
Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.
Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.
Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.
Связная речь
Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.
Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».
Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).
Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет
Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:
- Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
- Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
- В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
- Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
- Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.
Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.
Как определить задержку речевого развития детей 3 лет
Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:
- Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
- Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
- Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
- Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.
Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.
Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:
- Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
- Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
- Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
- Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
- Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
- Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).
В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.
Самостоятельная диагностика задержки речи
Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.
Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:
- Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
- Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
- Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
- Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
- Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.
Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:
- сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
- умеет ли перешагивать через предметы;
- как он ловит мяч,
- умеет ли он лазать;
- сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
- может ли застёгивать пуговицы,
- в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.
При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.
Упражнения для профилактики речевого развития
Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.
Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.
Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.
Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.
Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:
- цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
- открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
- высунуть язык и убрать его обратно в рот;
- сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
- поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.
Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.
Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.
Источник
Начиная разговор о задержке речевого развития у детей в 3 года, необходимо заметить, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому поднимать панику и бить во все колокола, если вы обнаружили у вашего ребёнка некоторые торможения в развитии речи, не стоит. Вы не единственная семья на земле, чьи дети начинают произносить свои первые осознанные слова к 4 годам. Это так же индивидуально, как с ползаньем. Некоторые с удовольствием покоряют километры комнат на четвереньках и встают на ноги к году. Другим же ползать в принципе не нравится – такие могут сидеть до 12 месяцев, а могут пойти вдоль стены уже в восемь. Постарайтесь к задержке речи отнестись также спокойно, но примите соответствующие меры. Первым делом вам следует посетить вашего участкового врача для обследования и консультации.
По мнению психологов, от речи ребёнка зависит его познавательный процесс. Логопеды тоже не в восторге от такого диагноза, поэтому моментально реагируют на малейшие жалобы и часто довольно быстро справляются с возникшей проблемой. Так что можете доверить своего ребёнка специалистам и вместе с ним пройти небольшой и несложный курс, который поможет ему догнать сверстников. Вместе с речью расширяется кругозор, мировоззрение, улучшается логическое мышление и формируется характер. Поскольку все это тесно связано между собой, ребёнок без серьёзных отклонений достаточно быстро освоит речь, и уже через несколько недель вы забудете о том, что в вашей семье была такая проблема.
Каковы могут быть причины задержки развития речи?
В первую очередь обратите внимание на ваше общение с малышом. Возможно, его речевое отставание обусловлено тем, что вы мало общаетесь с ребёнком.
Невостребованность речи возникает в некоторых случаях:
- когда родители угадывают все желания малыша и не дают ему возможности проявить себя;
- когда родители не пытаются найти с ребёнком общий язык, полагая, что он ещё слишком мал, чтобы с ним общаться;
- у ребёнка психологическая травма, вызванная стрессом, шоком, возможно родовой травмой.
Также молчаливое состояние иногда затягивается по генетическим причинам – из-за вялого созревания речевых нервных клеток. Ребёнок может оказаться слабослышащим и именно поэтому не разговаривать с вами. Или же, в худшем случае – что бывает редко, но, увы, случается – причиной может быть поражение головного мозга.
Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3 лет
Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям или у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то вам стоит обратиться к специалисту, подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.
Как определить норму развития речи у ребёнка?
Рассмотрим нормы развития от рождения по месяцам, чтобы было легче определить, есть ли отклонения и на какой стадии они появились.
- 2 месяца: ребёнок «гулит», восклицает, делая это неосознанно, чисто эмоционально. Обращает внимание на родственников, издаёт звуки в их сторону, громко радуется, завидя их.
- 3 месяца: «гулит» более протяжно, начинает произносить гласные нараспев, иногда смыкает губки, получая согласные звуки вперемешку с гласными.
- 4 месяца: «гуления» можно сравнивать с песенками без слов, чаще возникают такие слоги, как «пма, пам, ак, агу, гуа».
- 5 месяцев: более уверенные сочетания гласных и согласных, «гуление» может начаться с песни, услышанной по телевизору или через компьютер.
- 6 месяцев: повторяющиеся слоги «дида-дидай-дида-дидай», «ма-ма-ма-пама-амапа». Происходит имитация звуков, которые были услышаны ранее. Может вступать в диалог со взрослым, правда, пока что на своём детском «языке».
- 7 месяцев: ребёнок начинает лепетать и пробовать повторять короткие звуки, так похожие на слова «папа, мама, дай». Чаще прислушивается к взрослой речи, смотрит на губы, имитирует мимику и выдаёт звук.
- 8 месяцев: полностью имитирует тон взрослых, но говорит на непонятном языке смешанных «гулений» и слогов, которые всё больше занимают его речитатив.
- 9 месяцев: сложный лепет, более понятные и осмысленные мама-папа.
- 10 месяцев: показывает на животных, называя их коротко «кс», «ав», «пи». Может одним слогом звать родителей или что-то просить, жаловаться: «ой», «ай».
- 11 месяцев: всё больше коротких слов, но они произносятся более старательно и осмысленно. Заменяет предложения короткими фразами, интонирует.
- 12 месяцев: ребёнок должен уметь объясняться с родителями. В его запасе 10 простых и коротких слов, а в понимании в 2 раза больше. Малыш старается запомнить новое слово как можно быстрее и с нетерпением начинает им пользоваться.
До полутора лет ребёнок развивает и укрепляет то, чему научился за год. Ему свойственно называть одним слогом целый ряд несвязанных между собой предметов, начинающихся на этот слог: «ка» – каша, карандаш, Катя (кукла), кошка (может быть и «ко»). «Бам» – упал, стукнул, звон, ванна для купания (потому, что так решил). Общее между предметами ребёнок не осознаёт. Если он знает, что такое журнал, тетрадь, отличает ручку от карандаша, то на данный момент объяснить ему, что всё это канцелярия, невозможно.
Если после полутора лет речь ребёнка не становится более связной, то это первый сигнал сходить на проверку. Если и к трём годам нет изменений, то лучше записаться на посещение психолога, логопеда и участкового педиатра для общего осмотра и проведения анализов.
Ко второму году дети узнают животных и предметы, озвучивают их, как умеют, модернизируют звуки в более сложные словосочетания: «миша», «киса», «му-кА» (корова), «но-но» (лошадь). Понять требования ребёнка становится проще. Он умеет найти суть и высказать её одним словом: «ням», «куп», «тул» (стул), «дай» (указывая на предмет), «пи», «а-а-а». В это время дети одного возраста могут разговаривать по-разному. Воспитание у каждого ребёнка своё и семьи тоже – соответственно, окружение и привычные предметы у каждого отличаются. Дети в 2 года учат тот мир, который близок к ним. Но интересен тот факт, что, общаясь между собой слогами, они принимают и понимают друг друга, обмениваясь игрушками и хохоча от своих же словоформ.
На рубеже 2-3 лет ребёнок уже понимает, как поставить слово в прошедшее или будущее время, но часто путает род. Может называть себя от третьего имени: «Лена, да, будет» «Миша просил маму» – и вместе с этим правильно показывать свои требования.
К третьему году жизни ребёнок начинает говорить связно и размеренно. Некоторые дети могут начать читать по слогам. Происходит осознание важности интонации, осмысливание объединения нескольких слов в одну категорию. Например: дуб, берёза, ель – это деревья. Платье, рубашка, гольфы – это одежда. Кроме приобретённых и изученных осмысленных слов, проскальзывают выдуманные слова, с которыми малышу пока что комфортно.
В три года ребёнок обязан знать 1500 слов и более. Если же речь ребёнка отстает от нормы, предпосылки к чтению остаются пассивными. Невозможно научить ребёнка писать или логически размышлять, ведь он не может сформировать свои мысли в слова даже «про себя».
При подобных проявлениях, обратившись к логопеду и психологу, вы предотвращаете задержку развития, выявляя истинную проблему молчания малыша.
Разбирая препятствие на пути к речи как можно быстрее, врачи устраняют проблему полностью, без следа. Но чем дольше проблема остаётся в вашей семье, тем глубже она уходит корнями в психику, и уже буквально через полгода справиться с ней будет гораздо сложнее.
На что следует обратить внимание в развитии речи трёхлетнего ребенка?
Обращайте внимание на развитие речи ребёнка во время первого года жизни. Если на протяжении восьми месяцев ваш малыш только «мычит» и изредка «гулит» – это не показатель того, что он очень спокоен, а сигнал, что нужно отправляться по врачам. После девятого месяца всё, чему научился ребёнок, начинает закрепляться и усложняться. Если всё это время ваш малыш промолчал, то и закреплять ему будет нечего.
Если ваш малыш оборачивается на зов и эмоционально выражает свои желания, то это нормальное развитие. Если же при этом он всё больше молчит, стоит обратиться к логопеду. После года жизни дети умеют показывать на картинке предмет и животное, которое называют родители, узнавать знакомые лица на фотографиях, показывают отдельные части тела и пытаются повторить хотя бы первый слог всего слова.
В два года малыш не только вступает в беседу со взрослыми, моделируя разговор при помощи коротких фраз и кивков, показывая пальцем в нужную сторону. Он также может выполнить просьбу взрослого дать ему что-то, принести мяч, показать новую куклу, дать попить из кружки.
К трём годам из простых слов формируются простые предложения вроде «давай гулять», «надо есть», «хочу там». Дети начинают первыми здороваться, вступают в диалог, рассказывают свои новости: «Мне купили платье», «Мальчик дал игрушку». Заинтересованность взрослых побуждает развивать мысль, формируя всё более сложные предложения.
Диагностика, помощь и лечение задержки развития речи у ребёнка 3 лет
Обычно отставание речевого развития замечают не сразу, а когда есть серьёзное торможение, заметное не только окружающим, но и самим родителям – которые могут ещё долго успокаивать себя, мол, у детей бывает и такое, все дети разные и т.д. Повторимся: не стоит падать в обморок, но и расслабляться при этом не нужно. Ждать, что проблема уйдёт сама собой и ваш ребёнок вдруг заговорит в один прекрасный момент чистой и внятной речью, будет неправильно и вредно . Следует отнестись к проблеме без паники, но внимательно. Показать ребёнка врачу и рассказать о том, что вы заметили некоторые отклонения в развитии речи. После участкового педиатра вас направят на нужные консультации специалистов, помогающих детям с подобными проблемами быстро догнать своих сверстников.
Прежде чем назначить лечение, необходимо выявить суть проблемы. А, как уже известно, задержка речи может возникнуть по разным причинам. И лечение каждой из причин должно проходить сугубо индивидуально.
Если дело в недостатке внимания или, наоборот, чрезмерной опеке единственного чада, то здесь за дело берётся психолог, обязательно работающий и с ребёнком, и с его родственниками. Особое внимание будет уделено эмоциям ребёнка и стадиям их возникновения – так психолог найдет корень проблемы и улучшит внутреннее состояние малыша. После пробуждения желания обучаться к работе с ребенком подключается логопед.
Если ребёнок не разговаривает из-за невралгического диагноза, то тут помогут специальные препараты, употребление которых способствует регенерации клеток мозга. В процессе приёма таблеток малыш начинает меняться на глазах: тянется к общению, старается находить новое самостоятельно, с родителями и друзьями. Также возможно погружение ребёнка в гипнотический лечебный сон или лечение при помощи микрополяризации. Это может прозвучать устрашающе для любящих родителей, но на самом деле процедура проходит совершенно безболезненно. Аппарат, влияющий на мозговую деятельность ребёнка, излучает минимальное количество электрических импульсов, которые в десятки раз слабее тока при процедуре электрофореза.
Если же проблема речи связана с тем, что малыш не слышит звуки, по показаниям ребёнка могут определить в школу, где занимаются обучением тому, как жить в мире без звуков.
Источник