Нарушение пищевого поведения у ребенка в 2 года

Нарушение пищевого поведения у ребенка в 2 года thumbnail

На сегодняшний день многие данные свидетельствуют о высокой частоте нарушений пищевого поведения у детей и что особенно важно – они встречаются более чем у половины детей раннего возраста. Эти нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев. Поэтому важно знать причины и особенности этого состояния как у малышей, так и у старших школьников и подростков. Ведь именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент, а длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.

В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения:
– стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца;
– отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи;
– неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); – рвотные движения при попытке кормления.

Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери.

В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет, но они могут возникать и в более раннем возрасте.

В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита.
Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище.

В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита:

  • нормальный;
  • повышенный;
  • пониженный;
  • избирательный.

Формирование пищевого поведения

Процесс формирования пищевого поведения происходит до трех лет, сохраняется на протяжении жизни. Пищевое поведение ребенка может изменяться при соматическом недомогании. Также влияет на формирование пищевого поведения индивидуальное восприятие еды, способы употребления. Это значит, на него могут влиять болезни организма, врожденные патологии, психогенные факторы. При отсутствии органических проблем наиболее вероятная причина — психологическая.

Нарушение пищевого поведения проявляется в таких формах:

  • Отрыгивание.
  • Нервная (инфантильная) анорексия.
  • Пищевое недоразвитие.
  • Употребление в пищу несъедобного.

Трудности с жеванием (отрыгивание, пережевывание) возникают из-за трудностей с родительским вниманием к ребенку. Это может быть его недостаток, избыток. Регулярное пережевывание успокаивает ребенка, снимает напряжение.

Нервная анорексия может проявляться в форме полного отвержения еды. Причиной является смена привычной обстановки, места жительства появление нового человека в семье, появление в рационе новых продуктов, неприемлемые для малыша способы употребления пищи. В таком случае изменение в привычной среде приводят к изменениям в пищевом интересе у ребенка.

Причиной недостаточного развития пищевых навыков есть дефицит ухода родителей за детьми. Часто проявляется в неблагополучных семьях, с низким уровнем дохода и культуры. Ребенок просто не умеет удовлетворять потребность в пище.

При расстройстве, когда ребенок стремится съесть несъедобное причина — недостаточное внимание, отсутствие надлежащего ухода. Часто наблюдается у детей, лишенных родительской заботы или при чрезмерной опеке.

Чтобы избежать возникновения этих проблем, необходимо правильно организовать процесс употребления еды, сделать его осознанным. Важно учитывать желания малыша, знать, хочет он кушать в данную секунду или нет, брать за основу естественный прикорм как залог гармоничного развития.

При длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.

Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста

Меню ребенка после года существенно расширяется в связи с тем, что только лишь грудного молока или специальной смеси для полноценного детского питания уже недостаточно. И это дает старт ответственному периоду для родителей ребенка, ведь важно не только ввести в рацион новые блюда, но и заложить у ребенка основы правильного пищевого поведения, привить взрослеющему малышу хорошие манеры за столом.

Пищевым поведением называют абсолютно все компоненты поведения ребенка, присутствующие в процессе приема пищи: что, как, когда и где он ест, в каких условиях, охотно или без аппетита, насколько быстро насыщается, как реагирует на новые блюда в меню.

Основы пищевого поведения закладываются еще в младенческом возрасте, во время грудного или искусственного вскармливания. Но наиболее значимый этап формирования пищевого поведения наступает тогда, когда малыш переходит к употреблению «взрослой» пищи, то есть примерно после года.

Правила формирования правильного пищевого поведения

  • Правильно составленный режим питания – повышает эффективность абсолютно всех биологических процессов с раннего детства. Если приучить малыша есть примерно в одно и то же время (плюс-минус 15-30 минут), его организм будет заранее готовиться к приему пищи: начнет увеличивать выделение желудочного сока (то есть, кушать кроха будет с аппетитом) и вырабатывать ферменты, которые необходимы для правильного пищеварения. Имеет значение и время, отведенное на кормление. Завтрак и полдник – 15-20 минут, обед и ужин – 25-30 минут. Не нужно торопить ребенка, дайте ему возможность есть спокойно, тщательно пережевывая каждый кусочек. У деток, которые едят впопыхах, нарушения пищевого поведения (например, переедание) впоследствии наблюдаются гораздо чаще.
  • Рацион и порции – после года ежедневное меню малыша состоит из супов, каш, вторых овощных, рыбных и мясных блюд, кисломолочных продуктов, фруктов, их варят, тушат, запекают, готовят на пару. И подают так, чтобы малыш в зависимости от возраста смог их без проблем жевать и проглатывать (если и кусочками). Знакомить ребенка с новыми для него блюдами стоит постепенно, используя правила как и при введении прикорма. При этом нужно в зависимости от возраста разделять на порции – это позволяет организму малыша без негативных последствий знакомиться с новыми блюдами, а маме дает возможность вовремя замечать малейшие признаки аллергической реакции на тот или иной продукту. Однако дозировать следует и хорошо знакомые ребенку блюда, дабы избежать привычки передать. Объем порции годовалого ребенка составляет примерно 220 мл, объем порции ребенка в 1,5 года – примерно 300 мл.
  • Правильная обстановка – приучайте малыша с раннего возраста принимать пищу в отведенном для этого месте – на кухне или в столовой, а не перед телевизором или в движении. Если вы будете постоянно предлагать есть только на кухне и, внимание, сами будете принимать пищу только там, то в будущем не придется переучивать, преодолевая сопротивление ребенка, а заложить с ноля правильную привычку. Для правильного усвоения пищи крайне важна спокойная, располагающая обстановка, при этом никаких требований, ультиматумов, запугиваний и семейных сцен во время приема пищи ребенком – это формирует отрицательные стереотипы и как следствие – нарушения пищевого поведения. Позаботьтесь о том, чтобы от приема пищи ничего не отвлекало: выключайте телевизор, убирайте подальше телефоны и планшеты, игрушки.

Источник

Долго я зрела для этого поста, но уже наступил край видимо.

Сыну 2 года, и весь процесс принятия пищи – это полнейший ад. Ниже опишу подробнее каждую проблему. С удовольствием послушаю мысли по этому поводу.

Фраз “сами виноваты” и других, как тут любят писать, “тапок” можно не писать, потому что я прекрасно осознаю, что во всем происходящем виновата только я (ну и другие члены семьи, которые придерживались той же манеры поведения).

Совет из разряда “а вы его не кормите просто, не хочет – пусть не ест, проголодается – сам все съест” можно тоже не писать. Я не могу так. Может это и послужило причиной всех проблем, но слушать истерики целый день моя нервная система не в состоянии. Да и жалко мне его(( Если вы так можете, я вам по-доброму завидую))

Итак, начнем…

Проблем у нас с едой много. На это все накладывается “кризис двух лет”, и жизнь вообще становится прекрасной и удивительной. Ребенок очень нервный сейчас.

1) Самая главная проблема. Ребенок просто не ест. Не хочет или не нравится, я не знаю. Последнее время едим мы почти всегда под мультик. Это ужасно, я в курсе. Тем более в 2 года. Раньше он нормально ел завтрак, полдник и ужин, а обед был проблемой. Теперь проблема – все. Ну “нормально” тоже громко сказано: со стихами, игрушками и разговорами о жизни. То есть вот просто “сел и поел” не было никогда. Наверно портиться все начало, когда еще до года бабушка начала ему подпихивать игрушки во время еды, а я промолчала.

Еще, конечно, он кучу раз что-то перекусывает, и поэтому не хочет есть просто часто. Если ничего не давать, то он просто будет постоянно канючить, ныть, а потом истерить. Но когда он точно голодный, он точно так же отказывается от еды. Просто отворачивается, отталкивает ложку, сейчас еще стал кричать “не хочу”.

Я полностью осознаю свою вину в происходящем. Понимаю, что у ребенка нарушено понимание процесса принятия пищи. Что еда должна быть едой без всяких игрушек, телевизора и т.д. Причем у меня перед глазами есть пример того, к чему это приводит все. Племянник мужа. Ему 10 и он ест перед телеком, очень мало и ооооочень выборочно. Все ему невкусно. Я понимаю, что мы движемся в ту же сторону, но что делать, не знаю.

2) Ребенок не ест сам. У него никогда не было такого желания. То есть не было такого, что он хочет есть сам, а я запрещаю, боясь грязи. Нет. Он просто не хотел, я предлагала постоянно, он отказывался. Потом, несколько месяцев назад был прогресс, он просил ложку и мог ложек 10 сам съесть. Но через неделю снова откат и отказ, не знаю, почему. Предлагаю постоянно, ответ – “нет, не хочу”. Причем есть он сам умеет. Фрукты (единственное, что он ест сам приборами) он мастерски накалывает вилкой и кладет в рот. Если дать что-то другое кусками, сразу “нет”.

3) Он плохо жует. 2 года ребенку, 16 зубов, а жует очень плохо. Вернее так: все, что не с ложки (фрукты кусками, фрукты/овощи целиком, сладости), он достаточно хорошо откусывает и жует, даже твердую морковь. Но то, что даю с ложки в те моменты, когда он согласен поесть, он просто глотает, даже если там картофель размером см на см. Он корчится от боли, но глотает. Я ему говорю “жуй”, он глотает основную часть, а остатки типа жует. Опять-таки, несколько недель назад был прогресс, он стал сносно жевать, но через неделю опять по-старому. Пищу сейчас даю размятую крупными кусками вилкой, от блендера ушли давно уже. Если недостаточно размять тефтели, он куски пососет минут 5 и выплюнет.

4) Он очень избирателен. Меню очень скудное: завтрак и ужин – каши (любые), обед – тушеные овощи или картофельное пюре с тефтелями (мясо/птица/рыба), полдник – кисломолочка. Попытки дать что-то новое (омлет, макароны с любыми соусами, картошка кусками и т.д.) терпят полный крах. В лучшем случае он коснется языком и вытолкнет, в худшем – даже не будет пробовать. Причем может требовать на ужин макароны, но не стать их есть. Как будто противно ему, что они жирные (с маслом). Я не из тех матерей, кто выступает только за диетическое питание для детей, и с радостью перевела б его за общий стол, но он же не ест… По этой причине мы никуда не ходим особо. Накормить его вне дома – большая проблема. Приходиться кормить детскими банками с готовыми блюдами.

5) Он не пьет из кружки. Он умеет, почти не проливает. Раньше пил, просил всегда. А теперь все, нет и все. Просит перелить в поильник (с трубочкой).

6) Ну и вечные перекусы. Уже упоминала, но напишу отдельно. Он вечно просит что-то пожевать – печенье, баранку, яблоко, грушу… Особенно под конец прогулок. Я понимаю, что это портит аппетит и служит главной, наверно, причиной отказа от еды. Но как от этого избавиться без истерик целый день, я не знаю.

В общем, что делать? Может у кого-нибудь есть советы, как решить это все мирным путем? Истории из личного опыта (они особенно ценны)? Стоит ли вообще трогать все это в этот непростой период созревания нервной системы или лучше подождать несколько недель, пока поспокойнее будет? Или может к детскому психологу сходить или к другому врачу? Может вообще у такого поведения какие-то физиологические причины? В общем, с удовольствием послушаю ваши мысли по этому поводу. Ну кроме грубостей, конечно. Их я тоже послушаю, но без удовольствия))

Спасибо!

Источник

Часто ребенок просит не то, что полезно, а то, что вкусно. Согласитесь, вряд ли можно встретить ребенка, который будет есть суп вместо сладкого.

Игнорирование здорового и сбалансированного питания приводит к пищевым расстройствам у детей. Малыши могут мало или много кушать, злоупотреблять углеводными продуктами, сочетать в еде несочетаемые продукты. Например, молоко с кислыми фруктами, курицу с жареным картофелем. В результате это может вызывать различные нарушения пищеварения: анорексию, булимию, орторексию, тошноту, рвоту, компульсивное переедание.

Симптомы пищевых расстройств

Пищевые расстройства у детей могут возникать по разным причинам, основной из которых является несбалансированное питание. Если ребенок начинает мало есть или его порции становятся слишком большими, нужно обратить на это внимание и посетить детского врача-гастроэнтеролога. После ряда проведенных исследований врач сделает вывод о достаточном или недостаточном питании ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Недостаточный или чрезмерный аппетит пагубно сказывается на работе пищеварительной системы. Это провоцирует нарушения работы не только внутренних органов (желудка, печени, кишечника, желчного пузыря, а также селезенки), но и влияет на репродуктивную систему (провоцирует гормональный сбой, нарушения функций половой системы). Только врач может подобрать комплексную программу лечения, чтобы предотвратить появление осложнений из-за сбоев в работе желудочно-кишечного тракта.

К основным симптомам пищевых расстройств относят:

  • раздражительность, агрессивность, ухудшение настроения, когда дело касается приема пищи или разговоров о еде;
  • неконтролируемое чувство голода или аппетита;
  • повышенное газообразование (метеоризм), вздутие живота,частая изжога;
  • рвота, тошнота, спазмы желудка, кишечные колики.

Анорексия у детей

Анорексия, как правило, возникает в силу формирования у ребенка отрицательного отношения к еде. Например, по причине развития:

  • заболеваний органов пищеварения (язвы желудка, воспаления кишечника, глистной инвазии);
  • болезней полости рта (например, стоматита);
  • интоксикации организма, аллергии.

Также болезнь может появиться вследствие действия разных психогенных факторов (неправильного режима питания, неблагоприятной обстановки в семье). В частности, все мы помним, как в детстве родители заставляли нас кушать и как, порой, мы этого не хотели. Строгие правила в семье тоже могут стать причиной анорексии. Отказом от еды младший член семьи может выражать протест установленным правилам.

На самом деле, понять суть происходящего невозможно без участия лечащего врача. Самолечение или насильно установленные приемы пищи могут негативно влиять на детскую психику. Это лишь усугубит ситуацию и приведет к появлению сопутствующих болезней как соматических, так и психических.

К симптомам анорексии относят появление проблем с кожей, ломкость волос и ногтей, диагностируют проблемы с пищеварением (вздутие живота, повышенное газообразование). Также наблюдаются нарушения сна, головокружения и обмороки.

Клинические проявления анорексического состояния могут быть представлены видами:

  • дистимическим — проявление неудовлетворения процессом приема пищи, наблюдаются капризы и рыдания, категорические отказы от завтрака, обеда, ужина или перекуса вплоть до истерического поведения;
  • регургитационным — беспричинные срыгивания во время кормления при отсутствии патологий желудочно-кишечного тракта, хронических заболеваний.

Также различают активный и пассивный отказы от еды. Первый характеризуется ярким проявлением отказа от еды (ребенок выплевывает еду, отворачивается от тарелки, не сидит на месте, переворачивает посуду и мебель). Второй проявляется как частичная или полная переборчивость в еде, отказ от употребления некоторых продуктов, открытое нежелание пережевывать или глотать приготовленную пищу.

Длительное развитие анорексии приводит к значительному снижению веса, вызывает проблемы с обменом веществ, работой пищеварительного тракта. Наблюдается ухудшение самочувствия ребенка (усталость, вялость, снижение концентрации внимания и работоспособности).

Лечение должно проходить только под руководством гастроэнтеролога: подбирается программа постепенного набора веса, показана медикаментозная терапия, витаминотерапия. В отдельных случаях нужна консультация психолога (психотерапевта).

Игнорирование анорексии может привести к остеопорозу, обморокам, язвам желудка, кишечника или двенадцатиперстной кишки.

Булимия у ребенка

Булимия чаще всего развивается на фоне анорексии и представляет собой постоянное желание утолить голод. Ребенку все время хочется есть, что приводит к перееданию, после которого нередко возникает чувство вины за съеденное. В результате ребенок может самостоятельно вызывать рвоту или употреблять слабительные препараты. Со временем формируется страх перед ожирением.

Отличить эту патологию от анорексии может только врач. При обоих состояниях наблюдаются похожие симптомы. Часто близкие не распознают проснувшееся желание вечного голода, списывая его на детскую гиперактивность. Однако распознать нарушение питания можно по признаку употребления большого количества еды за один раз с одновременным отсутствием набора веса.

Как правило, у детей часто появляется желание есть в одиночестве (чтобы скрыть количество потребляемого и не подвергаться осуждения со стороны сверстников, родителей). Булимию сопровождают выпадение зубов, болезни ротовой полости, авитаминоз, психические нарушения, патологии сердца и пищевода.

Проводить лечение заболевания должен врач по аналогии с лечением анорексии. Иногда ребенку требуется психологическая помощь.

Орторексия

Желание правильно питаться может постепенно перерастать в навязчивую идею, что провоцирует возникновение заболеваний желудочно-кишечного тракта. Те, кто страдает орторексией могут длительный период не употреблять мясо или кисломолочные продукты. Такая своеобразная диета в скором времени приводит к нехватке минералов и питательных веществ в организме. Это  грозит появлением серьезных заболеваний, ведь детский организм еще формируется. Под удар попадает опорно-двигательный аппарат, нервная и сердечно-сосудистая системы, наблюдаются нарушения гормонального фона.

Если ребенок или его родители одержимы здоровым питанием, необходимо подбирать меню с участием гастроэнтеролога. Это поможет найти оптимальный баланс полезных веществ в суточной норме для полноценного формирования всех органов и систем.

Компульсивное переедание

Неконтролируемое потребление еды, невзирая на чувство насыщения, называют компульсивным перееданием. Оно может возникать у тех, кто страдает анорексией или булимией. К его признакам относят ситуации, когда дети едят:

  • слишком быстро;
  • до чувства переедания;
  • всегда (независимо от того голодны они или нет);
  • чаще в одиночестве, чтобы скрыть количество потребляемой пищи.

Расстройство питания может носить периодический или постоянный характер, но в обоих случаях требует врачебного внимания. Часто наблюдаются ситуации, когда ребенок может заедать переполняющие его эмоции (скуку, грусть или радость).

Причины развития компульсивного переедания у детей могут быть разными: психологические, социальные, культурные. Для борьбы с ним детям требуется корректно составленный режим питания, соблюдение регулярности приемов пищи, ведение здорового образа жизни.

Американские ученые в ходе исследования темы переедания сделали вывод о том, что на его фоне отмечается высокий уровень суицидальных случаев, повышается риск заболеваемости депрессивными расстройствами. С возрастом недолеченная патология может угрожать развитием сахарного диабета, неустойчивым поведением, невозможностью социальной реализации, развитием комплексов.

Извращенный аппетит

Нездоровую тягу к несъедобным веществам называют извращенным аппетитом. Такой диагноз может быть установлен детям от года, когда ребенок может начать есть бумагу, уголь, землю или насекомых. Иногда малыши подбирают окурки от сигарет, проглатывают металлические предметы.

Даже если это единичный случай, ребенка нужно показать врачу. Это поможет своевременно ликвидировать последствия случившегося для детского организма. Например, поедание волос может блокировать работу кишечника, а комки земли — инфицировать внутренние органы из-за наличия в них болезнетворных бактерий. А еще съеденное может быть токсичным и вызвать отравление: повышение температуры тела, тошноту, рвоту, дрожь и ломоту в теле.

Извращенный аппетит может развиваться у детей, у которых диагностированы:

  • психические заболевания;
  • стрессы, связанные с напряженной обстановкой в семье, адаптацией к новому окружению из-за переезда в другой город.

Порой медики связывают развитие извращенного аппетита с нехваткой в детском организме витаминов и минеральных веществ. Во всех случаях это расстройство питания нужно лечить. Без проведенной диагностики нельзя установить причину происходящего. Как свидетельствует практика, в некоторых случаях происходящее может быть вызвано даже недостатком в пищевом рационе определенных химических элементов (цинка, железа) и привести к развитию опасных заболеваний (в частности, к

Как поднять гемоглобин у ребенка?
Как поднять гемоглобин у ребенка?

анемии).

Лечение нарушений пищевого поведения у детей

Нарушения пищевого поведения у детей успешно лечат в медицинских центрах “ОН Клиник”. Врачи-гастроэнтерологи ставят диагноз после проведения ряда исследований (анализа крови и мочи, УЗИ брюшной полости). После подтверждения диагноза во всех случаях терапия предполагает участие родителей и при необходимости других медицинских специалистов.

Своевременное реагирование на проблему сохранит здоровье ребенка, поможет быстро преодолеть то или иное расстройство пищеварения и вернуться к полноценной жизни. Записаться на прием можно по телефону или при помощи формы записи на прием к врачу в медицинский центр вашего города.

Источник