Нарушение интеллекта работа с ребенком 3 года

Нарушение интеллекта работа с ребенком 3 года thumbnail

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.
Читайте также:  Ребенок 3 года писается во время дневного сна

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник

Алла Терехова
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с детьми 3 г. о. и 1 г. о. с нарушениями интеллекта

Индивидуальный план коррекционной работы учителя- дефектолога

с ребенком 3 г. о. с У. О.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание – учить различать величину предметов

(большой-средний-маленький);

– учить называть основные цвета;

– учить показывать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник;

– учить группировать предметы по цвету и форме;

– учить показывать (называть) некоторые оттенки цвета (оранжевый, коричневый)

– учить дифференцировать объемные формы (куб, шар, кирпичик, призма);

– учить воспринимать цвет предмета при выборе по названию;

– учить чередовать два цвета при конструировании,

Упражнения,игры и пособия:

«Спрячь мышку»,

Читайте также:  Меню с граммами для ребенка 3 года

«Геометрическое лото»,

«Разноцветные комнаты»,

«Лото (цвет и форма)»,

«Отбери по цвету и форме»,

«Подбери крыши к домикам»,

«Тарелочки»,

«Клоуны»,

«Разложи по тарелочкам»,

«Разноцветные гномы»,

«Доска Сегена»,

«Три медведя»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- средний- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы.

«Конструктор»,

«Цветовое и геометрическое лото»,

«Большой-средний-маленький»,

объемные формы (куб, шар, кирпичик, призма,

разноцветные палочки,

«В стране фигурок- человечков»,

«Елочка»,

«Закрой двери в домиках»

Формирование элементарных количественных представлений

– учить считать до 5 (показывать нужное количество на пальцах);

– учить сравнивать множества на полосе (больше-меньше);

– продолжать учить находить и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (на картинках); познакомить с их последовательностью,

– упражнять в пересчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5,

-учить сравнивать предметы по длине

(длинный-короткий, длиннее-короче,

-учить сравнивать предметы по ширине:

(широкий- узкий, шире- уже,

– учить сравнивать предметы по высоте

(высокий- низкий, выше- ниже,

– учить сравнивать предметы по толщине: толстый- тонкий, толще-тоньше

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

математические наборы,

картинки частей суток,

мешочек с объемными фигурами (кубики, кирпичики, призмы,

длинные и короткие полоски,

широкие и узкие полоски,

высокие и низкие елки,

разные по толщине фломастеры

Ознакомление с окружающим

– продолжать учить классифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, ягоды, цветы; одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, мебель, посуда, транспорт, зимние забавы,

– закреплять обобщающие понятия;

– продолжать учить показывать и называть времена года, их основные приметы (лето, осень, зима, весна, по картинкам.

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

– продолжать учить понимать и выполнять инструкции;

– учить описывать действия по их демонстрации и по картинкам;

– учить отвечать полными предложениями на вопросы по схеме описания овощей и фруктов, животных и птиц, мебели и посуды,

– учить дифференцировать предлоги: на, под, использовать их в речи

– формировать грамматический строй речи,

– учить высказывать свои желания в речи,

– учить заучивать потешки, маленькие стихи

– развивать способность к переключению внимания,

– развивать концентрацию внимания,

– развивать произвольное внимание,

– развивать объем внимания,

– развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Зеленый друг»(ботаническое лото,

«Кто что делает?»,

«Готовим сами»,

«Овощное лото»,

«Помоги Чебурашке» (предлоги,

«Один-пять»,

схема описания фруктов, овощей, животныж и птиц, мебели и посуды

«Составь предложение»,

«Чей хвост?»,

Стих-ния А. Барто, потешки

Дидактические упражнения,пособия:

«Чего не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Что не дорисовано?»,

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Чей силуэт?»,

«Осенние листья»,

«Подбери силуэт»,

«Построй дорожку»,

«Узнай, что это?»(по контуру)

Развитие восприятия – развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

– развивать слуховое восприятие,

– развивать тактильно-двигательное восприятие,

– развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб, брусок, треугольная призма,

Пирамидки, матрешка,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Большие и маленькие кубики,

Пластилин и дерево,

Теплые и холодные предметы

(вода-лед,

«Закрой фигуру, которую назову»

Развитие мышления – развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение,

– развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Разложи картинки» (части суток,

«Угадай по описанию»

(геометрические фигуры,

«Когда это бывает?» (времена года,

«Расставь по порядку»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Четвертый лишний»,

«Мастерская одежды»,

«Вершки- корешки»

Развитие памяти – увеличивать объем памяти,

– развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую,

Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и назови»( 4-5картинки из одной лексической темы,

«Оденем кукол на прогулку»,

Пересказывание сказки «Репка»,и др.

«Звуковая коробка»,

«Расскажи, что делал в выходные»,

заучивание потешек, небольших стих-ний

Развитие мелкой моторики рук – развивать тонкую моторику рук,

– продолжать учить нанизывать предметы из дерева на шнурок,

– продолжать учить катать пальцами ребристые карандаши двумя руками,

– учить захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания,

– продолжать учить бросать мелкие предметы (фасоль), используя захват щепотью,

– учить проводить карандашом непрерывную линию, прямые линии по пунтирам Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку,

Наборы из дерева «Форма-цвет-размер», «Разноцветные бусы»,

Ребристые карандаши,

Читайте также:  Преортодонтический трейнер 3 года ребенку

«Сухой бассейн»,

«Помоги Золушке»

(пуговицы,

Баночки с фасолью,

Мозаика, массажный шарик «су-джок»

Результаты коррекционной работы:

Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога

с ребенком 1 г. о. с У. О.

Направления Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы

Социальное развитие: -учить реагировать на свое имя,

– знакомить с составом семьи, узнавать близких на фотографии,

-учить идентифицировать себя по полу,

– формировать интерес к предметно-игровым действиям с игрушками,

– учить выполнять действия с игрушками по речевой инструкции.

-расширять круг предметно-игровых действий Оборудование:

Фотографии членов семьи,

Игрушки (кукла, грузовик, мячик, кубики,

Картинки девочки и мальчика

Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание – учить различать величину предметов

(большой-маленький);

– учить соотносить и показывать основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий,

– учить соотносить и показывать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал

Упражнения,игры и пособия:

«Спрячь мышку»,

«Подбери крыши к домикам»,

«Тарелочки»,

«Клоуны»,

«Разложи по тарелочкам»,

«Разноцветные гномы»,

Вкладыши с геометрическими фигурами,

«Большой- маленький» (овощи, фрукты,

математические наборы,

Тетрадь по сенсорному развитию

«Цвет»(Т. В. Лисовская,

«Разложи снежинки»,

«Воздушные шары»,

«Подбери дорожки к домику»,

«Собери цветочек»,

«Подбери ручки к чашкам»,

«Кто правильно закроет кастрюльки»

Формирование элементарных количественных представлений

-учить различать понятия «1- много»,

-учить считать до 2-х (показывать нужное количество на пальцах); понимать вопрос «сколько?»

-учить различать непрерывные множества по количеству (крупа): много-мало,

– познакомить с объемными формами

(шарик-кубик,

– учить находить и показывать части суток: день- ночь (на картинках);

Дидактические пособия: раздаточный материал по лексическим темам,

полоски,

контейнеры с крупой,

математические наборы,

картинки частей суток,

шарики, кубики

Ознакомление с окружающим

-учить узнавать и называть по имени сверстников группы,

-продолжать знакомить с игрушками,

– учить классифицировать предметы по лексическим темам: игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы,

– учить понимать обобщающие понятия;

– учить показывать времена года

(лето, зима, по картинкам.

Дидактические упражнения, игры,пособия:

Картинки по лексическим темам, игрушки,

лото «Времена года»,

картинки времен года,

«Во саду ли, в огороде»,

«Соберем урожай»,

«Сад-огород».

«Кто где живет?»,

«Разложи картинки»

Речевое развитие:

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие внимания и воображения

– продолжать учить понимать и выполнять инструкции;

– формировать невербальные формы общения (фиксировать взгляд,

– учить воспроизводить звукоподражания

(би-би, ав-ав и др. ,

-учить понимать действия, изображенные на картинке

– развивать способность к переключению внимания,

– развивать концентрацию внимания,

– развивать произвольное внимание,

– развивать объем внимания,

– развивать воображение. Дидактические упражнения, игры,пособия:

«Овощное лото», игрушки, предметы и картинки по лексическим темам,

«Лото для маленьких»,

Картинки с действиям

(умывается и др. ,

Альбомы по развитию речи для самых маленьких

(Новиковская, Батяева)

Дидактические упражнения,пособия:

«Собери фигурку»

(копирование образца,

«Найди пару»,

«Найди такой же предмет».

«Мир вокруг нас» (силуэты овощей, фруктов, игрушек, одежды, обуви,

«Осенние листья»

Развитие восприятия – развивать зрительное восприятие (объемные формы, величина, цвета, пространственные отношения,

– развивать слуховое восприятие,

– развивать тактильно-двигательное восприятие,

– развивать вкусовую чувствительность

Дидактические упражнения,пособия:

«Звуковая коробка»,

Объемные формы (шар, куб,

Пирамидки, матрешка,

Упражнения по сенсорному воспитанию (см. выше,

Музыкальные инструменты,

Большие и маленькие кубики,

Развитие мышления – развивать мыслительные процессы

(классификация, обобщение) ,

– развивать наглядно-действенное и наглядно- образное мышление,

– учить пользоваться предметами-орудиями (совочки,

– учить выполнять действиями с предметами Дидактические упражнения и пособия:

Разрезные картинки, пазлы по лексическим темам,

«Во саду ли, в огороде»,

«Мастерская одежды»,

Вкладыши (фрукты и геометрические фигуры,

«Поймай рыбку»,

«Свари кашу»,

«Достань камешки»,

«Угостим куклу чаем»,

«Нарисуем ленточку»

Развитие памяти – увеличивать объем памяти,

– развивать процессы памяти (запоминание, воспроизведение….,

-развивать различные виды памяти

(зрительную, слуховую)Дидактические упражнения и пособия:

«Запомни и найди»( 2 предмета из одной лексической темы,

«Оденем кукол на прогулку»,

Предметы, картинки,

«Звуковая коробка»

Развитие мелкой моторики рук – развивать тонкую моторику рук,

– учить катать пальцами ребристые карандаши одной рукой, затем двумя руками,

– учить захватывать щепотью сыпучие материалы,

– учить бросать мелкие предметы

(фасоль), используя захват щепотью,

-учить действовать отдельно каждым пальцем своей руки Оборудование,упражнения:

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

(см. картотеку)

Ребристые карандаши,

«Сухой бассейн»,

Баночки с фасолью,

«Детское пианино»,

Корзина с природным материалом (каштаны)

Массажный шарик «су-джок»

Формирование деятельности (обучение игре) -знакомить с игрушками и действиями с ними,

-учить наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек

Игры и упражнения:

«Покатай грузовик»,

«Грибочки», «Покорми куклу», «Уложи куклу спать»

Игрушки

Результаты коррекционной работы:___

Источник