Народные обычаи и традиции в физическом развитии ребенка

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В.В. Жукене,
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 33 «Радуга», Губкин
Ключевые слова: нравственное воспитание, народные игры, народные традиции, физическое развитие, малые фольклорные формы.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному: что-то для себя заново открываем, что-то переоцениваем. Но средства народной педагогики в вопросах воспитания детей никогда не устаревают, имеют особый смысл и актуальность.
Как жили люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и других сферах заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития. На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, играх. Все это разнообразие несет в себе народное творчество, богатое по своему содержанию [1].
Народные игры – составная часть традиций каждого народа, элемент его духовного заряда, формировавшегося на протяжении длительного периода. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
День сменяет неделю, месяц – год, такие традиционные, сезонные народные праздники, игры, песни существуют для каждого времени года, каждого праздника. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь – живое отражение этой жизни.
В нашем детском саду давно стало традицией ходить зимой с веселыми колядками по группам, затем собираться всем вместе взрослым и детям, и продолжать праздник песнями, шуточными гаданиями, и конечно, играми («Бабка Ежка», «Жмурки», «Два мороза», «Скакалка», «Прялица», «Бубен», «Сокровищница» и др.), встречать и провожать Масленицу играми («Пирог», «Горелки», «Крута гора», «Лапти», «Салки») [2].
Весна в народном календаре ассоциируется с рождением природы; наши предки считали, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами помогают весеннему пробуждению природы. И мы с детьми во время образовательной, свободной, досуговой деятельности тоже пытаемся способствовать этому, как и наши далекие предки, через игры «Родничок», «Ручеек», «Летят – не летят», «Коршун», «Пчелы и ласточка». На Пасху помимо других традиционных развлечений играем в игры с крашенками. На смену весне приходит лето со своими традициями, праздниками: это и Троицкие игры «В кресты», «Венок», «Ерыкалище», и игры на Никиту-гусятника «Гуси-гуси», «Волк и гуси», «Утка и селезень», и Купальские забавы, и народная спортивная игра «Городки», и много-много других забав [3].
Плавно выплывая из лета, осенняя пора набирает свою золотую силу. Осень так же неповторима своими традиционными обрядами. Когда убран урожай, вспахана земля, дождливым осенним вечером можно собраться на посиделки, где можно и песни спеть, и устроить конкурс скороговорок, и конечно, в интересные игры поиграть, традиционные для этого времени года: «Огородник», «Капуста», «Заря-зарница», различные варианты игры «Пятнашки», «Золотые ворота», «Узнай, кто?», «Жмурки» и др.
Привлекательны для детей в русских играх различные попевки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и другие формы малого фольклорного жанра. Неоспорим тот факт, что особая значимость в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит фольклору.
В своей работе с дошкольниками мы широко применяем разные формы малого фольклорного жанра для развития двигательной активности и оздоровления: под масленичную песню дети с удовольствием выполняют упражнения для ступней под попевку «Жаворонки» делают массаж биологически активных зон, отгадывая загадки, выполняют упражнения – отгадки и т.д.
Считалки приучают детей уже со среднего возраста к самостоятельному, честному выбору водящих в играх. Со скороговорками, потешками дети выполняют различные движения, упражнения, сто делает их для детей более интересными, быстро запоминающимися, ритмичными. С весенними закличками мы делаем зарядку. Используем в своей работе народные песни, мелодии как одну из составляющих нравственного развития и, конечно, как средство физического воспитания.
Традиционным средством всестороннего развития и воспитания в народной педагогике, бесспорно, является сказка. В своей работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, используем сюжеты народных сказок, хорошо знакомых детям и любимых ими. Например, русская сказка «Колобок» стала основой оздоровительных досугов «В гости к Колобку», «Зимнее путешествие Колобка».
Таким образом, используя, традиции народной культуры в физическом воспитании детей помогают не только физически развить ребенка, но и сформировать устойчивое отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Литература
- Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П. Ватаман. – Волгоград, 2008. – 43с.
- Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду/ Л.А. Лялина. – М., 2008. – 56с.
- Петров, В.М., Гришина, Г.Н., Короткова, Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей/ В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М., 2002. – 16с.
Источник
Библиографическое описание:
Мартынова, Т. Ю. Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания в условиях ДОУ / Т. Ю. Мартынова. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2017. – № 5 (15). – С. 64-69. – URL: https://moluch.ru/th/4//74/2931/ (дата обращения: 17.05.2021).
Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного образования, являясь основным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка.
Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни сегодня не представляется возможным без использования накопленных столетиями и проверенных многими поколениями народных традиций, обычаев и способов физического воспитания.
Актуальность обозначенной проблемы подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.). В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, обеспечении исторической преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования применительно к физическому развитию в ФГОС ДО определены следующие основополагающие принципы:
‒ принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
‒ принцип учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка;
‒ принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие» предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
‒ двигательная деятельность связана с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, координацию и гибкость;
‒ формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
‒ Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
‒ Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
‒ Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольном возрасте. Многовековый опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребёнка. Народные игры – составная часть традиций каждого народа, элемент его духовного заряда, формировавшегося на протяжении длительного периода. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций – это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.
Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из таких форм в нашем детском саду стало использование чувашских подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, парциальная программа «Родники здоровья» И. В. Махаловой, труды известного специалиста по энтнопедагогике профессора Г. Н. Волкова, педагогическая технология «Игры Батыра» МБДОУ «Детский сад № 123» г. Чебоксары с учётом национально-культурных условий Чувашской Республики нацеливает коллектив на использование в работе с детьми и решение следующих задач:
‒ пробуждение интереса к истории и культуры своей Родины, любви к родному краю.
‒ расширение кругозора детей через комнату чувашского быта «Эреш», созданного силами педагогов и родителей.
‒ широкое использование народного фольклора.
‒ знакомство с чувашскими играми.
‒ воспитание у детей уважения и бережного отношения к национальным традициям физического воспитания своего народа.
Как же тема «Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания» прослеживается в развивающем пространстве и в организации образовательного процесса в рамках непосредственно образовательной деятельности с детьми в нашем детском саду?
Физическое воспитание детей в ДОУ на основе народных традиций в полиэтническом пространстве представляет собой единую систему, которая функционирует и развивается при определенных педагогических условиях.
В оздоровительных целях в МБДОУ созданы условия для удовлетворения естественных потребностей в движении: физкультурный и музыкальный залы, спортивная площадка.
Как поддержка активности, инициативы, самостоятельности ребенка в постижении народных традиций физического воспитания, удовлетворении потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
В групповых помещениях имеются физкультурные уголки, которые оснащены традиционными предметами: обручами, мячами, скакалками, кеглями, предметами для развития глазомера, координации движений, мягкими модулями. Для организации чувашских игр в старших дошкольных группах имеются – лапти, биты, платочки, палочки и др. В помощь педагогу в каждой группе в соответствии с возрастом разработаны паспорта физкультурных уголков, картотеки народных и чувашских подвижных игр, считалок.
Народная игра является неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением, у них формируется устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края.
Прежде чем внедрить в практику чувашские подвижные игры, в детском саду силами педагогов и родителей создана комната чувашского быта «Эреш», где дети знакомятся детей с укладом и обычаями чувашского народа.
В групповых комнатах имеются мини центры национальной культуры с краеведческим содержанием, в книжных уголках размещён фольклорный материал (сказки, пословицы, поговорки, считалки), дидактические игры, изготовленные руками педагогов, национальные куклы, салфетки с чувашским орнаментом.
Ознакомление детей с культурой чувашского народа во время образовательной деятельности проводится во всех видах деятельности:
‒ просмотр презентации о родном городе Чебоксары,
‒ встреча с мастером народных промыслов ЧР З. И. Вороновой «Игра с куклами»;
‒ организация сюжетно-ролевой игры «Анюк пришла в гости»;
‒ театрализация чувашской сказки «Айпиге»;
‒ проведение экскурсий:
‒ участие в фестивалях чувашской музыки, поэзии, изобразительного искусства;
‒ занятия по теме «Наши игры хороши, выходи игру начни», прогулки, где дети большое предпочтение отдают таким играм: чувашским «Тилирам», «Лошадки», «Хищник в море», «Не проспи», «Луна и солнце», «Платочек», «Быстро возьми» и др.
Чувашские народные игры являются непременным элементов народных праздников. Игры заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка, привлекают внимание многообразием и национальным колоритом. В соответствии с календарём в содержание традиционных праздников включаем самобытные народные игры, состязания, танцы. Традиционным стал праздник Çăварни (масленица). Воспитатели и дети наряжаются в разноцветные сарафаны и яркие платки. Дети катаются на санках, соревнуются в ловкости и быстроте в спортивных эстафетах.
В преддверии празднования Дня города Чебоксары, Дня Чувашской Республики, в организации недели чувашской культуры проводились под названием «Горжусь тобой – моя столица», «Чувашские игры хороши», «Игры Батыра».
Большим шагом при ознакомлении детей с народными подвижными играми, стало приобщение в этот процесс родителей воспитанников. Это участие в спортивных состязаниях детского сада и мероприятиях города. В ознакомлении детей с чувашской вышивкой. Участие в конкурсе шитья чувашских костюмов.
Организация фотовыставки «Физическое воспитание в семье» позволяет сделать вывод, что своим примером приобщают детей к спорту, к здоровому образу жизни, где вместе с детьми принимают участие в городских мероприятиях таких как «Акатуй».
Таким образом, детский сад, используя национальный компонент в физическом развитии детей дошкольного возраста обогащает содержание двигательной деятельности детей, формирует устойчивые потребности в ней, что способствует укреплению здоровья, расширяет знания о национальных особенностях культуры чувашского народа.
В заключении хочу закончить словами М. А. Горького «Народные игры не должны быть забытыми, они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение – доставят детям радость, а не будут учебным занятием»
Литература:
- Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары, 2003.-255 с.
- Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике. Сост. Р.Б. кузьмина, М.А. капустина. – Чебоксары: «Клио», 1988.
- Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей детского сада, под ред.Л. В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.-79с.
- Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания. И. В. Махалова.- Чебоксары: Чуваш. КН. изд-во, 2015.-79 с.
- Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду: И. В. Махалова, Е. И. Николаева, Учебно – методическое пособие. – Чебоксары: Новое время, 2006.-164 с.
- Чувашские детский игры. Сост. Л. Г. Ягодова, И. В. Махалова.- Чебоксары, 2005.-135с.
- Этнопедагогика чуваши. Г. Н. Волков. Чебоксары. М.: Пресс-сервис, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): Физическое воспитание, детский сад, игра, дошкольное образование, дошкольный возраст, ребенок, здоровый образ жизни, ознакомление детей, Чебоксары, чувашский народ.
Похожие статьи
Формы и методы работы по формированию у детей здорового…
детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс…
Физическая культура в дошкольном учреждении как основа…
Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного… здоровый образ жизни, ребенок, федеральный государственный…
Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях…
Физическое оздоровление детей дошкольного возраста… дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.
Воспитание основ здорового образа жизни у детей…
дошкольный возраст, ребенок, личная гигиена, помощник воспитателя, общественная гигиена, гигиеническое воспитание, игра, дошкольное учреждение, здоровье, детский сад.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного…
здоровый образ жизни, формирование представлений, родитель, детский сад, ранний возраст, дошкольный возраст, дошкольное образование, семья, форма взаимодействия, ребенок. Роль валеологии в системе здоровьесберегающих технологий…
Взаимодействие семьи и образовательной организации как…
Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях… ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство…
образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель
Физическая культура в дошкольном учреждении как основа… ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка…
Укрепление физического и психического здоровья детей…
Не секрет, что развитие, обучение и воспитание ребенка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного…
Формирование представлений здорового образа жизни у детей…
здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.
Источник