Народное творчество в эстетическом развитие ребенка

Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора
«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора».
Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.
Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.
Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.
Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость. Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубы белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).
«Радуга-дуга не давай дождя,
Давай солнышко-колоколнышко.»
Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:
От топыта копыт пыль по полю летит.
«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь – не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Шапка да шубка – вот и весь мишутка.
Баран – буян залез в бурьян.
У осы не усы, а усики.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Соломы воз возница вёз.
На возу коза. Под возом лоза.
Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка…». Использую мирилки:
«Мирись – мирись
И больше не дерись,
– А если будешь драться,
– Я буду кусаться,
– А кусаться ни почём,
– Буду драться – кирпичом,
– А кирпич сломается,
– Скоро дружба – начинается»!
В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Источник
Районное методическое объединение для воспитателей по художественно-эстетическому развитию воспитанников
Сообщение по теме:
«Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»
Подготовила и провела:
Н.А. Городецкая,
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»
г. Семенов
2016 г.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Развитие гармоничной, самодостаточной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.
Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты. В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни – оно нашло свою нишу в педагогике.
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. А наш район (округ) богат мастерами! Издавна Семеновский уезд (район) знаменит Хохломой, Семеновской матрешкой, Федосеевской игрушкой, резными и инкрустированными соломкой деревянными изделиями, берестяной посудой. И кому как не нам, в воспитании наших детей, использовать приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству?
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, помогает видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Очень радует то, что в настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественно-эстетическом развитии детей в детских садах нашего города. Оно влияет на декоративно – прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно – практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно – прикладной деятельности появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.
Для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, их свойствах, видах искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении.
Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно – прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения. В подтверждении этого Т.Я.Шпикалова, отмечая синкретичность народного искусства, говорит о необходимости включения в декоративно – прикладную деятельность других его видов.
Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно – прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. По их мнению, феномен интегрированного подхода в процессе приобщения дошкольников к народной культуре обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.
Интегрирование разного содержания в воспитательной – образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества. И мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны (слитность, неразделенность.). Синкретизм мышления у дошкольников проявляется в нерасчлененности психических функций на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечают синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов.
Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно – часто в форме игры или манипулирования словами – переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.
Поэтому, народное искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми, используется в интегрированной форме как в непосредственно образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.
Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно – прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.
Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер декоративно-прикладного искусства присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.
Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства – народная игрушка, – поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).
Список литературы:
- Богуславская И.Я. Дымковская игрушк.Л.,Детство -пресс, 1988 -65с.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк 2 -е изд. – М.:1967.
- Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество,/Под ред. Т.Я.Шпикаловой,М.Владос, 2000. -105с.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
- Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., Просвещение 2004 -97с.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М., Владос, 2004 -107с.
- Домарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: 1995.
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 -4 лет рисованию, лепке.
- Доронина Г.В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми/Дошкольное воспитание №12 -1990. -65с.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С -Пб. Детство – Пресс.1998 -98с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М .: 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:2006.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: 2005
- Кожахина С.К. Путешествие в мир искусства. – М.: 1996.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. – М .: 2006.
- Лыкова И.А. Развитие художественного творчества. М.Сфера.2005 -86с.
- Народное искусство в воспитании дошкольников/Под ред. Т.С.Комаровой. Педагогическое общество России, 2005 -256с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.
- Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М. Сфера.2005 -112с
- Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного искусства. М. Просвещение.2004. -168с.
- Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: 1981.
Источник
Инфоурок
› Дошкольное образование ›Презентации›”Русское народное творчество, как развитие художественно-эстетических возможностей дошкольников”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Творческая презентация на тему «Русское народное творчество, как развитие художественно – эстетических способностей дошкольников» Подготовил воспитатель: Влезько Галина Анатольевна
2 слайд
Описание слайда:
Актуальность Одной из важнейших задач развития личности ребенка – дошкольника является освоение им духовного богатства, культурно – исторического опыта народа, создаваемого веками огромным количеством поколений. Русское народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, показатель его способностей и таланта. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений, учат творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Возраст детей – дошкольников – период наиболее высокой «языковой одаренности», период особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям.
3 слайд
Описание слайда:
Цель: Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского народного творчества. Задачи: Выявить значение народного творчества в системе воспитания детей. Разработать пути формирования творческой активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. Обогащать чувства детей. План: Изучить методическую литературу по данной теме. Разработать перспективный план работы с детьми. Подготовить консультации для родителей. Внедрить технологии в практику, с целью повышения профессионального уровня.
4 слайд
Описание слайда:
НОД Развлечения Дидактические игры Беседы Экскурсии Викторины Фотоотчеты Практические Консультации занятия для родителей Рассматривание Оформление иллюстраций выставок Формы работы с детьми и родителями
5 слайд
Описание слайда:
Знакомство с изделиями народного творчества
6 слайд
Описание слайда:
Практическая деятельность: художественное творчество
7 слайд
Описание слайда:
Выставка «Наши руки не для скуки»
8 слайд
Описание слайда:
Экскурсия в гончарную мастерскую
9 слайд
Описание слайда:
Фольклорно – образовательная деятельность «Честная масленица – широкая боярыня»
10 слайд
Описание слайда:
Районное методическое объединение по художественно – эстетическому развитию «Дымковские мотивы»
11 слайд
Описание слайда:
Открытое мероприятие по художественно – эстетическому развитию «Звонкие мелодии России»
12 слайд
Описание слайда:
Литература Богатеева С.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях». М.Просвещение – 2010 г. Богоуславская И.Я. «Дымковская игрушка». М. Просвещение – 2012 г. Гаврилова В.В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». М. Детская литература – 2011 г. Жегалова С.К. «Росписи Хохломы». М.Детская литература-2013 г. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество». М.Педагогика-2014 г. Коромыслов Б.И. «Жостовская роспись». М.Изобразительное тскусство-2012 г. Лыкова И.А. «Изодеятельность и детская литература». Творческий центр «Сфера» – 2012 г. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия». Творческий центр «Сфера»-2012 г. Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством». М.Мозаика-Синтез- 2014 г. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа». М.ВЛАДОС 2014 г. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа». М.ВЛАДОС 2014 г.
13 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс профессиональной переподготовки
Учитель-наставник
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала: ДБ-563927
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник